9434

Функциональная диагностика при заболеваниях ЖКТ Исследование желудочной секреции

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Функциональная диагностика при заболеваниях ЖКТ Исследование желудочной секреции Методы исследования: Метод кокционного зондирования Метод окрашивания стенки желудка при помощи орошения специальным красителем через канал эндоскопа при га...

Русский

2013-03-06

26.72 KB

19 чел.

Функциональная диагностика при заболеваниях ЖКТ

Исследование желудочной секреции

Методы исследования:

  1.  Метод кокционного зондирования
  2.  Метод окрашивания стенки желудка при помощи орошения специальным красителем через канал эндоскопа при гастродуоденоскопии
  3.  Внутрижелудочная pH-метрия – электрический метод измерения кислотности непосредственно в ЖКТ – это наиболее информативный и физиологичный метод. Проводят с помощью ацедогастрометра, оснащенным pH-зондами с несколькими датчиками, измеряют одновременно в разных зонах ЖКТ в течение длительного времени, до 24 часов и более. Недостаток метода – не позволяет определить объем кислотопродукции желудка. Нормы при данном методе – max возможная кислотность в желудке = 0.86 – 160ммоль/л; min теоретически возможная кислотность – 8.3 (абсолютно щелочная среда); нормальная кислотность посреди тела желудка натощак = 1.5-2 единицы. Нормальная кислотность в антральном отделе = 1.5-7.4 (на выходе). Нормальная кислотность пищевода – 6-7 единиц, луковица ДПК = 5.6-7.9 единиц.
  4.  Метод фракционного исследования желудочного сока – для исследования применяется тонкий зонд. Он представляет собой эластическую резиновую трубку толщиной 4-5мм, диаметр отверстия 2-3мм. Слепой конец зонда имеет боковые отверстия. Зонд вводят утром натощак (легкий ужин накануне не позже 6 часов вечера, утром больной не ест ни пьет, не курит). При прямом стояние – расстоние от резцов до пупка, что соответствует положению дистального конца зонда на нижней трети желудка. После введения зонда в течении 5 минут отсасывается желудочный сок, содержащийся в желудке натощак. Затем продолжается исследование базальной секреции (голодная секреция). В течении 1 часа откачивают в отдельные склянки 4 порции сока, каждая порция собирается в течении 15 минут. После получения 4 порций базальной секреции больному вводят стимулятор секреции, после чего вновь извлекают 4 15-минутные порции, т.е изучают данные и стимулированной секреции слизистой оболочки желудка.

Группы пробных завтраков

Энтеральные завтраки:

  1.  Завтрак Лапорского – 200мл капустного сока
  2.  Завтрак Петрова и Рысса – 200мл 7% капустного отвара
  3.  Завтрак Зимницого – 200мл мясного бульона
  4.  Кофеиновый завтрак (0.2 кофеина + 300мл воды)
  5.  Алкогольный завтрак (5%-300мл)
  6.  Хлебный завтрак Боас-Эвальда: 40г черствого хлеба + 400мл чая
  7.  Все энтеральные раздражители являются слабыми

Парентеральные  раздражители:

  1.  Инсулин – 12 единиц подкожно
  2.  Гистамин (фосфорнокислый гистамин 0.1%)
  3.  Простой гистаминовый тест или субмаксимальная стимуляция желудочной секреции. Доза 0.01мл на 10кг массы больного или 0.1% раствор гистамина в дозе 0.1мл на 10кг массы больного.
  4.  Пентагастрин. Доза 6мг на 10кг массы больного

Исследование желудочного сока

Определяет цвет, консистенцию, наличие примесей и запахов. В норме бесцветен, примесь желчи придает желтоватый или зеленоватый цвет, примесь крови – красный оттенок, чаще коричнево-черный цвет (кофейной гущи). Консистенция: в норме – жидкая; чем больше слизи, тем больше выражена вязкость; большое количество слизи – признак гастрита; наличие остатков пищи – признак нарушения опорожнения желудка.

Исследование кислотообразующей функции

Определение свободной соляной кислоты, связанной соляной кислоты и общей кислотности.

Кислотность первоначально определяют в титрационных единицах. Количество титруемых единиц сопоставляют количеству 0.1% раствора едкого натрия, пошедшего на титрование 100мл желудочного сока.

В настоящее время принято выражать кислотность желудочного сока в моль/л.

Расчет проводят по формуле:

Д(HCl)=V*C/1000

Д – дебит HCl в каждой порции желудочного сока

V – объем порции в мл

С – кислотность в титрационных единицах данной порции

Полученный показатели выражаются в моль/л.

Дебит базальной секреции – ВАО, дебит стимулированной секреции – SAO

Нормальные показатели секреции желудка

Желудочное содержимое натощак

  1.  Количество 5-50мл
  2.  Общая кислотность не более 20-40 т.е.
  3.  Свободная соляная кислота до 20 т.е.

Показатели базальной секреции

  1.  Часовое напряжение (количество желудочного сока, выделенного за час) = 50-100мл
  2.  Общая кислотность 40-60 т.е.
  3.  Свободная соляная кислота 20-40 т.е.
  4.  Дебит-час свободной кислоты 1-4ммоль час/л.

Показатели стимулированной секреции

  1.  Часовое напряжение 100-150мл
  2.  Общая кислотность 80-100 т.е.
  3.  Свободная соляная кислота 40-60 т.е.
  4.  Дебит-час свободной соляной кислоты 6-12 ммоль час/л.

После токо как провели расчет кислотности желудочного сока, необходимо провести анализ и построить график.

График рисуют по показателям свободной соляной кислоты стимулированной секреции.

Нормальная кривая желудочной секреции

Характеризуется равномерным ее нарастание до 55 т.е, затем идет постепенное снижение. Кривая общей кислотности и свободной HCl идут параллельно друг другу, отличаясь не больше чем на 10-15 т.е.

Патологические типы секреции

  1.  Возбудимый тип – кислотность нарастает до максимальных цифр быстро (более 60т.е) и держится на высоких цифрах
  2.  Астенический тип – кислотность быстро нарастает и также быстро падает
  3.  Инертный – кислотность нарастает медленно, нормальный показатель достигает как правило к концу часа
  4.  Тормозной тип – кислотность в процессе исследования остается неизменной, или на нуле

Фракционный метод дуоденального зондирования

Этот метод позволяет изучить время отдельной фракции с учетом количества поступающей желчи, темпа ее выделения и последующего тщательного качественного анализа каждой фракции.

Исследование проводят натощак, с помощью зонда, которые представляет собой трубку диаметром 3-5мм из эластичной резины. К концу зонда прикреплена овальная металлическая или пластмассовая олива с отверстием, сообщающаяся с просветом зонда. Длина зонда 1.5метра. на расстояние 45см под оливой имеется метка (расстояние до желудка), а также метки на расстоянии 70 (антральный отдел желудка) и 80см (ДПК).

Индивидуальные размеры до нижней трети – от резцов до пупка; от резцов до мочек уха и до пупка – расстояние до ДПК.

Больной сидит слегка приоткрыв рот, оливу кладут на корень языка и предлагают делать глотательные движения, лишь слегка помогая продвижению. При позывах на рвоту больному рекомендуют глубоко дышат через нос.

Когда нахождение зонда в желудке установлено, больного кладут на правый бок, чтобы олива под собственной тяжестью направилась к привратнику, и подкладывают мягкий валик под таз. После этого больной продолжает медленно глотать до метки 70см, после этого ожидают прохождение зонда в ЖКТ.

Как правило олива достигает ЖКТ через 1-1.5 часа, у некоторых до 3 часов.

Если олива прошла в ДПК, в пробирку начинает поступать желтая жидкость щелочной реакции. Для проверки положения оливы можно ввести воздух в зонд. Если зонд находится в желудке больной ощущает введение воздуха, и слышно клокотание, если в ДПК – нет ощущения ни звуков.

Фракционный метод дуоденального зондирования:

  1.  Фаза «время общего желчного протока» - определяют объем желчи, полученной с момента введения зонда в ДПК, до введения раздражителя (20-30мин.) – «время желчи А». Обычно за это время получают 15-40мл желчи. Если получено свыше 45мл – гиперсекреция, менее 15мл – гипосекреция.
  2.  «Время закрытого сфинктера Одди» - эта фаза соответствует времени от введения через зонд магния сульфата 50-100мл, до появления новой порции желчи (5-6мин). Характеризует функцию сфинктера Одди. Удлинение 2 фазы – гипертонус сфинктера,  или наличие механического препятствия. При гипотонии сфинктера желчь начинает поступать через 1 мин.
  3.  Длится от начала расслабления (открытия сфинктера Одди) до появления из зонда пузырной желчи (3-4 мин., в течении которых выделяется 3-5мл желчи).

Первые 3 фазы – обычная порция А дуоденального содержимого.

  1.  Характеризуется выделением пузырной желчи (порция B). В норме за 20-30мин выделяется 30-60мм темно-зеленой или темно-коричневой желчи. Выделение очень густой темной желчи свидетельствует о ее застое при дискинезии желчных путей. Если количесвто более 60мл, то можно подумать о наличии гипо- или атонической дискинезии («застойный» желчный пузырь).
  2.   «Время печеночной желчи» - порция С дуоденального зондирования. У здоровых людей фаза длится 20-30мин, в течении которых выделяется 15-20мл желчи золотисто-желтого цвета.

Микроскопическое исследование дуоденального содержимого

Необходимо проводить сразу, после выделения каждой из порции, т.к. желчь агрессивна и форменные элементы в ней быстро разрушаются.

Количество лейкоцитов в норме: порция А – 2-4 в поле зрения; порция В – 5-7 в поле зрения; порция С – 2-4 в поле зрения.

Эпителиальные клетки:

  1.  Мелкопризматический эпителий – в желчных ходах
  2.  Цилиндрический – в желчных протоках

В норме единичные в поле зрения.

  1.  клетки плоского эпителия –  разрушенные лейкоциты
  2.  кристаллы холестерина и билирубината кальция – в норме единичные до 3 в поле зрения
  3.  большое их количество – признак холелитиаза

При патологии встречаются:

  1.  простейшие – лямблии
  2.  яйца гельминтов – печеночной, кошачьей двуустки – признак описторхоза

Копроскопия

Общий анализ кала

Макроскопическое исследование – изучает внешний вид. Определяют консистенцию, цвет, наличие примесей, паразитов.

Консистенция – в норме плотный, твердый при атонических запорах; в виде округлых комочков – «овечий кал» (при спастических запорах); кашицеобразный (при энтеритах, энтероколитах); водянистый (при ПТИ, холере).

Цвет:

  1.  коричневый – обусловлен наличием стеркобилина
  2.  ахоличный (бесцветный) – при отсутствии или снижении концентрации стеркобилина
  3.  черный стул (дегтеобразный, мелена) – при желудочнокишечном кровотечении
  4.  темный цвет – при приеме ряда лекарств (препараты висмута, железа и т.д.), употреблении большого количества пищевых красителей (свекла, черника, черная смородина и т.д.)

Примеси:

  1.  кусочки не переваренной пищи (при секреторной недостаточности органов)
  2.  слизь – признак воспаления дистальных отделов
  3.  свежая кровь – кровотечение в дистальных отделах толстого кишечника
  4.  гной
  5.  паразиты - аскариды, острицы, ленточные черви и т.д.

Микроскопия

Помогает уточнить характер нарушения пищеварения.

  1.  Большое количество частично переваренных мышечных волокон – усиление моторики
  2.  Мышечные волокна с сохраненной поперечной исчерченностью – ферментативная недостаточность желудка
  3.  Растительная клетчатки и зерна крахмала в большом количестве – нарушение пищеварения в тонкой кишке
  4.  Перевариваемая, не перевариваемая клетчатка – заболевания поджелудочной железы
  5.  Нейтральные жиры – дефицит липазы тонкого кишечника
  6.  Жирные кислоты – дефицит желчи


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29747. Об’єкт, предмет, завдання – дисципліни «Методика професійного навчання» 19.83 KB
  Діяльність інженера-педагога пов'язана з необхідністю спрямовувати, організовувати та здійснювати навчально-виховний процес у професійних навчальних закладах, знати характеристики педагогічної діяльності, застосовувати уміння передбачати навчально-виховну ситуацію
29748. Планування роботи майстра виробничого навчання 17.67 KB
  Підготовка проводиться поетапно і включає: особисту підготовку майстра; підготовку матеріальнотехнічного оснащення; плануюча підготовка. Особиста підготовка: вивчення методичної та технічної літератури матеріалів по передовому досліду роботи; підготовка до показу трудових прийомів і способів виконання. Підготовка матеріальнотехнічного оснащення:підготовка і перевірка матеріалів та оснащення для проведення уроків; підготовка наочних посібників навчальнотехнічної документації технічні засоби навчання; перевірка роботи обладнання....
29749. Предмет и задачи медицинской микробиологии. Основы классификации микроорганизмов. Морфология и физиология микроорганизмов 82 KB
  По целевой направленности и решению практических задач различают общую, техническую (промышленную), медицинскую, ветеринарную, санитарную, радиационную и космическую микробиологию. При этом общая микробиология изучает систематику, структурную организацию, химический состав, ферментные системы
29750. Концепція професійної освіти та завдання інженера педагога 16.96 KB
  Відповідно до Концепції професійної освіти України кожен професійний навчальновиховний заклад незалежно від відомчого підпорядкування розробляє на основі діючого законодавства свій Статут в якому визначається мета і завдання його діяльності організаційна структура права та обов'язки членів інженернопедагогічного та учнівського колективів. У процесі своєї діяльності інженерпедагог вирішує такі завдання: а проектує технології навчальновиховного процесу; б створює дидактичні проети навчальновиховного процесу; в формує науковотехнічні...
29751. Поняття про педагогічну діяльність, завдання професійної освіти 18.4 KB
  Одним із завдань навчання є підготовка юної особистості до професійного вибору на основі певних знань і навичок.Фактори ефективності уроку виробничого навчання Викладачів і майстрів дотримуватися слідуючих положень правил: високого рівня навчання; систематичності і послідовності навчання; наглядності навчання; доступності навчання; навчання на виробничій практиці; активності і свідомості учнів у навчанні; твердості знань умінь і навиків.
29752. Критерії оптимізації процесу навчання 18.29 KB
  До критеріїв оптимізації процесу навчання належать: а ефективність процесу навчання результат успішності навчання учнів а також їх вихованості і розвитку; б якість навчання ступінь відповідності результатів навчання вимогам всього комплексу цілей і завдань навчання ступінь відповідності результатів максимальним можливостям кожного школяра в певний період розвитку; в оптимальність витрат часу та зусиль учнів та учителів відповідність діючим гігієнічним нормам. Вибір певної структури процесу навчання завжди повязаний з прийняттям...
29753. Принцип індивідуальне навчання 18.64 KB
  Один учень взаємодіє лише із засобами навчання книги компютер. Загальні принципи: Індивідуалізація є стратегія процесу навчання; Індивідуалізація являється необхідним фактором формування особистості; Використання індивідуалізованого навчання з усіх предметів які вивчаються; Інтеграція індивідуальної роботи з іншими формами навчальної діяльності; Навчання в індивідуальному стилі і темпі; Передумовою Індивідуалізації навчання являється вивчення особливостей учнів які в першу чергу слід враховувати при індивідуалізації навчальної...
29754. Організація робочих місць учнів у навчальній майстерні 19.38 KB
  В навчальних майстернях обладнуються робочі місця учнів індивідуального і колективного користування та робоче місце вчителя у відповідності до вимог ергономіки. У навчальних майстернях обладнуються робочі місця учнів індивідуального і колективного користування робоче місце вчителя. Конструкція й організація робочих місць повинні забезпечувати можливість виконання робіт у повній відповідності з навчальними програмами а також враховувати відмінності антропометричних даних учнів вимоги ергономіки наукової організації праці та технічної...