94411

Становление эволюционных взглядов. Теории эволюции Ламарка и Дарвина. Дарвинизм

Доклад

Биология и генетика

В биологии накопился огромный описательный материал который позволял сделать следующие выводы: 1 даже внешне далекие виды по внутреннему строению обнаруживают определенные черты сходства; 2 современные виды отличаются от давно живших на Земле ископаемых; 3 внешний вид строение и продуктивность сельскохозяйственных...

Русский

2015-09-13

27.16 KB

2 чел.

Становление эволюционных взглядов. Теории эволюции Ламарка и Дарвина. Дарвинизм.

Эволюция – непрерывные постепенные изменения организмов в процессе приспособления к среде обитания. Эволюционное учение- наука о факторах, механизмах, общих закономерностях последствиях эволюции.

Идеи об историческом развитии живой материи высказывали еще мыслители Древней Греции (Гераклит, Демокрит) и Древнего Рима (Лукреций), но попытки научно объяснить это явление появились только в начале XIX столетии

В додарвиновский период (до 1859 г.) в естествознании господствовали метафизические взгляды на природу, когда явления и тела природы рассматривались как раз и навсегда данные, неизменные, изолированные, не связанные между собой. Они были тесно связаны с креационизмом (лат. creatio — сотворение) и теологией (греч. teos — боги, logos — слово, учение, наука), согласно которым многообразие органического мира есть результат творения его Богом. Креационисты (К. Линней, Ж. Кювье) доказывали, что виды живой природы реальны и неизменны со времени своего появления, при этом К. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «сотворения мира».

К концу XVIII в. в биологии накопился огромный описательный материал, который позволял сделать следующие выводы: 1) даже внешне далекие виды по внутреннему строению обнаруживают определенные черты сходства; 2) современные виды отличаются от давно живших на Земле ископаемых; 3) внешний вид, строение и продуктивность сельскохозяйственных растений и животных могут существенно изменяться в зависимости от условий их выращивания и содержания.

Появившиеся сомнения в неизменности видов привели к возникновению трансформизма — системы взглядов об изменяемости и превращении форм растений и животных под влиянием естественных причин.

Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка.

Первую эволюционную гипотезу предложил выдающийся французский ученый Жан-Батист Ламарк.

Факторы эволюции по Ламарку.

1.Наследование всех признаков, возникших под влиянием внешних условий. 2.Внутреннее стремление организмов к прогрессу, не зависящее от внешних условий.

Ламарк считал, что организмы, у которых отсутствует нервная система, непосредственно изменяются под влиянием факторов окружающей среды. Например, листья водных растений лентовидные, так как вытягиваются под влиянием течения.У животных с нервной системой приспособления вырабатываются по схеме: изменение потребностей приводит к смене привычек, которая вызывает упражнение одних и неупражнение других органов. Упражняемые органы увеличиваются, а неупражняемые — уменьшаются. Эти изменения передаются по наследству. Например, жираф начал питаться листьями деревьев и постоянно тянулся, чтобы достать до кроны. Так у него удлинились шея и передние ноги.

Ламарк рассматривал эволюцию как процесс беспрерывных изменений, в основе которых лежит усложнение организации при переходе от низшей ступени развития к высшей. Такие ступени он назвал градациями.

Ламарк единственный за всю историю биологии предложил считать человекообразных обезьян непосредственными предками человека.

В первой половине XIX столетия в различных областях биологии было сделано много открытий, которые повлияли на формирование эволюционных взглядов:

1. Создание клеточной теории. Создание мощного микроскопа позволило изучить клетки различных организмов. Схожесть строения клеток растений, животных, бактерий стала основанием для предположения о единстве происхождения живого на Земле.

2.Зарождение эмбриологии. Открытие зародышевых листков, появление знаний о схожих этапах эмбрионального развития позвоночных животных наталкивало на мысль о едином предке позвоночных.

3.Развитие палеонтологии. Открытие ископаемых форм животных. Получены данные о животном и растительном мире различных палеонтологических эпох.

Французский ученый Ж. Кювье (1769-1832) установил, что каждой геологической эпохе соответствуют определенные ископаемые виды, отличающиеся от животных и растений предыдущих и последующих эпох. Для объяснения последовательных смен ископаемых фауны и флоры Кювье предложилгипотезу катастроф Он считал, что геологическая история Земли представляет собой чередование длительных стабильных периодов и сравнительно коротких с резкими изменениями ее поверхности - катастроф (опускание или подъем суши, активизация вулканической деятельности и т.п.). Это приводило к полному уничтожению жизни на определенных участках планеты, которые затем заселялись видами, пришедшими из других местностей, либо на них возникали новые виды, не имеющие ничего общего с вымершими.

1.Доказано единство химического состава живой и неживой природы, а также возможность синтеза органических веществ из неорганических. Немецкий химик Ю. Либих (1803-1873), изучая минеральное питание растений и биологическую природу процессов гниения и брожения, установил участие живых организмов в круговороте веществ в природе.

2. Развитие систематики растений и животных.

Итак, было накоплено много новых сведений о живых организмах, требовавших теоретического объяснения.

  1.  Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Основные положения своего учения Дарвин разработал еще в молодые годы во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль» (1831-1836).

Эволюция по Дарвину состоит в беспрерывных приспособительных изменениях видов в процессе их исторического развития. Все современные виды являются потомками вымерших предковых форм. Эволюция осуществляется на основе наследственной изменчивости под воздействием борьбы за существование, следствием которой является естественный отбор.

Факторы эволюции по Дарвину.

  1.  Наследственная( неопределенная) изменчивость
  2.  Борьба за существование
  3.  Естественный отбор.

 

Наследственная изменчивость - это изменения, индивидуально возникающие у каждого организма независимо от влияния внешней среды и передающиеся потомкам. Сама по себе наследственная изменчивость не имеет приспособительного характера. Дарвин считал, что существуют особые природные механизмы (факторы), обеспечивающие приспособления организмов (адаптации) к окружающей среде - это борьба за существование и естественный отбор.

Борьба за существование -это вся совокупность взаимоотношений между особями и различными факторами окружающей среды.

Внутривидовая борьба, происходит между особями одного вида за пищу, места размножения, пространство для произрастания и т.д.

Межвидовая борьба проявляется в соревновании между особями различных видов: хищники ограничивают численность жертв; растения конкурируют за места произрастания и т.п. Наиболее остро конкурентные взаимоотношения проявляются у видов с близкими экологическими потребностями. Формы ( хищничество, паразитизм)

Взаимодействие с силами неживой природы приводит к гибели значительной части особей:

Естественный отбор - это следствие борьбы за существование. Он проявляется в выживании и размножении наиболее приспособленных к окружающим условиям особей и гибели менее приспособленных.

Для объяснения появления разных видов от общего предка Дарвин ввел понятие дивергенция – явление расхождения признаков у потомков из-за приспособления к различным условиям существования.

Основной элементарной единицей эволюции по Дарвину является особь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10151. Соотношение эмпирического т теоретического уровней научного знания. Изменение представлений о взаимосвязи теории и эмпирии в философии науки ХХ в. 27.5 KB
  Соотношение эмпирического т теоретического уровней научного знания. Изменение представлений о взаимосвязи теории и эмпирии в философии науки ХХ в. Внутренняя структура науки определяется в п.о. через выделение в ее составе теоретического и эмпирического познания. Т.
10152. Формы систематизации знания на эмпирическом уровне 38.5 KB
  Формы систематизации знания на эмпирическом уровне. Основными методами эмпирического познания являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение это целенаправленное восприятие явлений действительности в ходе которого фиксируются данные об их свойствах и отноше
10153. Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке 34.5 KB
  Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования специфика их реализации в современной науке Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение это преднамеренное целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Осо
10154. Научное знание: структура и методы теоретического знания. Абстрагирование и идеализация - начало теоретического познания 42 KB
  Научное знание: структура и методы теоретического знания. Абстрагирование и идеализация – начало теоретического познания. Абстракции возникают на аналитической стадии исследования когда начинают рассматривать отдельные стороны свойства и элементы единого процесс...
10155. Научная картина мира как форма систематизации научного знания, ее виды и функции. 82.5 KB
  Научная картина мира как форма систематизации научного знания ее виды и функции. Как особый структурный феномен не входящий полностью в теоретическое знание в настоящее время выделяется еще научная картина мира. НКМ – целостная система представлений об общих ...
10156. Научные революции и типы научной рациональности 62.5 KB
  Научные революции и типы научной рациональности. Типология традиций и новаций в науке. Глобальные научные революции. Изменение научной рациональности. В предыдущей лекции речь шла о соотношении традиций и новаций в развитии науки. Выделим теперь типы...
10157. Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика 49 KB
  Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика. В истории европейской науки традиционно принято выделять две глобальные научные революции, более дискуссионными являются вопро
10158. Этика науки и проблема социальной ответственности ученого и проектировщика. Формы реализации ответственности ученых за использование достижений науки 44 KB
  Этика науки и проблема социальной ответственности ученого и проектировщика. Формы реализации ответственности ученых за использование достижений науки. Проблема этической размерности научной деятельности и технического творчества обозначилась в ХХ в.: достаточ...
10159. Различие внутренней и внешней этики науки. Этические нормы в профессиональной работе ученого, проектировщика 43 KB
  Различие внутренней и внешней этики науки. Этические нормы в профессиональной работе ученого проектировщика С т.з. адресата этика науки и техники подразделяется на внешнюю по отношению к обществу в целом и внутреннюю но отношению к коллегам в рамках совместного тр