94133

Феномен русского авангарда начала XX в. Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х годах

Доклад

Культурология и искусствоведение

Русский авангард общий термин для обозначения значительного явления в искусстве процветавшего в России с 1890 по 1930 год. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями складывающимися в русском искусстве Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия...

Русский

2015-09-09

29.21 KB

2 чел.

Феномен русского авангарда начала XX в. Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х гг.

Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве 

Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

В понятие «авангард» условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм).

Основные представители этого течения в России – В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и другие.

Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества.

Всем течениям свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности – трезвым расчетом, художественной образности – простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции – конструкцией, больших идей – утилитарностью.

Направления

Футуризм (-будущее) — направление в, появившееся в начале XX века. фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигал идею paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa как глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.

Кубофутуризм — локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии). В изобразительном искусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления живописных находок сезаннизма, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Не случайно их работы называли еще "заумным реализмом".

Супрематизм (— наивысший) — направление в авангардистском искусстве, 1910-х гг. в России основано К. С. Малевичем. Супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).

Формальными признаками супрематизма являются: квадрат, как гл. знаковый элемент, регулярные геометрические фигуры, белый фон, насыщенные цвета, игра в плоскости, все направления равноправны, как в космическом пространстве.

Цель — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и дпи, получивший развитие в 1920 — н1930 годов. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер)

внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала

Татлин -“Матрос (Автопортрет)” (1911, “Продавец рыб” (1911, )

Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х гг.

Мир искусства- не интересовались современной действительностью, создавали иллюзорный мир воспоминаний. Изображали то, как должна выглядеть жизнь. Художник должен знать все, универсальная личность. ( Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. )

Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма, грубый язык, пастозное наложение красок, огрубление формы, только масляные краски. ( состав: Кончаловский, Машков, Осьмеркин) Искусство варваров - дикарей. Грубость возведенная в эстетику.

"Голубая роза"- Борисо- Мусатов - идейный вдохновитель. Исповедывали эстетику символизма. Картины похожи на гобелены. ( состав - М. Сарьян, Сапунов, Судейкин)

"Союз русских художников"- использовали реалистический метод. Грабарь -" Февральская лазурь", Малявин - "Танец" - передает чел-ю энергию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8297. Основы управления предприятием 559.5 KB
  Очевидно, что всякая революция имеет свои причины. В чем же причины непрерывного и часто кардинального изменения форм и методов управления в 20 веке. Ответ естественно искать в изменениях, происходящих в объекте управления системы хозяйствования. Под хозяйствованием мы понимаем гармоничное (согласованное) протекание процессов производства и потребления продукции и услуг...
8298. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество 991 KB
  В книге содержатся сведения по различным сторонам деятельности преподавателя современного вуза. Особое внимание уделяется воспитательной работе, способствующей становлению личности студента как субъекта культуры, и творчеству преподавателя. Рассматр...
8299. Педагогика как наука о воспитании и развитии личности 929.5 KB
  Педагогика слово греческого происхождения (пейда - дитя, гогос - вести), буквально оно переводится как деторождение, детовождение или искусство воспитания. В Древней Греции педагогос называли раба, который занимался обучением и воспитанием..
8300. Інформатика. Курс лекцій 7.4 MB
  Навчальний предмет ІНФОРМАТИКА - це нормативна дисципліна з підготовки бакалаврів - майбутніх податківців за напрямом Економіка і підприємництво. Предмет дисципліни - засоби автоматизації інформаційних процесів обробки та використання економічної інформації...
8301. Конспект лекцій з патологічної фізіології 647.5 KB
  Предмет і завдання патологічної фізіології, та її місце в системі підготовки лікаря ветеринарної медицини. Методи патологічної фізіології. Історія розвитку патологічної фізіології та огляд теорій про походження хвороб...
8302. Активізація суспільних та політичних рухів на початку ХХ століття 52.5 KB
  Тема уроку. Активізація суспільних та політичних рухів на початку ХХ століття. Мета: пояснити причинно-наслідкові звязки та перебіг суспільно-політичний рухів на початку ХХ століття розвивати аналітичні вміння при вивченні всесвітньої історії...
8303. Основи охорони праці, техніка безпеки 878 KB
  Дисципліна Основи охорони праці займає особливе положення у формуванні майбутніх фахівців харчової промисловості. Її особливість полягає у нормативному характері знань та умінь фахівців, які спрямовані на збереження здоровя і працездатності людини у процесі трудової діяльності...