9418

Правовые режимы информационных ресурсов

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема №5: Правовые режимы информационных ресурсов. Правовой режим. Понятие и виды охраноспособной информации Государственная тайна Служебная и профессиональная тайна Тайна частной жизни Коммерческая и банковская тайна...

Русский

2013-03-06

74 KB

53 чел.

Тема №5: Правовые режимы информационных ресурсов.

  1.  Правовой режим. Понятие и виды охраноспособной информации
  2.  Государственная тайна
  3.  Служебная и профессиональная тайна
  4.  Тайна частной жизни
  5.  Коммерческая и банковская тайна

=1=

Правовой режим – это возможность совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат.

Правовой режим информационных ресурсов включает в себя:

  1.  порядок документирования информации
  2.  положения о доступе к информационным ресурсам в  зависимости от их категорий
  3.  принятие мер по охре информации (способах охраны и порядке его применения)  

Порядок защиты информационных ресурсов:

  1.  Юрисдикционный порядок защиты – это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право
  2.  Неюрисдикционный порядок имеет место при  самозащите и при применении мер оперативного воздействия

Признаки информации с ограниченным доступом:

  •  Доступ ограничен в соответствии с законом
  •  Цель ограничения – защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Признаки охраноспособности информации:

  •  Охране подлежит только документированная информация
  •  Информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом
  •  Защита информации устанавливается законом

Виды информации с ограниченным доступом:

  •  Государственная тайна
  •  Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ:

- коммерческая тайна

- тайна частной жизни

- служебная тайна

- профессиональная тайна

Защита информации и охрана информации.

Защита информации:

1. Обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и т.д.

2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа

3. реализацию права на доступ к информации

- охрана – более широкое понятие, чем понятие «защита информации» и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения

Сведения, в отношении которых устанавливаются режимы защиты:

  •  Сведения, относящиеся к государственной тайне режим устанавливается уполномоченными государственным органом на основании закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»
  •  Конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании закона об информации
  •  Персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных»

Контроль и обеспечение защиты:

  •  Государственные органы
  •  Собственник информации

=2=

Государственная тайна – запрещенные государственные сведения в области его военной, внешне-политической, экономической, разведывательной, контрразведывательной оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности РФ.

Принцип засекречивания информации:

  1.  принцип законности: конкретная информация должна соответствовать перечню сведений, составляющих гос.тайну.
  2.  принцип обоснованности – целесообразность отнесенных указанных сведений к гос.тайне устанавливаются путем экспертной оценки вероятного ущерба интересам государства и общества, и на основании баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства.
  3.  принцип своевременности
    1.  засекречивание с момента получения сведений
    2.  засекречивание заблаговременно
  4.  принцип обязательной защиты: сведения защищаются компетентными на то органами.

Не подлежат засекречиванию:

  •  сведения о ЧП, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан
  •  сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, с/х и преступности
  •  сведения о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых всем субъектам
  •  сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина
  •  сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов
  •  сведения о состоянии здоровья высших ДЛ
  •  сведения о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и ДЛ

Степени секретности:

Грифы секретности:

  1.  Особая важность – присваивается сведениям, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ
  2.  Совершенно секретно – присваивается сведениям, разглашение которых может нанести ущерб министерствам и ведомствам
  3.  Секретно – присваивается сведениям, разглашение которых может нанести ущерб предприятиям, учреждениям или организациям

Основания рассекречивания:

  •  Взятие на себя  РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими гос.тайну.
    •  Изменение объективных обстоятельств
    •  Истечение установленного срока засекречивания (общий срок – 30 лет, но возможно установление большего срока межведомственной комиссией по защите государственной тайны).

Допуск и право на доступ:

  •  Процедура оформления
    •  Обязательство нераскрытия
    •  Ограничение прав человека
    •  Льготы
    •  Ответственность
    •  Проверочные мероприятия
    •  Решение уполномоченного органа

Доступ – это непосредственное санкционированное ознакомление.

Защита прав государства на гос.тайну осуществляется в административном или судебном порядке в закрытом заседании.

=3=

Служебная и профессиональная тайны.

Служебная тайна – защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или ОМС на законных основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа.

Признаки служебной тайны:

  •  Сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов или подведомственных им предприятий, организаций, на распространение которых установлена законом или диктуется служебной необходимостью.
  •  Сведения, являющиеся конфиденциальной информацией для других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей.

Критерии охраностпособности:

  •  Информация, составляющая собственную служебную информацию о деятельности самого органа власти.
  •  Охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни – «чужая тайна».
  •  Сведения, не являющиеся гос.тайной и не попадающие под перечень сведений, доступ к которым не м.б. ограничен.
  •  Полученная информация в силу исполнения служебных обязанностей.

Объекты служебной тайны:

  •  Военная тайна
  •  Тайна следствия
  •  Судебная тайна
  •  Налоговая тайна

Охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной, доверенная или ставшая известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой. Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация не является государственной, коммерческой тайной.

Критерии охраноспособности:

  •  Информация стала известной в силу профессиональных обязанностей
  •  Держатель не состоит не государственной, муниципальной службе
  •  Запрет на распространение установлен законом
  •  Не относится к государственной, коммерческой тайне

Объекты профессиональной тайны

  •  Врачебная тайна
  •  Тайна связи
  •  Нотариальная тайна
  •  Адвокатская тайна
  •  Тайна усыновления
  •  Тайна страхования
  •  Тайна исповеди

=4=

Тайна частной жизни.

- это составной элемент права на неприкосновенность частной жизни, но тайна частной жизни включает в себя личную, семейную тайну и охрану персональных данных.

Обеспечивается конституционной гарантией.

Информация, затрагивающая неприкосновенность частной и ставшая известной  другим лицам на законных основаниях должна охраняться в режиме профессиональной или служебной тайны.

Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Эти сведения м.б. использованы только с письменного согласия субъекта.

Критерий охраноспособности – распространение сведений может нанести вред чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени или другим нематериальным благам и имущественным интересам.

Объекты персональных данных:

  •  Биографические и опознавательные данные
  •  Личные характеристики
  •  Семейное положение
  •  Имущественное, финансовое положение
  •  Состояние здоровья

Субъекты:

  •  Субъект персональных данных – лицо к которому относятся данные, его наследники
  •  Оператор – держатель персональных данных

Ограничение на охрану персональных данных

  •  Для субъектов, допущенных к гос.тайне
  •  Для субъектов, подозреваемых в совершении или совершивших преступление

Режим конфиденциальности снимается:

  •  Обезличивания персональных данных
  •  По желанию субъекта персональных данных
  •  В отношении общедоступных персональных данных

=5=

Коммерческая и банковская тайна.

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

- научно-техническая, технологическая, производственная или иная информация (в т.ч. ноу-хау), которая имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и в отношении которой введен режим коммерческой тайны.

Субъекты коммерческой тайны:

  •  Обладатели коммерческой тайны – сама организация и сотрудники, работающие в ней.
  •  Правопреемники – лица, которым информация, составляющая коммерческую тайну, стала известна в силу служебного положения, в силу исполнения профессиональных обязанностей, в силу договора, на ином законном основании.

Режим коммерческой тайны:

  1.  конфиденциальные отношения по контракту – с момента трудоустройства между сотрудником и ЮЛ, оформляется ТД или приложением к нему.
    1.  конфиденциальное отношение по служебным функциям – отношения между сотрудниками одной фирмы, определяется должностными инструкциями.
    2.  конфиденциальные отношения по условиям договора – между заказчиком и исполнителем, оформляется в гражданском договоре.

Закон «о коммерческой тайне» устанавливает перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны.

=6=

 

Банковская тайна – защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

Субъекты банковской тайны:

  •  владельцы банковской тайны – клиент
  •  пользователи банковской тайны – банк

основания раскрытия банковской тайны:

  •  ФЗ от 7.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
  •  ФЗ от 30.12.2004 г. №218-ФЗ «О кредитных историях»
  •  УК РФ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38328. Маркетинговые исследования 698 KB
  Сущность маркетинговых исследований Маркетинговые исследования mrketing reserch – это систематическое и объективное выявление сбор анализ распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем и использования маркетинговых возможностей.Маркетинговые исследования предусматривают идентификацию сбор анализ распространение и использование информации. Следует иметь в виду что как маркетинговая проблема так и маркетинговая возможность трансформируются затем в проблему...
38331. Маркетингова політика комунікацій 1.6 MB
  Котлера слід розглядати маркетингові комунікації як управління процесом прямування товару на всіх етапах перед продажем у момент покупки під час і по завершенню процесу споживання. Важливо пам'ятати що розробка такого комплексу є стратегічно важливою для успішної діяльності по просуванню товару тому що тільки правильне використання засобів комунікації й чітке розміщення акцентів сприяє досягненню цілей фірми. Існують три біієрархічні моделі відповідної реакції споживачів на комунікацію залежно від виду товару й...
38332. Морське право 368 KB
  Вони не встановлювали правовий режим морських просторів оскільки ще не склалися інститути відкритого моря внутрішніх і територіальних вод. Саме в цей період починає формуватися принцип свободи відкритого моря що остаточно сформувався до кінця XVII сторіччя: Його становлення прямо пов'язане з гострою боротьбою між феодальними державами Іспанією і Португалією і державами у котрих активно розвивався капіталістичний засіб виробництва Англією Францією а потім Голландією що виступили за свободу морів. У цей час були початі перші спроби...
38333. Міжнародне право 362.5 KB
  Версії виникнення міжнародного права. Уже в той час союзницькі зв’язки племен не зводилися лише до турботи про зовнішній захист а містили й безліч інших норм поведінки які закріплюючись із плином часу призвели до появи права у формі звичаю. Також існує дві концепції походження міжнародного права: 1 Позитивістське тлумачення походження міжнародного права Природно – правова концепція була першою спробою пояснення походження і сутності міжнародного права. В її розвитку можна виділити послідовні етапи: від пояснення походження міжнародного...
38334. Международное сегментирование 28.06 KB
  Критерии сегментации мирового рынка. Целевой сегмент мирового рынка. Углубленное исследование рынка предполагает необходимость его рас смотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. Рыночная сегментация представляет собой с одной стороны метод для нахождения частей рынка и определения объектов на которые направлена международная маркетинговая деятельность предприятий.
38335. Міжнародне торгівельне право 293.5 KB
  ТНК як суб’єкт міжнародного торговельного права: поняття види міжнародноправова регламентація діяльності.Характеристика діяльність регіональних економічних комісій ЕКОСОР в сфері міжнародного торговельного права.Об’єкти міжнародного торговельного права: види поняття особливості нормативноправового регулювання. Об’єкти МТП – будьяка продукція послуги роботиправа інтелектуальної власності призначені для продажу або оплачуваної передачі.