9430

Аускультация сердца. Сердечные шумы

Лекция

Медицина и ветеринария

Аускультация сердца. Сердечные шумы. Сердечные шумы - это более продолжительные высокочастотные звуки, с частотой 400-1000 Гц, которые возникают при деятельности сердца. Шум возникает в результате турбулентного тока при прохождении крови через ...

Русский

2013-03-06

28.02 KB

7 чел.

Аускультация сердца. Сердечные шумы.

Сердечные шумы – это более продолжительные высокочастотные звуки, с частотой 400-1000 Гц, которые возникают при деятельности сердца.

Шум возникает в результате турбулентного тока при прохождении крови через суженное и расширенное отверстия клапана, а также в результате увеличения скорости кровотока и уменьшения вязкости крови.

Классификация шумов:

  1.  Внутрисердечные (интракардиальные) – встречаются наиболее часто
  2.  Внесердечные (экстракардиальные):

- шум трения перикарда

- плевроперикардиальный шум

Внутрисердечные шумы

  1.  Органические – связаны с анатомическим изменением клапанов сердца и перегородок
  2.  Клапаны – систолические, диастолические
  3.  Мышечные
  4.  Функциональные – возникают в результате:
  5.  Нарушения функции не измененных клапанов
  6.  При увеличении скорости кровотока
  7.  При уменьшении вязкости
  8.  Акцидентальные (безвредные)

Характеристика шумов

  1.  Тембр (окраска) – частота обертона
  2.  Грубые – скребущие, пилящие
  3.  Нежные – дующие, музыкальные
  4.  Громкость (интенсивность)
  5.  Громкие, тихие
  6.  Нарастающие, убывающие
  7.  Продолжительность
  8.  Короткие – занимают менее половины фазы сердечного цикла
  9.  Продолжительные – более половины паузы
  10.  Локализация (punctum maximum), где выслушиваются
  11.  Иррадиация (шумы проводятся по току крови, образующему этот шум, а также по плотным тканям, в частности миокарду гипертрофированного желудочка)
  12.  По отношению к фазам сердечной деятельности:
  13.  Систолические шумы – если всю систолу – голосистолический, среднюю часть – мезосистолический
  14.  Диастолические шумы – если всю диастолу – пандиастолические (редко), началную часть – протодиастолические, конечную часть – пресистолический

Функциональные шумы и их характеристика

Возникают при:

  1.  Нарушении функции неизмененных клапанов
  2.  Диастолический шум Грехема – Стила – возникает при относительной недостаточности клапана легочной артерии, при высокой легочной гипертензии.

Диастолический шум Флинта – при недостаточности клапана аорты

  1.  Пролапс митрального клапана
  2.  Поражение сосочковой мышцы (некроз, инфаркт миокарда)
  3.  Разрыв хорд клапана (травма, септический эндокардит)
  4.  При увеличении скорости кровотока:
  5.  Лихорадка
  6.  Иреотоксикоз
  7.  При изменении реологических свойств крови (уменьшение вязкости крови)
  8.  Анемия

Характеристика функциональных шумов

  1.  По тембру: нежные
  2.  По громкости: тихие
  3.  По продолжительности: короткие
  4.  Локализации: верхушка, легочная артерия
  5.  Иррадиации: нет
  6.  Систолические – 90%, диастолические – 10% (шум Грехема – Стила, шум Флинта)
  7.  Неизмененные тоны сердца
  8.  Непостоянные, может исчезать после физической нагрузки

Физиологические невинные шумы (акцидентальные)

Выслушиваются слева от грудины:

  1.  II межреберье – систолический шум
  2.  II межреберье и IV-V межреберье – систолический шум
  3.  Вдоль всего левого края грудины II по V межреберье

Выслушиваются справа и слева от грудины II межреберье

Эти шумы обусловлены более низким сопротивлением току крови в аорте и легочной артерии и более быстрым движением крови и турбулентными потоками.

Встречаются у детей, юношей.

Органические шумы

Связаны с анатомическими изменениями клапанов сердца и перегородок.

Внутрисердечные:

  1.  Шумы изгнания
  2.  Систолические  
  3.  Диастолические - стеноз атриовентрикулярных отверстий, правого и левого
  4.  Шумы регургитации
  5.  Систолические
  6.  Диастолические – недостаточность клапонов аорты и легочного ствола

Характеристика

  1.  По тембру: грубые, музыкальные

Частота зависит от градиента давления

  1.  По громкости: громкие, тихие

Интенсивность зависит от скорости кровотока и объема крови

  1.  Продолжительные

Продолжительность зависит от величины отверстия

Органические – систолические шумы

  1.  Систолический шум регургитации: громкий, продолжительный, грубый
  2.  Шум при недостаточности митрального клапана (ревматический эндокардит):

- тембр: грубый (дующий, реже скребущий)

- громкий

- продолжительность: начинается вместе с 1 тоном и занимает всю систолу

- локализация: верхушка сердца

- иррадиация: вдоль левого края грудины вверх, в левую подмышечную область и под левую лопатку

Выслушивается в горизонтальном положении больного на левом боку, усиливается при задержке дыхания на фазе выдоха и в положении на корточках.

  1.  Шум при недостаточности трехстворчатого клапана
  2.  Тембр: грубый
  3.  Тихий
  4.  Продолжительность: короткий
  5.  Локализация: нижняя часть грудины, область мечевидного отростка
  6.  Иррадиация: справа от грудины II-III межреберье, усиливается на вдохе и положении лежа на правом боку
  7.  Систолический шум изгнания:
  8.  Стеноз устья аорты

- тембр: грубый, пилящий

- очень громкий

- продолжительность: значительная часть систолы в виде веретена или ромба, но никогда не доходит до 2 тона

- локализация: II межреберье справа от грудины

- иррадиация: рукоятка грудины, сосуды шеи (под правую ключицу, правую сонную артерию)

- усиливается на выдохе

Синдром Сиротинина-Куковерова

  1.  Стеноз устья легочной артерии

- тембр: нежный, дующий

- тихий

- продолжительность: часть или всю систолу

- локализация: II-III межреберье слева от грудины

- иррадиация: в левую подмышечную область и левую половину шеи

- усиливается на вдохе, в положении лежа, сочетается с раздвоением II тона на основании сердца, и с IV тоном (предсердным).

Органические шумы – диастолические

  1.  Недостаточность клапана аорты:

- тембр: грубый, дующий

- громкость: средняя

- интенсивность: убывающая

- продолжительность: продолжительный, часть диастолы, реже всю диастолу

- локализация: II межреберье справа от грудины, или III-IV слева от грудины (точка Боткина-Эрба)

- иррадиация: вдоль правого края грудины вниз и вновь через грудину в III, IV, V межреберья, и на левую боковую стенку

- в положении лежа шум ослабевает

- усиливается при наклоне вперед и на выходе приседая на корточках

2. недостаточность клапана легочной артерии

- тембр: нежный

- тихий

- продолжительность: короткий

- локализация: II межреберье слева от грудины

- иррадиация: вниз до левого края грудины, до V межреберья

- усиливается на вдохе

Диастолические шумы

  1.  Стеноз митрального отверстия:

- тембр: дующий

- громкий

- продолжительный

- локализация: верхушка сердца

- иррадиация: ограничена, V-IV межреберье по левому краю грудины, или может отсутствовать.

- протодиастолические шумы при незначительном стенозе, мезодиастолические – при умеренном стенозе

- усиливаются на левом боку, лежа на выдохе, сочетается с хлопающим усиленным I тоном и щелчком открытия митрального клапана

2. стеноз трехстворчатого отверстия:

- тембр: нежный

- тихий

- короткий, часть диастолы

- локализация: справа у нижней трети грудины

- иррадиация: V межреберье справа от грудины

Внесердечные (экстракардиальные) шумы

  1.  Шум трения перикарда
  2.  Плевроперикардиальный шум
  3.  Выслушивается при наличии воспалительных явлений в перикарде с отложением фибрина
  4.  Характеризуется: или он очень нежен, едва ощутим, или он очень груб, царапает;
  5.  Шум не связан с определенными фазами сердечной деятельности (из систолы переходит на диастолу и обратно, в систоле обычно сильнее);
  6.  Локализация: зона абсолютной систолической тупости – III-IV межреберье у левого края грудины, шум не проводится, т.е не иррадиирует.
  7.  Изменчив по локализации и по времени; усиливается при наклоне туловища вперед, при положении больного на четвереньках, при надавливании стетоскопом и при запрокидывании головы.
  8.  Лучше слышен в зоне абсолютной сердечной тупости.

Экстра – или ложноперикардиальные (плевроперикардиальные) шумы

  1.  Связаны с воспалением плевральных листков, прилегающих слева к сердцу частей плевры.
  2.  Сокращение сердца, увеличивая соприкосновение перикарда и плевры, способствуют появлению шума трения.
  3.  Отличием от истинного перикардиального шума является выслушивание его только при глубоком дыхании. Усиление во время вдоха.
  4.  Локализация преимущественно у левого края грудины (по левому контуру сердца)

Аускультация сердца проводится по 5 точкам, если в данных точках все нормально, то этим и ограничивается. В заключении отмечаем ритмичность, звучность тонов, наличие шумов, ЧСС. При наличии шумов зона аускультации расширяется. Определяется пункт максимум, передвижение от 1 точки по диагонали до другой. Если шум вначале будет убывать, а потом нарастать, значит это 2 разных шума. Если шум постепенно меняется громкость – это 1 шум. Если громкость меняется постепенно – то это 1 шум и его иррадиация. Выслушивание шума в различных положениях до и после физической нагрузки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59217. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Приклади виду 34 + 52 68.5 KB
  Вчити застосувати здобуті знання під час обчислення виразів розвязанні різних завдань. Розвивати увагу спостережливість. 24 73 = 20 4 70 3 Як зручно обчислити суму 2 Пояснити розвязання прикладу 34 52.
59218. Текст-опис за картиною. Сценарій проведення уроку 28.5 KB
  Передати функції контролю за написанням твору групам Розвивати спостережливість, зв’язне мовлення, уміння чітко висловлювати свої думки. Виховувати шанобливе ставлення до слова і любов до природи.
59219. Текст-опис за картиною В. Д. Поленова: Ставок, що заріс 32 KB
  Мета. Вчити змальовувати пейзажі за картиною та колективно складеним планом. Розвивати мову і спостережливість, збагачувати словниковий запас, розвивати уміння висловлювати свої думки та почуття.
59220. Письмове ділення багатоцифрового числа на одноцифрове у випадку, коли в частці дістають нулі 27.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з випадком ділення, коли в середині або в кінці частки з’являються нулі. Продовжити роботу з формування в учнів уміння виконувати письмове ділення на одноцифрове число. Розвивати логіку мислення. Виховувати працелюбність.
59221. Тестирование аппаратно-программных средств ЭВМ 584.52 KB
  Цель работы – с помощью программного средства диагностики ЭВМ определить основные характеристики аппаратных и программных средств ЭВМ, выполнить анализ производительности ЭВМ.
59222. Г.Ібсен Ляльковий дім – соціально-психологічна драма. Показ шляху становлення особистості Нори 31.5 KB
  Мета уроку: розкрити суть соціально-психологічної драми Ляльковий дім зясувати основні проблеми особливості композиції драми дослідити як у пєсі розглядається проблема становлення особистості Нори і формувати вміння та навики аналізу драматичного твору з опорою на текст.
59223. Методика розвитку рухових костей у дітей шкільного віку 29 KB
  Мета. Виховувати любов до фізкультури та спорту: розвивати руховий апарат, фізичні уміння та навички, зміцнювати здоровя, виховувати почуття дружби, колективізму.
59224. Моя земля – земля моїх батьків 117 KB
  Сучасна епоха науковотехнічного прогресу характеризується насамперед прискореним розвитком системи наукових знань що дедалі більше розгалужуються поглиблюються і разом з тим взаємопроникають.