9415

Информационное право (ИП) как отрасль права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема №1: Информационное право (ИП) как отрасль права. Понятие информации. Виды информации. Документированная и недокументированная. Предмет информационного права. Особенности формирования информационного права. Междунар...

Русский

2013-03-06

64 KB

43 чел.

Тема №1: Информационное право (ИП) как отрасль права.

  1.  Понятие информации.
  2.  Виды информации. Документированная и недокументированная.
  3.  Предмет информационного права.
  4.  Особенности формирования информационного права.
  5.  Международный характер информационного права.
  6.  Комплексный характер ИП.
  7.  Метод ИП.
  8.  Правовое регулирование информационной сферы за рубежом.

= 1 =

Понятие информации

Ст.2 закона от 27 июля 2006г «об информации, информационных технологиях и о защите информации».

«Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Философское определение

Информация – это разнообразие, которое отражающий субъект (объект) содержит об  отражаемом.

Информация и ее формы отражения:

  1.  элементарное отражение
  2.  биологическое отражение
  3.  социальное отражение
  4.  технико-кибернетическое отражение

Юридические свойства информации:

  •  Физическая неотчуждаемость – информацию невозможно отделить от ее создателя.
  •  Обособленность – информация используется в виде символов и знаков
  •  Двуединство информации и носителя – это вещь на материальном носителе
  •  Распространяемость (тиражируемость) – возможность распространения неограниченного количества экземпляров без изменения в содержании информации
  •  Организационная форма – документ
  •  Экземплярность – существование информации на отдельном материальном носителе позволяет вести ее счет через количество материальных носителей.

= 2 =

Виды информации. Документированная и недокументированная.

По степени организованности:

  1.  документированная – особая форма выражения информации
    Документ - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать или, в установленных законом случаях, ее материальный носитель.
    Документ – материальный носитель с зафиксированной в любой форме на нем информации в виде текста, звукозаписи или их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать и предназначен для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.
    Документ – любой материальный носитель в любой форме, предназначенный для распространения во времени и пространстве.
    Информационные ресурсы – определенные документы или массивы документов, имеющие реквизиты.
  2.  недокументированная – правовому регулированию не подлежит

По роли в системе права:

  1.  правовая
    1.  нормативная
    2.  ненормативная
  2.  неправовая

По степени доступа информацию делят:

  1.  открытая (общедоступная)
  2.  с ограниченным доступом  
    1.  составляющая государственную тайну
    2.  конфиденциальная

= 3 =

Предмет информационного права.

Предмет информационного права – часть общественных отношений, которая связана

  •  с созданием, оформлением, хранением, обработкой, распространением и использованием информационных ресурсов;
  •   с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами;
  •   использованием новых технологий работы с информацией, ее передачи в системах и сетях коммуникации;
  •   с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах;
  •  включает в себя юридическую ответственность в названных отраслях.

Предметная область ИП включает в себя также процесс информатизации, т.е. организацию социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационное право – это совокупность правовых норм относительно охраняемых государством, возникающих в сфере производства, преобразования, потребления, распространения, хранения и обработки информации.

= 4 =

Особенности формирования информационного права.

Формирование современного информационного права тесно связанно с формированием современного информационного общества.

Особенности информационного общества:

  •  наличие информационной инфраструктуры (трансграничные информационно-телекомуникационные сети и информационные ресурсы в них)
  •  массовое применение персональных компьютеров и подключение их к трансграничным информационно-телекомуникационным сетям.
  •  Подготовка членов общества к работе на компьютерах в трансграничных информационно-телекомуникационных сетях.
  •  Новые формы и виды работы в трансграничных информационно-телекомуникационных сетях и виртуальном пространстве
  •  Возможность практически мгновенно получать из ТИТ сетей информацию
  •  Возможность мгновенно общаться
  •  Интеграция СМИ и  ТИТ сетей
  •  Отсутствие географических и геополитических границ государств, участвующих в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях.

Отграничение ИП от других отраслей

  •  Значительный массив законодательства
    •  Экономическая и социальная заинтересованность государства в развитии информационных отношений
    •  Возникновение и бурное развитие правоотношений в информационной сфере, влекущее за собой постоянное расширение отношений субъектов и объектов
    •  Наличие самостоятельного предмета правового регулирования.

= 5 =

Международный характер информационного права.

  •  ФЗ от 30 марта 19995г №37-ФЗ «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи»,. Подписаны в Женеве 22 декабря 1992г
  •  Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании «стран восьмерки» 22 июля 2000г.
    •  Предполагает использование возможностей цифровых технологий
    •  Преодоление электронного цифрового разрыва между странами
    •  Страны Европы обязуются содействовать данному развитию

Законодательство СНГ

  •  Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992г.
  •  Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией  от 26 июля 1992г.
  •  Соглашения об обмене правовой информацией от 21 октября 1994г.
  •  Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе, подписанная в Стамбуле
  •  Соглашения о сотрудничестве в области информации и вычислительной  техники.

= 6 =

Комплексный характер ИП.

Информационное право тесно связано с другими отраслями права.

Связь ИП с административным правом выражается в следующем:

  1.  информация является особым ресурсом государственного управления
  2.  информация является объектом государственного управления
  3.  информация есть результат деятельности органов власти
  4.  информация это средство управленческого воздействия

Связь с конституционным правом:

  1.  право граждан на информацию обеспечивается КРФ
  2.  свобода массовой информации гарантируется КРФ
  3.  предел осуществления права на информацию устанавливается нормами КП и АП

Связь с гражданским правом:

  1.  вопросы авторского права и интеллектуальной собственности являются институтами ГП
  2.  предусматривается материальная ответственность за нарушение в сфере информационной безопасности регулируется нормами ГП

Связь с уголовным правом

  1.  ответственность в информационной сфере

= 7 =

Метод ИП

Методы ИП:

  •  диспозитивное регулирование
    •  свобода выбора
    •  равенство сторон
    •  децентрализация
    •  координация
  •  императивное регулирование
    •  централизация
    •  субординация
    •  иерархичность

= 8 =

Правовое регулирование информационной сферы за рубежом.

Правовое регулирование информационных отношений за рубежом.

Континентальная европейская) модель направлена на обеспечение баланса международным контролем  со стороны государства и частной инициативой.

Особенности:

  •  личная инициатива имеет жесткую регламентацию со стороны законодательства
  •  на первом месте стимулируется развитие услуг по функциональному и практическому информированию граждан.

Англо-американская модель:

  •  полная либерализация рынка информационных технологий
  •  контроль государства сведен до минимума, частная инициатива поддерживается максимально
  •  главная цель правового регулирования – стимулирование обеспечения технического прогресса
  •  очень гибкое законодательство
  •  информационные технологии ориентированны на развлечения.

В феврале 1996г. в США издан закон о телекоммуникациях.

Азиатская модель:

  •  государство участвует в обеспечении крупных вложений в развитие информационных технологий
  •  создание как материальных, так и социальных  структур
  •  основана на иерархичности общества


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80464. Колір як засіб передавання характеру образу 58.5 KB
  Продовжити знайомити учнів із виражальними можливостями кольорів; учити правильно добирати кольори і створювати засобами кольору певний за характером образ; розвивати фантазію уміння орієнтуватись в мікропросторі зорове сприймання уміння добирати кольори для передавання настрою емоцій...
80465. Тяжко тому жити, хто не хоче робити. Л. Глібов «Коник-стрибунець» 134.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про особливості байок закріпити знання поняття байка байкар розширити знання учнів про життя та творчість Л.Глібова малюнки коника мурашки картки Друкар; дитячі книги з творами Л.Глібова Коник-стрибунець мультиплікаційний фільм аудіо відеоматеріали.
80466. Будь обережним на кризі. Письмовий переказ тексту за складеним планом 43.5 KB
  Мета: вдосконалювати вміння учнів переказувати текст, а також письмово відтворювати зміст прочитаного; збагачувати мовлення учнів новими словами й образними висловами; розширити уявлення про небезпеку, що очікує на льоду, виховувати розуміння необхідності дотримуватись правил безпеки взимку...
80467. Кількість елементів множини. Число 0 81.5 KB
  Мета: виробляти в учнів навички лічби; вчити порівнювати предметні множини за кількістю елементів; визначати спільні ознаки об’єктів множини, розпізнавати елементи множини; Формувати поняття числа; ознайомити учнів з числом і цифрою 0. Розвивати уяву, математичне та логічне мислення...
80468. «Вісімка запрошує друзів». (Число і цифра 8. Склад числа 8.) 187.5 KB
  Мета: формування вмінь, навичок та норм діяльності, застосування знань у ситуаціях, наближених до життя; розвиток уміння самооцінювати набуті знання, логічно мислити та висловлювати свої думки; виховувати дружні стосунки та повагу до однокласників.
80469. Склад числа 7. Дні тижня 149 KB
  Задачі уроку: ознайомити учнів зі складом числа 7, розглянути всі варіанти складу числа 7; вправляти в написанні цифр; вчити складати, розв’язувати і записувати приклади на додавання в межах 7; закріплювати знання назв днів тижня; вдосконалювати обчислювальні навички...
80470. Складання таблиць додавання й віднімання числа 6. Робота з геометричним матеріалом 382.5 KB
  Продовжити формування навичок швидкого додавання й віднімання; скласти таблицю додавання й віднімання числа 6; закріпити розширити математичні знання учнів; вправляти в побудові відрізків; розвивати логічне мислення увагу кмітливість; виховувати інтерес до математики.
80471. Додавання і віднімання в межах 100. Складання та розв’язування задач за коротким записом. Одиниця вимірювання місткості – 1 літр 186.5 KB
  Мета: Вдосконалювати обчислювальні навички учнів, закріплювати вміння складати і розв?язувати задачі за коротким записом, повторити одиницю вимірювання місткості – 1 літр, показати практичну значимість одиниці місткості, розвивати логічне мислення, пам?ять, математичну мову, виховувати пізнавальний інтерес.