9432

Нарушение сердечного ритма

Лекция

Медицина и ветеринария

Нарушение сердечного ритма Аритмии являются наиболее распространенными нарушениями сердечного ритма. Их частота не поддается точной оценке. Приходящие нарушения ритма встречаются у большинства здоровых людей. При возникновении заболеваний внутренних...

Русский

2013-03-06

26.55 KB

5 чел.

Нарушение сердечного ритма

Аритмии являются наиболее распространенными нарушениями сердечного ритма. Их частота не поддается точной оценке. Приходящие нарушения ритма встречаются у большинства здоровых людей. При возникновении заболеваний внутренних органов создаются условия для развития аритмии, становящихся иногда основным проявлением заболевания, как например, при тиреотоксикозе, ИБС

Аритмиями называют:

  1.  Изменение ЧСС выше 90 ударов в минуту (тахикардия) или ниже 60 (брадикардия);
  2.  Неправильный ритм сердца любого происхождения;
  3.  Изменение локализации источника возбуждения (водителя ритма), т.е любой другой ритм будет неправильным;
  4.  Нарушение проводимости электрического импульса по различным участкам проводимости системы сердца;

Все аритмии – это результат изменения основных функций сердца: автоматизма, возбудимости и проводимости; или сочетание этих изменений.

Они развиваются при нарушении формирования потенциала действия клетки и  изменении скорости его проведения в результате изменения калиевых, натриевых, кальциевых каналов, которые зависят от активности симпатической нс, уровня АХ, М-М2 рецепторов и АТФ.

Функции автоматизма:

Это способность ПСС (проводящая система сердца) генерировать электрические потенциалы в синоатриальном (синусовом) узле.

Нарушения функции автоматизма СА-узла:

  1.  Синусовая тахикардия
  2.  Синусовая брадикардия
  3.  Синусовая аритмия
  4.  Синдром слабости синусового узла

Синусовая тахикардия

Увеличение ЧСС от 90 да 150-180 в минуту при сохранении правильного синусового ритма. Обусловлена повышением автоматизма синусового узла. Зубец P присутствие перед каждым желудочковым комплексом, интервалы RF ритмичны.

Синусовая брадикардия

Уменьшение ЧСС до 59-40 в минуту, при сохранении правильного синусового ритма. Обусловлена уменьшение автоматизма синусового узла.

Синусовая аритмия

Распространена у молодых людей. Неправильный синусовый ритм, характеризующийся периодами постепенного учащения и увеличения угла.

ЭКГ-признаки:

  1.  колебания продолжительности интервалов R-R превышают 0,15 с и связаны с фазами дыхания;
  2.  сохранение всех ЭКГ-признаков синусового ритма (чередование зубца P и комплекса QRST);

Синдром слабости синусового узла

  1.  стойкая синусовая брадикардия
  2.  периодическое появление эктопических (несинусовых ритмов)
  3.  наличие сино-атриальной блокады

Функция проводимости

Это способность ПСС проводить электрические импульсы. Проявления нарушений функции проводимости являются блокадой сердца.

Блокады сердца

Это замедление и полное прекращение проведения электрического импульса по какому-либо отделу ПСС.

Нарушения проводимости

  1.  синоатриальная блокада
  2.  внутрипредсердная блокада
  3.  атриовентрикулярная блокада, разделяется на 3 степени
  4.  внутрижелудочковая блокада (блокады ветвей пучка Гисса)

Синоатриальная блокада

Нарушение проведения электрического импульса от синусового узла к предсердиям.

ЭКГ-признаки:

- периодическое выпадение отдельных сердечных чисел (зубцов P и комплексов QRST)

- Увеличение паузы между соседними зубцами R-R в момент выпадения сердечного цикла в 2 раза.

Внутрипредсердная блокада

Это нарушение проведения электрического импульса по проводящей системе предсердий.

ЭКГ-признаки:

- увеличение продолжительности зубца P на 0,12 с;

- становится глубоким

Атриовентрикулярная блокада

Нарушение проведения от предсердий к желудочкам.

  1.  АВ-блокада I степени:

Замедление предсердно-жулудоче=ковой проводимости, что на ЭКГ проялвяется постоянным удлиненным интервалом PQ, более 0,20 с.;

  1.  АВ-блокада II степени:

Характеризуется периодическими прекращениями проведения отдельных импульсов от предсердий к желудочкам, т.е. выпадение отдельных желудочковых комплексов.

Различают:

Мобитц 1 – постепенное увеличении интервала PQ с последующим выпадением желудочкового комплекса (периоды Самойлова-Вейкебаха). После чего PQ восстанавливается.

Мобитц II – выпадение отдельных желудочковых комплексов на фоне постоянного (нормального или удлиненного) интервала PQ

Тип 3 – выпадение каждого второго желудочковых комплексов.

  1.  АВ-блокада III степени (полная АВ-блокада)

Полное прекращение проведения импульса от предсердия к желудочкам. Роль водителя ритма для желудочков берет на себя другой участок ПСС. В результате чего предсердия и желудочки возбуждаются и сокращаются независимо друг от друга.

Блокада правой ножки пучка Гисса

Это полное прекращение проведения импульса по правой ножке пучка Гисса. В результате правый желудочек и правая часть межжелудочковой перегородки возбуждаются необычным путем: волна деполяризации проходит с ЛЖ и левой половины перегородки, возбудившихся первыми.

ЭКГ-признаки:

  1.  Наличие в правых грудных отведениях (V1-V2) комплексов QRS типа qRS, имеющих М-образный вид;
  2.  Наличие в левых грудных отведениях V5-V6, уширенного зубца S;
  3.  Увеличение длительности комплекса QRS более 0,12 с;

Блокада левой ножки пучка Гисса

ЭКГ-признаки:

  1.  Наличие в левых грудных отведениях уширенных деформированных комплексов типа R с расщепленной или широкой вершиной;
  2.  Наличие в правых грудных отведениях уширенных деформированных комплексов QS или rS с расщепленной или широкой вершиной S;
  3.  Увеличение общей длительности комплекса QRS более 0,12с;
  4.  Отклонение электрической оси сердца влево (непостоянный признак);

Функции возбудимости

  1.  Способность сердечной мышцы возбуждаться под действием электрических потенциалов;
  2.  В норме возбуждение сердечной мышцы происходит под действие электрических потенциалов, генерируемых в синусовом узле;
  3.  Признак нарушения функции возбудимости – экстрасистолы;

Экстрасистолия (ЭС)

Преждевременное возбуждение всего сердца или какого-либо его отдела.

  1.  Интервал сцепления – расстояние от предшествующего экстрасистоле очередного цикла P-QRST  основного ритма до ЭС (внеочередное возбуждение).
  2.  Компенсаторная пауза – расстояние от ЭС до следующего за ней цикла P-QRST основного ритма.

Импульсы для преждевременных сокращений сердца могут возникать в специализированных тканях предсердий, АВ - соединения или в желудочках. В зависимости от этого ЭС делятся:

  1.  Предсердные ЭС;
  2.  ЭС, исходящие от АВ – соединения;
  3.  Желудочковые ЭС;

Пароксизмальные тахикардии

Это внезапно начинающееся и также внезапно заканчивающееся приступ учащения сердечных сокращений до 140-250 ударов в минуту при сохранении в большинстве случаев правильного регулярного ритма.

Механизм возникновения:

  1.  Повышение автоматизма клеток ПСС – эктопических центров 2 и 3 порядка (реже).
  2.  Механизм повторного хода волны возбуждения (re-entry) – чаще.

Трепетание предсердий

Это значительное учащение сокращений предсердий (до 200-400 в минуту) при сохранении правильного регулярного предсердного ритма.

ЭКГ - признаки:

  1.  Наличие частых (до 200-400) регулярных, похожих друг на друга волн F (предсердные регулярные волны), имеющих характерную пилообразную форму;
  2.  Правильный регулярный желудочковый ритм с одинаковыми интервалами RR;
  3.  Наличие нормальных неизменных желудочковых комплексов, каждому из которых предшествует определенное количество предсердных волн F (2:1, 3:1, 4:1 и т.д)

Мерцание предсердий

Нарушение ритма сердца, при котором на протяжении всего сердечного цикла наблюдается частое (от 350 до 700 в минуту) беспорядочное, хаотичное возбуждение и сокращение отдельных групп мышечных волокн предсердий, каждая из которых фактически является теперь своеобразным эктопическим очагом пульсации.

ЭКГ-признаки:

  1.  Отсутствие во всех отведениях зубца P
  2.  Наличие беспорядочных волн F, имеющих различную форму и амплитуду
  3.  Различные интервалы R-R
  4.  Наличие неизмененных комплексов QRS


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85277. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных 48.5 KB
  Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными; формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу; углубить знания детей об имени существительном как части речи. Чему будем учиться на уроке...
85278. Предложение. Виды предложений по цели высказывания 36.5 KB
  Цель: повторить и обобщить знания учащихся об основных признаках предложения, видах предложений, правилах оформления его на письме; обогащать словарный запас детей; развивать умения правильно интонировать предложение; воспитывать любовь к природе.
85279. Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных 51 KB
  Цели: Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных стоящих в косвенных падежах. Обозначить падежи имен существительных. Автомобиль аккуратно интересный богаж гареть вперед вчира жилать директор газета Определите склонение имени существительного.
85280. Упражнение в определении склонений имен существительных 31 KB
  Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения. Закреплять навыки определять падеж существительных. Развивать орфографическую зоркость, внимание. Воспитывать интерес к знаниям. Оборудование: опоры, таблицы, словари, учебники.
85281. Типы предложений по цели высказывания. Повествовательное, вопросительное, побудительное предложения 44.5 KB
  Задачи: дать представление о том какими бывают предложения по цели высказывания учить различать эти виды предложений и составлять их закреплять умения расставлять знаки препинания в конце предложений; развивать связную речь творческие способности воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
85282. Виды предложений 109.5 KB
  Цель: развивать умения, различать виды предложений и составлять их; учить расставлять знаки препинания; развивать связную речь; воспитывать любовь к языку. Проверка домашнего задания. Число,классная работа. Каллиграфическая минутка.
85283. Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками 50 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками; создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре в группе; развивать мышление школьников речь память внимание; формировать потребности в новых знаниях...
85284. Изменение имён существительных по вопросам. Наблюдение за ролью имён существительных в предложении 239.5 KB
  Цели: ознакомить с падежными вопросами имён существительных (без употребления термина), научить изменять существительные по вопросам, ознакомить с ролью имён существительных в предложении, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение наблюдать, анализировать, обобщать...
85285. Предложение. Русский язык 284.5 KB
  Цель: проверить устные и письменные навыки учащихся по данной теме; развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом; воспитывать чувство прекрасного.