94131

Русское искусство второй половины XIX в. Передвижники. Пейзаж, портрет, жанровая и историческая живопись

Доклад

Культурология и искусствоведение

Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х время господства так называемого критического или демократического реализма. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в.

Русский

2015-09-09

30.85 KB

0 чел.

Русское искусство второй половины XIX в. Передвижники. Пейзаж, портрет, жанровая и историческая живопись.

Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х – время господства так называемого критического, или демократического, реализма. Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов (1834-1882). «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» (обе – 1861) «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862, ). Они образуют как бы серию, объединенную сквозной темой: во всех них присутствуют церковнослужители. Эмоционально-лирически сюжет - «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ) и, конечно, «Тройка» (1866, ). В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», 1871) в картине И. М. Прянишникова «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865): московские купцы забавляются зрелищем унижения жалкого бедняка чиновника, вытанцовывающего перед ними наподобие базарного паяца ради лишнего гроша.

Передвижники

Еще в 1860-е годы в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств – назрела борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый бунт 14-и. Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии.

В 1870 году в Москве передовые художественные силы объединились в «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции, иногда в 20 городах в течение года.

У передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX века.

психологизации искусства, сосредоточенного на теме личности и ее внутренней биографии

И. Н. Крамской- вождь и теоретик передвижничества (1837-1887), в 1863 г. возглавивший «бунт 14-и»; Работы- «Незнакомка» , " Христос в Пустыне"

Николай Николаевич Ге (1831-1894) один из основателей русского передвижничества

«Тайная вечеря»- обнаженность конфликта, идейный раскол, принципиальное разногласие сторонников двух разных мировоззрений, ибо Иуда у Ге предстает узнанным. Свет и тень, добро и зло, столкновение двух разных начал лежат в основе произведения Ге. Это подчеркнуто светотеневыми контрастами и динамикой выразительных поз.

среднерусский пейзаж или суровая северная природа становятся теперь главной темой живописцев.

А. К. Саврасов (1830-1897). Классический пейзаж нового типа – «Грачи прилетели» (1871)Простой мотив трактован с такой пронзительной любовью к этой земле, так много в нем искреннего чувства, так тонко переданы скромные краски пейзажа, с таким вниманием к жизни природы показаны неуловимые сразу приметы времени и места: следы заячьих лап, куст распустившейся вербы, что трепет охватывает каждого, кто смотрит на эту картину. Так передвижники-пейзажисты открыли и научили видеть красоту внешне совсем простого русского ландшафта.

Пейзажи И. И. Шишкина - это природа богатырского народа. нечто незыблемое, постоянное: расцвет лета, спелая рожь, вечнозеленые сосны («Рубка леса», 1867, «Сосновый бор. », 1872, ). особенности художественного мировоззрения Шишкина - Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство. «Рожь» (1878), «Утро в сосновом лесу»

А. И. Куинджи (1842-1910) романтический характер его пейзажам, но и сообщающими им некоторую театральность, придуманность. «Лунная ночь на Днепре»

Исаак Ильич Левитан (1860-1900), «огромный, самобытный оригинальный талант», лучший русский пейзажист- знаменитые пейзажи «Березовая роща» (1885-1889), «Вечерний звон», «У омута» (оба 1892, ), «Март» (1895, ), «Золотая осень» (1895, ), Летний вечер (1900).

И. Е. Репин

групповой портрет «Бурлаки на Волге»

Период 1880-х годов характеризуется расцветом репинского творчества. Художник одновременно выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. портреты, портреты-типы, портреты-картины.

Репин создавал знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. Мусоргский, написанный за несколько дней до смерти композитора.

монументальная «хоровая» картина – «Крестный ход в Курской губернии». Картина представляет собой максимально объективное изображение пореформенной России, символизирующее победу критического реализма в русском искусстве этой поры.

«Не ждали» , «Царевна Софья» (1879)

В. И. Суриков

-главным героем которой является народ. первое прославившее художника полотно «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меньшиков в Березове» 1883 года, показан сподвижник Петра в опале. Меньшиков, грандиозная фигура которого несоразмерна масштабу изображенного пространства, восседает в кресле как грозный властелин, отверженный, но не смирившийся и еще ждущий своего часа.

Сурикова привлекали личности героические. На выставке 1887 г. он экспонировал большое полотно – «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» , «Степан Разин» (1906,

В. В. Верещагин- знаменитый художник-баталист. картина «Апофеоз войны» (1871, ) где изображена пирамида черепов, иссеченных саблями, под раскаленным солнцем пустыни не далеко от мертвого, полуразрушенного города. Это аллегория войны, расшифрованная текстом на раме картины: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Последняя серия картин Верещагина – «1812 год. Наполеон в России» (1877-1904), в которой показан разгром наполеоновской армии и героизм русских партизан.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85477. Сценарій родинного свята «Щастя бути разом» 74.5 KB
  Прекрасно, коли в сім’ї панують мир і злагода, взаєморозуміння, повага, кохання, вірність, теплота, затишок. Через сім’ю ми – діти, виходимо в суспільство. В сім’ї нам вручають естафету досвіду поколінь, котру ми повинні нести далі, щоб передати її своїм дітям і тим самим майбутньому.
85478. Батько і мати 47.5 KB
  Є скарби, заховані в землю, є такі, що розташовані на поверхні і передаються з покоління в покоління. чаруючи людську душу. До таких скарбів належать пам’ять роду, його звичаї, традиції. Мамина пісня, батьківська хата, бабусина вишиванка, дідусева казка - все це наша родослівна пам’ять.
85479. ДОЛЯ МОЄЇ РОДИНИ В ДОЛІ УКРАЇНИ 80 KB
  Формувати уявлення про родину як частину суспільства, про роль і місце родини в житті людини, дослідити минуле своїх родин, пов’язане з історією України; виховувати шанобливе ставлення до батьків, старших і молодших членів сім’ї, розвивати навички спілкування в сім’ї, що сприяють родоводу...
85480. Творчість Г.С.Сковороди 30.5 KB
  Вчитель: Добру справу завжди починають рукостисканням яке означає взаємоповагу довіру готовність спільно плідно працювати. Вчитель: Активізуємо наші знання про діалог. Що таке діалог Що повинні памятати під час складання діалогу Вчитель: Перед вами конверти в них завдання: група отримала тему треба...
85481. Урок-путешествие по чтению «Сказки А.С.Пушкина» 47.5 KB
  А для кого они Для вас Мы знаем вы любите игры Песни загадки и пляски Но нет интересней для детворы Чем наши волшебные сказки. На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок...
85482. Ю.Збанацький «Гвардії Савочка» 1.7 MB
  Вчити учнів виразно читати та розуміти текст, навчати добору робочого матеріалу до роботи над текстом, розвивати читацькі інтереси учнів, навички стислого переказу, увагу, мовлення. Збагатити знання учнів про мужність народу в роки Великої Вітчизняної війни, участь у ній дітей, виховувати глибоку вдячність...
85483. Особенности развития мышления у подростков в условиях раннего выбора профильного обучения 1.48 MB
  В то же время повсеместное внедрение профильного обучения осуществляется на основе имеющихся образовательных ресурсов учебных заведений, которые далеко не всегда отвечают задачам модернизации образования – в этом случае может происходить простое натаскивание учащихся тем же педагогом за счет увеличения количества часов.
85484. Модель современного школьного издания 495 KB
  Среди наиболее часто называемых проблем современной молодёжи, решению которых также могут способствовать школьные СМИ, нередко упоминается её низкий интерес к чтению и к осмысленной работе с информацией вообще.
85485. Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении и погашении заимствований в системе управления государственным (региональным) долгом субъекта РФ на этапе её реформирования 760 KB
  Критерий привлечения заемных средств для финансирования капитальных расходов бюджета субъекта РФ. Критерий принятия решений о досрочном погашении долговых обязательств субъекта РФ в условиях избытка платежеспособности бюджета. Методика расчета относительной стоимости капитальных расходов бюджета.