94133

Феномен русского авангарда начала XX в. Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х годах

Доклад

Культурология и искусствоведение

Русский авангард общий термин для обозначения значительного явления в искусстве процветавшего в России с 1890 по 1930 год. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями складывающимися в русском искусстве Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия...

Русский

2015-09-09

29.21 KB

2 чел.

Феномен русского авангарда начала XX в. Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х гг.

Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве 

Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

В понятие «авангард» условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм).

Основные представители этого течения в России – В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и другие.

Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества.

Всем течениям свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности – трезвым расчетом, художественной образности – простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции – конструкцией, больших идей – утилитарностью.

Направления

Футуризм (-будущее) — направление в, появившееся в начале XX века. фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигал идею paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa как глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.

Кубофутуризм — локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии). В изобразительном искусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления живописных находок сезаннизма, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Не случайно их работы называли еще "заумным реализмом".

Супрематизм (— наивысший) — направление в авангардистском искусстве, 1910-х гг. в России основано К. С. Малевичем. Супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).

Формальными признаками супрематизма являются: квадрат, как гл. знаковый элемент, регулярные геометрические фигуры, белый фон, насыщенные цвета, игра в плоскости, все направления равноправны, как в космическом пространстве.

Цель — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и дпи, получивший развитие в 1920 — н1930 годов. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер)

внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала

Татлин -“Матрос (Автопортрет)” (1911, “Продавец рыб” (1911, )

Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х гг.

Мир искусства- не интересовались современной действительностью, создавали иллюзорный мир воспоминаний. Изображали то, как должна выглядеть жизнь. Художник должен знать все, универсальная личность. ( Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. )

Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма, грубый язык, пастозное наложение красок, огрубление формы, только масляные краски. ( состав: Кончаловский, Машков, Осьмеркин) Искусство варваров - дикарей. Грубость возведенная в эстетику.

"Голубая роза"- Борисо- Мусатов - идейный вдохновитель. Исповедывали эстетику символизма. Картины похожи на гобелены. ( состав - М. Сарьян, Сапунов, Судейкин)

"Союз русских художников"- использовали реалистический метод. Грабарь -" Февральская лазурь", Малявин - "Танец" - передает чел-ю энергию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63330. Т.Пинчон – один из ярких представителей школы «черного юмора». Роман Т. Пинчона «V.» 28.65 KB
  Пинчона V. развитие творческих способностей студентов усовершенствование и закрепление знаний формировать навыки монологичного ответа уметь применять теоретические знания в практике анализа План семинара: Томас Пинчон одна из самых загадочных фигур в мировой литературе.
63331. Специфика жанра «антиутопия» в современном литературоведении 51 KB
  В первой автор вводит нас в страшный мир Алекса. Мытарства Алекса после освобождения из тюрьмы составляют третью часть романа. После неудачной попытки доведения Алекса до самоубийства у него случается сотрясение мозга и после лечения все привитые ему рефлексы пропадают...
63332. СИСТЕМА ДОХОДІВ БЮДЖЕТУ 303 KB
  При формуванні основного централізованого фонду грошових коштів держава вступає у відносини з: підприємствами організаціями установами усіх форм власності з приводу сплати податків зборів відрахувань та інших платежів...
63333. Видатки бюджету на охорону здоров’я 280.5 KB
  Видатки бюджету на охорону здоровя В усіх країнах що володіють великим економічним і науковокультурним потенціалом здоровя людей вища соціальна цінність а його охорона є важливим напрямом діяльності держави і суспільства та інтегральним...
63334. Бюджетний розпис, порядок його складання та затвердження 174 KB
  Відповідно до Бюджетного кодексу розпис бюджету документ в якому встановлюється розподіл доходів фінансування бюджету повернення кредитів до бюджету бюджетних асигнувань головним розпорядникам бюджетних коштів за певними періодами року відповідно до бюджетної класифікації.
63335. БЮДЖЕТНИЙ ДЕФІЦИТ І ДЖЕРЕЛА ЙОГО ФІНАНСУВАННЯ 167.5 KB
  Стан бюджету та засади його балансування Як план формування та використання фінансових ресурсів для забезпечення завдань і функцій які здійснюються органами державної влади та місцевого самоврядування бюджет повинен відповідати принципу збалансованості відповідно...
63336. Вадим Скуратівський - Київське літературне середовище 60-х - 70-х років ХХ століття 254.5 KB
  Історія поставила в ті десятиріччя дуже своєрідний і напевне просто таки страшний експеримент з цією літературою: вона була абсолютно одержавлена. Ну зрозуміло ті чи інші так звані національні літератури теж входили в ті чи інші звязки з державою...
63337. Вадим Скуратовский - Киевская литературная среда 60-х – 70-х годов XX века 229.5 KB
  Видите ли существует такой взгляд на литературу например взгляд покойного великого Бахтина который считал что собственно биография писателя в тех или иных литературоведческих исследованиях это биографический балласт. Боюсь что великий литературовед и мыслитель был неправ.