94225

Конкурентоспособность продукции и предприятия: сущность, значение и показатели ее определения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Численно оценить конкурентоспособность можно определив уровень конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности относительная характеристика изделия проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребительскими свойствами качеством нетоварными факторами и ценой.

Русский

2015-09-10

27.06 KB

1 чел.

Конкурентоспособность продукции и предприятия: сущность, значение и показатели ее определения.

Конкуренция – борьба между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, получение наивысшей прибыли.

Под конкурентоспособностью продукции понимается совокупность ее качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичной продукции конкурентов.

Продукция с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Конкурентоспособность новой продукции проявляется на рынке и определяется ее потребительными свойствами и ценой. Цена должна стимулировать и производство, и потребление новых изделий.

Различают следующие методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

5) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Численно оценить конкурентоспособность можно, определив уровень конкурентоспособности.

Уровень конкурентоспособности – относительная характеристика изделия, проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребительскими свойствами (качеством), нетоварными факторами и ценой.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на расчете групповых и интегральных показателей:

где К – интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемого изделия по отношению к образцу; Iн.п, Iт.п, Iэ.п – группповые показатели соответственно по нормативным, техническим и экономическим параметрам; qнi – единичный показатель по i-му нормативному параметру; n – число нормативных параметров, подлежащих оценке; qj – единичный показатель по j-му техническому параметру; аj – весомость j-го технического параметра; m – число технических параметров, подлежащих оценке; С, Со – цена потребления соответственно оцениваемого изделия и изделия-образца.

Однако этот метод имеет ограниченные возможности применения, что связано с рядом недостатков:

Во-первых, единичные показатели, входящие в групповой показатель, не дают однозначного представления об уровне конкурентоспособности продукции из-за своей разнонаправленности.

Во-вторых, необоснованность сведения разнонаправленных показателей в единичный или групповой показатель вызывает неопределенность экономического содержания комплексного показателя, что затрудняет правильное стимулирование повышения уровня конкурентоспособности продукции.

В-третьих, невозможно определить экономический эффект и установить экономические последствия в результате изменения уровня конкурентоспособности продукции.

В-четвертых, при расчете групповых показателей не приводится обоснование коэффициентов значимости показателей.

Расчет уровня конкурентоспособности продукции на основе верхнего предела цены:

где УК21 – уровень конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к базовому (под базовым понимается образец продукции аналогичного функционального назначения, предлагаемый на рынке и доступный потребителю); Ц2 – цена базового изделия; Укач21 – уровень качества нового анализируемого изделия по сравнению с базовым; kнтф – коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового вида товара потребителем; Ц1 – фактическая цена нового изделия; ЦВП – верхний предел цены.

Расчет коэффициента, учитывающего влияние нетоварных факторов, таких как эстетичности, эргономичность, уровень сервиса и престижность фирмы, можно осуществить с помощью метода экспертных оценок. Для этого необходимо по каждому слагаемому составляется таблица, где Zi – один из m экспертов, Wi – один из n показателей; rij - оценка i-м экспертом j-го показателя. Оценки экспертов нормируются по каждому элементу матрицы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4866. Одномерные и многомерные массивы 36.5 KB
  Одномерные и многомерные массивы Массив представляет собой набор переменных одного типа. Элементы массива размещаются в памяти последовательно и индексируются начиная с 0. Доступ к элементам осуществляется напрямую по индексу. Размерность массива оп...
4867. Массивы символов. Работа со строками 47 KB
  Массивы символов. Работа со строками. Несмотря на то, что в состав стандартной библиотеки С++ входит специализированный тип данных для работы со строками string, очень часто для работы со строками используются массивы символов (char). Считается, что...
4868. Указатели. Адресная арифметика. Ссылки 41 KB
  Указатели. Адресная арифметика. Ссылки. Указатели – особый тип данных. Указатель хранит адрес, по которому в памяти располагается некоторый объект (переменная, массив, функция). Можно упрощенно представить память компьютера в виде массива после...
4869. Указатели и массивы. Способы распределения памяти. Динамическое распределение памяти. Операции new и delete 37.5 KB
  Указатели и массивы. Способы распределения памяти. Динамическое распределение памяти. Операции new и delete. Динамические массивы. Как уже было сказано ранее, массивы представляют собой последовательно размещенную в памяти последовательность перемен...
4870. Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия 46.5 KB
  Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия. Функцией называют поименованный блок программного кода. Передача управления этому блоку в процессе работы программе осуществляется в виде вызова функции. Функция может иметь па...
4871. Функции и массивы. Аргументы командной строки. 52.5 KB
  Функции и массивы. Аргументы командной строки. Массив в С++ никогда не передается по значению, а только как указатель на его первый (т.е. имеющий индекс 0) элемент. Все три следующие объявления функций эквивалентны: void sort( int ) void sort( in...
4872. Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов 54.5 KB
  Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов. Файлом называют поименованный блок данных на внешнем устройстве памяти. Файлы являются объектами файловой системы, являющейся частью операционной системы. Операционная система предоставляет приложен...
4873. Режимы работы с файлами. Чтение и запись в бинарном режиме 41.5 KB
  Режимы работы с файлами. Чтение и запись в бинарном режиме. Файлы с произвольным доступом. Позиционирование. При работе с файлом, открытым в текстовом режиме, происходит следующее...
4874. Поиск в массивах. Последовательный, бинарный и интерполяционный поиск 48.5 KB
  Поиск в массивах. Последовательный, бинарный и интерполяционный поиск. Под поиском в массиве будем понимать задачу нахождения индекса, по которому в массиве располагается некоторый заданный элемент. Тривиальный алгоритм поиска заключается в последов...