94131

Русское искусство второй половины XIX в. Передвижники. Пейзаж, портрет, жанровая и историческая живопись

Доклад

Культурология и искусствоведение

Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х – время господства так называемого критического или демократического реализма. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в.

Русский

2015-09-09

30.85 KB

0 чел.

Русское искусство второй половины XIX в. Передвижники. Пейзаж, портрет, жанровая и историческая живопись.

Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х – время господства так называемого критического, или демократического, реализма. Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов (1834-1882). «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» (обе – 1861) «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862, ). Они образуют как бы серию, объединенную сквозной темой: во всех них присутствуют церковнослужители. Эмоционально-лирически сюжет - «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ) и, конечно, «Тройка» (1866, ). В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», 1871) в картине И. М. Прянишникова «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865): московские купцы забавляются зрелищем унижения жалкого бедняка чиновника, вытанцовывающего перед ними наподобие базарного паяца ради лишнего гроша.

Передвижники

Еще в 1860-е годы в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств – назрела борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый бунт 14-и. Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии.

В 1870 году в Москве передовые художественные силы объединились в «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции, иногда в 20 городах в течение года.

У передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX века.

психологизации искусства, сосредоточенного на теме личности и ее внутренней биографии

И. Н. Крамской- вождь и теоретик передвижничества (1837-1887), в 1863 г. возглавивший «бунт 14-и»; Работы- «Незнакомка» , " Христос в Пустыне"

Николай Николаевич Ге (1831-1894) один из основателей русского передвижничества

«Тайная вечеря»- обнаженность конфликта, идейный раскол, принципиальное разногласие сторонников двух разных мировоззрений, ибо Иуда у Ге предстает узнанным. Свет и тень, добро и зло, столкновение двух разных начал лежат в основе произведения Ге. Это подчеркнуто светотеневыми контрастами и динамикой выразительных поз.

среднерусский пейзаж или суровая северная природа становятся теперь главной темой живописцев.

А. К. Саврасов (1830-1897). Классический пейзаж нового типа – «Грачи прилетели» (1871)Простой мотив трактован с такой пронзительной любовью к этой земле, так много в нем искреннего чувства, так тонко переданы скромные краски пейзажа, с таким вниманием к жизни природы показаны неуловимые сразу приметы времени и места: следы заячьих лап, куст распустившейся вербы, что трепет охватывает каждого, кто смотрит на эту картину. Так передвижники-пейзажисты открыли и научили видеть красоту внешне совсем простого русского ландшафта.

Пейзажи И. И. Шишкина - это природа богатырского народа. нечто незыблемое, постоянное: расцвет лета, спелая рожь, вечнозеленые сосны («Рубка леса», 1867, «Сосновый бор. », 1872, ). особенности художественного мировоззрения Шишкина - Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство. «Рожь» (1878), «Утро в сосновом лесу»

А. И. Куинджи (1842-1910) романтический характер его пейзажам, но и сообщающими им некоторую театральность, придуманность. «Лунная ночь на Днепре»

Исаак Ильич Левитан (1860-1900), «огромный, самобытный оригинальный талант», лучший русский пейзажист- знаменитые пейзажи «Березовая роща» (1885-1889), «Вечерний звон», «У омута» (оба 1892, ), «Март» (1895, ), «Золотая осень» (1895, ), Летний вечер (1900).

И. Е. Репин

групповой портрет «Бурлаки на Волге»

Период 1880-х годов характеризуется расцветом репинского творчества. Художник одновременно выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. портреты, портреты-типы, портреты-картины.

Репин создавал знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. Мусоргский, написанный за несколько дней до смерти композитора.

монументальная «хоровая» картина – «Крестный ход в Курской губернии». Картина представляет собой максимально объективное изображение пореформенной России, символизирующее победу критического реализма в русском искусстве этой поры.

«Не ждали» , «Царевна Софья» (1879)

В. И. Суриков

-главным героем которой является народ. первое прославившее художника полотно «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меньшиков в Березове» 1883 года, показан сподвижник Петра в опале. Меньшиков, грандиозная фигура которого несоразмерна масштабу изображенного пространства, восседает в кресле как грозный властелин, отверженный, но не смирившийся и еще ждущий своего часа.

Сурикова привлекали личности героические. На выставке 1887 г. он экспонировал большое полотно – «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» , «Степан Разин» (1906,

В. В. Верещагин- знаменитый художник-баталист. картина «Апофеоз войны» (1871, ) где изображена пирамида черепов, иссеченных саблями, под раскаленным солнцем пустыни не далеко от мертвого, полуразрушенного города. Это аллегория войны, расшифрованная текстом на раме картины: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Последняя серия картин Верещагина – «1812 год. Наполеон в России» (1877-1904), в которой показан разгром наполеоновской армии и героизм русских партизан.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44738. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 459 KB
  Изучить основные направления в части оценки состояния номенклатуры и ассортимента продуктов и услуг российских банков, предоставляемых клиентам. Оценить эффективность приоритетов развития и перспектив внедрения новых продуктов и услуг, путей и способов реализации. Разработать рекомендации по внедрению новых продуктов и услуг в банковской среде, предоставляемых клиентам.
44739. Основы психологии и педагогики 615 KB
  Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии.
44740. Горная выработка. Проведение горных выработок 446.5 KB
  Горнодобывающая промышленность является одной из отраслей экономики России, на основе которой развиваются металлургия, химическая промышленность, машиностроение, электродобывающая и другие отрасли.
44741. Минимизация и факторизация булевой функции 896.5 KB
  При переходе от кубической записи булевой функции к функциональной схеме переменные одного куба объединяются знаком конъюнкции, т.е. являются входами одной схемы И, все кубы объединяются друг с другом знаком дизъюнкции
44742. Экранирование магнитного поля 119 KB
  Конструкторно-технологические мероприятия по локализации возможности образования условий возникновения каналов утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок в технических средствах обработки и передачи информации сводятся к рациональным конструкторно-технологическим решениям
44743. Cинус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника 1.24 MB
  Цели урока: Образовательные: Проверить знания умения и навыки учащихся по темам Применение теории подобия треугольников при решении задач и Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
44744. Cинус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника 10.57 MB
  Тип урока: подготовка к контрольной работе. Вид урока: традиционный Цели урока: Образовательные: Совершенствование навыков решения задач на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника; подготовить учащихся к контрольной работе.
44745. Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60 градусов 3.18 MB
  Тип урока: комбинированный изучение нового материала закрепление изученного Вид урока: традиционный Цели урока: Образовательные: Научить учащихся вычислять значения синуса косинуса и тангенса углов 300 450 и 600; формировать навыки решения прямоугольных треугольников используя синус косинус и тангенс острого угла. Оборудование урока: доска с меловыми записями рабочие тетради учебник Геометрия 79 кл.
44746. Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60 градусов. Часть 2 9.42 MB
  Формировать мировоззрение (правильные представления), связанное с ролью математики в науке, исследовании закономерностей реального мира, общностью математических абстракций, общностью отражения материального мира в математических понятиях