9422

Правовое регулирование информационных ресурсов

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тема №9. Правовое регулирование информационных ресурсов. понятие и виды ИР. Порядок формирования ИР и предоставления информационных услуг государственные ИР государственное регулирование библиотечного дела государственн...

Русский

2013-03-06

44 KB

40 чел.

Тема №9. Правовое регулирование информационных ресурсов.

  1.  понятие и виды ИР.
  2.  Порядок формирования ИР и предоставления информационных услуг
  3.  государственные ИР
  4.  государственное регулирование библиотечного дела
  5.  государственное регулирование архивного дела

=1=

Информационный ресурс – это документ с четко определенными качественными и количественными характеристиками, содержащий информацию, созданную и/или обнаруженную, зарегистрированную, оцененную, с определенными (заданными), законами деградации и обновления.

Виды:

  1.  по специфике возникновения:
    1.  естественные
    2.  производственные
    3.  социально-экономические
    4.  созданные в результате интеллектуальной деятельности
  2.  по сферам использования:
    1.  научно-технические
    2.  социально-экономические
    3.  правовые
    4.  культурные
    5.  образовательные
    6.  развлекательные и др.
  3.  по принадлежности определенным субъектам:
    1.  ФЛ
    2.  ЮЛ
    3.  Государственным органам власти и управления
    4.  Должностным лицам
    5.  ОМС
    6.  Общественным объединениям
    7.  Государству в целом

Критерии правового режима ИР:

  •  ИР – всегда в виде документированной информации
  •  Требование по установлению права собственности и исключительных прав на объекты ИР
  1.  Обязательный экземпляр документа
  2.  Обязанности органов государства на сбор информации по целевому признаку
  3.  обязанность организаций, ответственных за сбор информации, предоставить ее
  4.  Обязанность лицензирования деятельности по специальному хранению информации
  5.  обязательное установление степени открытости информации применительно к каждому объекту ИР
  6.  защита ИР – обеспечение информационной безопасности

=2=

Правовая основа формирования ИР – институт обязательного экземпляра документа.

Обязательный экземпляр документа – ресурсная база национальной информационной инфраструктуры.

 

Обязательному предоставлению не подлежат:

  •  документы личного характера (письма)
  •  документы секретного характера
  •  документы, содержащиеся в единичном исполнении
  •  архивные документы
  •  управленческая информация

обязательному предоставлению подлежат:

  •  издания С
  •  издания для слепых
  •  официальные документы, подлежащие опубликованию
  •  аудиовизуальная продукция
  •  электронные издания
  •  неопубликованные издания (диссертации, научные исследования)

Информационные услуги:

  1.  бесплатные опубликования библиографической информации
  2.  хранение производственных документов
  3.  включение библиографической информации в отечественные и международные автоматизированные банки данных
  4.  бесплатное предоставление по запросам хранимой информации
  5.  использование теле- радиопроизводителями документов, созданных ФЛ, ЮЛ в собственном эфире и т.д.

=3=

Предпосылки:

Создание российского сегмента сети Интернет для ОГВ РФ на базе домена GOV.RU сети Интернет, который является совокупностью территориально распределенных сетей и серверов доступа, принадлежащих организациям, имеющим статус ОГВ РФ.

Контроль использования межведомственных общегосударственных ресурсов в целях предотвращения возможных несанкционированных действий со стороны государтсвенных служащих и иных лиц.

Размещение, резервирование и технологическая поддержка в случае экономической целесообразности информационных систем и ресурсов федеральных ОГВ.

Структура государственных ИР:

  •  сервер ОГВ РФ «Официальная Россия»
  •  официальные сайты ОГВ
  •  специальные разделы, предназначенные для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями
  •  трансляция процесса деятельности, например судебных заседаний

=4=

Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование ФЛ и ЮЛ.

Виды библиотек:

  1.  государственные
  2.   муниципальные
  3.  библиотеки Российской академии наук, других академий  и научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений
  4.  библиотеки предприятий, учреждений, организаций
  5.  библиотеки общественных объединений
  6.  частные библиотеки
  7.  библиотеки, учрежденные иностранными ЮЛ и ФЛ, а также международными организациями

Субъекты отношений:

  1.  библиотека
  2.  автор произведений
  3.  пользователь

Особенности библиотечного дела:

  •  публичный характер
    •  массовое обслуживание пользователей

Проблемы библиотечного дела на фонде развития информационных технологий:

  1.  Современные информационные технологии предоставляют эффективные средства надежного сохранения электронной информации. Однако, на практике процесс накопления и сохранения электронной информации носит случайный характер. Решение проблемы сохранения электронной информации нуждается в организационных, методических и технологических проработках.
  2.  инвентаризация электронной информации, включающая в себя определение самостоятельных единиц электронной информации, их адекватное и унифицированное описание. Сюда же входят вопросы учета и каталогизации.
  3.  сохраняемая электронная информация должна эффективно использоваться. Здесь сразу же встают вопросы совместимости программного обеспечения и форматов, вопросы реализации разнообразных функциональных возможностей, предусматриваемых создателями электронных документов.

=5=

Архивный фонд РФ – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Архивное дело – это деятельность государственных органов, ОМС, организаций и граждан в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, представляющих собой материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, имеющей реквизиты, позволяющие его идентифицировать и который подлежит хранению в силу значимости указанной на носителе для граждан, общества и государства.  

Архив – учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Виды архивов:

  1.  государственные – создаваемые Правительством РФ или субъектом РФ
  2.  муниципальные – структурные подразделения ОС  муниципального района…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32345. Понятие и виды форм (источников) права. Виды источников и их использование в правовых системах разных стран. Особенности системы источников российского права 33.5 KB
  Понятие и виды форм источников права. Особенности системы источников российского права. Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.
32346. Нормативный акт как источник российского права. Понятие и виды нормативных актов. Особенности и место закона среди других нормативных актов 43 KB
  Нормативные акты издаются органами обладающими нормотворческой компетенцией в строго установленной форме. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.; 3 федеральные законы это акты текущего законодательства посвященные различным сторонам социальноэкономической политической и духовной жизни общества например Гражданский кодекс РФ Уголовный кодекс РФ Семейный кодекс РФ и пр. Виды подзаконных актов: 1 указы Президента РФ высшие по юридической силе подзаконные...
32347. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона 34 KB
  Обратная сила закона. 6 Федерального закона О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов федеральных законов актов палат Федерального Собрания федеральные конституционные законы федеральные законы акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Если гражданин России совершил преступление на территории другого...
32348. Формирование права и правотворчество. Их понятие и соотношение. Разновидности правотворчества. Принципы правотворчества 48.5 KB
  Разновидности правотворчества. Принципы правотворчества. Соотношение правотворчества правообразования вообще достаточно объемный вопрос но так как целью данной работы не является рассмотрение всего процесса формирования права мы не будем останавливаться на этом слишком подробно отметив лишь некоторые моменты. Писаное право обретает юридическую жизнь в результате правотворчества которое представляет собой завершающую и конститутивную стадию формирования права.
32349. Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности 40.5 KB
  Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта. Обсуждение проекта осуществляется самим правотворческим органом а иногда выносится за его пределы вынесение проекта на всенародное обсуждение заключение специалистовэкспертов. Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган который будет принимать закон. Принятие и утверждение проекта нормативноправового акта компетентным государственным органом.
32350. Понятие и виды систематизации нормативных актов. Юридическая техника. Ее понятие и роль в правотворчестве и систематизации нормативных актов 45 KB
  Понятие и виды систематизации нормативных актов. Ее понятие и роль в правотворчестве и систематизации нормативных актов. Необходимость систематизации вызывается рядом причин среди них пробелы в праве ошибки законодателя юридикотехническое несовершенство актов наличие множества изменений и дополнений нормативноправовых актов возможные противоречия между отдельными нормами права наличие устаревших норм права большое количество разрозненных нормативных актов по какимлибо вопросам наличие недостаточно ясных неточных формулировок...
32351. Юридическая техника - это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию правовых актов 25.5 KB
  В целом правила юридической техники относятся ко всем видам правовых актов т. Это понятно ибо нормативноправовые акты являются основой для создания иных правовых актов; от содержания нормативных актов будет зависеть и содержание иных документов; все термины юридические конструкции правовые символы и т. Требований предъявляемых к техническому совершенству нормативных актов гораздо больше чем правил относящихся к иным видам правовых актов.
32352. Понятие системы (структуры) права. Особенности структуры права различных государств. Современные представления о системе российского права и тенденции ее развития 45.5 KB
  Понятие системы структуры права. Особенности структуры права различных государств. Современные представления о системе российского права и тенденции ее развития. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура строение организация которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
32353. Методы правового регулирования (авторитарный и автономный) способы правового воздействия. Современные тенденции развития способов и методов правового регулирования в российском праве 37 KB
  Методы правового регулирования авторитарный и автономный способы правового воздействия. Современные тенденции развития способов и методов правового регулирования в российском праве. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения специально предназначенные для их непосредственного регулирования.