94409

Биосфера и ее пределы. Влияние деятельности человека на состояние биосферы. Охрана биосферы

Доклад

Биология и генетика

Влияние деятельности человека на состояние биосферы. Охрана биосферы. Границы биосферы. Верхней границей биосферы принято считать озоновый слой располагающийся на высоте от 30 до 50 км над поверхностью Земли.

Русский

2015-09-13

27.23 KB

0 чел.

Биосфера и ее пределы. Влияние деятельности человека на состояние биосферы. Охрана биосферы.

Биосферой называют совокупность всех живых организмов нашей планеты и те области геологических оболочек Земли, которые заселены живыми существами и подвергались в течение геологической истории их воздействию.

Границы биосферы. Живые организмы неравномерно распространены в геологических оболочках Земли: литосфере, гидросфере и атмосфере. Поэтому биосфера сейчас включает верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и нижнюю часть атмосферы.

Литосфера это верхняя твердая оболочка Земли. Ее толщина колеблется в пределах 50–200 км. Распространение жизни в ней ограниченно и резко уменьшается с глубиной. Подавляющее количество видов сосредоточено в верхнем слое, имеющем толщину в несколько десятков сантиметров. Некоторые виды проникают в глубину на несколько метров или десятков метров (роющие животные — кроты, черви; бактерии; корни растений). Наибольшая глубина, на которой были обнаружены некоторые виды бактерий, составляет 3–4 км (в подземных водах и нефтеносных горизонтах). Распространению жизни в глубь литосферы препятствуют различные факторы. Проникновение растений невозможно из-за отсутствия света. Для всех форм жизни существенными препонами служат и возрастающие с глубиной плотность среды и температура. В среднем температурный прирост составляет около 3 °С на каждые 100 м.

Гидросфера — водная оболочка Земли, представляет собой совокупность океанов, морей, озер и рек. В отличие от литосферы и атмосферы она полностью освоена живыми организмами. Даже на дне Мирового океана, на глубинах около 12 км, были обнаружены разнообразные виды живых существ (животные, бактерии). Однако основная масса видов обитает в гидросфере в пределах 150–200 м от поверхности. Это связано с тем, что до такой глубины проникает свет. А следовательно, в более низких горизонтах невозможно существование растений и многих видов, зависящих в питании от растений. Распространение организмов на больших глубинах обеспечивается за счет постоянного «дождя» экскрементов, остатков мертвых организмов, падающих из верхних слоев, а также хищничества.

Атмосфера — газовая оболочка Земли, имеющая определенный химический состав: около 78 % азота, 21 — кислорода, 1 — аргона и 0,03 % углекислого газа. В биосферу входят лишь самые нижние слои атмосферы. Жизнь в них не может существовать без непосредственной связи с литосферой и гидросферой. Крупные древесные растения достигают нескольких десятков метров в высоту, располагая вверх свои кроны. На сотни метров поднимаются летающие животные — насекомые, птицы, летучие мыши. Некоторые виды хищных птиц поднимаются на 3–5 км над поверхностью Земли, высматривая свою добычу. Наконец, восходящими воздушными потоками пассивно заносятся на десятки километров вверх бактерии, споры растений, грибов, семена. Однако все перечисленные летающие организмы или занесенные бактерии лишь временно находятся в атмосфере. Нет организмов, постоянно живущих в воздухе.

Верхней границей биосферы принято считать озоновый слой, располагающийся на высоте от 30 до 50 км над поверхностью Земли. Он защищает все живое на нашей планете от мощного ультрафиолетового солнечного излучения, в значительной мере поглощая эти лучи. Выше озонового слоя существование жизни невозможно.

Первая стадия взаимодействия общества и природы длилась около 2,5 млн. лет от появления на Земле первых людей, которые принадлежали к виду Homo habilis, до начала поздне-палеолитической эпохи, связанной с распространением вида Homo sapiens (человек разумный). Хотя более совершенная умственная деятельность, огонь и довольно разнообразные орудия труда уже позволяли адаптироваться к различных типов экосистем, не меняя физического строения тела. Немногочисленные группы людей, вооруженные каменными орудиями, органично «вписывались» как составные элементы в природные экосистемы, не нарушая своей деятельностью их динамического равновесия. Поэтому можно считать, что на этой стадии человеческое общество и биосфера в совокупности представляли собой функционально незамкнутую глобальный социо-экосистему, в которой слабые антропогенные воздействия не могли вызвать заметных изменений в окружающей среде.

На второй стадии взаимодействия общества и природы, которая длилась около 40 тысяч лет от начала позднего палеолита и до конца Второй мировой войны, то есть до середины XX века, человечество уже ощутимо влияло на окружающую среду, причем антропогенное давление на природу неуклонно рос вместе с развитием человеческого общества, с совершенствованием производственных отношений и орудий труда. Человеческая деятельность привела к вымиранию многих видов животных и растений, вызвала деградацию природных экосистем на значительных площадях, но еще не возбудила природного круговорота веществ и энергетических потоков в масштабах всей планеты, то есть динамического равновесия биосферы. Негативная деятельность людей стала вызывать обратную реакцию природы (вялотекущее и не всегда адекватную), что создавало определенные напряжение во взаимоотношениях между человеческим обществом и окружающей средой. Следовательно, можно считать, что на этой стадии глобальная социо-экосистема стала частично функционально замкнутым.

В этой стадии можно выделить три этапы: примитивный, в течение которого человек влияла на природную среду охотой и рыболовством; агрокультурных, когда основными средствами антропогенного воздействия на природу были скотоводство и земледелие; машинно-индустриальный, в котором ведущим фактором разрушения окружающей среды стало промышленное производство.

Третья стадия взаимодействия общества и природы началась в середине XX века после окончания Второй мировой войны, которая стимулировала резкий скачок в развитии науки и техники, начав новую научно-техническую революцию. В этот период нерациональная хозяйственная деятельность, многократно усиленная достижениями научно-технического прогресса, привела к повреждению и истощения природных ресурсов, повреждения регенерационных механизмов биосферы, деформации составного течение многих миллионов лет естественного круговорота веществ и энергетических потоков на планете, нарушение динамического равновесия глобальной земной социо-экосистемы. Вследствие этого началось прогрессирующее разрушение биосферы Земли, что грозит стать необратимым и привести в ближайшем будущем до такой степени деградации окружающей среды, что оно станет непригодным для дальнейшего существования людей.

Человек и биосфера неотделимы друг от друга. Биосфера обеспечивает человека необходимыми для жизни веществами и энергией. Человек заботится о биосфере: проявляет заботу о ее жителях, охраняет среду их обитания. Сейчас вопросы охраны биосферы волнует всех людей на Земле. Международное сотрудничество по охране биосферы проявляется в создании таких организаций, как Гринпис, Общества по охране природы, Всемирного фонда охраны природы и других. Ученые обнаруживают виды и группировки организмов, которым угрожает опасность, выясняют, сколько их осталось в природе и где, разрабатывают мероприятия по охране окружающей среды. В 1948 г. при ООН была создана Комиссия по охране видов растений и животных, которые исчезают, а впоследствии - Международную Красную книгу, в которую вошли данные о живых существах, которые оказались на грани вымирания. В Красную книгу Украины занесено: 151 вид растений и 29 видов млекопитающих. Важный шаг на пути защиты и спасения природы - выделение территорий, где растения и животные сохраняются в неприкосновенности. Это создание заповедников, заказников, национальных парков. Сегодня в мире существует около 350 биосферных заповедников. Природоохранные территории

Тип природоохранных территорий

Характеристика

Заповедники

Территории, на которых запрещены любые виды хозяйственной деятельности и туризм

Заказники

Территории, на которых охраняются определенные виды животных и растений и допускается ограниченная хозяйственная деятельность

Национальные парки

Территории, на которых в обусловленных пределах разрешаются организованный туризм и экскурсии

Заповедно-охотничьи хозяйства

Территории, на которых созданы условия для размножения промысловых животных и разрешается охота за особыми лицензиями

Памятники природы

Отдельные природные объекты с заповедным режимом, имеющих научное, культурное, историческое или эстетическое значение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54565. Первые экономические школы. Меркантилисты и физиократы 18.69 KB
  В эту эпоху экономической идеологией молодой торговой буржуазии был меркантилизм (от mercantile — торговый). Меркантилисты не были профессиональными учеными, как правило, это были выходцы из купцов, мелких и средних буржуа. Они точно определили способы получения крупных состояний: торговля, кредит, война.
54566. Біологічне значення, загальний план будови, властивості та розвиток нервової системи 380 KB
  Обладнання: муляж Головний мозок таблиці Нервова система Головний мозок Спинний мозок Нервова клітина Схема рефлекторної дуги презентація Будова спинного і головного мозку роздавальний матеріал: будова нейрона опорний конспект Будова нервової системи Тип заняття: лекція 1год. Велика частина мислителів того часу не представляла значення мозку для психічної діяльності людини і навіть великий Аристотель вважав не мозок а серце вмістилищем душі. Гіппократ вперше відзначив що поранення голови часто ведуть до...
54567. Нетрадиционные формы урока как основная форма организации учебного процесса 192.5 KB
  Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
54568. Строение вещества. Молекулы 45.5 KB
  Задачи урока: дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества; выделить значение средств экспериментального исследования в процессе познания; подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира; продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений; формировать убеждения учащихся в познаваемости явлений природы. Еще две с половиной тысячи лет назад обдумывая вопрос о строении вещества греческий философ Демокрит выдвинул гипотезугипотезой называют любое...
54569. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 52.5 KB
  Песня – танец – Если нравится тебе – разучивание. И разучим новую песню Если б не было школ разучивается песня Ну а теперь поехали дальше. Познакомились с народной песней – игрой Бояре 4 УРОК ЛОТО – КОНЦЕРТ В 1 КЛАССЕ ТЕМА УРОКА – ПЕСНЯ ЗАДАЧИ УРОКА ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ВОКАЛЬНОГО ЖАНРА. Что такое песня Из самого слова видно – Песня – то что поют.
54570. Нетрадиционные уроки 70 KB
  Как правило у школьников во время такого урока возникает игровое состояние специфическое эмоциональное отношение к действительности. А знания полученные на уроке становятся для них личностно-значимыми эмоционально-окрашенными что помогает более лучше узнать прочувствовать изучаемую тему. Урок-викторина он повышает познавательный интерес творческую и мыслительную деятельность учащихся стимулирует мотивацию.
54571. Нетрадиційні уроки, як особливої форми організації навчально-пізнавальної діяльності 619 KB
  Розглянути можливості нетрадиційних уроків у початковій школі в реалізації цілей навчання. Вказати деякі методичні аспекти їх проведення. З’ясувати актуальність проведення нетрадиційних уроків в початковій школі.
54572. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос 30.7 KB
  Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.
54573. Моя Україна – моя Батьківщина. Незалежність України 52.5 KB
  Незалежність України Виховна година для учнів випускників Мета: формувати громадянську позицію в учнів розуміння особистої причетності до всіх подій які відбуваються в Україні шанобливе ставлення до нетлінних духовних скарбниць народу повагу до національних символів традицій оберегів; виховувати в учнів почуття патріотизму національної свідомості любові до рідного краю. Що таке Україна для кожного з вас учні наводять свої думки асоціації аргументують власне сприйняття України як держави наводять приклади з власного...