9435

Исследования больных с заболеванием печени и желчевыводящих путей

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Исследования больных с заболеванием печени и желчевыводящих путей Субъективное исследование жалобы: Симптом печеночной диспепсии (жировая диспепсия) Симптомокомплекс печеночной лени Желтуха Кожный зуд Чувство тяже...

Русский

2013-03-06

27.65 KB

5 чел.

Исследования больных с заболеванием печени и желчевыводящих путей

Субъективное исследование жалобы:

  1.  Симптом печеночной диспепсии (жировая диспепсия);
  2.  Симптомокомплекс «печеночной лени»;
  3.  Желтуха;
  4.  Кожный зуд;
  5.  Чувство тяжести, давления и ноющей боли в правом боку подреберье;
  6.  Желчная (печеночная колика);
  7.  Кровоточивость десен;
  8.  Отеки;
  9.  Кровотечение из варикозно-раширенных вен пищевода.

Осмотр кожных покровов: Расчесы на коже – следствие холестаза и накопления в кожных покровах желчных кислот.

Грязно-серая окраска кожи шеи (алкогольный гепатит. Темный оттенок кожи 9гемохроматоз, длительный холестаз). Ксантелазмы век (холестаз) – накопление на веках жировых бляшек. Желтушная окраска кожных покровов и слизистых оболочек. Подкожные геморрагии, особенно в локтевых сгибах (после венепункций), на боковых поверхностях бедер и голенях.

Печеночные знаки – это признаки, которые есть при поражении печени, но не отражаюст степень тяжести:

  1.  Пальмарная и плантарная эритема «печеночные ладони» - малиново-красная пятнистая окраска кожи ладоней и стоп;
  2.  Гинекомастия – увеличение грудных желез у мужчин;
  3.  Сосудистые «звездочки» или сосудистые «паучки» - локальное, чрезмерное расширение сосудов кожи.

К «печеночным знакам» примыкает ряд других симптомов:

  1.  Белые ногти;
  2.  Контрактура Дюпюитрена – контрактра сухожилий сгибательных пальцев (чаще у больных алкогольными гепатопатиями);
  3.  Ксантелазмы век – отложение липопротеидов в подкожную клетчатку. Нередко у больных с длительными холестазами;
  4.  «Печеночный запах» изо рта связан с нарушением  обмена сероуглеродов – меркаптанов. В норме в выдыхаемом воздухе определяется в основном этантиол. При патогенной энцефалопатии выделяются диметилсульфит и метантиол;
  5.  Печеночный язык – малиновая окраска языка;
  6.  Малиновая окраска кожи лица, особенно вокруг рта.

Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и желчевыводящих путей

  1.  Желтуха (Icterus);
  2.  Синдром печеночной недостаточности;
  3.  Портальная гипертензия;
  4.  Печеночная диспепсия (жировая диспепсия);
  5.  Портальная гипертензия «печеночной лени»;
  6.  Синдром цитолиза (повышение трансаминаз).

Печеночная диспепсия (жировая диспепсия) – это симптомокомплекс обусловлен нарушением моторики желчного пузыря, желчных путей, двенадцатиперстной кишки, желудка и пищевода. Ключает снижение аппетита, ощущение тяжести, нередко тупой боли в правом подреберье, усиливающееся после еды, тошнота, горечь во рту, частые головные боли. Недостаточное поступление в кишечник полноценной желчи при водит к нарушению эмульгирования, гидролиза и всасыаания жира, а также жирорастворимых витаминов А, Д, Е и К, что сопровождается болью, метеоризмом, урчанием в животе, поносом.

Симптомокомплекс печеночной лени: обусловлен печеночной недостаточностью (гепатодепрессия). Проявляется: слабостью, вялостью, быстрой психической истощяемостью, повышенной раздражительность, немотивированным снижением раьотоспособности, частой головной болью, потливость, легким головокружение, чувством тяжести в эпигастрии и в правом подреберье, неустойчивым аппетитом, металлическим или горьким привкусом во рту. Часто является единственным признаком хронического вирусного гепатита.

Синдром желтухи - желтое окрашивание кожи, склер и слизистых оболочек в результате пропитывания тканей желчным пигментом – билирубином. Развивается при увеличении содержания билирубина.

Желтуха, связанная с гипербилирубинемиея – истинная желтуха.

Ложная желтуха – это прокрашивание кожи и слизистых лекарствами (акрихин), естественными пищевыми красителями (морковь и тыква). При ложной желтухе склеры обычного цвета, моча светло-желтая, билирубин сыворотки крови не повышен.

Варианты истинных желтух:

  1.  Надпеченочная желтуха (гемолитическая);
  2.  Печеночная желтуха;
  3.  Подпеченочная желтуха (внепеченочный холестаз).

Надпеченочная желтуха

Этиология:

  1.  Врожденные – микросфероцитарная, овальноклеточная гемоглобинопатии (талассемия, серповидно-клеточная);
  2.  Приобретенные – аутоиммунные (лекарств, инфекций, системная красная волчанка), пароксизмальная ночная гемоглобинурия и др.

Патогенез:

  1.  Увеличение в крови свободного билирубина из-за повышенного разрушения эритроцитов в крови.

Клинические проявления:

  1.  Окраска кожи бледно-желтая с лимонным оттенком;
  2.  Кожный зуд – не бывает;
  3.  Боль в правом подреберье – отсутсвует;
  4.  Размеры печени – нормальные или увеличены;
  5.  Размеры селезенки – часто увеличены;
  6.  Цвет мочи – нормальный или темный;
  7.  Окраска кала – нормальная или темна;
  8.  Показатели пигментного обмена: в крови повышено содержание нормального билирубина, билирубин мочи не определяется, уробилин мочи – резко увеличен, стеркобилина кала – увеличен.

Печеночная желтуха

Этиология:

  1.  Острые и хронические гепатиты, циррозы печени, паразитарные поражения (описторхоз, эхинококкоз), опухоли печени;

Патогенез:

  1.  Поступление в кровь связанного билирубина из гепатоцитов и накопление в крови свободного билирубина вследствие торможения его захвата  внутриклеточного транспорта при повреждении печеночных клеток.

Клинические проявления печеночной желтухи:

  1.  Окраска кожи бледно-оранжевая или желтая;
  2.  Кожный зуд – неустойчивый;
  3.  Тяжесть и боль в правом подреберье;
  4.  Размеры печени – увеличены, нормальные или уменьшены;
  5.  Размеры селезенки – часто увеличены;
  6.  Цвет мочи – нормальный или темный;
  7.  Окраска кала – может быть темной или светлой;
  8.  Показатели игментного обмена: увеличенное содержание связанного и, в меньшей степени, свободного билирубина. Билирубин мочи – определяется; Уробилин мочи – определяется. Стеркобилин кала – уменьшен.

Подпеченочная желтуха

Этиология:

  1.  Опухоли и дивертикулы двенадцатиперстной кишки, хронический панкреатит, рак поджелудочной железы, холедохолитиаз, опухоли желчных протоков и желчного пузыря и т.д.

Патогенез:

  1.  Регургитация в кровь прямого билирубина из межклеточных желчных канальцев и перилобулярных желчных ходов в связи с нарушением оттока желчи по внепеченочным желчным протокам.

Клинические проявления:

  1.  Окраска кожи бледно-желто-серая или желто-зеленая с черноватым оттенком;
  2.  Кожный зуд – устойчивый;
  3.  Тяжесть и боль в правом подреберье;
  4.  Размеры печени – увеличены или нормальны;
  5.  Размеры селезенки – резко увеличены;
  6.  Цвет мочи – темный, окраска кала – светлая;
  7.  Показатели пигментного обмена: высокое содержание связанного билирубина; уробилин мочи – не определяетс; стеркобилин кала – не определяется; гемоглобин, гемосидерин мочи – не определяется.

Поральная гипертензия – повышение давления более 30 см водного столба в системе портальной вены происходит при возникновении препятствия кровотоку.

Онсовные клинчисекие проявленияН кровотоечение из варикозно-расширенных вен пищеводаии прямой кишки. Спленомегалия с гиперспленизмом. Асцит. Печеночная энцефалопатия.

Асцит – скопление жидкости в брюшной полости, чаще всего является осложнением заболеваний печени (цирроза с портальной гипертензией). Он возникает внезапно или развивается постепенно, в течение нескольких месяцев, сопровождаясь метеоризмом, увеличением живота.

Методы выявления асцита:

Осмотр живота:

  1.  Изменение формы живота «лягушачий живот»;
  2.  Сосудистый рисунок на брюшной стенке «голова медузы»;

Пальпаторно – перкуторный метод «метод флюктуации»;

Перкуторный метод – перкуторное изменение границ тупости на брюшной стенке при перемене положения тела больного.

Инструментальные методы: УЗИ, R-графия, лапароскопия.

Синдром печеночной недостаточноти: симптомокомплекс, характеризующийся нарушением одной или многих функций печени вследствие острого или хронического повреждения её паренхимы;

Различают острую и хроническую печеночную недостаточность.

3 стадии:

  1.  Начальная (компенсированная);
  2.  Выраженную (декомпенсированную);
  3.  Терминальную (дистрофическую), зачастую заканчивается печеночной комой.

Функции печени:

  1.  Пигментная (исследование билирубина, стеркобилина, уробилина);
  2.  Обезвреживающая проба с бензойнокислым натрием;
  3.  Белковообразовательная (белковые осадочные пробы);
  4.  Выделительная (проба с бромсульфалеином);
  5.  Синтетическая;

Желчная колика – это приступ сильнейших болей в правом подреберье, является характерным симптомом желчекаменной болезни и возникает вследствие закупорки пузырного или общего желчного протока канкрементом. Обычно провоцируется обильным приемом пищи, особенно жирной. Боль распространяется в надчревье и иррадиирует в межлопаточную область, правую лопатку и плечо. Приступ развивается, как правило, внезапно, часто сопровождается тошнотой и рвотой. Лихорадка, озноб, возникающие при желчной колике, свидетельствует о развитии осложнений (холецистит, панкреатит, холангит, перитонит).

Симптомы желчного пузыря:

  1.  Симптом Курвуазье (увеличенный желчный пузырь);
  2.  Симптом Кера (болезненность при пальпации в точке желчного пузыря);
  3.  Симптом Мерфи-Образцова (резкая боль на высоте вдоха при введении кисти в область правого подреберья);
  4.  Симптом Ортнера (болезненность при поколачивании ребром ладони по правой реберной дуге);
  5.  Симптом Мюсси-Георгиевского (болезненность при надавливании между ножками грудино-ключично-сосцевидной мышцы справа).

Отеки при заболеваниях печени возникают вследствие нарушения белкового обмена. В связи со снижением образования белков печени снижается онкотическое давление крови. При снижении онкотического давления жидкая часть крови устремляется в ткани, характерны диффузные отеки по всему телу. Могут опускать вниз в положении стоя на ноги, в положении лежа на спине. Теплые, плотные отеки, при надавливании остаются ямки. Склонность к массивным отекам со скоплением жидкости в полостях. Отеки в плевральной, перикардиальной, брюшной полостях. Не реагируют на терапию мочегонными препаратами. Хороший терапевтически  эффект на введение парентеральным белков преимущественно альбуминов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52755. Інтегрований урок. Українська література + фізична культура. 5 клас 195.5 KB
  Завдання: прочитати речення з певними інтонаціями: Спочатку із захопленням потім з осудом Ну і богатир Із захватом із розчаруванням Оце так козак Зачудовано із зневагою Яка красуня Домашнє завдання 3хв. Перевірка домашнього завдання Що ви знаєте про речення Як ви розумієте епіграф до нашого уроку Мотивація навчання школярів 45хв. Завдання: створити словесний образ слова здоровя або 2. Завдання: Скласти 5 речень з ключовими словами: Діти Небезпека Правила Здоровя Оголошення теми і мети уроку 1хв.
52756. Drama Techniques for Teaching English 37 KB
  Using drama to teach English results in real communication involving ideas, emotions, feelings appropriateness and adaptability; in short an opportunity to use language in operation which is absent in a conventional language class. Such activities add to the teachers repertoire of pedagogic strategies giving them a wider option of learner-centered activities to chose from for classroom teaching, thereby augmenting their efficiency in teaching English
52757. Древнеруский языкъ. Этимология. 91 KB
  Корень ров н суффикс ая окончание потому что ровную. А что Если корень ров к примеру. Ров это понятие что это яма канава. Поэтому я вам начало положу а дальше будем уже Я не хочу чтобы вы как в школе механически всё воспринимали.
52758. Множення звичайних дробів 258.5 KB
  Мета уроку: закріпити навички та вміння учнів виконувати множення звичаних дробів та розвязувати задачі на множення звичайних дробів; розвивати творчу та розумову активність увагу інтерес до математики використовуючи історичний матеріал виховувати культуру математичних знань. Подивимось може й у нас є особливий спосіб множення звичайних дробів. Пропоную Вам спосіб швидкого усного множення на та .
52759. Множення і ділення дробів 221 KB
  Дату народження якого українського письменника ви отримали Отже Іван Франко народився 27. Учень: Видатний український письменник Іван Якович Франко народився в селі Нагуєвичі Дрогобицького повіту на Львівщині в родині сільського коваля. Потім Іван Франко перейшов до школи при монастирі в Дрогобичі а згодом до дрогобицької гімназії. Розвязавши задачу ми зясуємо скільки мов знав Іван Франко і скількома мовами перекладені його твори.
52760. Додавання і віднімання десяткових дробів (5 клас) 45 KB
  Вчити застосовувати правила додавання та віднімання десяткових дробів до розвязування прикладів рівнянь задач спрощення виразів. Розвивати навички логічного мислення математичну мову навички зручного обчислення прикладів. Виконуючи вправи ми побачимо що нам потрібно вміти додавати та віднімати десяткові дроби для спрощення виразів розвязування рівнянь розвязування задач в одній системі вимірюваннякм год. Розвязування вправ.
52761. Розвиток толерантності 48.5 KB
  Робота в групах зашифроване слово Жидрути Васпра Легнека Тижидру Батре Тивмі З`являється напис Дружити справа нелегка але дружити треба вміти. Разом ми клас Тож будемо вчитися дружити щоб не було як у байці Л. Бесіда: Що ж там лад Як досягти ладу в колективі Що ж означає: дружити Як ви розумієте це поняття А зараз послухайте вірш Оксани Сенатович. Що це значить не дружити Що це значить не дружити Жити так одинаком Не дружити це ходити Не дверима а вікном.
52762. Сложение и вычитание обыкновенных дробей 316 KB
  Цель: - актуализировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями»; - развивать навыки применения теоретических знаний при решении различных видов практических упражнений; - формирование положительной мотивации к предмету через нестандартную форму реализации урока, развитие познавательного интереса учащихся; - воспитание культуры работы в группе; - поддержать акцию «Сохраним первоцветы».
52763. Дії над звичайними дробами. Розв’язування вправ 154.5 KB
  Мета: повторити і систематизувати знання з теми; продовжити розвивати вміння працювати самостійно в групах; виховувати в учнів творчі здібності; прищеплювати любов до математики; вчити їх об'єктивній самооцінці та вмінню коригувати свою навчальну діяльність; виховувати впевненість у своїх силах та самостійність.