94226

Земельные ресурсы организаций (предприятий) агропромышленного комплекса и эффективность их использования. Кодекс о земле Республики Беларусь

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Особенности земли заключаются в следующем: земля не создана трудом человека а является продуктом природы; земля незаменима другими средствами производства; земля пространственно ограничена; использование земли как средства производства связано с постоянством места ее размещения; земельные участки неоднородны по качеству...

Русский

2015-09-10

21.56 KB

1 чел.

Земельные ресурсы организаций (предприятий) агропромышленного комплекса и эффективность их использования. Кодекс о земле Республики Беларусь.

Земельные ресурсы в производственном потенциале агропромышленного комплекса играют многостороннюю роль. Они служат местом, базой расположения предприятий и других объектов. В сельском хозяйстве земельные угодья выступают предметом и средством труда.

Особенности земли заключаются в следующем:

  1.  земля не создана трудом человека, а является продуктом природы;
  2.  земля незаменима другими средствами производства; земля пространственно ограничена; использование земли как средства производства связано с постоянством места ее размещения; земельные участки неоднородны по качеству;

Эти различия объективно влияют на результативность производства. Земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, постоянно улучшается, повышается ее плодородие.

Земельный фонд Республики Беларусь представляет собой все земельные ресурсы страны. В соответствии с целевым назначением единый земельный фонд подразделяется на шесть основных категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земли лесного фонда; 5) земли водного фонда; 6) земли государственного запаса.

В составе общего земельного фонда наибольший удельный вес занимают землепользования сельскохозяйственных (около 60 %), лесохозяйственных предприятий и госзапас (менее 40 %).

Структура сельскохозяйственных угодий может изменяться. Переход одного вида территории в другой называется трансформацией сельскохозяйственных угодий.

Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения являются колхозы и госхозы. На их долю приходится свыше 90 % общей площади сельскохозяйственных угодий.

В Республике Беларусь получили признание две формы собственности на землю — государственная и частная. Частная собственность ограничена и распространяется только на земли граждан.

В соответствии с принятым в 1992 г. Законом «О платежах за землю» в нашей стране введена платность землепользования, целью которой являются обеспечение экономическими методами рационального использования земли и формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в виде земельного налога и арендной платы.

Экономическая эффективность использования земли характеризуется системой показателей, основными из которых являются стоимостные.

Землеотдача (Зот) выражает отношение стоимости валовой продукции сельского хозяйства (ВП) к стоимости земельных ресурсов (Сз): Зот=ВП / Сз

Землеемкость (Зем) — это обратный показатель по отношению к землеотдаче. Он может быть определен как отношение стоимости земли к валовой продукции сельского хозяйства: Зем= Сз / ВП

Объем валовой и товарной продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади: Э1 = ВП (ТП) / ПЛ

где ВП — стоимость валовой продукции (руб.); ТП — товарная продукция сельского хозяйства (руб.); ПЛ — площадь сельскохозяйственных угодий (га).

Валовой доход в расчете на единицу земельной площади: Э2 = ВД / ПЛ, где ВД — валовой доход (равен разнице между стоимостью валовой продукции и материальными затратами ВД = ВП – МЗ), руб.

Чистый доход на единицу земельной площади: Э3 = ЧД / ПЛ

где ЧД — чистый доход (разница между стоимостью валовой продукции и ее себестоимостью ЧД = ВП – С, или между валовым доходом и суммой на оплату труда ЧД=ВД – ОТ), руб.

Прибыль от реализации с/х продукции на единицу земельной площади: Э4= П / ПЛ, где П — прибыль (разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью: П = В – ПС).

Натуральные показатели эффективности использования земли: урожайность сельскохозяйственных культур; производство основных видов продукции растениеводства в расчете на 100 га пашни; производство молока, мяса крупного рогатого скота в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий; производство мяса свиней в живой массе на 100 га пашни.

Относительные показатели эффективности использования земли: обеспеченность хозяйства сельскохозяйственными ресурсами; доля сельскохозяйственных угодий в общей площади земли; распаханность сельскохозяйственных угодий; доля интенсивных культур в структуре посевов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56269. Судовий процес: Українська мова проти Суржику 50 KB
  Суржик потерпілі Українська мова учні 5го класу свідки Фонетика Лексикологія Синтаксис Пунктуація Прокурор: Суржику ви звинувачуєтесь у: заговорі проти Української мови; підбурюванні учнів до спілкування суржиком використання просторічних та жаргонних слів у мовленні;...
56270. ФОРМИ РЕЛЬЄФУ СУШІ 90.5 KB
  Учнівські компетенції: знати основні форми рельєфу суші; фактори впливу на зміни рельєфу; як виміряти висоту пагорба уміти визначити форми рельєфу по фізичній карті й позначати на контурній карті.
56271. СУЦВІТТЯ, ЇХ РІЗНОМАНІТНІСТЬ І БІОЛОГІЧНЕ ЗНАЧЕННЯ 88 KB
  Мета: сформувати у учнів поняття суцвіття ознайомити учнів з основними видами суцвіть рослин розкрити їх біологічну роль; Продовжити естетичне екологічне профорієнтаційне виховання учнів...
56272. Сценарий праздника «Красный, жёлтый, зелёный» 48 KB
  Не так давно, мы первоклассники, пришли учиться в школу. Мы учимся читать и писать, считать и рисовать. А ещё, каждый первоклассник должен знать и соблюдать правила дорожного движения. Тогда, наш путь будет безопасным.
56273. Школа светофорных наук. Урок –тренинг 62.25 KB
  Работа в группах 10 мин.Работа в группах. 1группа красный группа желтый группа зеленый. 1 группа готовит инсценирование: водитель и пешеходы на улицах города ул.
56274. З РОДИНИ ЙДЕ ЖИТТЯ ЛЮДИНИ 108.5 KB
  Тато і мама. Ще були у батьків моїх високі надії Як же мама зраділа Як тато зрадів Народилось дитятко маленька кровинка Що від тата і мами життя поведе. Але дуже важливо ще те для дитини...
56275. Формування громадянської свідомості учнів 285.5 KB
  З огляду на це дуже важливим і актуальним є проблема формування у школярів громадянської свідомості високих громадянських якостей наявність яких дасть їм повне право називатися громадянами Української держави.
56276. Рослинний і тваринний світ Північної Америки. Особливості природної зональності материка. Висотна поясність 1.66 MB
  Ми як справжні географи вирушимо у мандрівку до Північної Америки щоб ознайомитися з особливостями природи цього дивовижного материка. Які рослини і тварини ви вважаєте емблемою Північної Америки.
56277. “Світ – найвеличніший храм, в якому людина – спаситель життя на Землі”. Інтегрований урок географії, біології, фізики в 10, 11 класі 124 KB
  Мета: Виховувати в учнів якості громадянина світу, патріотизм, екологічну культуру, почуття вдячності до людей, що прийняли на себе удар стихії, формувати нове екологічне мислення...