94131

Русское искусство второй половины XIX в. Передвижники. Пейзаж, портрет, жанровая и историческая живопись

Доклад

Культурология и искусствоведение

Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х – время господства так называемого критического или демократического реализма. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в.

Русский

2015-09-09

30.85 KB

0 чел.

Русское искусство второй половины XIX в. Передвижники. Пейзаж, портрет, жанровая и историческая живопись.

Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х – время господства так называемого критического, или демократического, реализма. Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов (1834-1882). «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» (обе – 1861) «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862, ). Они образуют как бы серию, объединенную сквозной темой: во всех них присутствуют церковнослужители. Эмоционально-лирически сюжет - «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ) и, конечно, «Тройка» (1866, ). В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», 1871) в картине И. М. Прянишникова «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865): московские купцы забавляются зрелищем унижения жалкого бедняка чиновника, вытанцовывающего перед ними наподобие базарного паяца ради лишнего гроша.

Передвижники

Еще в 1860-е годы в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств – назрела борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый бунт 14-и. Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии.

В 1870 году в Москве передовые художественные силы объединились в «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции, иногда в 20 городах в течение года.

У передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX века.

психологизации искусства, сосредоточенного на теме личности и ее внутренней биографии

И. Н. Крамской- вождь и теоретик передвижничества (1837-1887), в 1863 г. возглавивший «бунт 14-и»; Работы- «Незнакомка» , " Христос в Пустыне"

Николай Николаевич Ге (1831-1894) один из основателей русского передвижничества

«Тайная вечеря»- обнаженность конфликта, идейный раскол, принципиальное разногласие сторонников двух разных мировоззрений, ибо Иуда у Ге предстает узнанным. Свет и тень, добро и зло, столкновение двух разных начал лежат в основе произведения Ге. Это подчеркнуто светотеневыми контрастами и динамикой выразительных поз.

среднерусский пейзаж или суровая северная природа становятся теперь главной темой живописцев.

А. К. Саврасов (1830-1897). Классический пейзаж нового типа – «Грачи прилетели» (1871)Простой мотив трактован с такой пронзительной любовью к этой земле, так много в нем искреннего чувства, так тонко переданы скромные краски пейзажа, с таким вниманием к жизни природы показаны неуловимые сразу приметы времени и места: следы заячьих лап, куст распустившейся вербы, что трепет охватывает каждого, кто смотрит на эту картину. Так передвижники-пейзажисты открыли и научили видеть красоту внешне совсем простого русского ландшафта.

Пейзажи И. И. Шишкина - это природа богатырского народа. нечто незыблемое, постоянное: расцвет лета, спелая рожь, вечнозеленые сосны («Рубка леса», 1867, «Сосновый бор. », 1872, ). особенности художественного мировоззрения Шишкина - Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство. «Рожь» (1878), «Утро в сосновом лесу»

А. И. Куинджи (1842-1910) романтический характер его пейзажам, но и сообщающими им некоторую театральность, придуманность. «Лунная ночь на Днепре»

Исаак Ильич Левитан (1860-1900), «огромный, самобытный оригинальный талант», лучший русский пейзажист- знаменитые пейзажи «Березовая роща» (1885-1889), «Вечерний звон», «У омута» (оба 1892, ), «Март» (1895, ), «Золотая осень» (1895, ), Летний вечер (1900).

И. Е. Репин

групповой портрет «Бурлаки на Волге»

Период 1880-х годов характеризуется расцветом репинского творчества. Художник одновременно выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. портреты, портреты-типы, портреты-картины.

Репин создавал знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. Мусоргский, написанный за несколько дней до смерти композитора.

монументальная «хоровая» картина – «Крестный ход в Курской губернии». Картина представляет собой максимально объективное изображение пореформенной России, символизирующее победу критического реализма в русском искусстве этой поры.

«Не ждали» , «Царевна Софья» (1879)

В. И. Суриков

-главным героем которой является народ. первое прославившее художника полотно «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меньшиков в Березове» 1883 года, показан сподвижник Петра в опале. Меньшиков, грандиозная фигура которого несоразмерна масштабу изображенного пространства, восседает в кресле как грозный властелин, отверженный, но не смирившийся и еще ждущий своего часа.

Сурикова привлекали личности героические. На выставке 1887 г. он экспонировал большое полотно – «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» , «Степан Разин» (1906,

В. В. Верещагин- знаменитый художник-баталист. картина «Апофеоз войны» (1871, ) где изображена пирамида черепов, иссеченных саблями, под раскаленным солнцем пустыни не далеко от мертвого, полуразрушенного города. Это аллегория войны, расшифрованная текстом на раме картины: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Последняя серия картин Верещагина – «1812 год. Наполеон в России» (1877-1904), в которой показан разгром наполеоновской армии и героизм русских партизан.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72377. ПРОГРАММИРОВАНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 5.58 MB
  Самостоятельная работа студента объемом 116 ч. (очное обучение), 187 ч. (очно-зоачное обучение), 230 ч. (заочное обучение) и 236 ч. (заочное сокращенное обучение) выполняется в соответствии с методическими указаниями с целью закрепления и усвоения навыков объектно-ориентированного...
72378. ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ 659.5 KB
  Эти знания должны способствовать формированию политической культуры воспитанию политически грамотных людей способных рационально и критически оценивать политические феномены делать осознанный политический выбор быстро ориентироваться в стремительно меняющейся...
72381. Работа с базами данных 63 KB
  Изучить пользовательские форматы данных. Научиться использовать средство Условное форматирование для выделения диапазона данных. Освоить способы сокрытия и защиты данных.
72382. Знакомство с Еxcel, Настройка новой рабочей книги 50 KB
  Цель работы: ознакомиться с Ленточным интерфейсом табличного процессора EXCEL. Изучить организацию данных, систему адресации и организацию работы с ячейками в EXCEL. Ознакомиться с основными форматами ячеек. Освоить основные приемы и типовые технологические операции при работе с данными.
72383. Передача энергии и количества движения при соударении шаров 249 KB
  Закон сохранения импульса: = const импульс замкнутой системы не меняется с течением времени. Закон сохранения энергии: в системе тел между которыми действуют только консервативные силы полная механическая энергия с течением времени остается постоянной.
72384. Изучение законов вращательного движения на крестообразном маятнике Обербека 294.5 KB
  Основное уравнение динамики вращательного движения относительно неподвижной оси для твердого тела имеет вид 4 где J момент инерции системы ε угловое ускорение сумма моментов сил действующих на систему. Связь между линейным и угловым ускорениями...