94373

Прощание. Керамика

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Основные сведения о керамике. Исторические сведения о керамике. Свойства глины и способы лепки изделий из неё. Технологии выполнения практической работы «Прощание. Керамика». Замысел композиции и последовательность выполнения практической работы из глины. Рекомендации по проведению кружковых занятий по лепке из глины...

Русский

2015-09-11

5.79 MB

3 чел.

министерство образования республики башкортостан

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж

(ГАОУ СПО СМПК)

Выпускная квалификационная работа

«Прощание. керамика»

Выполнил(а)

студент(ка) IV курса группы № 43 специальности 54.02.06.

Изобразительное искусство и черчение

                                                                        Яппарова Энже Нурисламовна.

Руководитель

                                                               Артамохина Татьяна Юрьевна

Работа допущена к защите

«____»___________2015г

Председатель П(Ц)К:

_________Яркинбаева А.Н.

        подпись                          Ф.И.О.

Стерлитамак, 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................3

Глава 1. Основные сведения о керамике……………………………………….5

1.1.Исторические сведения о керамике…………………………………….............5

1.2. Свойства глины и способы лепки изделий  из неё ……………….…………..8

Выводы по первой главе……………………………………………………...........15

Глава 2. Технологии выполнения практической  работы «Прощание. Керамика»…………………………………………………………………………...16

2.1 Замысел композиции и последовательность выполнения практической  работы из глины……………………………………………………….....................16

2.2 Рекомендации по  проведению кружковых занятий по лепке из глины………………………………………………………………………………...19

Выводы по второй главе...........................................................................................25

Заключение…………………………………………………………………………27

Список используемой литературы..........................................................................29

Приложение..............................................................................................................32

Введение

В глубокой древности, на заре цивилизации люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки. Но есть версия, что впервые человек догадался начать лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали замачивать в  воде глину, и стали лепить из мокрой глины первую примитивную посуду. Лепка, является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди, с незапамятных времен передавая свой опыт от поколения поколению.

Лепкой из глины увлекались не только в древности. Глина излюбленный материал многих скульпторов: Александр Терентьевич Матвеев; Анна Семёновна Голубкина; Вера Игнатьевна Мухина; Сергей Тимофеевич Конёнков; Тамара Павловна Нечаева и другие.

Лепка из глины умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется, подобно металлу.

Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, для развития пространственного мышления и воображения, а также для  общего развития.

Лепка учит школьников быть аккуратным и внимательным, развивает мелкую моторику и координацию пальцев, заставляет работать фантазию.

В школе на уроках изобразительного искусства мало уроков отводится на темы по лепке, а так же отсутствуют наглядные пособия по лепке.  Поэтому мы предлагаем ввести в школы кружковые занятия по лепке из глины  и разработать наглядное пособие.

Исходя, из актуальности мы выбрали следующую тему.

Тема выпускной квалификационной работы: «Прощание. Керамика»

 Цель исследования: разработать и выполнить керамику «Прощание».

Объект исследования: процесс выполнения керамики

 Предмет исследования: керамика «Прощание»

Задачи исследования:

  1.   На основе изученной нами литературы проследить и проанализировать историю   возникновения и развития керамики.
  2.  Рассмотреть свойства глины, способы и приемы обработки лепки  из глины.
  3.  Разработать рекомендации проведения кружковых занятий по лепке и план - конспект кружкового занятия по лепке из глины.
  4.  Выполнить керамику «Прощание».

Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована как наглядный материал на кружковых занятиях по лепке, как самостоятельное произведение на выставках и использоваться для оформления интерьера.

Методы: поисковая работа; анализ и синтез изученного материала, литературы; сбор наглядных материалов, выполнение зарисовок и эскизов; пробные и исследовательские работы в выбранной технике; практическая и самостоятельная работа по выполнению творческой работы; апробация данной работы на практике, защита выпускной квалификационной работы.

Новизна заключается в разработке и выполнении работы «Прощание. Керамика»; которая может быть использована  в качестве наглядного пособия на кружковых занятий по лепке.

База апробации данной работы проходила на базе МАОУ «СОШ № 29» городского округа города Стерлитамак.

Глава 1. Основные сведения о керамике

1.1.Исторические сведения о керамике

Слово «керамика» произошло от греческого «керамос» — и оно означает глина. Изделия, изготовленные из глины с разными добавками и обожженные в специальной печи до камне подобного состояния называют керамическими изделиями.

 Изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, привлекли к ней внимание человека еще в эпоху мезолита, 10-16 тысяч лет до н. э. Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Африки, Азии, Америки подтверждают повсеместное развитие керамического ремесла [3,c.68].

В дошедших до нас памятниках материальной культуры можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и многие другие предметы. Примерно в это же время начали делать из глины статуэтки божков, которые являлись примитивными предметами культа.

Обжигать глиняную посуду и статуэтки люди тоже научились совершенно случайно, спустя столетия после того, как начали лепить из глины. Промокший глиняный горшок просто поставили возле открытого огня, чтобы он высох. Когда горшок остыл, люди заметили, что он стал прочнее и тверже, в нем теперь можно было без опасения хранить любые жидкости. Благодаря столь счастливой случайности люди стали активно применять в быту глиняную посуду. Уже после того, как был придуман гончарный круг, посуда стала более красивой, аккуратной, изящной [5, c. 123].

Первые изделия из глины были хрупкими и очень боялись влаги, поэтому хранить в них можно было только зерно и другие сухие продукты. Но

однажды, удаляя золу погасшего костра, человек заметил, что глинистая земля, которую он всегда брал для изготовления изделий домашнего обихода, под действием тепла стала прочной как камень. С тех пор человек стал обжигать глиняные изделия для придания им прочности. Чудесное превращение глины получило название “керамика”, что в переводе с греческого обозначает “глина” [7, с 44].

       Важное место в керамике занимает керамика древнегреческая, оказавшая большое влияние на керамику многих народов. Особенно славилась разнообразная (20 видов) и совершенная по форме посуда. Парадные сосуды украшали обычно изящной не многоцветной росписью на мифологические и бытовые темы (так называемая чёрнофигурная и краснофигурная живопись). Великолепные образцы малой скульптуры представляют собой терракотовые статуэтки, главным центром производства которых была Танагра [4, с.18].

Понятие «керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. Открытие обжига сделало глиняную посуду древнего человека практичной. Керамические изделия тогда выполняли способами налепа, ленточным, спирально-жгутовым - укладывали один на другой по спирали. В период позднего неолита, примерно 4 тысячи лет до н. э., керамические сосуды начинали украшать орнаментом, в котором преобладали мотивы круга и спирали, обозначавшие солнце, луну, молнию и другие магические силы, и покрывать многоцветными узорами. Такие изделия были найдены на юго-западе нашей страны (трипольская культура), странах Средней Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья и других районах мира. Примером керамического мастерства того периода являются кувшины с узким горлом, разнообразные сдвоенные сосуды, напоминающие очертаниями современный бинокль, глубокие миски, расписанные черной, красной и белой глинами. Уже в тот период керамика достигла большой художественной выразительности. И только с изобретением гончарного круга (4 - начало 3-го тысячелетия до н.э.) резко упростился процесс изготовления керамических изделий, повысилась производительность труда [8,c.110].

Керамика в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Небольшие размеры печей, найденных при раскопках, говорят о незначительных размерах производства. Вероятно, гончары селились там, где находились значительные запасы подходящей глины, переезжая на другое место по мере их исчерпания. Мастера экспериментировали с белой глиной, белым песком, измельченным горным хрусталем, кальцинированным оловом и свинцом. После росписи и обжига изделия покрывались толстым слоем свинцовой глазури и вновь обжигались [9, c.89].

История появления керамики на Руси: археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные. Монголо-татарское нашествие повлияло на развитие древнерусской культуры. История одной из ее ветвей — керамики сместилась из южных регионов в северные и западные пограничные города, в московские земли, поэтому не случайно возрождение изразцового искусства в Древней Руси было связано с Псковом и Москвой. Было уничтожено множество произведений русских гончаров IX—XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, более простым стал орнамент, искусство перегородчатой эмали, глазурь (самая простая — жёлтая, уцелела только в Новгороде) [11,c.93].

    В XIII—XIV столетиях в Пскове получила распространение муравленная черепица, применяемая для головного убора православных храмов. Она, вероятно, породила простые облицовочные плитки, а затем изразцы с узором и румпой для крепления в кладке стен. На территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря сохранились уникальные памятники глазурованной керамики — более ста древних надгробных монашеских плит (керамид), вмурованных в стены подземных галерей. Достигающие в среднем высоты 45-60 см и имеющие ширину 30-40 см, они выполнены из обожженной глины с темно-зеленой поливой. Количество и высокое художественное качество изделий свидетельствует о том, что в монастыре издревле процветало керамическое производство. Керамиды впервые на Руси начали изготавливать именно на Псковщине в XVI веке. В монастыре была специальная гончарная мастерская. Псковские гончарные изделия, такие как посуда, узнаваемы по своим формам. Искусство псковских мастеров ярко проявилось в изготовлении декоративной керамики [15, c. 111].

       Мы пришли к выводу, что  изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. И что, тем  самым,  дошедших до нас в памятниках материальной культуры, можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, народные игрушки, различные скульптуры. При изучении  мы  выяснили, что происходящие исторические события в культуре и в искусстве  повлияли на развитие такого вида  искусства, как, керамика.

1.2 Свойства глины и способы лепки изделий  из неё

Глина (ст.-слав, глиньнъ — связано с глень, глей от ср.-греч. gline — "клей, вязкое вещество") — один из древнейших природных материалов искусства.     Глина так же – это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода. Существует несколько видов природных глин: обычная поверхностная глина, огнеупорная, грес (после обжига становится как камень), каолин (основа для фарфора). Свойства глины определяет ее химический состав. Для разных видов глины свойственны различные химические составы. [13, с.55].

Свойства глины освоены человеком на рубеже 4 тыс. до н. э. и положены в основу искусства керамики (греч. kerameos — "глина"). Глина — на первый взгляд ничем не примечательная вязкая масса, образующаяся от выветривания и вымывания дождями горных пород. Вместе с водными потоками она попадает в русла рек и оседает на дне. Глина содержит многие минералы, слоистый каолинит, остатки органических веществ, окиси металлов.

Так же глина имеет каолин. Каолин  (из кит. Kau-Ling — "Высокие холмы", местность близ Пекина) — минерал, тонкая белая глина, почти не содержащая примесей железа, что делает ее особенно ценной. Состоит из каолинита — продукта длительного выветривания гранитов и полевых шпатов. [15, с.65].

Различают глины по цветам:

Природная красная - имеет зеленовато-коричневую окраску, которую ей придает оксид железа, составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге, в зависимости от температуры и типа печи, приобретает красную или белесую окраску. Выдерживает температуру 1050-1100*С. Пластична, хорошо формуется, при правильной сушке и обжиге практически не деформируется. Используется для моделирования и при работе с пластом.

Ангоб (франц. engobe — "обмазка") — тонкий слой белой или цветной глины, наносимой на поверхность керамического  изделия до обжига. Служит для сокрытия неровностей или цвета черепка. Черепок (от череп) — обожженная глина, чаще красного или серо-желтоватого цвета. Неглазурованное изделие после первого, утильного обжига. Профессиональный термин мастеров и художников - керамистов. Техника ангоба подсказала и оригинальный способ декорирования — сграффито, процарапывания, соскабливания или гравировки поверхностного слоя до появления основы другого цвета [8, с.9].

Белая глина - во влажном состоянии светло-серая, после обжига приобретает белый цвет или цвет слоновой кости. Температура обжига:1050-1150*С. Бисквитный обжиг рекомендуется выдерживать 900-1000*С (перед глазурованием). Эластична, хорошо держит форму. Используется для изготовления посуды, сантехники, кафеля или поделок из глины.

Существует  следующие свойства глины:

Самое важное свойство этого материала — пластичность. В соединении с водой глина образует массу, из которой можно лепить фигуры, емкости. После высыхания такая масса затвердевает, сохраняя форму, но, впитывая воду, вновь становится мягкой. Вода присутствует в глине в двух состояниях — в механической смеси и в химической связи. Во время обычной сушки вода испаряется из пор, а прокаливаясь на огне при температуре 500—600° С, глина теряет химически связанную воду, становится твердой, как камень, и навсегда утрачивает способность подвергаться воздействию влаги [10,с. 114].

Пластичность - именно благодаря возможности деформироваться и удерживать приданную ей форму и позволила человеку найти применение глины в своем быту.  Тут стоит заметить, что все зависит от консистенции — соотношения количества воды, глины и песка. Для разных работ нужны разные составы. Так, для лепки песок может быть вообще излишним.

Гигроскопичность позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость. Развитие технологии позволило получить фаянс и фарфор, незаменимые и в современном мире.

Огнеупорность - свойство, применяемое скорее в строительстве, нежели в художественных промыслах, если не считать обжиг изделий. Технология обжига различна для того или иного состава глины. С сушкой и обжигом тесно связано свойство усадки глины или сжимаемость — изменение массы и размеров за счет вывода из состава части воды.

Способы изготовления изделий из глины: существует довольно много способов ручной лепки: конструктивный, пластичный, комбинированный. Рассмотрим эти способы поподробнее

Пластический. Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием [6, с. 30].

Конструктивный - предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части.

Комбинированный способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ [10, с. 99].

Формование керамических изделий можно осуществлять несколькими способами: свободная лепка, свободное формование на гончарном круге, пластическое формование ручным оттиском в форме, пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующего шаблона, шликерное литье в гипсовые формы [ 18, c.210].

При свободной лепке - из приготовленного глиняного теста вручную лепят различные фигурки, свистульки или горшки больших объемов. Из куска глины лепят заготовку нужной формы. Затем стекой лопаточкой делают в ней углубление и выбирают глину, постепенно утончая стенки сосуда. Окончательную обработку и заглаживание внутренних поверхностей выполняют стекой-петлей. Подготовленную полую форму устанавливают на доску и обрабатывают край сосуда, прилепив к нему горловину - раскатанную полоску глины.

Свободное формование производят на гончарном круге. Кладут точно в центр гончарного круга заготовку из глины в форме шара. Нажимая большими пальцами, в середине шара делают цилиндрическое углубление и постепенно расширяют его до требуемых размеров. Затем вытягивают цилиндр до нужной высоты. Сначала лепят основание, затем, мягко надавливая на стенки цилиндра с внутренней стороны, расширяют его для получения нужного изделия [ 21, с.123].

Пластическое формование ручным оттиском осуществляется с помощью гипсовых форм. Открытые формы применяют для формования плоских изделий, разъемные - при изготовлении изделий сложных форм (сосудов, скульптур). Форму заполняют глиняным тестом и разминают его от центра к краям. [23, с. 32].

При изготовлении керамических изделий сложной конфигурации часто комбинируют способы формования. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном со шликерным литьем широко распространено при изготовлении чайников, чашек, кувшинов и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и приставных деталей. Задымленную керамику получают сочетанием шликерного литья с пластическим формованием [25, с.216].

Общая схема производства керамических изделий:

1.Добыча глины, подготовка керамической  массы и формование изделий.

В большинстве случаев глину добывают открытым способом, для чего используют одно- или многоковшовые экскаваторы, скреперы и другие механизмы. Карьерная глина обычно непригодна для получении изделий. Цель этой стадии производства — разрушить природную структуру глиняного сырья, удалить из него вредные примеси, крупные куски измельчить, а затем обеспечить равномерное смешивание всех компонентов с водой до получения однородной и удобоформируемой керамической массы. [23, с. 116].

При пластическом способе подготовки массы и формования исходные материалы при естественной влажности или предварительно высушенные смешивают друг с другом с добавкой воды до получения теста. Разрежение способствует удалению воздуха из глины и сближению ее частиц, что повышает однородность и формуемость  массы и прочность сырца.

При полусухом способе подготовки сырьевые материалы вначале подсушивают, дробят, размалывают в порошок, а затем перемешивают и увлажняют водой или, что лучше, паром, так как при этом облегчается превращение глины в однородную массу, улучшаются ее набухаемость и формовочная способность. Полусухим способом прессования изготовляют

кирпич сплошной и пустотелый, облицовочные плитки, а сухим способом — плотные керамические изделия (плитки для полов, дорожный кирпич, материалы из фаянса и фарфора) [25, с.45].

2. По шликерному способу исходные материалы предварительно измельчают и тщательно смешивают с большим количеством воды (влажность смеси до 40 %) до получения однородной текучей массы (шликера). Шликерный способ применяют в технологии фарфоровых и фаянсовых изделий, облицовочных плиток.

3.Сушка изделий.

Сушка — весьма ответственный этап технологии, так как трещины обычно возникают именно на этом этапе, а при обжиге они лишь окончательно выявляются. Обычно достаточным является высушивание сырца до остаточной влажности — 6...8% [22, с. 211].

В процессе сушки продвижение влаги из толщи керамического изделия к наружным слоям происходит значительно медленнее, чем влагоотдача с поверхности, особенно это проявляется в ребрах и углах изделий. При этом возникает различная степень усадки внутренних и внешних слоев, а следовательно, создаются напряжения, которые могут привести к растрескиванию материала. Для уменьшения чувствительности глин к сушке применяют  паропрогрев и вакуумирование глин, используют некоторые органические вещества в малых дозах ЛСТ, дегтевые и битуминозные вещества и др.

4.Обжиг изделий.

Обжиг — важная и завершающая стадия технологического процесса керамических изделий. При нагреве сырых керамических изделий до 110 °С удаляется свободная вода и керамическая масса становится непластичной. Но если добавить воду, пластические свойства массы восстанавливаются. С повышением температуры до 500...700°С выгорают органические примеси и удаляется химически связанная вода, находящаяся в глинистых минералах и других соединениях керамической массы, а керамическая масса безвозвратно теряет свои пластические свойства. Затем происходит разложение глинистых минералов вплоть до полного распада кристаллической решетки и образования аморфной смеси АЬОз и SiO2 [28, с.142]. Расплав обволакивает не расплавившиеся частицы, частично заполняет поры между ними и, обладая силой поверхностного натяжения, стягивает их, вызывая сближение и уплотнение. После остывания образуется камнеподобный черепок. Этот процесс называют спеканием. Результатом процесса спекания является уплотнение обжигаемого материала и, как следствие, уменьшение его открытой пористости [27, с.169].

Температурный интервал   между   огнеупорностью и началом спекания называют     интервалом     спекания глин. Интервал спекания зависит от состава глин. Чем он шире, тем меньше опасность деформации изделия при обжиге.   

         Таким образом, мы пришли к выводу, что существует  довольно много разных видов глины. Различают глину по цветам: белая глина, природная красная, зеленая. Свойства глины определяет ее химический состав.   Отличительные свойства глины: пластичность, гигроскопичность, огнеупорность.

 Существуют следующие способы ручной лепки, это: конструктивный, пластичный, комбинированный, ощипывание, ленточный способ.

Керамические изделия вследствие их разнообразия изготовляют разными технологическими приемами, но основные этапы их производства примерно одинаковы и состоят из добычи глины, подготовки массы для формования, формования сырца, сушки и обжига   изделий.

И чтобы  создать какие-либо изделий из глины, нужно учитывать особенность выбранного вида глины и ее свойства.

Выводы по I главе

История керамики разнообразная и очень интересная. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. Керамика различных эпох отмечена характерными чертами своего времени.

Изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. В дошедших до нас памятниках материальной культуры можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и многие другие предметы, статуэтки божков. Открытие обжига сделало глиняную посуду древнего человека практичной. 

Глину различают по цветам: природная красная, белая, зеленая,  красная.

Существуют следующие свойства глины: пластичность, огнеупорность, гигроскопичность.

Довольно много способов лепки  изготовления изделий из глины это: конструктивный, пластичный, комбинированный, ощипывание, ленточный способ.

Керамические изделия выполняются по следующей схеме: добыча глины, подготовка керамической  массы и формование изделий, по шликерному способу исходные материалы предварительно измельчают и тщательно смешивают с большим количеством воды, сушка изделий, обжиг изделий.

В  итоге  можем  сказать, что  чтобы   создавать различные изделия из  такого  художественного  пластичного материала,  как глина, нужно знать способы и последовательность лепки. Об этом нужно знать каждому  мастеру, и любителю скульптуры,  создателя различных керамических изделий.

Глава 2. Технологии выполнения  практической  работы из глины

2.1 Замысел композиции и последовательность выполнения

 практической  работы из глины

Мы задумали  композицию  «Прощание» керамика, и решили, что   тема о Великой  Отечественной  Войне не оставит никого равнодушным.  О ней будут помнить. Помнить о более двадцати миллионах сыновей и дочерей, отцов и матерей, отдавших свою жизнь за свободу и светлое будущее дорогой их сердцу Родины. О тех, кто залечивал фронтовые раны, возрождал страну из руин и пепла. Мы  считаем, что каждый год 9 мая наша страна празднует великий день - День Победы. Это тот самый день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Семьдесят   лет, как закончилась Великая Отечественная война. Эта тема постоянно волнует наше поколение  и будет актуальна во все времена.  Великая Отечественная войны была самой тяжелой и жестокой из войн, когда-либо пережитых нашим народом. Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Поэтому  мы  решили  и показать  и сделать  сюжет, и выразить те  чувства, которые  могли  испытать  простые  семьи, дети и жены. Наша работа  именно о  семье,  которая  провожает солдата на  фронт, в  тыл  врага,  бороться и  сражаться с фашизмом  ради  нашей  Родины [приложение № 4].

Практическая часть работы «Прощание» выполнена из глины : 460 х 200 х 200 [приложение №4 ].

Прежде чем выполнить творческую работу, нужен замысел, четкая идея, сюжет. Замысел — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним. Художественный замысел непосредственно связан с практическим решением и не должен выходить за рамки технических возможностей [18, с.28]. 

При выполнении поисковых эскизов  мы рассмотрели работы   русских скульпторов: Веры Игнатьевны Мухиной, Евгения Викторовича  Вучетич,   Фетисова Виктора Георгиевича, Александра Терентьевича Матвеева, Анны Семёновны Голубкиной, Сергея Тимофеевича Конёнкова, Тамары Павловны Нечаевой [приложение № 2 ].

 Для  выполнения работы «Прощание» из глины  мы   приобрели следующие материалы: красную  глину для лепки  в готовом виде в брикетах  объема (от 0,5 до 4 кг), и  белую тоже виде  комочка в шариках ( 20 штук). Небольшие тазики- 2 штуки,  одна ванная большая; перчатки, доска  размером 1.5 м x2 м, толщиной 2-3 см; тряпки размером 2м x 2.5 м; полиэтилен , свободная гофрированная коробка; стеки, стержни, лопатки; емкости небольшие для воды, губки; плоская доска для основы работы размером 40x40 см.

     Перед работой природную глину тщательно подготовили. Так как, в глине содержатся примеси, то после смешивания с водой ее надо очистить.  Убрали случайно попавшие в нее камушки. Для начала работы  глину залили тремя частями воды и оставили на ночь. Утром глину тщательно размешали  мутовкой до получения однородного раствора. Затем дали раствору продолжительное время отстояться. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться. Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше [приложение № 3].

Месили глину  руками, затем ее хорошо промяли. Глина, имеет оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промять. Образовавшуюся глиняную массу просеяли  через мелкое сито и удалили из нее всевозможные примеси в виде камушков, щепок, былинок и крупных песчинок , отщипывая маленькие кусочки и перетирая их. После этого перелили  в два  тазика, так, как состав не  поместился  в один. Довели глиняную массу до  консистенции жидкой сметаны, закрыли сверху  полиэтиленом, чтобы не  засохла. После этого добавили в глиняную массу порошок, так называемый  шамот (оббоженный порошок из глины) для того, чтобы работа после обжига не треснула и не сломалась. Этого готовую  массу уже загустевшую до однородной консистенции   сложили по  кусочкам на деревянную обыкновенную разделочную доску , (которую застелили  сухой чистой тряпкой размером 1.5 м x 2 м), и  держали  массу  пока не  подсохнет. Держали до  такого состояния, пока глина потеряет текучесть. После того как глина приобрела консистенцию густого теста и перестала прилипать к рукам, ее закрывали полиэтиленовой пленкой или клеенкой до начала лепных работ.  Непосредственно перед лепкой, чтобы удалить из вылежавшейся глины пузырьки воздуха и повысить ее однородность, глиняное тесто перебивали и отбивали через сухую чистую тряпку молотком. Эту операцию повторяли  несколько раз, после  этого  положили  всю массу по  кусочка в  мешок, чтобы не  высохла до процесса работы [приложение №3 ].

Лепка подставки работы. Брали круглую деревянную  доску толщиной 4 см, на  нее  кусок глины приподнимали и с силой бросали. При этом колобок глины слегка сплющивался и принимал форму каравая. И это повторяли  несколько раз, пока круглую подставку не  закрыли  глиной и выровняли, как пирожное. Потом  закрыли подставку мешком , чтобы до следующей лепки не высохла.

Лепка общей формы. На подставку  начали  налеплять  основную общую форму    композиции. Из общей формы   отщипывали лишние куски глины и придавали детальную форму фигуре [приложение №3 ].

Детальная проработка. Детально  проработали фигуры, налепляли газа, руки, платок, детали одежды фигур [приложение №3 ].

     Сушка. После  детальной проработки, работу оставили высушиться. Сушка придает работе прочность и долговечность. Этот процесс способствует испарению воды, присутствующие в глине. Процесс сушки протекает постепенно и равномерно. В течении первых двух- трех дней сушки,  сушили  в полиэтиленовом пакете, периодически открывая его, чтоб не скапливался конденсат. Когда глина приобрела определенную плотность, цвет  глины поменялся, осветлился. После  этого сушили на открытом воздухе ( во влажном помещении) [приложение №3 ].

Обжиг. Затем  работу обжигали в специальной печке.  Электрическая лабораторная муфельная печь широкого назначения. Максимальная температура до 1000°C. Мощность 1 - 1,5 кВт. Загрузка муфеля объёмом до 10 л. Максимальная температура обжига для нашей работы - 900°C. Большие температуры используют для фаянса (до 1250°C) и фарфора (до 1420°C). Температуру поднимая постепенно, плавно, не допуская скачков, примерно на 100°C в час. Таким образом, в первые два часа температура в печи  достигла 300°C и так же плавно поднимали до 500°C. Именно 500°C является критической отметкой - при такой температуре могут потрескаться даже очень хорошо высушенные глиняные изделия. Все так же плавно и постепенно температуру  довели до 900°C [приложение №3 ].

Таким образом, мы пришли к выводу, что процесс изготовления композиции «Прощание. Керамика»  выполняется поэтапно:  замысел композиции, выполнение эскиза, заготовка глины, лепка основы  работы (подставка), лепка  общей формы,  детальная проработка, обобщение формы работы, сушка,  обжиг  работы.

  1.  Рекомендации по проведению кружковых  занятий по лепке

      В школах учащихся знакомят с различными видами изобразительного искусства, дают им знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, живописи и т.п. Однако, решить задачу художественно-творческих способностей только в рамках учебного процесса невозможно. Большое значение имеет и внеурочная работа, которая строится по принципу совместного творчества. Именно в условиях кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой активности. Для этого в нашей стране существуют многочисленные студии, кружки, дома детского творчества. В.А. Сухомлинский говорил, что «Ценность кружковой работы состоит в том, что каждый может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать их в конкретном деле, наблюдать любую работу» [26, с.104].

             Кружок – наиболее распространённый вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Основной пластический материал, который используют в обучении школьников лепке - это глина. Глину можно использовать во всех возрастных классах. Глину готовят задолго до занятий для того, чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в полиэтиленовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой плёнкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете.  В классах на общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают учеников брать глины столько, сколько необходимо для того, чтобы вылепить предмет или несколько предметов. Для   школьников классов необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (военную скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т.д. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца со шликером. Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из глины не трудно. Школьники делают это пальцами. После лепки глиной дети могут вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и помыть руки.  После лепки глиной необходимо вытереть руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.
Учащиеся  используют стеки - специальные палочки из пластмассы, деревянные или металлические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также и набор петлей из алюминия или меди, широкую лопатку из лёгкого металла или пластика, палочки с заточенным концом, которую можно сделать из сломанной или не пригодной для рисования кисти.

Мы предлагаем на кружковых занятиях продолжить и расширить тему урока изобразительного искусства: изображение человека. При лепке фигуры человека мыслительная деятельность учеников проявляется в том, что они изображают пропорции фигуры. При этом ученик делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удалив лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму.

Творческие способности школьников во время лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном созданий эскизов на бумаге; в продумывании  положении  фигур; расположение фигуры   в  разных  позах; передать пластику движения фигуры или в  состоянии стоя [27, с.114].

Развитие  творчества в лепке во многом зависит от умения учащихся работать с глиной и соответствующими инструментами. Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки.

На занятиях по лепке школьники получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной. Желания учеников создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса учителя к работе учеников. Преподаватель должен внимательно рассмотреть работу ученика, показать ее другим, а затем предложить  ученику рассказать, как ему удалось так красиво сделать работу. Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы научить школьника способам лепки из глины и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы [26, с.117].

Для успешного раскрытия резервов школьника нужно как можно быстрее адаптировать учащихся к работе в кружке. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего занятия. Руководитель должен заранее продумать, как построить занятие, разнообразить его.  Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала. Объяснение теоретического материала и практических заданий должно сопровождаться демонстрацией различного рода наглядных пособий, личным примером руководителя. Во время практической работы руководитель должен добиться от учащихся  точности и аккуратности выполнения этой работы. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и художественных средств выражения образа, проявлении фантазии и возможного разнообразия в оформлении работ. Предоставляя учащимся, как можно больше самостоятельности руководитель должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать у них темы, думать о способах исполнения творческой работы, помогать в решении поставленной задачи.

           Выполнение задания в группе кружковцев обычно происходят в группе неравномерно: одним уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно объяснять задания.

           Большое  значение имеет подведение итога работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ученика радости, может вызвать не желание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задания надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценка, это организованный просмотр выполненных творческих работ. Такой просмотр можно устроить, как временную выставку расставив работы на столах [приложение № ].

         Выставку можно демонстрировать несколько дней, чтобы  учащиеся  из других классов могли посмотреть работы, сравнить их и дать оценку. Коллективный просмотр, их анализ, приучает школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своим, но и общим успехам. Для лучшего результата творческой деятельности учащегося руководителю необходимо поощрять творческие поиски учеников, оказывать им профессиональную помощь советами и участием непосредственно в их работе.

       Особенно важно, что результат творческой работы учащихся, практически значимый. Поэтому приобщение учащихся к этому виду творчества обогащает их внутренний мир и формирует зоркость души  учащихся.  Мы предлагаем следующий календарно тематический план кружка по лепке из глины.

Календарно-тематический план кружковых занятий

по лепке [приложение № ].

Таблица 1.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Введение. История возникновения керамики. Виды керамики. Знакомство детей с инструментами. Техника безопасности при работе со стеками.

2

2

Лепка  самолетов, танков, военных машин из глины.

2

3

Выполнение портрета человека из глины.

2

4

Выполнение  фигуры человека

2

5

Выполнение эскизных работ практической итоговой работы

«Тема Великой Отечественной Войны в скульптурной композиции».

2

6

Выполнение  практической  итоговой работы « Тема  Великой Отечественной Войны в скульптурной композиции».

2

7

Детальная проработка итоговой работы «Тема  Великой Отечественной Войны в скульптурной композиции».

2

8

Завершение творческих работ.

2

9

Творческий отчет с подготовкой выставки.

2

Всего

18

Мы пришли к выводу, что  важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей в области художественной лепки. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Выводы по II главе

Мы задумали  композицию  «Прощание» керамика, и решили, что   тема о Великой  Отечественной  Войне не оставит никого равнодушным.  О ней будут помнить. О тех, кто залечивал фронтовые раны, возрождал страну из руин и пепла. Мы  считаем, что каждый год 9 мая наша страна празднует великий день - День Победы. Это тот самый день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Поэтому  мы  решили  и показать  и сделать  сюжет, и выразить те  чувства, которые  могли  испытать  простые  семьи, дети и жены. Наша работа  именно о  семье,  которая  провожает солдата на  фронт, в  тыл  врага,  бороться и  сражаться с фашизмом  ради  нашей  Родины

Таким образом, наша практическая работа  выполнена соблюдая следующие этапы: 

 1 этап – Разработка идей скульптурной композиции.

         2 этап – Выполнение эскиза керамики «Прощание».

         3 этап – Подготовка материалов.

         4 этап - Технология заготовки глины.

         5 этап – Выполнение работы.

         6 этап – Сушка работы.

Для начала работы мы создали эскизы, которые в точности воплощали нашу задумку. При создании художественного образа нашей творческой работы мы учитывали её предназначение, то есть использование на занятиях лепкой в виде наглядного пособия, а так же для оформления интерьера,  в качестве  выставочного экспоната.

Так же мы разработали план - конспект работы кружка по  лепке и рекомендации по его проведению. На занятиях по лепке школьники получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной. Желания учеников создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса учителя к работе учеников. Преподаватель должен внимательно рассмотреть работу ученика, показать ее другим, а затем предложить  ученику рассказать, как ему удалось так красиво сделать работу. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами , зачастую дополнительно объяснять задания.

Очень важно правильно организовать коллективные просмотры работ в конце занятия, приучать учащихся быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своим, но и общим успехам.

Заключение

       Целью нашей выпускной квалификационной работы являлось разработка и выполнение «Прощание. Керамика» и рекомендации по проведению кружковых занятий. Для этого мы изучили литературу по истории возникновения керамики, развития промысла лепки из глины, выполнили эскиз,

а так же создали керамику «Прощание».

Изучив специальную и методическую литературу, мы рассмотрели исторические сведения о керамике. Выяснили, что  изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. Узнали, что археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствовали о широком развитии на Руси гончарного ремесла.  А так же способы и приемы художественной обработки глины, разработали рекомендации по организации и проведению кружковых занятий по  лепке, написали конспекты кружкового занятия по лепке из глины.

Подготовив глину  и инструменты, мы выполнили работу «Прощание. Керамика». Затем мы описали замысел композиции и описали процесс изготовления, который состоит из нескольких этапов: разработка эскиза керамики, подготовка материалов, изготовление материала, лепка общей формы, детальная проработка, сушка. После чего, систематизируя изученные нами знания о лепке из глины, разработали рекомендации для кружковых работ по лепке из глины. Которая использовалась, как наглядное пособие и помогла заинтересовать учащихся на кружковых занятиях по  лепке из глины. На примере керамики « Тема  Великой Отечественной Войны в скульптурной композиции» мы с учащимися изучили способы лепки и приёмы лепки из глины фигуры человека.

         Так как, именно в кружке порождается чувство ответственности, закладываются навыки самоуправления. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Занятия по лепке фигуры человека, в композиции воспитывают эстетический и художественный вкус детей, способствует развитию воображения, памяти, внимания, чувства  патриотизма, моторику рук, помогает развить любознательность, наблюдательность, опыт нравственных взаимоотношений.

Изучение керамики приводит к разработке все новых и новых методов для решения данных проблем, уделяя особое внимание сильным сторонам материалов, а также и необычному их использованию.

Занятие лепка способна активно воздействовать на развитие учащегося. Учит брать верные и точные пропорции, развивает глазомер и привычку быстро схватывать существенное. Поэтому очень важно включить в учебный процесс кружковые занятия по лепке.

Данную выпускную квалификационную работу могут использовать студенты  педагогических вузов и средних профессиональных учебных заведений художественно-графического отделения при прохождении педагогической практики и при выполнении творческой работы по керамике, а так же учителя изобразительного искусства на уроках и кружковых занятиях по лепке из глины. Творческая работа может экспонироваться на выставках, использоваться для оформления интерьера кабинета изобразительного искусства.

Список используемой литературы

  1.  Августиник  А. И. Керамика. / А. И. Августиник - М. : Просвещение, 2009. – 142 с.
  2.  Андреева М. В. Чудесные превращения. / М. В. Андреева – Л.: Аврора, 2006. - 150 с.
  3.  Богуславская И. В. Добрых рук мастерство. / И. В. Богуславская – Л.: Искусство, 2009 - 86 с.
  4.  Андреева  В. И. Педагогика творческого саморазвития. / В. И. Андреева - М. : Просвещение, 2009. – 336 с.
  5.  Большакова А. И. Декоративная лепка. / А. И. Большакова - М. : Просвещение, 2011. – 94 с.
  6.  Гладкий В. Д. Древний мир. / В. Д. Гладкий - М. : Просвещение, 1998.-510 с.
  7.  Горячева А. Н. Первые шаги в мире искусства. / А. Н. Горячева - М. : Просвещение, 2009. – 221 с.
  8.  Иванов И. А. Основы технологии изготовления художественной керамики. / И. А. Иванов - М. : Просвещение, 1981. – 127 с.
  9.  Соловьев, С.М. История России. Русь под пятой татаро-монголов / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 c.
  10.  Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Т. С. Комарова - М. : Просвещение, 1991. – 98 с.
  11.  Долорс Рос. Керамика: Техника. Приёмы. Изделия. / Пер. с нем. Ю. О. Беем- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011. - 144с.
  12.  Ермонская В. В. Основы понимания скульптуры. / А. В.Крифская – М., Изобразительное искусство, 2010. - 96 с.
  13.   Кондратенков А. К. Труд и талант учителя. / А. К. Кондратенков - М. : Просвещение, 1989. – 157 с.
  14.  Фрумкин А.Н.Народное гончарство в России. Каталог-М.: Советский художник,2009 – с.233.                                                                                                                
  15.   Липунова С. А. Волшебная глина. / С. А. Липунова - Смоленск: Русик, 2001. – 104 с.
  16.   Мелик–Пашев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. / А. А. Мелик – Пашев. – Автореф. дис. док. психол. наук.- 2-е издание М., 2010. – 145 с.
  17.   Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: учебник для студентов ВУЗов. / В. С. Мухина М. : Академия, 2010. - 215с.
  18.   Мухина В. С. Изобразительная деятельность ученикака, как фактор условий социального опыта. / В. С. Мухина - М. : Академия, 2008. – 242 с.
  19.   Прохоров В. Н. Новая иллюстрированная энциклопедия /  Д. Н. Горкин – 2-е издание.  - М. : Просвещение, 2009. - 255 с.
  20.  Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов ХГФ педагогических институтов. / Н. Н. Ростовцев - 2-е издание -  М. : Просвещение, 2010. – 235 с.
  21.   Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьных кружках. / Н. С. Боголюбов - М. : Просвещение, 2010. – 145 с.
  22.  Пивинский, Ю. Е. Кварцевая керамика и огнеупоры / Ю. Е. Пивинский, Е. И. Суздальцев. – М. : Теплоэнергетик. - 2008 Т. 2 : Материалы, их свойства и области применения / под ред. Ю. Е. Пивинского, 2008. - 456 с.
  23.  Савельев В.Г., Федоров Н.Ф./ Физическая химия силикатов и других тугоплавких соединений / М., 2008. – 234 с.
  24.  Савиных В. П. Справочные материалы. Справочник мастера / В. П. Савиных – 2- е издание М. : ООО ХЭЛОН, 2009. - 368с.
  25.   Справочник товароведа: (Непродовольственные товары): В 3-х томах. Т. 1/Т. Г. Богатырева, Ю. П. Грызанов, Е. Е. Задесенец и др. – 3-е изд., пере-раб. – М.: Экономика, 2008. – 209 с.
  26.   Федотов Г. Н. Глина и керамика. Школа ремесла. / Г. Н. Федотов – 3 –е издание - М. : Эксмо, 2009. – 144 с.
  27.  Павлова, О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности / О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
  28.   Чаварра X. Ручная лепка. Уроки керамики. / X. Чаварра - М. : Астрель-АСТ, 2009. - 64с.
  29.  Богданов, В. С. Механическое оборудование специального назначения и технологические схемы производственных комплексов предприятий строительных материалов: Атлас конструкций : учеб. пособие / В. С. Богданов, С. И. Ханин, Р. Р. Шарапов. – Белгород : Изд-во БГТУ, 2009. - 231с.                                                                                                                Интернет источники
  30.   Керамические материалы и изделия [Электронный ресурс ]

http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-33/36.htm

  1.  Основы  лепки из природного материала из глины [Электронный ресурс ]

http://glina.teploruk.ru/article/article_9.html

  1.  История керамики. Собирая прошлое по частям [Электронный ресурс ]

http://leonardo-master.com/tutorials.php?id=84

Приложение

     1.Эскиз  творческой работы «Прощание. Керамика»

     2. Древнегреческие статуэтки изделия из глины.

Работы известных русских скульпторов .

3.Последовательность изготовления работы «Прощание». Керамика.

4. «Прощание». Керамика, 460 х 200 х 200

5.План – конспект  на тему: «Тема Великой Отечественной войны в скульптурной  композиции».

6.Работы  учащихся.

Приложение 1

Эскизы  практической работы « Прощание. Керамика»

     

                  Приложение 2   

Древнегреческие статуэтки  из глины

          

       

Работы известных русских скульпторов      

      

Памятник  детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Фетисов Виктор Георгиевич

Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом.
Фетисов Виктор Георгиевич

«Успокоение». Александр Терентьевич Матвеева 1905г.

Ваза "Туман". Анна Семёновна Голубкина.  1904 г.

Сергея Тимофеевича Конёнкова. «Купальщица»

Сергея Тимофеевича Конёнкова. «Балерина Марина Семёнова». 1941г

                                                                            Приложение 3    

Последовательность изготовления работы «Прощание» Керамика

Замачивание глины для работы

Очистка глины от примеси

Подготовка глины к работе

             

Отбивка глины

Лепка подставки основы практической работы

Фото….

Лепка общей формы работы

Фото……….

Детальная  проработка

                   

Инструменты для лепки из глины

                   

          

Электрическая муфельная печка для обжига

   

 

Приложение 4

«Прощание». Керамика, 460 х 200 х 200

Приложение 6

На занятии кружка по лепке. Работы учащихся

        

Абрамова  Виктория ученица 7 класса                        Матвеев Александр ученик 7 «Б» класса

                                          

          Стасюк Яна  ученица 7 « В» класса                         Майоров Виталий ученик 7 «Б» класса                     

    

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44094. Изучение теоретических вопросов по учету и аудиту денежных средств ООО «Эталон – СПб» 802 KB
  Целью данной дипломной работы является изучение теоретических вопросов по учету и аудиту денежных средств,исследование их практического применения,разработка предложений по улучшению учета на предприятии и совершенствованию деятельности предприятия ООО «Эталон – СПб»
44095. Архитектура цифровой системы коммутации Квант 1011.5 KB
  Важнейшим этапом развития автоматической телефонной коммутации можно считать развитие автоматических телефонных станций АТС с программным управлением и коммутационным полем с магнитоуправляемыми герметизированными контактами герконами или электронными элементами АТС третьего поколения. Разработка АТС третьего поколения была начата в 1950е годы и шла по нескольким направлениям. Для создания новых АТС пытались использовать самые различные принципы и приборы. Многолетние исследования и разработки в конечном итоге привели к созданию АТС...
44097. Разработка художественного проекта и создание сувенира для ярких личностей 95.9 MB
  Он начинается с технического задания содержащего информацию о функциональном назначении и условиях эксплуатации проектируемого изделия основные технические данные габариты материалы и пр. Таким образом исследовательский этап образует основу процесса дизайнерского проектирования в ходе которого главную цель художника-конструктора составляет форма изделия ее связь с функцией и конструкцией ее приспособление к человеку и материальной среде. На следующем этапе рабочего проектирования выполняются чертежи общего вида изделия его...
44098. Анализ бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией готовой продукции на примере НП ООО «Вольница» 533 KB
  Под готовой продукцией понимается продукция для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других документов, установленных законодательством».
44099. Проявление закона развития в организации 433.5 KB
  Развитие — это необратимое и направленное изменение материи. Цикл развития вносит элементы новизны в очередной виток создания технических устройств, зарождения жизни, создания научной теории. Развитие является важнейшим аспектом жизнедеятельности любой организации, а значит необходимо знать сущность развития, его составляющие и в нужное время применить нужный вариант развития.
44100. Государственное и муниципальное управление. Методические указания 178 KB
  Государственное и муниципальное управление Печатается по решению Учебно-методической комиссии факультета управления Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы подготовлены с учетом требований сформулированных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности Государственное и муниципальное управление в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ утвержденным приказом Минобразования РФ...