93917

Экономические основы деятельности СМИ

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Переходя к изучению функционирования СМИ в условиях современной экономики определимся с основными понятиями которые будут использоваться в данном курсе. Переходя к определению экономики СМИ или медиаэкономики необходимо учитывать все вышеперечисленные аспекты.

Русский

2015-09-07

19.89 KB

13 чел.

Экономические основы деятельности СМИ.

Переходя к изучению функционирования СМИ в условиях совре-

менной экономики, определимся с основными понятиями, которые будут использоваться в данном курсе.

Базовым термином, несомненно, является экономика. Это слово (от греч. oikonomike – искусство ведения хозяйства, домоводство) обозначает:

- народное хозяйство, включающее отрасли материального и нематериального производства;

- научную дисциплину, занимающуюся изучением секторов и отраслей хозяйства страны, регионов, условий и элементов производства.

Экономикс – теория рыночной организации общественного производства, включающая макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика – раздел экономической науки, исследующий

экономику как целое, а также важнейшие ее сектора и использующий

для этого агрегированные (всеохватывающие) показатели и их связи,

например, с деньгами, занятостью, процентными ставками, государственными расходами, инвестициями и потреблением.

Мезоэкономика – раздел экономической науки, изучающей отдельные сектора и отрасли национальной экономики.

Микроэкономика – раздел экономической науки, изучающий относительно маломасштабные экономические процессы, субъекты, явления. В центре ее внимания находятся производители и потребители, их

решения по поводу объема производства, продаж, покупок, потребления

с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Основные разделы микроэкономики изучают теорию рыночных структур и фирм, вопросы монополии и конкуренции, проблемы взаимодействия государства, общественного и частного секторов, распределения доходов.

Естественно, макро- и микроэкономика – не изолированные друг от

друга сферы, а области, находящиеся в процессе взаимовлияния и взаимодействия. Общее состояние экономики напрямую влияет на положение отдельных фирм, решения, принимаемые законодателями или правительствами, формируя управленческую практику на уровне отдельной

фирмы. С другой стороны, состояние конкретных индустрий, складывающееся из деятельности отдельных компаний, побуждает правительство к определенным решениям в экономической сфере, а лоббисты,

защищающие интересы крупных корпораций, способны в той или иной

степени влиять на законотворческий процесс.

Переходя к определению экономики СМИ, или медиаэкономики, необходимо учитывать все вышеперечисленные аспекты. В данном курсе

под этим термином обозначается дисциплина, занимающаяся изучением

Таким образом, специфика задачи, стоящей перед современным специалистом в сфере коммуникаций, заключается в том, что он должен иметь хотя бы общее представление о двух взаимосвязанных, но все-таки различных дисциплинах. С одной стороны, ему необходимо представлять функционирование СМИ в макроэкономическом контексте, чему уделяет особое внимание политико-экономическая традиция исследования СМИ. С другой – любому специалисту в сфере коммуникаций, даже работающему в коммерческом отделе организации, для эффективного выстраивания отношений со СМИ необходимо понимать экономические аспекты функционирования СМИ, принципы организации, финансирования, экономического потенциала того или иного предприятия СМИ. Именно на это и направляет свое внимание медиаэкономикс – экономическая дисциплина, рассматривающая проблемы экономии, т. е. максимального использования того, чем располагают предприятия СМИ. Она предполагает изучение такого практического использования материальных (зданий, оборудования, финансов) и нематериальных (информации, людей – журналистов, менеджеров, технических профессионалов, обслуживающего персонала) ресурсов, которое ведет к максимальной эффективности медиа предприятия в частности и медиа-

индустрии в целом.

Резюме. СМИ являются сегодня одной из важных частей индустрии сервиса, которая в последнее время занимает ведущие позиции в развитии экономики ведущих государств мира. СМИ охватывают все сферы человеческой жизни – работу, отдых, развлечения. С каждым годом роль СМИ в жизни современного общества только возрастает.

Средства массовой информации и коммуникации образуют единую взаимосвязанную систему, на создание и развитие которой тратятся огромные средства. Для изучения СМИ как отдельной отрасли рыночного хозяйства, а также условий и элементов медиапроизводства была создана такая дисциплина как экономика СМИ, или медиаэкономика. Медиаэкономика изучает и конкретные механизмы функционирования медиапредприятия, и медиаиндустрию как специфическую отрасль народного хозяйства.