94293

Источники геохимического загрязнения, распространение загрязнений в окружающей среде и техногенные геохимические аномалии

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Понятие «загрязнение» в геохимии отличается от экологического понимания данного термина и других наук об окружающей среде. В геохимии под загрязнением понимается изменение химических свойств природной среды, не связанное с естественными процессами.

Русский

2015-09-10

48.79 KB

1 чел.

Источники геохимического загрязнения, распространение загрязнений в окружающей среде и техногенные геохимические аномалии.

Понятие «загрязнение» в геохимии отличается от экологического понимания данного термина и других наук об окружающей среде. В геохимии под загрязнением понимается изменение химических свойств природной среды, не связанное с естественными процессами.

Физическое загрязнение геохимия не изучает, это дело геофизики; биологическое – тоже, этим занимается медицинская география, санитария и гигиена.

Неестественное изменение химических свойств природной среды – и есть загрязнение. Изменение – это привнесение в окружающую среду или возникновение в ней физических, химических, биологических, информационных агентов или их превышение, приводящее к негативному влиянию на природу.

В геохимии – всё, что неестественно. Даже внесение мелиоранов – пестицидов, или известкование почв являются загрязнением. Наряду с понятием загрязнение есть понятие «источник загрязнения».

В экологии существует 4 трактовки и 4 аспекта:

  1.  Технологический процесс, приводящий к загрязнению (сжигание угля в котельной, выплавка металла из руды);
  2.  Точка выброса;
  3.  Территория, где протекают технологические процессы и располагаются точки выброса;
  4.  Материальный носитель загрязнения (взвешенная частица…) – общая трактовка и для экологии, и для геохимии.

В геохимии источником принято считать только материальный носитель. С точки зрения геохимии все источники подразделяются на две группы.

Источники загрязнения

Стоки – жидкая часть отходов, рассеиваемая в гидросфере

Выбросы – часть отходов, рассеиваемая в атмосфере, преимущественно газообразная

Складируемые отходы, преимущественно твёрдые

Отходы – не утилизированная в данный момент и возвращённая в окружающую среду часть использованных и переработанных человеком материалов

Пестициды

Мелиоранты

Удобрения

Средства химизации – вещества, намеренно вносимые в окружающую среду с целью получения экономического или санитарно-гигиенического эффекта.


Распространение загрязняющих веществ происходит в результате
миграции.

Миграция загрязняющих веществ – это комплекс процессов, который включает 4 процесса – стадии, составляющие цикл миграции.

  1.  Перевод вещества в форму нахождения, обеспечивающую подвижность в данных условиях – это измельчение, диспергирование при высыхании, растворение, испарение.
  2.  Транспортировка, происходящая с водными и воздушными потоками. Фаза транспортировки является центральной фазой процесса миграции.
  3.  Осаждение – выведение из водного или воздушного потока загрязняющих веществ. Может быть механическим – за счёт силы тяжести при снижении скорости потока; химическим – то есть связывание, сорбция, коагуляция. Осаждение происходит на барьере естественном или искусственном. Плохо пахнущие очистные сооружения являются искусственными барьерами
  4.  Перевод в неподвижную форму, связывание. Может быть механическим – адсорбция, абсорбция; химическим и биологическим.

За осаждением может начинаться новый цикл переноса. Транспортировка в водных и воздушных потоках происходит в двух формах, то есть в составе основной фазы и в форме взвешенных частиц.

Основная фаза – газообразная для воздушной среды и жидкая для водной среды.

Прекращение переноса происходит за счёт химических превращений естественного (в рамках самоочищения), искусственного (на очистных сооружениях), биологического или химического типа.

У большинства загрязняющих веществ – ограниченный срок пребывания в среде и по его окончанию меняется их химическая природа (химическое преобразование). Он может исчисляться часами, днями, неделями. Для кислотообразующих оксидов серы и азота он составляет 6 часов.

  1.  Загрязнители глобальные с ограниченным сроком пребывания – хлор, фтор, углеводороды и фреоны. Основные вещества в выбросах – диоксид серы, углекислый газ, формальдегид имеют ограниченный срок пребывания.
  2.  Локальное или региональное загрязнение.

Для водной среды характерны консервативные и неконсервативные примеси. Консервативные – устойчивые в водной среде, присутствующие неограниченно долго хлориды, сульфаты, растворимые углеводороды. Снижение концентраций происходит за счёт разбавления в больших объёмах.Неконсервативные примеси – это примеси с ограниченным временем присутствия в водной среде. К ним относятся органические соединения. Процессы самоочищения снижают концентрацию.

ВАЖНО: Природные среды по отношению к загрязняющим веществам подразделяются на транспонирующие среды, осуществляющие перенос, и депонирующие среды – почвы, снег, донные отложения, растительные ткани, в которых перенос не осуществляется.

Соответственно в транспонирующих происходит сложная пространственно-временная динамика концентраций, зависящая от поступления веществ от источника и от собственной динамики, характера турбулентности и объёма среды. Они сами по себе.

//Существенный перенос осуществляется во взвешенной фазе. Так могут переноситься твёрдые частицы или жидкие в виде взвесей.

Перенос во взвешенном состоянии – перенос значительно менее устойчивый на значительно меньшие расстояния, чем какой-то другойО_о Он обеспечивается за счёт динамичности потока, скорости ветра и скорости движения. При снижении скоростей происходит естественное осаждение. Искусственное осаждение взвешенных частиц процесс более простой. Например, из водной среды эти частицы осаждаются в отстойниках//

Компоненты окружающей среды по отношению к друг к другу тоже могут выполнять роль источников загрязнения.

Чаще всего в роли источников загрязнения выступают транспонирующие среды (загрязнённый воздух, вода) и загрязнение происходит за счёт осаждения из транспонирующих сред. Не бывает наоборот.

Загрязнение – процесс сложный, многостадийный, связанный с взаимодействием транспонирующих и депонирующих сред.

В результате переноса загрязняющих веществ (см.предыдущий вопрос) образуются техногенные геохимические аномалии. Понятие геохимической аномалии заимствовано из поисковой геохимии.

Геохимическая аномалия – территория, в пределах которой хотя бы в одном из слагающих территорию природных тел параметры распределения хотя бы одного химического элемента статистически достоверно отличаются от фоновых.

Для определения это отличия используется понятие о среднеквадратичном отклонении(делали лабораторную подобную, где высчитывали среднее, возводили в квадрат, вычитали, складывали всё, извлекали корень и т.д.)

В геохимии окружающей среды техногенные аномалии основываются на понятиях: геохимические потоки и геохимические ореолы.

Потоки – аномалии в транспонирующих компонентах природной среды (вода, воздух).

Геохимические ореолы – аномалии в депонирующих компонентах природной среды (в почвах, снеге, в донных отложениях, в растительных тканях).

Аномалии геохимические могут различаться в зависимости отмасштабам проявления:

  1.  Глобальные (охватывающие три или больше частей чего-то там);
  2.  Региональные (охватывающие регион, естественно);
  3.  Локальные (точечные, в единственной пробе).

Также есть моноэлементные и полиэлементные аномалии.

По характеру воздействия на живую природу различают вредные аномалии, биологически нейтральны, полезные (например, известкование почв, привнесение добавок).

Наибольшее внимание в геохимии уделяется ореолам в почвах, меньше – в донных отложениях.

Геохимические аномалии в почвах по происхождению подразделяют на:

  1.  Аэрогенные (образуются за счёт осаждения в атмосфере);
  2.  Гидрогенные (выпадение из водных потоков);
  3.  Биогенные;
  4.  Вейстогенные (образуются за счёт загрязнения отходами, от англ. waste – скорее всего отходы );
  5.  Агрогенные(связанные с ведением с/х).

Общей особенностью всех техногенных геохимических аномалий является высокая неоднородность концентрации.

Но в пределах крупных аномалий выделяется ядро аномалии в центральной части со стабильными концентрациями и периферическая часть, характеризующаяся неоднородностью и мозаичностью.

При больших масштабах загрязнения техногенные геохимические аномалии захватывают все компоненты природной среды, а не только отдельные. В этих случаях, когда аномалии охватывают все компоненты среды, говорят о техногенных геохимических ландшафтах.

К ним относятся ландшафты предприятий, ландшафты жилых зон, ландшафты дорог и коммуникаций, ландшафты общественных зон, ландшафты рекреационных зон, ландшафты с/х.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66252. Планирование трудовых ресурсов организации 79.5 KB
  Анализ и описание работы: основные направления и методы. Планирование потребности в работниках базируется на данных об имеющихся рабочих местах об их численности и структуре в будущем периоде с учетом развития производства и внедрения...
66253. Жизненный цикл программного продукта 53.5 KB
  Модель определяется конкретным сочетанием стадий и процессов разработки ориентированных на разные классы ПО и особенности коллектива разработчиков. Здесь рассматриваются только некоторые устоявшиеся модели процесса разработки программного обеспечения.
66254. Математичний брейн-ринг 63.5 KB
  За цей час команда повинна знати відповідь а капітан підняти руку. Якщо команда дала невірну відповідь друга команда має можливість відповісти. Це гра переможцем якої стає гравець або команда яка виявить більшу ерудицію швидку реакцію на запитання.
66256. Урок-театр Р. Бредбери «Всё лето в один день» 87.5 KB
  Благодарю тебя Создатель Марго просыпается берёт искусственные цветы Дети считаются Мы пришли на космодром Посмотрите что на нём Раз ракета два ракета Обживай планету эту Лет по 7 здесь дождь живёт На Венеру льёт и льёт Солнце солнце выходи...
66258. Конспект урока литературного чтения 19.83 KB
  Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с непарным мягким согласным звуком й и буквами Й й означающими этот звук на письме; способствовать формированию навыков написания буквы и. Планируемые результаты: Предметные: обся научатся определять на слух наличие в словах звука й характеризовать...
66259. Телевізійний новорічний вогник 126 KB
  Відкривається сцена. Стоять столики із стільчиками Вибігає заклопотана Пеппі-Довга панчоха. Все перевіряє, поправляє іграшки на ялинці. Пеппі. - Світло! (засвітилася ялинка) Убрать! (тухне) Здається все нормально.
66260. Крок до цивілізованого спілкування 55.5 KB
  Виховання культури мобільного спілкування. Презентації Виховання культури мобільного спілкування та Заповіді мобілемана відеоролик Правда про мобільний телефон Епіграфи: Зробимо крок до цивілізованого спілкування. Мігель Сервантес Єдина справжня розкіш...