94316

Подземные льды и многолетняя мерзлота, их распространение, строение и значение для социально-экономической сферы

Доклад

Экология и защита окружающей среды

В областях с отрицательной температурой ниже зоны сезонной мерзлоты в зоне постоянной температуры горные породы остаются мёрзлыми круглый год. Почва здесь имеет следующие особенности в разрезе: вверху 152 м находится деятельный слой слой сезонной мерзлоты. Общая площадь вечной мерзлоты на Земле 35 млн км.

Русский

2015-09-11

26.2 KB

5 чел.

Подземные льды и многолетняя мерзлота, их распространение, строение и значение для социально-экономической сферы.

Подземный лед – лед, содержащий в мерзлых почвах, горных породах, грунтах; входит в состав земной коры, как в качестве мономинеральной горной породы, так и в качестве составной части полиминеральных горных пород. В случае, когда лед выступает в роли породообразующего минерала полиминеральных горных пород, он не образует крупных скоплений, а рассеян среди других составных частей пород в виде цементирующей составляющей (лед-цемент) или образует прослойки, прожилки-шлиры (сегрегационный или текстурный лед). Подземные льды, образующиеся крупные массивные залежи, могут активно внедряться в горные породы в виде ледяных клиньев и жил, линзовидных и пластовых тел, формирование которых связано в первом случае с морозобойным трещинообразованием, а во втором – с инъекциями водных масс в промерзающие толщи или с длительным послойным, сегрегационным льдовыделением. Крупные ледяные залежи могут образовываться вне связи с процессом промерзания горных пород, в наземных условиях, а затем быть погребены осадками, быстро переходящими в мерзлое состояние, т.е. являться по отношению к ним инородными (аллотигенными) образованиями. Это погребенные речные, озерные, морские льды, снежники, ледники. Наконец, особую разновидность составляют пещерные льды, возникающие в карстовых и термокарстовых пустотах.

Зимой в северных странах образуется почвенный лёд, заполняющий поры грунта. Глубина промерзания тем больше, чем ниже зимние температуры и чем тоньше снежный покров, защищающий почву. В большей части умеренного пояса промерзание имеет сезонный характер (сезонная мерзлота). В областях с отрицательной температурой ниже зоны сезонной мерзлоты в зоне постоянной температуры горные породы остаются мёрзлыми круглый год. Вода в порах горных пород находится всё время в твёрдом состоянии (грунтовый или подземный лёд). В таких случаях говорят о многолетней, постоянной или вечной мерзлоте. Она широко распространена в субполярном и холодно-умеренном климате (Канада, Аляска, Восточная Сибирь) и занимает 14% площади суши. Почва здесь имеет следующие особенности в разрезе: вверху (1,5-2 м) находится деятельный слой - слой сезонной мерзлоты. Он насыщен водой или частично содержит воду в нижней части над водоупорными слоями (надмерзлотные воды). Ниже лежит постоянно мёрзлый слой. Далее сказывается влияние внутреннего тепла Земли, циркулируют жидкие подземные воды, обычно имеющие гидростатический напор (подмерзлотные воды). Есть также межмерзлотные воды, появление которых связано с неравномерным распределением температур. Участки талого грунта, к которым они приурочены, называются талики. Эти воды приобретают напор, если они сжимаются замерзающими породами. Поднимаясь по трещинам под действием напора, воды могут замерзать в почве в виде крупных линз, поднимающих поверхностный слой (гидролакколиты). Образующиеся над ними бугры с ледяным ядром (булгунняхи) имеют высоту до 10 м и более.

«Вечная мерзлота» (многолетняя криолитозона, многолетняя мерзлота) — часть криолитозоны, характеризующаяся отсутствием периодическогопротаивания. Общая площадь вечной мерзлоты на Земле — 35 млн км². Распространение — север Аляски, Канады, Европы, Азии, острова Северного Ледовитого океана, Антарктида. Районы многолетней мерзлоты — верхняя часть земной коры, температура которой долгое время (от 2—3 лет до тысячелетий) не поднимается выше 0 °C. В зоне многолетней мерзлоты грунтовые воды находятся в виде льда, её глубина иногда превышает 1 000 метров.

Вечная мерзлота — явление глобального масштаба, она занимает не менее 25% площади всей сушиземного шара. Материк, где вечная мерзлота отсутствует полностью, — это Австралия, в Африкевозможно её наличие только в высокогорных районах. Значительная часть современной многолетней мерзлоты унаследована от последней ледниковой эпохи, и сейчас она медленно тает. Содержание льда в промерзлых породах варьируется от нескольких процентов до 90%. В многолетней мерзлоте могут образоваться залежи газовых гидратов, в частности — гидрата метана.

От 60%[1][2] до 65%[3][4] территории России — районы многолетней мерзлоты. Наиболее широко она распространена в Восточной Сибири и Забайкалье.

Самый глубокий предел многолетней мерзлоты отмечается в верховьях реки Вилюй в Якутии. Рекордная глубина залегания многолетней мерзлоты — 1 370 метров — зафиксирована в феврале 1982 года.

Учёт многолетней мерзлоты необходим при проведении строительных, геологоразведочных и других работ на Севере.

Многолетняя мерзлота создаёт множество проблем, но от неё есть и польза. Известно, что в ней можно очень долго хранить продукты. При разработке северных месторождений мерзлота, с одной стороны, сильно мешает, так как промёрзшие породы обладают высокой прочностью, что затрудняет добычу. С другой стороны, именно благодаря мерзлоте, цементирующей породы, удалось вести разработку кимберлитовых трубок в Якутии в карьерах — например, карьер трубки Удачная — с почти отвесными стенками.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76542. Методы практического изучения языка и обучения речи. Анализ текста на уроке русского языка 26.5 KB
  Анализ текста на уроке русского языка. Сочинение вид письменной школьной работы изложение своих мыслей знаний на заданную тему Анализ текста. анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе реализации внутрипредметных межуровневых а также метапредметных связей включает уроки русского языка в единую систему филологического образования. Определить тему и проблему текста 3.
76543. Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока 32.5 KB
  Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока. Классификация: урок объяснение новых знаний введение новых теоретических понятий уроки закрепления формирования умений и навыков урок повторения и обобщения урок контролирования или контрольный урок. комбинированный урок классический Классификация в соответствии с ведущим методом обучения: урок лекция урок семинар урок практикум урок зачетТак же выделяются уроки развития речи2 направления: развитие речи на уроке с любой темой то есть изучение грамматики и...
76545. Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения: осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация; ать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме; Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника; Закрепить умение обозначить звуки...
76546. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения 34 KB
  Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...
76547. Обзор лингвистических терминов по морфемике и словообразованию 27.5 KB
  Морфема служит для образования новых слов или форм слова и может воспроизводиться в составе слова. Выделить в составе слова его значимые части то есть морфемы корень приставка суффикс окончание В 56 классах школьники знакомится с морфемой и словообр системой как с элементами системы языка. На первых же уроках по изучению морфемики учащиеся учатся различать два понятия словообразование и словоизменение Корень слова основная морфема в которой заключено основное лексическое значение слова. Окончание флексия значимая часть слова изменяемая...
76549. Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения 31 KB
  Методика изучения раздела Состав слова и словообразование. ЛЕКЦИИ: В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след уменияученик научится: делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова различать способы словообразования анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания Чему сможет научиться: характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда устанавливать смысловой и структурной связи...
76550. Методика обучения морфологии. Цели, задачи, методы обучения 30 KB
  В школьной практике изучается морфология на синт основе то есть главное внимание уделяется условию и характеру употребления словоформ в разных стилях и жанрах речи формированию умения школьников целесообразно использовать слова разных частей речи в построении связанного высказывания. Все словоформы русского языка систематизированы и объединены в части речи которые в школе рассматриваются с точки зрения структурно семантического принципа значения формы и функции слова. Цели: формирование понятия морф система русского языка обогащение...