94213

Экономическая и социальная эффективность функционирования организации (предприятия): понятие, система показателей, факторы и пути повышения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В сельском хозяйстве это получение максимального количества продукции с единицы площади при наименьших затратах живого и овеществленного труда. В сельском хозяйстве критерием эффективности является увеличение объема чистой продукции валового дохода при минимальных затратах живого и овеществленного труда.

Русский

2015-09-10

30.65 KB

1 чел.

Экономическая и социальная эффективность функционирования организации (предприятия): понятие, система показателей, факторы и пути повышения.

Экономическая эффективность производства в общем виде означает результативность производственного процесса, т.е. соотношение между результатами, достигнутыми в процессе производства, и затратами живого и овеществленного труда. Экономическая эффективность показывает конечный полезный эффект от применения средств производства и живого труда. В сельском хозяйстве это получение максимального количества продукции с единицы площади при наименьших затратах живого и овеществленного труда.

Уровень экономической эффективности определяется путем сопоставления двух величин: экономического эффекта (результата) и размера производственных ресурсов.

Эффект – это следствие, результат тех или иных мероприятий, проводимых на предприятии.

Экономической эффективности производства рассчитываются как отношение экономического эффекта к затратам или ресурсам (эффект/затраты) или как отношение затрат и ресурсов к экономическому эффекту или результату (затраты/эффект). Показатели экономической эффективности производства дают представление о том, ценой каких затрат достигается экономический эффект.

Уровень экономической эффективности показывает, ценой каких ресурсов (затрат) достигнут экономический эффект (результат). Чем больше эффект (результат) и меньше ресурсы (затраты) тем выше экономическая эффективность производства и наоборот. Рост эффективности означает, что эффект (результат) растет быстрее, чем увеличиваются ресурсы (затраты).

Критерий эффективности — это признак, на основании которого производится оценка эффективности. Он указывает на наиболее эффективный способ достижения цели, средство, с помощью которого измеряются и выбираются альтернативные варианты развития производства. Критерием экономической эффективности производства на уровне предприятия является максимизации прибыли на единицу используемых производственных ресурсов.

В сельском хозяйстве критерием эффективности является увеличение объема чистой продукции (валового дохода) при минимальных затратах живого и овеществленного труда. Достигается это за счет рационального использования земельных, материальных и трудовых ресурсов.

Существуют различные виды эффективности, выделяемые по отдельным признакам.

  1.   По содержанию — выделяют экономическую и социальную эффективность.
  2.  экономическая эффективность (отношение экономического эффекта к затратам) различных видов производственно-хозяйственной деятельности определяется:
  3.  для оценки экономической эффективности отдельных видов затрат и ресурсов, производства на разных уровнях;
  4.  для обоснования и выбора лучших вариантов производственно-хозяйственной деятельности (инновации).
  5.  социальная эффективность — выражается в улучшении условий и безопасности труда, удовлетворенности результатами труда, снижении утомляемости.
  6.   По методу расчета экономическая эффективность подразделяется на общую (абсолютную), сравнительную (относительную) и социально-экономическую:
  7.  абсолютная эффективность применяется для оценки результатов производственной деятельности на макро- и микроуровнях за определенный период и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям, отраслям, межотраслевым комплексам, а также по районам, областям и республике в целом.

где ВП – валовая продукция, ВД – валовой доход, ЧД – чистый доход; Пз – текущие производственные затраты; ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов; Ен – коэффициент эффективности основных средств.

  1.  сравнительная эффективность используется при обосновании вариантных решений и для отбора из альтернативных вариантов наилучшего (оптимального).
  2.  социально-экономическая эффективность характеризует соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.

Эффективность использования какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференцированных показателей эффективности. К ним относятся: производительность труда или трудоёмкость, материалоотдача или материалоёмкость продукции, фондоотдача или фондоёмкость, капиталоотдача или капиталоёмкость. Дифференцированные показатели эффективности рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затрат или ресурсов или наоборот – затрат или ресурсов к выпуску продукции.

Производительность труда (ПТ) – отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год:

 

где ВП – объем валовой продукции в натуральном или стоимостном выражении; Т – затраты рабочего времени; Р – среднегодовое количество работников.

Трудоемкость продукции (Тем) – величина обратная производительности труда, характеризующая затраты труда на производство единицы продукции.

Землеотдача (Зот) – выражает отношение стоимости валовой продукции (ВП) к стоимости земельных ресурсов (Сз).

Землеемкость (Зем) – показатель, обратный по отношению к землеотдаче.

Материалоемкость продукции (Мем) – характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции:

где МЗ – годовая стоимость материальных затрат;

Материалоотдача (Мот) – показатель обратный материалоемкости, отражающий количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. материальных ресурсов.

Энергоемкость продукции (Эем) – показывает, сколько получают валовой продукции на единицу энергетических емкостей:

где Э – годовая стоимость потребленной энергии.

Фондоотдача (Фот) – отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов:

где Фо – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Фондоемкость продукции (Фем) – показатель, обратный фондоотдаче. Отражает стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции.

Фондовооруженность (Фв) – характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27435. Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Урок-трансляция и урок содержательной коммуникации 33 KB
  Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Программа обучения задаётся через предметность содержания класснопоурочную систему тематическое планирование планирование каждого урока. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов этапов звеньев урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала;...
27436. Особенности авторского урока. Педагогическая драматургия авторского урока искусства; элементы театрализации. Сценарий урока: замысел, сюжет, режиссура, «сценография», «персонажи» и «роли», эстетические эффекты и последствия 32 KB
  Особенности авторского урока. Педагогическая драматургия авторского урока искусства; элементы театрализации. Сценарий урока: замысел сюжет режиссура сценография персонажи и роли эстетические эффекты и последствия. можно говорить об авторском характере урока искусства.
27437. Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся 37 KB
  Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся. Программа Изобразительное искусство и художественный труд определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать понимать осознавать свои переживания в контексте истории культуры. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественнотворческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих: 1 что оценивать что именно подлежит оцениванию в...
27438. Психология изобразительной деятельности и восприятия искусства учащихся различных возрастных групп. Их учет в процессе обучения искусству 31.5 KB
  Когда от поверхности предмета отражаются главным образом например красные лучи солнечного спектра а другие цвета поглощаются или отражаются в меньшем количестве мы видим предмет красным. Белые серые и черные цвета называются ахроматическими а имеющие цветовой оттенок хроматическими. Хроматические цвета отличаются по трем признакам или свойствам: цветовым тоном оттенком светлотой и насыщенностью интенсивностью силой цвета. Цветовой тон обозначается названием цвета красный зеленый желтый синий и др.
27439. Методика обучения учащихся восприятию, анализу и эстетической оценке произведений/явлений искусства и окружающей действительности. Организация связи и взаимодействия восприятия/анализа произведений искусства с практической изобразительной деятельностью уч 27.5 KB
  Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели Б.Неменский выделил следующую ее особенность: Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой объединяющей все предметы все внеклассные занятия всю общественную жизнь школьника где каждый предмет каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.
27440. Язык искусства. Понятие композиции. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. Методика обучения композиции на уроках ИЗО 30.5 KB
  Язык искусства. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. ЯЗЫК ИСКУССТВА одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения. Основная ценность языка искусства состоит в его безмерной силе исключительной власти.
27441. Пространство картины и пространство в картине. Метдика обучения различным способам изображения пространства и объема на плоскости 43.5 KB
  Пространство картины и пространство в картине. Пространство одна из форм наряду со временем существования бесконечного и постоянно развивающегося мира. Пространство характеризуется его протяженностью объемом структурой которые понимаются по разному в зависимости от концепций складывающихся в точных науках физике математике философии религии искусстве. Пространство в картине это и место действия и существенный компонент самого действия.
27442. Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству.Философия и технология игры. Классы и виды игры.Методика проектирования, организации и проведении игры, игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе 33 KB
  Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству. Философия и технология игры. Классы и виды игры. Методика проектирования организации и проведении игры игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе.
27443. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов 38.5 KB
  Теория полихудожественного воспитания Б. Обновление художественного и культурно эстетического наполнения школы начиная хотя бы с крупных центров не терпит отлагательства. В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане рисование танец сочинение но и в условоении художественного наследия – путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого. Юсов Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в...