94293

Источники геохимического загрязнения, распространение загрязнений в окружающей среде и техногенные геохимические аномалии

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Понятие «загрязнение» в геохимии отличается от экологического понимания данного термина и других наук об окружающей среде. В геохимии под загрязнением понимается изменение химических свойств природной среды, не связанное с естественными процессами.

Русский

2015-09-10

48.79 KB

1 чел.

Источники геохимического загрязнения, распространение загрязнений в окружающей среде и техногенные геохимические аномалии.

Понятие «загрязнение» в геохимии отличается от экологического понимания данного термина и других наук об окружающей среде. В геохимии под загрязнением понимается изменение химических свойств природной среды, не связанное с естественными процессами.

Физическое загрязнение геохимия не изучает, это дело геофизики; биологическое – тоже, этим занимается медицинская география, санитария и гигиена.

Неестественное изменение химических свойств природной среды – и есть загрязнение. Изменение – это привнесение в окружающую среду или возникновение в ней физических, химических, биологических, информационных агентов или их превышение, приводящее к негативному влиянию на природу.

В геохимии – всё, что неестественно. Даже внесение мелиоранов – пестицидов, или известкование почв являются загрязнением. Наряду с понятием загрязнение есть понятие «источник загрязнения».

В экологии существует 4 трактовки и 4 аспекта:

  1.  Технологический процесс, приводящий к загрязнению (сжигание угля в котельной, выплавка металла из руды);
  2.  Точка выброса;
  3.  Территория, где протекают технологические процессы и располагаются точки выброса;
  4.  Материальный носитель загрязнения (взвешенная частица…) – общая трактовка и для экологии, и для геохимии.

В геохимии источником принято считать только материальный носитель. С точки зрения геохимии все источники подразделяются на две группы.

Источники загрязнения

Стоки – жидкая часть отходов, рассеиваемая в гидросфере

Выбросы – часть отходов, рассеиваемая в атмосфере, преимущественно газообразная

Складируемые отходы, преимущественно твёрдые

Отходы – не утилизированная в данный момент и возвращённая в окружающую среду часть использованных и переработанных человеком материалов

Пестициды

Мелиоранты

Удобрения

Средства химизации – вещества, намеренно вносимые в окружающую среду с целью получения экономического или санитарно-гигиенического эффекта.


Распространение загрязняющих веществ происходит в результате
миграции.

Миграция загрязняющих веществ – это комплекс процессов, который включает 4 процесса – стадии, составляющие цикл миграции.

  1.  Перевод вещества в форму нахождения, обеспечивающую подвижность в данных условиях – это измельчение, диспергирование при высыхании, растворение, испарение.
  2.  Транспортировка, происходящая с водными и воздушными потоками. Фаза транспортировки является центральной фазой процесса миграции.
  3.  Осаждение – выведение из водного или воздушного потока загрязняющих веществ. Может быть механическим – за счёт силы тяжести при снижении скорости потока; химическим – то есть связывание, сорбция, коагуляция. Осаждение происходит на барьере естественном или искусственном. Плохо пахнущие очистные сооружения являются искусственными барьерами
  4.  Перевод в неподвижную форму, связывание. Может быть механическим – адсорбция, абсорбция; химическим и биологическим.

За осаждением может начинаться новый цикл переноса. Транспортировка в водных и воздушных потоках происходит в двух формах, то есть в составе основной фазы и в форме взвешенных частиц.

Основная фаза – газообразная для воздушной среды и жидкая для водной среды.

Прекращение переноса происходит за счёт химических превращений естественного (в рамках самоочищения), искусственного (на очистных сооружениях), биологического или химического типа.

У большинства загрязняющих веществ – ограниченный срок пребывания в среде и по его окончанию меняется их химическая природа (химическое преобразование). Он может исчисляться часами, днями, неделями. Для кислотообразующих оксидов серы и азота он составляет 6 часов.

  1.  Загрязнители глобальные с ограниченным сроком пребывания – хлор, фтор, углеводороды и фреоны. Основные вещества в выбросах – диоксид серы, углекислый газ, формальдегид имеют ограниченный срок пребывания.
  2.  Локальное или региональное загрязнение.

Для водной среды характерны консервативные и неконсервативные примеси. Консервативные – устойчивые в водной среде, присутствующие неограниченно долго хлориды, сульфаты, растворимые углеводороды. Снижение концентраций происходит за счёт разбавления в больших объёмах.Неконсервативные примеси – это примеси с ограниченным временем присутствия в водной среде. К ним относятся органические соединения. Процессы самоочищения снижают концентрацию.

ВАЖНО: Природные среды по отношению к загрязняющим веществам подразделяются на транспонирующие среды, осуществляющие перенос, и депонирующие среды – почвы, снег, донные отложения, растительные ткани, в которых перенос не осуществляется.

Соответственно в транспонирующих происходит сложная пространственно-временная динамика концентраций, зависящая от поступления веществ от источника и от собственной динамики, характера турбулентности и объёма среды. Они сами по себе.

//Существенный перенос осуществляется во взвешенной фазе. Так могут переноситься твёрдые частицы или жидкие в виде взвесей.

Перенос во взвешенном состоянии – перенос значительно менее устойчивый на значительно меньшие расстояния, чем какой-то другойО_о Он обеспечивается за счёт динамичности потока, скорости ветра и скорости движения. При снижении скоростей происходит естественное осаждение. Искусственное осаждение взвешенных частиц процесс более простой. Например, из водной среды эти частицы осаждаются в отстойниках//

Компоненты окружающей среды по отношению к друг к другу тоже могут выполнять роль источников загрязнения.

Чаще всего в роли источников загрязнения выступают транспонирующие среды (загрязнённый воздух, вода) и загрязнение происходит за счёт осаждения из транспонирующих сред. Не бывает наоборот.

Загрязнение – процесс сложный, многостадийный, связанный с взаимодействием транспонирующих и депонирующих сред.

В результате переноса загрязняющих веществ (см.предыдущий вопрос) образуются техногенные геохимические аномалии. Понятие геохимической аномалии заимствовано из поисковой геохимии.

Геохимическая аномалия – территория, в пределах которой хотя бы в одном из слагающих территорию природных тел параметры распределения хотя бы одного химического элемента статистически достоверно отличаются от фоновых.

Для определения это отличия используется понятие о среднеквадратичном отклонении(делали лабораторную подобную, где высчитывали среднее, возводили в квадрат, вычитали, складывали всё, извлекали корень и т.д.)

В геохимии окружающей среды техногенные аномалии основываются на понятиях: геохимические потоки и геохимические ореолы.

Потоки – аномалии в транспонирующих компонентах природной среды (вода, воздух).

Геохимические ореолы – аномалии в депонирующих компонентах природной среды (в почвах, снеге, в донных отложениях, в растительных тканях).

Аномалии геохимические могут различаться в зависимости отмасштабам проявления:

  1.  Глобальные (охватывающие три или больше частей чего-то там);
  2.  Региональные (охватывающие регион, естественно);
  3.  Локальные (точечные, в единственной пробе).

Также есть моноэлементные и полиэлементные аномалии.

По характеру воздействия на живую природу различают вредные аномалии, биологически нейтральны, полезные (например, известкование почв, привнесение добавок).

Наибольшее внимание в геохимии уделяется ореолам в почвах, меньше – в донных отложениях.

Геохимические аномалии в почвах по происхождению подразделяют на:

  1.  Аэрогенные (образуются за счёт осаждения в атмосфере);
  2.  Гидрогенные (выпадение из водных потоков);
  3.  Биогенные;
  4.  Вейстогенные (образуются за счёт загрязнения отходами, от англ. waste – скорее всего отходы );
  5.  Агрогенные(связанные с ведением с/х).

Общей особенностью всех техногенных геохимических аномалий является высокая неоднородность концентрации.

Но в пределах крупных аномалий выделяется ядро аномалии в центральной части со стабильными концентрациями и периферическая часть, характеризующаяся неоднородностью и мозаичностью.

При больших масштабах загрязнения техногенные геохимические аномалии захватывают все компоненты природной среды, а не только отдельные. В этих случаях, когда аномалии охватывают все компоненты среды, говорят о техногенных геохимических ландшафтах.

К ним относятся ландшафты предприятий, ландшафты жилых зон, ландшафты дорог и коммуникаций, ландшафты общественных зон, ландшафты рекреационных зон, ландшафты с/х.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8095. Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников 22.21 KB
  Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также...
8096. Формирование нравственной культуры личности 24.46 KB
  Формирование нравственной культуры личности Моралькак форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: воз...
8097. Гражданское воспитание школьников 23.98 KB
  Гражданское воспитание школьников Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, - правовой культуры - культуры межнациональных отноше...
8098. Формирование эстетической культуры школьников 24.76 KB
  Формирование эстетической культуры школьников Эстетическое воспитание (ЭВ)- процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в об...
8099. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников 24.82 KB
  Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и друг...
8100. Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни 25.52 KB
  Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни Физическое воспитание - это организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физи...
8101. Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива 24.61 KB
  Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива. Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательн...
8102. Этапы становления воспитательного коллектива 21.85 KB
  Этапы становления воспитательного коллектива Выделены стадии развития коллектива - этапы развития группы детей по характеру предъявляемых педагогом требований, по характеру отношений и взаимодействия между воспитанниками. На первой стадии педаг...
8103. Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей 28.09 KB
  Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репро...