94133

Феномен русского авангарда начала XX в. Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х годах

Доклад

Культурология и искусствоведение

Русский авангард общий термин для обозначения значительного явления в искусстве процветавшего в России с 1890 по 1930 год. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями складывающимися в русском искусстве Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия...

Русский

2015-09-09

29.21 KB

2 чел.

Феномен русского авангарда начала XX в. Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х гг.

Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве 

Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

В понятие «авангард» условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм).

Основные представители этого течения в России – В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и другие.

Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества.

Всем течениям свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности – трезвым расчетом, художественной образности – простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции – конструкцией, больших идей – утилитарностью.

Направления

Футуризм (-будущее) — направление в, появившееся в начале XX века. фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигал идею paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa как глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.

Кубофутуризм — локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии). В изобразительном искусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления живописных находок сезаннизма, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Не случайно их работы называли еще "заумным реализмом".

Супрематизм (— наивысший) — направление в авангардистском искусстве, 1910-х гг. в России основано К. С. Малевичем. Супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).

Формальными признаками супрематизма являются: квадрат, как гл. знаковый элемент, регулярные геометрические фигуры, белый фон, насыщенные цвета, игра в плоскости, все направления равноправны, как в космическом пространстве.

Цель — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и дпи, получивший развитие в 1920 — н1930 годов. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер)

внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала

Татлин -“Матрос (Автопортрет)” (1911, “Продавец рыб” (1911, )

Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х гг.

Мир искусства- не интересовались современной действительностью, создавали иллюзорный мир воспоминаний. Изображали то, как должна выглядеть жизнь. Художник должен знать все, универсальная личность. ( Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. )

Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма, грубый язык, пастозное наложение красок, огрубление формы, только масляные краски. ( состав: Кончаловский, Машков, Осьмеркин) Искусство варваров - дикарей. Грубость возведенная в эстетику.

"Голубая роза"- Борисо- Мусатов - идейный вдохновитель. Исповедывали эстетику символизма. Картины похожи на гобелены. ( состав - М. Сарьян, Сапунов, Судейкин)

"Союз русских художников"- использовали реалистический метод. Грабарь -" Февральская лазурь", Малявин - "Танец" - передает чел-ю энергию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70872. Первый день смены 15.79 KB
  Представиться ребятам; не только Вы впервые видите ребят, но и они Вас. Поэтому они будут приглядываться к Вам, а Вы – к ним. Только они это будут делать скрытно и непроизвольно. А Вы открыто, заранее подготовившись. Не бойтесь взаимных смотрин, будьте уверенны в себе, веселы...
70875. Законы и традиции лагеря 20.96 KB
  Иерархия лагеря. Временный коллектив: Начальник лагеря зам начальника лагеря; старший вожатый старший воспитатель начальник спорт корпуса; организатор методист звукорежиссер психолог; вожатый воспитатель физрук плаврук кружковод инструктор по туризму.
70876. Введение в профессию вожатого 17 KB
  Впервые термин вожатый применительно к детской общественной организации в СССР появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда пионервожатый вожатый пионеров. В настоящее время термин вожатый не имеет нормативного определения кроме всероссийских детских...
70879. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПАРАМЕТРІ ЖИДКОСТИ И ГАЗА 1.24 MB
  В теории аэродинамики различают 3 основных принципа полета ЛА: аэростатический принцип который основывается на законе Архимеда: на тело погруженное в жидкость газ действует выталкивающая сила направленная вверх и равная весу вытесненного им объема жидкости газа рис.