94225

Конкурентоспособность продукции и предприятия: сущность, значение и показатели ее определения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Численно оценить конкурентоспособность можно определив уровень конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности относительная характеристика изделия проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребительскими свойствами качеством нетоварными факторами и ценой.

Русский

2015-09-10

27.06 KB

1 чел.

Конкурентоспособность продукции и предприятия: сущность, значение и показатели ее определения.

Конкуренция – борьба между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, получение наивысшей прибыли.

Под конкурентоспособностью продукции понимается совокупность ее качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичной продукции конкурентов.

Продукция с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Конкурентоспособность новой продукции проявляется на рынке и определяется ее потребительными свойствами и ценой. Цена должна стимулировать и производство, и потребление новых изделий.

Различают следующие методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

5) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Численно оценить конкурентоспособность можно, определив уровень конкурентоспособности.

Уровень конкурентоспособности – относительная характеристика изделия, проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребительскими свойствами (качеством), нетоварными факторами и ценой.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на расчете групповых и интегральных показателей:

где К – интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемого изделия по отношению к образцу; Iн.п, Iт.п, Iэ.п – группповые показатели соответственно по нормативным, техническим и экономическим параметрам; qнi – единичный показатель по i-му нормативному параметру; n – число нормативных параметров, подлежащих оценке; qj – единичный показатель по j-му техническому параметру; аj – весомость j-го технического параметра; m – число технических параметров, подлежащих оценке; С, Со – цена потребления соответственно оцениваемого изделия и изделия-образца.

Однако этот метод имеет ограниченные возможности применения, что связано с рядом недостатков:

Во-первых, единичные показатели, входящие в групповой показатель, не дают однозначного представления об уровне конкурентоспособности продукции из-за своей разнонаправленности.

Во-вторых, необоснованность сведения разнонаправленных показателей в единичный или групповой показатель вызывает неопределенность экономического содержания комплексного показателя, что затрудняет правильное стимулирование повышения уровня конкурентоспособности продукции.

В-третьих, невозможно определить экономический эффект и установить экономические последствия в результате изменения уровня конкурентоспособности продукции.

В-четвертых, при расчете групповых показателей не приводится обоснование коэффициентов значимости показателей.

Расчет уровня конкурентоспособности продукции на основе верхнего предела цены:

где УК21 – уровень конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к базовому (под базовым понимается образец продукции аналогичного функционального назначения, предлагаемый на рынке и доступный потребителю); Ц2 – цена базового изделия; Укач21 – уровень качества нового анализируемого изделия по сравнению с базовым; kнтф – коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового вида товара потребителем; Ц1 – фактическая цена нового изделия; ЦВП – верхний предел цены.

Расчет коэффициента, учитывающего влияние нетоварных факторов, таких как эстетичности, эргономичность, уровень сервиса и престижность фирмы, можно осуществить с помощью метода экспертных оценок. Для этого необходимо по каждому слагаемому составляется таблица, где Zi – один из m экспертов, Wi – один из n показателей; rij - оценка i-м экспертом j-го показателя. Оценки экспертов нормируются по каждому элементу матрицы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57673. Образ жінки в мистецтві 162 KB
  These words are of the same meaning. A woman is the beginning of every starting. She is a source of happiness, joy and attraction. She is beautifull in her appearance, behaviuor and as a person as well.
57674. Великобританія та Україна 62.5 KB
  Yes, you’re right. But today I propose you to watch a TV programme about another one British park. Be ready to discuss the programme and we’ll practice the dialogues to improve your communicative skills.
57675. Одяг. Професії 110.5 KB
  Well, you are pupils and you are wearing white shirts or blouses, black skirts or trousers. And what about people of different professions. Your home task was to make up short dialogues using the pictures.
57676. Їжа та напої 1.04 MB
  Of course,you are right! Our mood depends on our meals. As you guessed, The topic of our today lesson is Food and Drinks. We will speak, read, listen, write about food and drinks during our lesson.
57677. Healthy way of life. What does it mean to ве healthy? 89.5 KB
  You see the Sun on the blackboard, it’s our health. What is health for you? What do you associate with health? And the first task is “Associations”. Write your associations with the word “Health” on these stripes-sunrays and stick to our Sun.
57678. In sound body - sound mind 129.5 KB
  Good health is a great gift. The English proverb says, «Health is not valued till illness comes». The most important thing in the world is our health. Each person is a creator of the human body. Now look at the blackboard. Here you see the main words of the proverb.
57679. Veterans Day 188.5 KB
  Veterans Day is observed with ceremonies at war monuments and cemeteries throughout the nation. Almost every village has a monument to veterans who served in one of the country’s wars.
57680. ЗІРКИ МУЗИКИ 108.5 KB
  It’s true because we can’t imagine our life without music. People all over the world are fond of music. They listen to music, they dance to music, they learn to play musical instruments. People make their own music too.
57681. The Beauty of Future Cities 40.5 KB
  Show the students some photos of the future cities. It can be initial slides of your power point presentation and ask them to guess what the theme of the lesson is. Right you are. Today we are going to have a talk about megacities of today and their future.