9424

Задачи пропедевтической клиники. Понятие о семиотике. Общий план обследования больного. Расспрос больного. Общий осмотр больного

Лекция

Медицина и ветеринария

Задачи пропедевтической клиники. Понятие о семиотике. Общий план обследования больного. Расспрос больного. Общий осмотр больного Внутренние болезни - область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез и клинические проявления болезни ...

Русский

2013-03-06

30.57 KB

40 чел.

Задачи пропедевтической клиники. Понятие о семиотике. Общий план обследования больного. Расспрос больного. Общий осмотр больного

Внутренние болезни – область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез и клинические проявления болезни внутренних органов и разрабатывающая методы их диагностики и профилактики.

Наука о внутренних болезнях – терапия. Термин «пропедевтика» происходит от греческого propedeo, что значит «обучаю предварительно».

Цель пропедевтики: дать основы для рационального подхода к оценке основных проявлений.

Задачи пропедевтики:

  1.  Овладение основными физическими методами исследования;
  2.  Выявление основных симптомов и синдромов, встречающихся при заболеваниях внутренних органов;
  3.  Общее ознакомление с наиболее часто встречающимися болезнями внутренних органов (частная патология).

Диагностика (от греч. Diagnostikos – способный распознавать) – это раздел медицинской науки, излагающий методы и ход процесса исследования больного, наблюдения и рассуждения врача для распознавания болезни и оценки состояния больного с целью назначения необходимого лечения и профилактических мер.

Диагноз (от греч. распознавание) – краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состояния больного, выраженное в терминах современной медицинской науки.

Симптомы – признаки заболевания, которые врач выявляет при обследовании пациента.

Синдром – совокупность симптомов, объединенных общем патогенезом.

Этиология – причина заболевания.

Патогенез – развития заболевания.

Врачебная деонтология () – это наука о взаимоотношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача.

Медицинскую деонтологию можно также определить как совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

История болезни – это документ, составляемый на каждого больного в стационаре и предназначенный для регистрации сведений о диагнозе, течении и исходе болезни, а также о лечебно-профилактических мероприятиях, проведенных за время пребывания больного в стационаре; отражающий работу врача, его опыт, знания, профессионализм, умение клинически мыслить; это свидетельство правильного ведения больного врачом и/или совершенных им ошибок.

Назначение истории болезни:

  1.  Медицинский;
  2.  Научный (статистический) - по истории болезни можно проанализировать заболеваемость, частоту проявлений заболеваний, особенности клинического течения и эффективность различных методов лечения;
  3.  Юридический документ.

Схема обследования больного:

  1.  Преследует основную цель обеспечить планово-последовательное изучение субъективных и объективных проявлений болезни.
  2.  Тщательное обследование больного позволяет избежать диагностических ошибок;
  3.  Нрамотно оформленная история болезни служит критерием хорошего качества работы врача. Оценивается экспертами страховых компаний и это является оснванием для заработной платы.

Методы исследования. Все методы исследования делятся на 2 большие группы:

  1.  Основные (клинические) методы исследования – обследовнаие непосредственно у постели больного:
  2.  Субъективные – расспрос больного;
  3.  Объективные;
  4.  Дополнительные (параклинические):
  5.  Обязательные (клинический минимум) – ОАК, ОАМ, кал на яйца глистов, кровь на RW, рентгенография органов грудной клетки;
  6.  Специальные  - все остальные методы.

Основные клинические методы:

  1.  Основными эти методы являются потому, что только после их применения врач может решить, какой ещё из многих дополнительных методов (лабораторных, инструментальных и др.) следует применить для распознавания или уточнения болезни.

Расспрос (interrogatio) больного:

  1.  Паспортная часть;
  2.  Расспрос о жалобах больного, его ощущениях и переживаниях;
  3.  Расспрос о настоящем заболевание – анамнез заболевания (anamnesis morbi);
  4.  Расспрос о предшествующей жизни больного – анамнез жизни (anamnesis vite).

Объективное исследование больного (status praesens):

  1.  Включает общий осмотр;
  2.  Подробное изучение отдельных органов и систем, начиная с органов дыхания, ССС, органов пищеварения, органов мочевыделения, эндокринной системы, нервной системы.

Исследование органов и систем включает:

  1.  Осмотр (inspectio);
  2.  Ощупывание (palpatio);
  3.  Выстукивание (percussio);
  4.  Выслушивание (auscultatio).

Правила осмотра:

  1.  Освещение: дневной свет или лампы дневного света. Применяется прямое освещение и боковое (чаще для выявления пульсаций, для выявления дыхательных движений грудной клетки, перистальтики желудка и кишечника);
  2.  В помещении должно быть тепло и тихо;
  3.  Температура воздуха должна быть комфортной (18-25 градусов);
  4.  Пациент должен быть обнажен по пояс и полностью, если в тяжелом состоянии;
  5.  Врач стоит спиной к источнику света;
  6.  Руки врача должны быть сухие и теплые и с коротко подстриженными ногтями.

Общее состояние больного:

  1.  Удовлетворительное – хорошее самочувствие больного и компенсированная работа всех систем организма;
  2.  Средней степени тяжести – когда есть выраженные жалобы и субъкомпенсация работы отдельных систем организма;
  3.  Тяжелое состояние – наличие декомпенсации одной или нескольких систем организма;
  4.  Крайне тяжелое состояние – есть непосредственная угроза больного.

Положение больного:

  1.  Активное – больной может свободно передвигаться, принимать удобное положение, обслуживать себя при этом его самочувствие не ухудшается;
  2.  Вынужденное – это положение, которое больной принимает для облегчения своего самочувствия:
  3.  положение на больном боку – заболевания плевральных листков;
  4.  положение на здоровом боку – перелом бедер и миозиты;
  5.  положение ортопное – это возвышенное положение в постели с опущенными ногами – характерно для больных с сердечной недостаточностью;
  6.  положение с фиксированными плечевым поясом – человек сидит или стоит, упираясь руками в край кровати, подоконника и т.д. – при приступе бронхиальной астмы);
  7.  Пассивное – это положение при котором больные не могут двигаться самостоятельно (больные в коме, с инсультом).

Сознание:

  1.  Ясное – это способность человека ориентироваться в пространстве, времени, собственной личности и способность четко отвечать на поставленные вопросы;
  2.  Нарушенное:
  3.  Оглушенность – человек заторможен, двигается медленно, на поставленные вопросы отвечает с задержкой;
  4.  Ступор – больные чаще спят или дремлют, но если их растормошить могут односложно ответить на вопросы;
  5.  Сопор – «спячка» - больные спят, на вопросы не отвечают, но рефлексы сохранены.
  6.  Отсутствие сознания (кома) – человек спит, на раздражить не реагирует, рефлексы отсутствуют.

Общий вид:

  1.  Выражение лица – в норме спокойное, доброжелательно. Возможно возбужденное, агрессивное.
  2.  «Лицо Гиппократа» – заостренные черты лица, кожа сухая, собирается в складках, эластичность кожи слабая, глаза впалые.
  3.  Лицо лихорадящего больного – черты заострены, кожа горячая на ощупь, блеск глаз.
  4.  Лицо Корнизара – лицо с бледно-желтушным оттенком, цианоз (синюшность) носа, губ, носогубного треугольника, мочек ушей, рот приоткрыт;
  5.  Тип конституции (нормостенический, астенический, гиперстенический) – это совокупность особенностей строения организма и функции внутренних органов, заложенная от природы и генетически обусловленная:
  6.  Нормостенический – овальная голова, умеренно выраженная шея, шея-плечевой угол умеренно тупой, грудной отдел пропорционален брюшному, конечности пропорциональны туловищу;
  7.  Астенический тип – голова вытянута, шея тонкая длинная, шея-плечевой угол близок к развернутому, грудной отдел туловища преобладает над брюшным, конечности длинные. Такие люди обычно имеют высокий рост, частые головокружения, склонность к поносам;
  8.  Гиперстенический тип – голова круглая, шея короткая не выражена, шея-плечевой угол прямой, брюшной преобладает над грудным, конечности короткие, как правило, имеют низкий рост, склонны к запорам, в более раннем возрасте развивается облысение.
  9.  Телосложение (правильное, неправильное, с указанием характера) – это пропорциональность всех частей тела человека:
  10.  Правильное – тело должно состоять из всех частей, симметричное, рост и вес должны быть пропорциональными, осанка прямая, походка твердая умеренная, росто весовой показатель должны соответствовать норме (индекс Кетле, индекс массы тела и высчитывается по формуле вес/кг делят на рост в метрах в квадрате; в норме равен 18,5-25; 30-34 – ожирение 1 степени, выше 40 – ожирение 3 степени). Другой индекс – индекс Прока (вес/кг / на рост в см – 100) * 100 – норма 90-105%.
  11.  Походка, осанка.

Кожные покровы:

  1.  Цвет – в норме от бледно-розового до черно-синего, в зависимости от расовой принадлежности. При патологии возможна желтушность, цианоз, бледность. Цвет также зависит от глубины залегания сосудов и их кровенаполнения, а также от пигментации.
  2.  Целостность – наличие ран, травм, гипер или депигментации, указывается локализация изменений;
  3.  Влажность – гипергидроз, сухость кожных покровов и нормальное;
  4.  Эластичность – может быть снижена;
  5.  Высыпания;
  6.  Рубцы, их локализацию, размер и т.д.;
  7.  Волосы. Выраженность волосяного покрова, цвет, целостность, блеск;
  8.  Ногти. Оценивается цвет ногтевого ложа, цвет ногтевой пластинки, блеск в этой области, целостность, исчерченность. В норме локтевое ложе бледно-розового цвета, ногтевая пластинка прозрачная, целая, блестящая.

Слизистые оболочки (глаз, наружные полвые органы, ротовой полости):

  1.  Цвет (бледно-розовые);
  2.  Влажность (умеренно влажные);
  3.  Высыпания.

Подкожная клетчатка:

  1.  Степень развития;
  2.  Равномерность распределения (оценивается толщина складки во 2 м/р по среднеключичной линии и на уровне пупка кнаружи от края прямой мышцы живота – в норме 1-2 см).

Лимфатические узлы (последовательность пальпации). В норме не пальпируются. При наличии пальпируемых узлов оценивают характер изменений, которые могут быть доброкачественными и злокачественными. При доброкачественных изменениях кожные покровы над лимфоузлами не изменены, лимфоузлы подвижны, не спаяны с окружающими тканями и между собой. Возможна болезненность лимфоузлов. Злокачественные изменения – бугристость, болезненность, спаяны между собой и с окружающими тканями, неподвижны, возможно изменение цвета кожи над лимфоузлом.

Периферические отеки и пастозность тканей. При осмотре обращаем внимание на контуры лица, тела и конечностей. Отеки могут быть местные и общие. Отеки в области лица чаще имеют тестовидную консистенцию, при надавливании не оставляют ямочек, преимущественное появляются в утренние часы, характерны для заболеваний почек. Отеки на нижних конечностях бледные, плотные, возможна пигментация, при пальпации холодные, при надавливании остаются ямки, характерны для заболеваний ССС, правожелудочковой сердечной недостаточности.

Мышцы оцениваем сверху вниз (лицо, туловище, конечностей):

  1.  Степень развития;
  2.  Симметричность;
  3.  Сила, тонус;
  4.  Болезненность;
  5.  Наличие уплотнений.

Кости:

  1.  Пропорциональность;
  2.  Деформация;
  3.  Болезненность при пальпации и поколачивании(чаще проводят по эпифизам и диафизам трубчатых костей и по плоским костям);
  4.  Костная крепитация.

Суставы (также смотрят в зависимости от сложности сустава):

  1.  Форма;
  2.  Деформация;
  3.  Отечность;
  4.  Цвет кожи;
  5.  Температура кожи;
  6.  Болезненность при пальпации;
  7.  Объем активных и пассивных движений;
  8.  Наличие хруста при движениях.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53206. Інтелектуальна гра «Розумники і розумниці» 146 KB
  У кімнату заходять ведучі Ведучий1: Добрий день дорогі друзі Ведучий2: Добрий день шановні гості Ми раді бачити Вас на нашій фізичній інтелектуальній грі яка називається Розумники і розумниці. Ведучий1: Ми розпочнемо з легенди. Ведучий2: А для цього проведемо невелике змагання. Привітаємо наших учасників У кімнату входять команди і займають свої місця за двома столами Ведучий1: А хто стане переможцем вирішить наше компетентне журі.
53207. ІНТЕЛЕКТУАЛЬНА ГРА «НАРОД СКАЖЕ – ЯК ЗАВ’ЯЖЕ» 320 KB
  Недарма сказано що без будьякої іншої науки ще можна обійтися а без знання рідної мови аж ніяк. Ним можна клювати як дзьобом. На ньому можна зарубати як на пні. Його можна нагострити як ніж.
53208. Все про злочин і покарання (Правова гра для учнів 10 – 11 класів) 93 KB
  Свій варіант озвучує команда якщо має відповідь. Відповідь: 2001 р. Відповідь: 18 років. Відповідь: матеріальна або дисциплінарна два варіанта відповіді 4.
53209. Інтелектуальна гра «Ми - українці» 63 KB
  Доброго дня всім присутнім у нашій залі Вітаю вас на інтелектуальній грі Ми – українці слайд 1 Звучить пісня Ти моя Україна у виконанні М. Конкурс 1 Київщина: із минулого в майбутнє слайд 3 Ведучий. Аеропорт у місті Борисполі Скільки районів входить до складу Київської області 25 Підсумки конкурсу оголошує журі Конкурс 2 Народознавче лото слайд 4 Ведучий. Вболівальники пригадують найвідоміші свята українців слайд 5 Питання конкурсу: Саме на це свято чоловіки за старовинним звичаєм варили пиво.
53210. Інтелектуальна гра-шоу для старшокласників «Любіть свою мову й ніколи її не забудьте в житті…» 153.5 KB
  Сьогодні у міжнародний день рідної мови свято української мови одного з найцінніших надбань які створили й залишили нам наші попередники. Пізнати історію рідної сторони і рідної мови нам допомагають книги і самобутня творчість нашого народу: мелодійні пісні та думи барвисті коломийки та ліричні хороводи чарівний фантастичний світ казок. Хай же сьогоднішнє свято відкриє перед вами дорогі друзі шанувальники української мови розум мудрість гумор нашого талановитого народу.
53211. Ділова гра «Міжнародна конференція «Здоровими бути класно!» з проблем шкідливих звичок» 109.5 KB
  Виступ дітей із дорожніми знаками у руках які вони демонструють під час виступу. Дбати про здоров’я знак інвалід потрібно з самого народження з першого крику дитини знак U. Друже не поспішай знак 1.33 зануритися у круговерть знак 4.
53212. ІНТЕЛЕКТУАЛЬНА ГРА “НАЙРОЗУМНІШИЙ” 244 KB
  На роздуми вам дається 15 секунд за які ви повинні вибрати правильну відповідь. Правильна відповідь: в пташка Спеціальність лікаря Айболита: а хірург; б ветеринар; в санітар; г окуліст. Правильна відповідь: б ветеринар 3. Правильна відповідь: в33 4.
53213. ГРА-МАНДРІВКА «СВІТ ПРОФЕССІЙ» 985 KB
  На дошці записані слова Вольтера: Жити значить працювати Праця є життя людини. Життя ― це праця і бережливість. Хліб ― праця багатьох людей. І їхня праця потрібна завжди і скрізь.
53214. Ділова гра для педагогічних працівників «Вплив сюжетно-рольової гри на формування партнерських взаємин дошкільників» 60 KB
  Час відведений для гри заповнюється читанням книг підготовкою до свят організаційними видами діяльності. Виникає питання: чому вихователі і батьки спокійно жертвують часом для гри на користь будьякої іншої діяльності Чому дорослі позбавляють малюків можливості грати з однолітками Педагогічна дискусія. Вихователь зобов'язаний направляти гру не руйнуючи її зберігаючи самостійний і творчий характер ігрової діяльності дітей безпосередність переживань віру в правду гри.