94396

Генотип как целостная система. Цитоплазматическая наследственность

Доклад

Биология и генетика

Генотип представляет собой совокупность всех генов локализованных в хромосомах данного организма. Примером взаимодействия аллельных генов может служить явление доминирования. В то же время большинство признаков организмов представляют собой результат совместного действия многих генов.

Русский

2015-09-13

84.61 KB

1 чел.

Генотип как целостная система. Цитоплазматическая наследственность.

Генотип представляет собой совокупность всех генов, локализованных в хромосомах данного организма. Генотип – это целостная система, элементы которой (гены) постоянно взаимодействуют. В результате такого взаимодействия у организмов формируются те или иные признаки.

Примером взаимодействия аллельных генов может служить явление доминирования. Однако активно взаимодействовать между собой могут и гены, расположенные в разных локусах (участках) гомологичных хромосом, и гены, находящиеся в негомологичных хромосомах, т. е. неаллельные гены. Один ген может контролировать развитие одного или нескольких различных признаков. В то же время большинство признаков организмов представляют собой результат совместного действия многих генов.

Взаимодействие генов изучено у многих видов живых организмов. Явление взаимодействия обусловливает отклонения от закономерностей, установленных Г. Менделем для гибридного скрещивания. Основные типы взаимодействия неаллельных генов – комплементарное взаимодействие, эпистаз и полимерия.

Комплементарное взаимодействие происходит между комплементарными генами. Комплементарными генами называют такие неаллельиые гены, которые при совместном действии обусловливают развитие нового признака. Возникает так называемое «новообразование при скрещивании». Например, у душистого горошка окраска цветков (белая или красная) зависит от двух пар неаллельиых генов.

Красная окраска цветков душистого горошка возникает только в том случае, когда имеется хотя бы один доминантный аллель в каждой из двух разных пар неаллельных генов (возможные генотипы: AABB, AaBb, AABb, AaBb). В остальных случаях цветок будет иметь белую окраску (возможные генотипы: AAbb, Aabb, aaBb, aaBB, aabb). При скрещивании разных сортов душистого горошка с белыми цветками можно получить потомство только с красными цветками:

 Все потомки гибридов первого поколения гетерозиготны, они имеют по одному доминантному аллелю A и B. Присутствие этих аллелей обусловливает формирование нового признака у гибридов – красной окраски цветков.

Эпистаз. Значительные отклонения от численных соотношений фенотипов могут возникать в тех случаях, когда две или более пар генов действуют на развитие одного и того же признака. В этом случае проявляется взаимодействие генов, называемое эпистазом. Это такое взаимодействие неаллельных генов, при котором вплели одного гена подавляют проявление аллелей других генов. В определенном смысле эпистаз противоположен комплементарному взаимодействию. Например, окраска шерсти у кроликов определяется двумя парами генов, локализованных в разных парах гомологичных хромосом.

Полимерия. Различные неаллельные гены могут оказывать действие на один и тот же признак, усиливая его проявление. Такие гены получили название полимерных.

Полимерия наблюдается в том случае, когда проявление признака зависит от количества доминантных аллелей, вносящих вклад в его развитие. Многие из самых заметных признаков организмов (например, масса и размеры тела, плодовитость) представляют собой результат совместного действия комплекса генов.

Факты, свидетельствующие о взаимодействии генов, доказывают, что генотип обладает целостностью и не может рассматриваться как сумма отдельных генов. Вместе с этим факт расщепления в потомстве гибридов позволяет утверждать, что генотип, представляя собой систему, слагается из отдельных элементов – генов.

Цитоплазматическая наследственность — наследственность, осуществляемая с помощью молекул ДНК, находящихся в пластидах и митохондриях. В этом случае признаки не наследуются по законам Менделя, так как указанные молекулы ДНК находятся вне хромосом. Признаки, наследующиеся цитоплазматически, передаются только через яйцеклетку, содержащую зачатки пластид и митохондрий, например пестролистность растения львиный зев передается по материнской линии, так как яйцеклетка содержит хлоропласты в виде пропластид, спермий же пластид не содержит. Пластиды размножаются делением, но поскольку не все они содержат хлорофилл (в силу мутаций), растение получается пестролистным. У человека также встречается цитоплазматическое наследование признаков, например одна из форм несращения остистых отростков позвонков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59882. Свято-подорож у майбутнє «Ми переходимо у 5 клас» 112 KB
  Вчитель Здравствуйте дети И. Вчитель: Знаєте діти я в дитинстві мріяла стати чарівницею. А за столом – наша перша вчителька. Вчитель Любі хлопчики й дівчатка Вас вітає lm Mter Ви завжди бажані в школі.
59883. Все мы родом из детства 52.5 KB
  Ведущая 1: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Ведущая 2: Кабы я была царица Говорит одна девица То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. Ведущая 3: Кабы я была царица Ведущая...
59884. Выпускной - 2012 107 KB
  Ничто на Земле не бывает вечным И школьный год так быстротечен Внезапно наступил прощальный вечер И этот вечер выпускной Трек Внимание Впервые Сейчас Здесь и у нас Самое необыкновенное Самое звездное представление И не зря бытует мнение: звездами не рождаются.
59885. Випускний 85.5 KB
  Ведуча: В шкільній оселі свят завжди багато де музика лунає чути спів Але у нас сьогодні надзвичайне свято Ми проводжаємо своїх випускників 1 Ведучий: Тепер належить їм майбутнє України І їм долати сходинки життя.
59886. Раціональні вирази. Додавання та віднімання раціональних виразів 519.5 KB
  Знати: Зміст понять цілі вирази дробові вирази раціональний дріб Основну властивість дробу Алгоритм зведення раціонального дробу до нового знаменника Правило додавання та віднімання раціональних дробів з однаковими знаменниками...
59889. КОМП’ЮТЕРНА ВІРУСОЛОГІЯ 222.5 KB
  У процесі реалізації концепції профільного навчання в гуманітарних закладах викладач інформатики має чудову можливість на основі активації міжпредметних зв’язків значно поглибити вивчення матеріалу деяких тем курсу.
59890. Неклітинні форми життя і одноклітинні організми. Віруси, пріони 3.11 MB
  Дидактична мета: ознайомити студентів з історією відкриття вірусів; сформувати знання про будову властивості вірусів віріонів і пріонів; показати механізми проникнення вірусів у клітину; розкрити взаємозв’язок між імунною системою людини...