9402

Возбуждение уголовных дел

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема №9: Возбуждение уголовных дел. Понятие сущность задачи и значение стадии возбуждения уголовных дел. О возбуждении уголовного дела можно говорить в различных смыслах, как: 1. стадия 2. институт 3. акт, действие Возбуждение уголовного дела ...

Русский

2013-03-06

42.5 KB

5 чел.

Тема №9: Возбуждение уголовных дел.

Понятие сущность задачи и значение стадии возбуждения уголовных дел.

О возбуждении  уголовного дела можно говорить в различных смыслах, как:

1. стадия

2. институт

3. акт, действие

Возбуждение уголовного дела – 1 стадия уголовного судопроизводства. Сущность состоит  в  своевременном и законном реагировании на каждое  сообщение о совершенном/готовящемся  преступлении путем проверки  сообщения  и принятия решения следователем органом дознания руководителем следственного органа.

Принятия одного из 3-х решений:

  1.  о возбуждении
  2.  об отказе в возбуждении
  3.  либо передачи  сообщения по подследственности или в суд

ст.24 п.1 УПК РФ

отказ в возбуждении уголовного дела:

  1.  отсутствие события  преступления
  2.  отсутствие состава преступления

Содержание этой стадии образует комплекс процессуальных действий или решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и суда.

Задачами данной стадии является установление  наличия или отсутствия оснований для возбуждения  уголовного дела, что вытекает из ч.2 ст. 140 УПК РФ. Установление правовых оснований наличия или отсутствия для отказа уголовного дела, предусмотренных ст. 24 УКР РФ.

Правовое значение акта  возбуждения уголовного дела состоит в том, что он открывает возможность для  производства всех без исключения следственных действий; открывает возможность для применения всех мер  процессуального принуждения; с момента  возбуждения уголовного дела начинается отсчет процессуальных сроков предварительного следствия и дознания.

Социально-правовое значение заключается в обеспечении возможностью контроля за деятельностью органов предварительного следствия.

-2-

Органы и должностные лица уполномоченные  возбуждать уголовное дело их компетенция.

УПК наделяет правом возбуждения уголовного дела дознавателя, орган дознания  начальника   подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа. Суд не вправе возбуждать уголовное дело (т.к. не имеет право осуществлять право на уголовное преследование).

Прокурор, как правило, тоже не вправе самостоятельно возбуждать уголовное дело (уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются по заявлению потерпевшего, но можно возбудить и без заявления но с согласия прокурора, т.о без согласия прокурора возбуждение не возможно, не имеет юридической силы).  

Начальник подразделения – в ст. 146 не закреплено его право, а в 40.1 указан как субъект возбуждающий уголовное дело.

Компетенция определена в ст. 447-448 УПК РФ.

Ст. 157 УПК орган дознания вправе возбудить уголовное дело, но потом передать его следователю.

-3-

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Поводы для возбуждения

  1.  законный повод
  2.  достаточные основания
  3.  отсутствие обстоятельств, исключающих производству по уголовному делу

ст.24 и 27 УПК

ст. 448 – отсутствие согласия…- обстоятельство исключающее  производства по делу +

п.43 ст.5 УК ч.1 ст.140  поводами служат:

  1.  заявление о преступлении
  2.  явка с повинной
  3.  сообщение о совершенном или полученном преступлении, полученное из  других источников (например, помощник прокурора проводит проверку и  обнаружены признаки преступления, тогда составляется  рапорт об обнаружении преступления)

Анонимное заявление не является  поводом  для возбуждения УД.

Устное заявление должно быть занесено в протокол, которое подписывается заявителем и принявшим заявление.

Повод – источник сведений о сообщении; представляет собой устное или письменное сообщение, полученное должностным лицом органа дознания или предварительного следствия из предусмотренного законом источника информации, содержащее данные о признаках преступления  и зафиксированное  в соответствующем документе в письменном заявлении, в  протоколе явки с повинной, в протоколе следственного действия, в протоколе суд  заседания.

Основания для возбуждения уголовного дела.

Согласно ч.2 ст. 140 УПК РФ основанием является наличие достаточных данных указывающих на признаки преступления.

-4-

Порядок и сроки  рассмотрения сообщений о преступлении.

УПК обязывает принять и принять и проверить  сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Принятие решение в срок не позднее  3 суток.

Порядок принятия осуществляется в соответствии со ст. 141 и 143 + ведомственные инструкции.

Сроки проверки:

  1.  3
  2.  10
  3.  30

Способы проверки:

  1.  путем проведения следственных действий ст. 176, ст. 177, ст.179 ч.1 УПК РФ
  2.  путем требования о производстве документарных проверок, ревизий
  3.  путем  истребования документов и предметов
  4.  путем проведение  оперативно-розыскных мероприятий.

Доказательства получают  путем проведения экспертиз.

=5=

Решения, принимаемые поп результатам рассмотрения сообщения о преступления.

Принимается одно из 3х решений:

  1.  о возбуждении
  2.  об отказе
  3.  о передаче поп подследственности
  4.  о передаче в суд (по частным)

Решения должны оформляться постановлением.

Содержание постановления сформулированы в ч.2 ст.146 УПК.

УД может быть возбуждено:

  •  по признакам преступления
  •  в отношении конкретного лица

В случае возбуждения дела не правомочным лицом это признается серьезным нарушением и влечет отмену всех состоявшихся решений.

Прокурор вправе отменить постановление  о возбуждении УД в  течение 24 часов.

Ст.148 УПК регламентирует порядок отказа в возбуждении УД. Отказ в возбуждении допускается только в отношении конкретного лица.

=6=

Особенности возбуждения УД частного и частно-публичного обвинения.

Ст.147 и ст.20 УПК.

Дела частного обвинения возбуждается путем подачи заявления самим потерпевшим мировому судье.

УД частно-публичного обвинения возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство ведется в общем порядке. Ч.4 ст.20 указывает исключения из данного правила.

=7=

Отказ в возбуждении УД.

Ст.24 УПК и 23 УПК регламентирует.

Отказ оформляется путем вынесения постановления. Если заявление подано в отношении конкретного лица, то следователь решает вопрос об ответственности за заведомо ложный донос, копия в течении 24 часов заявление, которое вправе обжаловать и прокурору, который может отменить, но только у дознавателя, а руководитель следственного органа в отношении следователя.

Постановление об отказе  УД может быть обжаловано в суд. Тогда выносится постановление о незаконном/необоснованном постановлении и об устранении нарушений.

ПП ВС РФ: судья не может сделать вывод о фактических обстоятельствах дела (ст.125 УПК РФ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54051. Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений 450.5 KB
  Обзор зарубежного и российского опыта социальной работы с несовершеннолетними. Изучить нормативно-правовые основы социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений. Охарактеризовать преступность несовершеннолетних, выделить её особенности. Рассмотреть возрастные особенности представленной категории лиц.
54052. МЕТОДИКА ВИКЛАДАННЯ ЛОГАРИФМІЧНОЇ ФУНКЦІЇ В ШКОЛІ 884 KB
  Мета роботи - системазувати відомості про логарифмічну функцію в шкільному курсі алгебри старшої школи і розкрити роль і місце вивчення логарифмічної функції, рівнянь та нерівностей в школі та вибрати методику подання цієї теми.
54053. ЛОГАРИФМІЧНІ РІВНЯННЯ. МЕТОДИ РОЗВЯЗУВАННЯ ЛОГАРИФМІЧНИХ РІВНЯНЬ 857 KB
  Мета: продовжувати роботу над пошуком шляхів розв’язування логарифмічних рівнянь, формувати вміння і навички аналізувати здобути корені рівнянь; розвивати увагу, математичне мовлення, робити висновки, узагальнювати факти; виховувати цілеспрямованість, вміння працювати в колективі, бути стійким перед труднощами.
54054. Типология культур. Особенности массовой и элитарной культуры 35 KB
  Типология культуры как метод научного познания осуществляет процедуру расчленения различных социокультурных систем и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культуры позволяет объединять какие-либо сходные культуры в одну группу и отличать их от других культур.
54055. Урочисте відкриття тижня Логіки 149.5 KB
  Учень. Відкрити тиждень логіки дозволяю Капітанів прошу представити команди і здати рапорти команди здають рапорти 1 учень. Увага Увага 2 учень. Доброго дня дорогі діти і гості 1 учень.
54056. Інтегрування змісту навчальних предметів та логіки 120.5 KB
  Дітям необхідно знати правила і закони логіки у них мають бути сформовані логічні вміння розвинуте логічне мислення. Особливо виразно продуктивність застосування інтегрованого підходу можна побачити на уроках логіки. Знання учителя основних правил і законів логіки дає змогу користуватися логічними прийомами під час розвязування проблемних ситуацій з будь якої освітньої галузі; розвивати в учнів вміння застосовувати правила і закони логіки щодо аналізу подій явищ оцінки своїх і чужих думок формулювати і приймати обґрунтовані рішення під...
54057. Межпредметная интеграция как средство активизации учебного процесса 135.5 KB
  В специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка межпредметная интеграция должна занимать не последнее место. В этой связи совместные уроки математики и английского языка могут быть очень интересными.
54058. АЛГЕБРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ АЛГЕБРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 1.77 MB
  Таблица истинности - это таблица, устанавливающая соответствие между всеми возможными наборами логических переменных, входящих в логическую функцию и значениями функции.
54059. Логика 81.18 KB
  Знаешь ли ты этого человека запутанного в плащ Нет. А между прочим это твой отец. Объект логики это то на что направлен интерес ученого в логике это мышление на человекомышление. Логика это наука не о всем мышлении а о правильном мышлении о правильном рациональном мышлении которое можно выразить в знаково символической форме словами.