94225

Конкурентоспособность продукции и предприятия: сущность, значение и показатели ее определения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Численно оценить конкурентоспособность можно определив уровень конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности относительная характеристика изделия проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребительскими свойствами качеством нетоварными факторами и ценой.

Русский

2015-09-10

27.06 KB

1 чел.

Конкурентоспособность продукции и предприятия: сущность, значение и показатели ее определения.

Конкуренция – борьба между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, получение наивысшей прибыли.

Под конкурентоспособностью продукции понимается совокупность ее качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичной продукции конкурентов.

Продукция с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Конкурентоспособность новой продукции проявляется на рынке и определяется ее потребительными свойствами и ценой. Цена должна стимулировать и производство, и потребление новых изделий.

Различают следующие методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

5) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Численно оценить конкурентоспособность можно, определив уровень конкурентоспособности.

Уровень конкурентоспособности – относительная характеристика изделия, проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребительскими свойствами (качеством), нетоварными факторами и ценой.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на расчете групповых и интегральных показателей:

где К – интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемого изделия по отношению к образцу; Iн.п, Iт.п, Iэ.п – группповые показатели соответственно по нормативным, техническим и экономическим параметрам; qнi – единичный показатель по i-му нормативному параметру; n – число нормативных параметров, подлежащих оценке; qj – единичный показатель по j-му техническому параметру; аj – весомость j-го технического параметра; m – число технических параметров, подлежащих оценке; С, Со – цена потребления соответственно оцениваемого изделия и изделия-образца.

Однако этот метод имеет ограниченные возможности применения, что связано с рядом недостатков:

Во-первых, единичные показатели, входящие в групповой показатель, не дают однозначного представления об уровне конкурентоспособности продукции из-за своей разнонаправленности.

Во-вторых, необоснованность сведения разнонаправленных показателей в единичный или групповой показатель вызывает неопределенность экономического содержания комплексного показателя, что затрудняет правильное стимулирование повышения уровня конкурентоспособности продукции.

В-третьих, невозможно определить экономический эффект и установить экономические последствия в результате изменения уровня конкурентоспособности продукции.

В-четвертых, при расчете групповых показателей не приводится обоснование коэффициентов значимости показателей.

Расчет уровня конкурентоспособности продукции на основе верхнего предела цены:

где УК21 – уровень конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к базовому (под базовым понимается образец продукции аналогичного функционального назначения, предлагаемый на рынке и доступный потребителю); Ц2 – цена базового изделия; Укач21 – уровень качества нового анализируемого изделия по сравнению с базовым; kнтф – коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового вида товара потребителем; Ц1 – фактическая цена нового изделия; ЦВП – верхний предел цены.

Расчет коэффициента, учитывающего влияние нетоварных факторов, таких как эстетичности, эргономичность, уровень сервиса и престижность фирмы, можно осуществить с помощью метода экспертных оценок. Для этого необходимо по каждому слагаемому составляется таблица, где Zi – один из m экспертов, Wi – один из n показателей; rij - оценка i-м экспертом j-го показателя. Оценки экспертов нормируются по каждому элементу матрицы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61728. Работа над ошибками. Упражнения в умении определять слова, обозначающие предмет, признак предмета 30.31 KB
  Цели урока: Образовательные: проверить прочность усвоения тем: имя существительное и имя прилагательное; отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков; Развивающие: развитие умений находить и исправлять ошибки при постановке вопросов к словам и поиске...
61730. Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы 17.83 KB
  Словарный диктант. Жук жучек Еж ежик Конь конек Кот котик Как образовались новые слова При помощи чего Что такое суффикс Для чего он служит Сообщение темы урока. Научимся находить и в словах и выделять.
61731. Раздельное написание предлогов со словами 20.72 KB
  Карандаши лежат где Яблони и груши растут где Медведь живёт где Получил посылку где Всё лето мы отдыхали где Моя мама работает где Получил письмо от кого Петя пошел в магазин за чем Упражнение 5 на стр. Карандаши лежат где...
61732. Сочинение по картине В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег») 16.17 KB
  Подготовка учащихся к восприятию картины а Какой сейчас месяц ноябрь К какому времени года относится ноябрь к поздней осени Какие изменения происходят в природе характерные поздней осени Небо солнце осадки почва...
61733. Образование глаголов из других частей речи 12.33 KB
  На какие вопросы отвечают выписанные глаголы Какую часть называем глаголом III Постановка темы урока Мы продолжим изучать глаголы будем упражняться в их распознавании среди других частей речи и образовывать глаголы...
61734. Употребление глаголов в неопределенной форме 14.27 KB
  – Часы услышала она голос.– Что– Часы Я сказал: снимите часы В моё жилище запрещено входить в часах.Оля сняла часы и положила их под камень у входа.
61735. Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне 20.12 KB
  Что такое корень слова Какие слова называются однокоренными Что такое чередование согласных звуков Где оно наблюдается Почему появляются чередующиеся согласные в корне Какие согласные звуки могут чередоваться...
61736. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова 19.44 KB
  Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; способствовать развитию устной и письменной речи. Задачи: обучающие: формулировать понятия различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова в частности профессионализмы. развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; работа с толковым словарем; развитие устной и письменной речи.