9425

Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания

Лекция

Медицина и ветеринария

Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания: Кашель - важный защитный механизм очищения бронхов от избыточного накапливающегося секрета. Возникает при раздражении рецепторов блуждающего нерва и кашлевых рефлексогенных зон - слизистая ...

Русский

2013-03-06

24.98 KB

12 чел.

Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания:

Кашель – важный защитный механизм очищения бронхов от избыточного накапливающегося секрета. Возникает при раздражении рецепторов блуждающего нерва и кашлевых рефлексогенных зон – слизистая оболочка гортани, голосовых связок, бифуркация трахеи и места деления крупных и средних бронхов. В мелких бронхах рецепторов нет.

Кашель различают :

  1.  По характеру

- Сухой (непродуктивный)

- Влажный (с мокротой)

  1.  По времени проявления

- Постоянный (хронические заболевания)

- Приступообразный

  1.  По тембру и громкости

- Громкий (лающий), ларинготрахеит

- Тихий – беззвучный. При травме голосовых связок и опухоли.

Одышка – сочетание субъективного ощущения больных затруднения дыхания м объективными признаками этого явления.

Виды: субъективная, объективная, смешанная.

Критерии:

  1.  Изменение частоты дыхания ( в норме во сне 12-14, во время бодрствования 16-17 в минуту). Учащение – тахипное.
  2.  Изменение глубины дыхания, ритма, продолжительности взаимоотношения вдоха и выдоха ( вдох в норме составляет одну третью от выдоха).
  3.  Участие вспомогательных мышц в акте дыхания

В зависимости от затруднения той или иной фазы дыхания различают:

  1.  Инспираторное – затрудненный вдох
  2.  Экспираторная – затруднен выдох. Причина – механизм раннего экспираторного закрытия бронхов на выдохе, характерно для бронхиальной астмы и обструктивного бронхита.
  3.  Смешанная – затруднены обе фазы дыхания. Характерно для пневмонии, абсцессов, туберкулеза, для хронической сердечной недостаточности.

Удушье – резко выраженная отдышка.

Астма – удушье, возникающее приступами.

Кровохарканье – выделение крови с мокротой во время кашля.

Проявляется в виде:

  1.  Прожилок крови в мокроте
  2.  Кровь может диффузно окрашивать мокроту

Кровь может быть измененной по цвету (ржавая мокрота) и неизмененной.

Если количество крови в мокроте превышает 50 мл. – легочное кровотечение.

Бли в грудной клетке при заболевания органов дыхания чаще обусловлены поражением плевры.

Плевральные боли характеризуютя:

  1.  Появлением или усилением их во время глубокого вдоха
  2.  кашле
  3.  при перемене положения тела
  4.  при поражении мышц, участвующих в дыхании

Общий осмотр больных с заболеваниями органов дыхания.

  1.  Вынужденное положение больного.
  2.  Фиксированный плечевой пояс при астме
  3.  На больном боку
  4.  Синюшное окрашивание кожных покровов лица. Диффузный цианоз
  5.  Румянец лица ( либо при лихорадке или при крупозной пневмонии)
  6.  Герпетические высыпания
  7.  Симптом «барабанных палочек» и «часовых стекол» - развивается при хронических заболеваниях бронхолегочной сисетмы.

Осмотр грудной клетки.

  1.  Определяют фому груднуй клетку, и ее деформации.

Различают физиологическую (нормостеническая – пропорциональны вертикальные и горизонтальные размеры, надподключичные ямки умеренно выражены, угол Людовика – угол между рукояткой и грудиной тоже умерен, ход ребер умеренно косой, эпигастральный угол 90 градусов, лопатки умеренно прилежат к грудной клетке; астеническая – над и подключичные ямки значительно выражены, угол людовика сглажен, ход ребер ближе к вертикали, межреберные промежутки широкие, эпигастральный угол острый, лопатки крыловидные; гиперстеническая – поперечные размеры преобладают над вертикальными, грудная клетка плоская и широкая, хорошо выражен мышечный каркас, на и подключичные ямки сглажены, угол людовика хорошо выражен, ход ребер ближе к горизонтальному, межреберные промежутки узкие, эпигастральный угол тупой, лопатки плотно прилежат к грудной клетке, их контур не просматривается), и патологическую (эмфизематозная – встречается при склеротическом, эластичности ткани снижена, повышается воздушность, разрушается часть альвеолярных перегородок, дыхательная поверхность уменьшается, при осмотре грудная клетка напоминает форму бочки, на и подключичные ямки набухают, эпигастральный угол тупой; паралитическая, воронкообразная, рахитическая, ладьевидная).

  1.  Симметричность участия обеих половин грудной клетки в акте дыхания.
  2.  Определение типа дыхания, частоты в минуту, глубины.
  3.  Участи вспомогательной мускулатуры.

Типы дыхания:

  1.  Грудной или реберный (у женщин)
  2.  Брюшной или диафрагмальный (у мужчин)
  3.  Смешанный (у пожилых людей и при патологии)

Патологические виды дыхания

  1.  Дыхание Чейн-Стокса – характерно постепенным нарастанием дыхания, затем апноэ, и потом опять дыхание
  2.  Дыхание Биота – глубокое и шумное, но с периодами апноэ
  3.  Дыхание Грокко – постепенное дыхание усиливается и ослабевает, но апноэ нет
  4.  Дыхание Куссмауля – глубокое и шумное, без периодов апноэ

При форсированном дыхание следим за симметричностью участия в акте, спереди за ключицами, сзади за лопатками. Отстающая сторона – больная.

Пальпация грудной клетки.

  1.  Уточнение данных осмотра грудной клетки;
  2.  Определение болезненности грудной клетки( место прикрепления реберных хрящей к грудине, межреберье по среднеподключичной линии, и сзади по паравертебральным линиям);
  3.  Определение эластичности грудной клетки;
  4.  Определение голосового дрожания в симметричных точках – это проведение звуковой волны голосовых связок на поверхность грудной клетки, в норме проводится одинаково в симметричных точках, по всей поверхности легких. Для определения голосового дрожания просим пациента произносить звонкие рычащие звуки, и путем наложения рук на поверхность грудной клетки, оцениваем голосовое дрожание. Точки определения голосового дрожания – над ключицами, под ключицами, во 2 межреберье по срединоключичным линиям, в 4 межреберье наружной срединоключичной линии, 6 межреберье последней подмышечной линии, сзади над лопатками, в межлопаточной области на уровне верхних и нижних углов лопаток;
  5.  Экскурсия грудной клетки в акте дыхания;

Перкуссия – объективный метод исследования, основанный на выстукивании по поверхности тела с одновременной оценкой получаемых звуков.

Дата рождения перкуссии является 1761 г., автор – Леопольд Ауэнбруггер. Им предложена прямая перкуссия. В настоящее время общепринятым является опосредованный метод – пальце-пальцевой.

Физические основы метода. При постукивании по телу человека возникают колебательные волны со стороны органов и тканей. Свойства распространения волн такие же как и при распространении звуковой волны.  Эти колебания характеризуются: амплитудой колебания, частотой колебания, продолжительностью.

Звуки при перкуссии различают по силе (ясности), высоте, продолжительности, оттенку (тембру).

Характеристика звуков

Сила (громкость звучания)

высота

продолжительность

Тембр звука

Ясный легочной

громкий

Тупой

тихий

Тимпанический (барабанный)

громкий

Ясный звук – определяется над тканями, образуется над здоровыми звуками;

Тупой – определяется над плотными, не содержащими воздух тканями и органами (печень, мышцы бедра);

Тимпанический – определяется над органами и образованиями, содержащими воздух или газ (кишечник, воздушное пространство желудка, трахеи);

Цели перкуссии:

  1.  Определение патологических процессов в легких и плевральных полостях
  2.  Определение границ легких, экскурсии верхнего и нижнего легочного края, границ и размеров патологического очага – топографическая (отграничительная) перкуссия.

Сравнительная перкуссия .

Условия проведения: проводят в положении больного стоя или сидя, обнажение больного до пояса, дыхание больного спокойное и ровное.

Правила перкуссии – перкутируют в строго симметричных точках, сила перкуторного удара – средняя, одинаковая во всех точках, перкуссию начинают со здоровой стороны на больной, если неизвестно, то справа налево, проводят сверху вниз, спереди назад.

Точки сравнительной перкуссии.

  1.  Над ключицами
  2.  По ключицам
  3.  Под ключицами
  4.  2 межреберье по средино-ключичным линиям
  5.  4 межреберье на 1см латеральнее средне-ключичной линии
  6.  6 межреберье по среднеподмышечной линии
  7.  Сзади над лопатками
  8.  В межлопаточной области на уровне верхних и нижних углов лопаток (палец – плессиметр распологается вертикально)
  9.  Под лопатками в 7,8,9 межреберьях

Изменения перкуторного звука.

Разновидности тупого звука:

Укорочение или притупление (при уменьшении воздушности в легких, становятся более плотными) – в ранние стадии крупозной пневмонии, при очаговой пневмонии.

Тупой – легкое безвоздушное – крупозная пневмония в стадии II-опеченения, обтурационный ателактаз.

Абсолютно тупой звук – при скоплении жидкости в плевральных полостях.

Тимпанический звук и его разновидности.

Определяется, когда легкое содержит много воздуха.

Коробочный звук – при эмфиземе легких.

Дребезжащий звук – «шум треснувшего горшка», при наличии полости в легком, содержащем воздух и сообщающейся с бронхом.

Звук с металлическим оттенком – при наличии гладкостенной полости в легком или при открытом пневмотораксе.

Топографическая перкуссия.

Проводится для определения границ органов и образований.

Правила:

  1.  Сила перкуторного удара тихая
  2.  Палец-плессиметр располагается параллельно определяемой границе
  3.  Передвижение пальца-плессиметра на ширину не более 1 пальца или 1 см.
  4.  Отметка границы по краю пальца плессиметра, со стороны звука от которого удаляемся.
  5.  Соблюдение последовательности.

Последовательность топографической перкуссии.

  1.  Определение высоты расположения верхушек легких спереди;
  2.  Сзади;
  3.  Определение нижних границ легких по вертикальным линиям;
  4.  Определение экскурсии нижнего легочного края по вертикальным линиям;
  5.  Определение границ и размеров патологического очага;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7778. Гуманистическая теория Песталоцци 36 KB
  Гуманистическая теория Песталоцци Это был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: Как Гертруда учит своих детей. Метод обучения по Песталоцци был близок методу Жакото и был н...
7779. Локк Дж. Педагогические взгляды 32 KB
  Дж. Локк Педагогические взгляды Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге Мысли о воспитании (1693). Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет - благо...
7780. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег 31.5 KB
  Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег - немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ. Педагогические идеи: Воспитание Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования,...
7781. Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана 33.5 KB
  Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана. Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным ...
7782. Педагогические взгляды Древней Греции 36.5 KB
  Педагогические взгляды Древней Греции. Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции: Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа. Предп...
7783. Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского 30 KB
  Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении...
7784. Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков 39.5 KB
  Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков Дьюи. Прагматизм в педагогике. Цель воспитания, по Дьюи - формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи и его послед...
7785. История педагогики как наука 30 KB
  История педагогики как наука. Одним из важнейших аспектов развития человеческого общества на протяжении всей его истории является социализация подрастающего поколения, представляющая собой совокупность социальных и психологических процессов, в ходе...
7786. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания 28 KB
  К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы...