94225

Конкурентоспособность продукции и предприятия: сущность, значение и показатели ее определения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Численно оценить конкурентоспособность можно определив уровень конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности относительная характеристика изделия проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребительскими свойствами качеством нетоварными факторами и ценой.

Русский

2015-09-10

27.06 KB

1 чел.

Конкурентоспособность продукции и предприятия: сущность, значение и показатели ее определения.

Конкуренция – борьба между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, получение наивысшей прибыли.

Под конкурентоспособностью продукции понимается совокупность ее качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичной продукции конкурентов.

Продукция с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Конкурентоспособность новой продукции проявляется на рынке и определяется ее потребительными свойствами и ценой. Цена должна стимулировать и производство, и потребление новых изделий.

Различают следующие методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

5) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Численно оценить конкурентоспособность можно, определив уровень конкурентоспособности.

Уровень конкурентоспособности – относительная характеристика изделия, проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребительскими свойствами (качеством), нетоварными факторами и ценой.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на расчете групповых и интегральных показателей:

где К – интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемого изделия по отношению к образцу; Iн.п, Iт.п, Iэ.п – группповые показатели соответственно по нормативным, техническим и экономическим параметрам; qнi – единичный показатель по i-му нормативному параметру; n – число нормативных параметров, подлежащих оценке; qj – единичный показатель по j-му техническому параметру; аj – весомость j-го технического параметра; m – число технических параметров, подлежащих оценке; С, Со – цена потребления соответственно оцениваемого изделия и изделия-образца.

Однако этот метод имеет ограниченные возможности применения, что связано с рядом недостатков:

Во-первых, единичные показатели, входящие в групповой показатель, не дают однозначного представления об уровне конкурентоспособности продукции из-за своей разнонаправленности.

Во-вторых, необоснованность сведения разнонаправленных показателей в единичный или групповой показатель вызывает неопределенность экономического содержания комплексного показателя, что затрудняет правильное стимулирование повышения уровня конкурентоспособности продукции.

В-третьих, невозможно определить экономический эффект и установить экономические последствия в результате изменения уровня конкурентоспособности продукции.

В-четвертых, при расчете групповых показателей не приводится обоснование коэффициентов значимости показателей.

Расчет уровня конкурентоспособности продукции на основе верхнего предела цены:

где УК21 – уровень конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к базовому (под базовым понимается образец продукции аналогичного функционального назначения, предлагаемый на рынке и доступный потребителю); Ц2 – цена базового изделия; Укач21 – уровень качества нового анализируемого изделия по сравнению с базовым; kнтф – коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового вида товара потребителем; Ц1 – фактическая цена нового изделия; ЦВП – верхний предел цены.

Расчет коэффициента, учитывающего влияние нетоварных факторов, таких как эстетичности, эргономичность, уровень сервиса и престижность фирмы, можно осуществить с помощью метода экспертных оценок. Для этого необходимо по каждому слагаемому составляется таблица, где Zi – один из m экспертов, Wi – один из n показателей; rij - оценка i-м экспертом j-го показателя. Оценки экспертов нормируются по каждому элементу матрицы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51212. Анализ организационных структур АСУ 146.93 KB
  Постановка задачи Вычислить время пребывания заявки в сети изображенной на рисунке. Матрица вероятностей Р для этой сети имеет вид P = = m = Основные теоретические сведения 1. Стохастическая сеть состоит из конечного числа элементов i = 012n внешний источник среда откуда в сеть поступают заявки и куда они направляются из сети принимается за нулевой элемент i = 0. Для отображения связей между элементами стохастической сети применяется направленный граф передач вершины S0S1Sn которого соответствуют одноименным элементам а...
51215. Настройка BIOS 20.46 KB
  При включении компьютера многочисленные и разнообразные процессы происходят еще до того, как начинает загружаться операционная система. Нам эти процессы незаметны, но их результат налицо — компьютер начинает работать. Первой из систем включается BIOS (Basic Input Output System — начальная, или основная система ввода/вывода).
51216. Построение линейных моделей 291.84 KB
  Завод выпускает обычные станки и станки с программным управлением затрачивая на один обычный станок 200 кг стали и 200 кг цветного металла а на один станок с программным управлением 700 кг стали и 100 цветного метала. Сколько станков каждого типа должен выпустить в месяц завод чтобы оббьем реализации был максимальным если один обычный станок стоит 2 тыс. долларов а станок с программным управлением 5 тыс.
51217. Фильтрация изображения от импульсных помех 145.44 KB
  Цель: Составить программу, выполняющую фильтрацию изображения от импульсных помех. Необходимые характеристики: изображение хранится во внешнем файле; программно в изображение вносятся помехи (точки, линии, ...); программа должна выводить исходное и отфильтрованное изображения, должна присутствовать возможность выбора уровня зашумления, порога фильтра, размера окна.
51218. Исследовательская работа по линейному программированию 46 KB
  Цель: Сравнение методов решения задач по линейному программированию. Задание: Решить задачу линейного программирования различными методами: Ручным; С использованием MS Excel; С использованием среды Delphi. Оформление отчета о проделанной работе.
51219. Трехфазные электрические цепи 740.51 KB
  Измерим фазные ЭДС и линейные напряжения трехфазного источника. Исследуем симметричный режим трехфазной цепи, соединенной звездой
51220. Выделение контурных признаков изображения 287.94 KB
  Цель работы: Изучить методы выделения контурных признаков изображения и применить полученные знания на практике. Задание: Cоставить программу, выполняющую выделение контурных признаков изображения.