94228

Производительность труда, методы и показатели ее измерения, пути повышения

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Производительность труда определяется как отношение результатов производственной деятельности объема выпущенной продукции выполненных работ оказанных услуг к затратам рабочего времени или численности работников.

Русский

2015-09-10

22.13 KB

0 чел.

Производительность труда, методы и показатели ее измерения, пути повышения

Производительность труда отражает степень плодотворности усилий работников по непосредственному выпуску продукции, оказанию услуг и выполнению работ на сторону. Производительность труда определяется как отношение результатов производственной деятельности (объема выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) к затратам рабочего времени или численности работников.

Повышение производительности труда во многом предопределяет изменение всех качественных показателей, характеризующих эффективность производства – прибыль, рентабельность, себестоимость, материалоемкость.

Производительность труда (Пт) в сельском хозяйстве характеризуется следующими основными показателями:

1. Объем валовой продукции в натуральном или денежном выражении (ВП) в расчете на единицу рабочего времени (Т): Пт = ВП / Т

2. Объем валовой продукции в денежной оценке в расчете на одного среднегодового работника (Р): Пт = ВП / Р

При определения объема произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) используются следующие методы измерения производительности труда:

1) при натуральном методе измерения производительности труда прибегают к натуральным измерителям. Выработку определяют путем деления объема произведенной продукции, выраженной в физических единицах на число работников или на количество затраченного рабочего времени. 2) Трудовой метод измерения производительности труда характеризует отношение нормативных затрат рабочего времени к фактическим. Он применяется для определения эффективности использования труда рабочих по сравнению с нормами, уровня выполнения норм выработки или степени сокращения нормативного рабочего времени. 3) Стоимостной метод позволяет сравнивать разнообразные виды работ и привести их к единому измерителю. Выработка рассчитывается путем деления объема произведенной продукции в стоимостном выражении на затраченное рабочее время.

К косвенным показателям относятся: объем сельскохозяйственных работ, выполненных в единицу рабочего времени; затраты труда на возделывание гектара сельскохозяйственных культур; затраты труда на обслуживание одной головы скота и др. Косвенные показатели имеют важное значение для контроля и анализа изменений затрат труда на промежуточных стадиях сельскохозяйственного производства.

Трудоемкость – это количество труда, необходимое для выработки единицы продукции. Различают технологическую, производственную и полную трудоемкость.

Технологическую трудоемкость продукции находят путем деления затрат труда основных рабочих на количество произведенной ими продукции.

Производственную трудоемкость продукции рассчитывают делением затрат труда основных и вспомогательных рабочих на количество произведенной продукции.

Полную трудоемкость определяют делением затрат труда промышленно-производственного персонала на количество произведенной продукции:

,

где Т – трудоемкость; Зтр – затраты труда различных категорий работников на производство продукции, чел-ч; ВП – объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении.

Факторы роста производительности труда:

1) Научно-технологические факторы оказывают прямое воздействие на качество продукции и производительность труда, а также на продуктивность использования материальных ресурсов. Главный источник роста производительности труда – научно-технический прогресс. 2) Организационные факторы обеспечивают рост производительности труда. 3) Структурные факторы – это изменение производственной программы по объему продукции и ее составу, приводящие к структурным сдвигам в производстве. 4) Социальные факторы отражают три важнейшие характеристики: качественный уровень персонала, отношение работников к труду, социальные условия труда. Эта группа факторов включает в себя качество трудовых коллективов, их социально-демографический состав, уровень квалификации, дисциплинированности, трудовой активности, творческой инициативы работников, стиль руководства.

Резервы роста производительности труда – это неиспользованные возможности экономии затрат труда (снижения трудоемкости и увеличения выработки). Количественно они выступают как разница между достигнутым и максимально возможным уровнем производительности труда за определенный период времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39740. Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта 25.53 KB
  Дюрренматт классик швейцарской литературы.Идейнохудожественный анализ произведения Дюрренматта Минотавр: жанровые особенности; образ дюрренматтовского Минотавра в сопоставлении с древнегреческим Минотавром; черты неомифологического сознания в произведении. Работа по теме урока Сегодня мы с вами проанализируем замечательное произведение швейцарского классика Дюрренматта Минотавр и попробуем проследить неомифологические черты в данном произведении.
39741. Метод (метод исследования) 35.5 KB
  В общей психологии – это один из основных эмпирических методов психологического исследования состоящий в преднамеренном целенаправленном систематическом восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Метод занимает промежуточное положение между методом простого объективного наблюдения и методом лабораторного эксперимента. Создан Лазурским с целью избежать недостатков методов наблюдения и эксперимента и соединить их достоинства; формирующий эксперимент ход которого направлен на...
39743. Общее понятие об ощущении 78 KB
  Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур названных И. Рассмотрим систематическую классификацию ощущений. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений он разделил их на три основных типа: интероцептивные проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.
39744. Отрасли психологии 27 KB
  Социальная психология исследует психологические явления и процессы обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям. Зоопсихология раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира. Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения.
39745. ПАМЯТЬ 469.02 KB
  Общее понятие о памяти. Исторический экскурс в проблему изучения памяти. Классификации видов памяти. Характеристика процессов памяти и факторы определяющие их эффективность.
39746. МЫШЛЕНИЕ 129.93 KB
  ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ Практическая значимость Сегодня мы приступаем к изучению сложного познавательного процесса и тема нашей сегодняшней лекции –Мышление. Для чего же нам нужно изучать мышление Через год мы получим диплом психолога и ктото будет работать по специальности. Мышление также входит в структуру межличностного познания.
39747. Особенности психологии как науки 93 KB
  Психология – наука в которой сливаются объект и предмет познания слияние предмета и объекта психологии объясняется тем что человек с помощью психики познает окружающий мир а потом на основе этого и свою собственную психику влияние мира на нее 3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях уникальные практические следствия психологии состоят в том что результаты исследования этой науки достаточно значимы для людей и объективно и субъективно поскольку объясняют причины всех действий поступков и поведения...
39748. Развитие мышления в онтогенезе 64.5 KB
  Пиаже отмечал что: 1 изменения внутри каждой стадии обычно количественны и линейны изменения между стадиями носят качественный характер; 2 последовательность прохождения этих четырех стадий обязательно и чтобы достичь очередной стадии ребенок должен пройти через все предыдущие. В последующем ребенок может осуществлять поведение с иной целью чем собственно поведение. Координирование таких средств и целей происходит на следующем этапе третичные схемы когда ребенок может проделывать с объектом несколько различных вещей взять его...