94312

Динамика подземных вод: формирование, движение, разгрузка. Баланс и запасы подземных вод

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Экзогенные воды: По происхождению выделяют несколько типов подземных вод: 1) инфильтрационные подземные воды – образуются в результате просачивания (инфильтрации) в водопроницаемые горные породы атмосферных осадков. 2) конденсационные подземные воды. В засушливых районах, при малом выпадении атмосферных осадков и большой испаряемости...

Русский

2015-09-11

146.92 KB

1 чел.

Динамика подземных вод: формирование, движение, разгрузка. Баланс и запасы подземных вод.Главным источником воды на земле является мантия.

Экзогенные воды:

По происхождению выделяют несколько типов подземных вод:

1) инфильтрационные подземные воды – образуются в результате просачивания (инфильтрации) в водопроницаемые горные породы атмосферных осадков.

2) конденсационные подземные воды. В засушливых районах, при малом выпадении атмосферных осадков и большой испаряемости, в формировании подземных вод определенную роль играет конденсация водяных паров воздуха в порах и трещинах горных пород, возникающая за счет разности упругости водяных паров атмосферного и почвенного воздуха.

3) седиментогенные подземные воды (седиментум – осадок) – это воды морского происхождения. Они образовались одновременно с накоплением осадков Первичные осадки содержат до 80-90 % воды, при уплотнении которых происходит их отжим. Естественная влажность горных пород 8-10 %.

4) ювенильные подземные воды (юные) или магматогенные, образованы из паров, выделяющихся из магмы при ее остывании.Приурочены к областям современной вулканической деятельности

5) возрожденные или дегидратационные воды образуются в результате выделения ее из минеральных масс, содержащих кристаллизационную воду. Такой процесс перехода из связанного в свободное состояние возможен при повышенных температурах и давлениях.

6) трещинные и карстовые воды, т.епротекающие по относительно крупным каналам (трещины, каналы в карстовых породах)

Классификация подземных вод:

  1.  Грунтовые воды- залегающие над первым водоупором.
  2.  Зона аэрации- от поверхности земли до грунтовых вод в ней могут быть временные скопления воды- верховодка.Верховодка чаще всего образуется весной. Источниками могут быть утечка воды из водопровода и канализации, атмосферные осадки и т.п.
  3.  Между 1 и 2 водоупором от поверхности земли могут быть:

- межпластовые воды- если не полностью в воде

- Артезианские- если все пространство заполнено водой.

Пьезометрически уровень- уровень, на который может подняться вода. Уровень напорных вод.Питание грунтовых вод происходит за сет атмосферных осадков и поверхностныхвод. Свободная поверхность грунтовых вод еще называется«зеркало» грунтовых вод.По области питания выделяют типы вод:

  1.  Грунтовые воды речных долин. Питание за счет реки и атмосферных осадков.

  1.  Зеркало грунтовых вод в половодье
  2.  Зеркало грунтовых вод в межень

А- аллювий

К- коренные породы

  1.  Грунтовые воды водоразделов. Единственный источник питания- атмосферные

осадки.

  1.  Артезианские грунтовые воды.

  1.  водоупор

Движение подземных вод подчиняется определенным законам. Подземные воды могут передвигаться путем инфильтрации (вертикально) и фильтрации (горизонтально). При фильтрации- движение осуществляется при полном насыщении пор водой. Инфильтрация- при неполном заполнении пор водой. Движение может быть установившимся и неустановившимся, напорным и безнапорным. При установившемся движении все элементы фильтрационного потока не изменяются во времени. Неустановившееся- если основные элементы изменяются во времени под воздействием естественных факторов и искусственных.

Балансом подземных вод называется соотношение между приходом и расходом поверхностных вод на данном участке за данный период времени. Участки где проводятся измерения прихода и расхода поверхностных вод называются балансовыми. С помощью баланса характеризуют водообеспеченность района, изучаются причины подтопления территорий, прогнозируются изменения уровней подземных вод.

Приходная часть= инфильтрация атмосферных осадков+ конденсация водных паров+ притоки поверхностных вод.

Расходная часть= испарение+ подземный сток.

Основными приходными элементами баланса грунтовых вод являются:

1) питание грунтовых за счет атмосферных осадков при их инфильтрации через зону аэрации и за счет воды в зоне аэрации Ао;

2) питание грунтовых вод за счет фильтрации воды из каналов, водохранилищ и рек (Ф);

3) питание грунтовых вод при инфильтрации оросительных вод (О);

4) подземный приток (П1);

5) питание грунтовых вод за счет перетекания вод нижележащих напорных горизонтов (М);

6) питание грунтовых вод за счет конденсации паров воды (К).

Основные расходные элементы баланса грунтовых вод следующие:

1) испарение с поверхности грунтовых вод и капиллярной каймы (И);

2) транспирация воды растительностью (Т);

3) отток в дренирующие сооружения (реки, коллекторы, скважины, дрены) (Д);

4) подземный отток (П2);

5) расход грунтовых вод на питание нижележащих водоносных горизонтов (Г).

Запасы- количество свободной воды, содержащееся в водоносных слоях (пластах), м3.

Ресурсы подземных вод- количество подземных вод, поступающих в водоносные пласты в единицу времени. Оценка запасов и ресурсов самое большое значение имеет в водоснабжении.

  1.  Естественные запасы.(статические, упругие, динамические)
  2.  Эксплуатационные запасы. Количество подземных вод, которое может быть получено из водоносного горизонта в единицу времени.

По степени изученности делятся на:

  1.  А- запасы которые изучены и разведаны детально. Выяснены условия залегания и питания водоносных горизонтов, возможность пополнения, фильтрационные свойства и т.д.
  2.  В- запасы, изученные с меньшей детальностью. Основные условия залегания и питания.
  3.  С1 – изучены в общих чертах
  4.  С2- установлены из общих геологических и гидрологических данных.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84962. Створення вітальної листівки з використанням графічного редактора Paint і тексту 59.76 KB
  Створення вітальної листівки з використанням графічного редактора Pint і тексту Мета. Формування основних навичок роботи з компонентами графічного редактора Pint. ПК із завантаженим графічним редактором Pint роздатковий матеріал Хід уроку І. Допоможе нам працювати графічний редактор PINT.
84963. Правила дорожнього руху. Комп’ютерна підтримка уроку основи здоров’я 166.04 KB
  Компютерна підтримка уроку основи здоровя. Виховання спостережливості уваги інтересу до компютера. Повторення правил безпечної поведінки в компютерному класі. На початку уроку ми повторили правила роботи з компютером.
84964. Комп’ютерна підтримка української мови. Звуки голосні й приголосні. Програма “Незвичайний поїзд” 437.9 KB
  Формування вміння працювати з теоретичним матеріалом підручника, знаходити в ньому потрібну інформацію. Розвиток мовленнєвих та творчих здібностей, логічного мислення, уваги, пам’яті. Виховання культури мовлення.
84965. Комп’ютерна підтримка української мови. Ненаголошені е та и. Програма “Незнайка на містку” 175.63 KB
  Удосконалення вмінь працювати мишкою у програмі “Незнайко на містку”. Закріплення правил правопису ненаголошених е, и в корені слів, Розвиток вмінь практично застосовувати набуті знання; Підвищення інтересу до роботи з комп’ютером.
84966. Комп’ютерна підтримка української та англійської мови. Програма “Ведмедик-поліглот” 293.5 KB
  Удосконалення знань слів української та англійської мови, уміння їх перекладати. Розвиток просторової уяви, логічного мислення, уваги. Продовження формування умінь і навичок роботи з комп’ютером.
84967. Техніка безпеки при роботі з комп’ютером 94.4 KB
  Техніка безпеки при роботі з компютером Мета. Навчити учнів поводитися в компютерному класі дотримуючись усіх правил техніки безпеки ТБ. Виховувати культуру поведінки в компютерному класі толерантність при роботі в парах культуру мовлення і бережливе ставлення до держмайна. Хто знає в який клас ми прийшли Чи доводилось тобі працювати з компютером А чи знаєш ти що таке компютер Робота з тлумачним словником.
84968. Обговорення можливостей і демонстрація режимів комп’ютера. Гра “Стрільці по яблуках” 131.78 KB
  Дати уявлення про використання комп’ютера в побутовій сфері. Познайомити з маніпулятором “миша”, вчити дітей керувати подіями за допомогою миші. Розвивати логічне мислення, збагачувати мовлення учнів словами: “миша”, “стрілка-вказівник”, “килимок”. Розвивати загальний кругозір учнів, дрібну моторику руки...
84969. Застосування комп’ютера у різних сферах діяльності 59.72 KB
  Ознайомити учнів з можливостями застосування комп’ютера у різних сферах діяльності. Повторити правила техніки безпеки. Закріплювати уміння працювати з клавіатурою, використовуючи клавіші “Space” (пропуск)...
84970. Складові частини комп’ютера. Призначення окремих блоків комп’ютера (клавіатура, миша, монітор, системний блок, принтер). Програма “Лісова галявина” 166.5 KB
  Ознайомлення учнів з складовими частинами комп’ютера. Відпрацювання практичних навичок роботи на комп’ютері. Формування навичок роботи з мишею, зокрема знайомство з операцією “перетягни й кинь”. Розвиток просторової уяви, пам’яті, логічного мислення, спостережливості. Виховання культури навчальної праці при роботі з комп’ютером.