94421

Биологические адаптивные ритмы организмов. Фотопериодизм и «биологические часы»

Доклад

Биология и генетика

Четче она выражена в умеренных и северных широтах где обусловливает определенную ритмичность жизни организмов. Периодические сезонные суточные изменения интенсивности экологических факторов обуславливают формирование у живых организмов адаптивных биологических ритмов: суточных приливно-отливные сезонных годовых.

Русский

2015-09-13

23.56 KB

0 чел.

Биологические адаптивные ритмы организмов. Фотопериодизм и «биологические часы».

Одно из наиболее общих явлений, происходящих в природе-это сезонная периодичность. Четче она выражена в умеренных и северных широтах, где обусловливает определенную ритмичность жизни организмов. Как вам известно, вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, а также Луны вокруг Земли приводит к изменению светового режима, температуры, влажности воздуха, морские приливы и отливы. Периодические (сезонные, суточные) изменения интенсивности экологических факторов обуславливают формирование у живых организмов адаптивных биологических ритмов: суточных, приливно-отливные, сезонных, годовых. С биологическими адаптивными ритмами связано явление «биологических часов» - способности организмов реагировать на ход времени. Его механизмы еще окончательно не выяснены, но, несомненно, оно имеет важное биологическое значение, поскольку позволяет согласовывать физиологические ритмы организмов с изменениями окружающей среды. Суточные ритмы. Вследствие вращения Земли вокруг своей оси, дважды в сутки меняется освещенность, что приводит к колебанию температуры, влажности и других абиотических факторов, влияя на активность организмов. Солнечный свет определяет периодичность фотосинтеза, время раскрытия и закрытия цветков подобное.

Животных в зависимости от типа суточной активности разделяют на ночных и дневных. Смена дня и ночи влияет на течение их функций: двигательную активность, интенсивность процессов обмена веществ. У человека обнаружено более 100 жизненных функций, активность которых зависит от времени суток. Приточно-отливные ритмы обусловлены движением Луны вокруг Земли.

В течение лунных суток (24 часа 50 минут) наблюдают по два приливы и отливы, что заставляет организмы приспосабливаться к такой периодической смены условий. Во время отливов обитатели литорали закрывают свои раковины, домики, прячутся в грунт, меняют свою окраску подобное. У рыбы атерины-грунион, которая живет у побережья южной Калифорнии, с этими ритмами связано размножения. Во время высоких приливов самка подплывает к берегу и закапывает икру в песок, а после нереста возвращается в море. Личинки выходят из икринок при следующем высокого прилива. С фазами Луны связано размножения и многощетинковых червей, например, тихоокеанского палоло. Сезонные ритмы связаны с вращением Земли вокруг Солнца, что приводит летние циклы изменений климатических условий. С сезонами у организмов связаны размножение, развитие, жизненные циклы, у животных - также линьки, миграции, спячка и др., а в листопадных растений - ежегодная смена листьев. Сезонные ритмы влияют не только на жизненные процессы организмов, но и на их строении. Например, в рачков-дафний и насекомых-поп-ликов течение года в различных поколений закономерно изменяются размеры тела и особенности строения определенных его частей. Фотопериодизм. Одним из ведущих факторов, влияющих на биологические ритмы организмов, является фотопериод - продолжительность длины светового дня.

Реакция организмов на изменения длины светового периода суток получила название фотопериодизма.

Продолжительность светового периода суток является наиболее стабильным из экологических факторов, потому что она всегда постоянна в определенном месте в данный день года, тогда как другие факторы (температура, влажность, давление и т.д.) могут варьировать в значительных пределах ежесуточно.

Способность организмов реагировать на изменение длины светового дня дает им возможность заранее адаптироваться к ежегодным сезонным изменениям условий существования.

Фотопериодизм тесно связан с явлением «биологических часов», образуя совершенный механизм регулирования во времени жизненных функций организма. У растений на изменение продолжительности светового периода реагируют прежде листья. Вследствие этих изменений в их клетках образуются биологически активные соединения (фитогормоны), которые влияют на различные процессы жизнедеятельности (цветение, ноябрь, прорастание семян, клубней, луковиц и др.)..Длительность светового дня влияет не только на процессы жизнедеятельности отдельных особей или видов, но и на функционирование экосистем в целом, вызывая закономерные сезонные замены одних видов другими (например, тюльпаны в степях и пустынях цветут и дают семена весной, потом их надземные части отмирают, а луковицы остаются в почве в неактивном состоянии до следующей весны). Перелетные птицы летом входят в состав биоценозов умеренных климатических зон, зимой-тропических и субтропических. Организмы могут приспосабливаться к периодическим изменениям условий существования активно, пассивно или избегать неблагоприятных периодов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29382. Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования 44 KB
  Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Техника чтения обозначает все три компонента процесса чтения: восприятие произнесение понимание.
29383. Этапы работы над литературным произведением в начальных классах 61 KB
  Этапы работы над литературным произведением в начальных классах Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах современная методика чтения выделяет следующие этапы работы над художественным текстом: подготовка к восприятию художественного произведения первичное восприятие проверка первичного восприятия анализ...
29384. Научно-методические принципы изучения литературных произведений в начальных классах 50.5 KB
  Принцип целенаправленности Этот принцип гласит: изучение произведения в том числе и его анализ должны быть целенаправленным. Изучение произведения в начальной школе всегда преследует две группы целей. 1 Коррекция субъективного первичного восприятия произведения объективным смыслом текста углубление восприятия прочитанного постижение художественной идеи и авторской позиции – полноценное восприятие художественного текста. 1 Основная цель каждого урока литературы – освоение художественной идеи произведения.
29385. Методика чтения и изучения эпических произведений. Модель урока литературного чтения по изучению рассказа (сказки) 35.5 KB
  Модель урока литературного чтения по изучению рассказа сказки Эпос – один из трёх родов литературы повествовательный род. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок необычность обстановки в которой развертываются события; привлекают герои смелые сильные находчивые удалые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок всецело...
29386. Методика чтения и изучения лирических произведений. Модель урока литературного чтения по изучению стихотворения 42 KB
  Модель урока литературного чтения по изучению стихотворения. В книгах для чтения Родная речь представлены эпические и лирические стихотворения. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета раскрытие особенностей действующих лиц идеи произведения его художественного своеобразия. В эпических стихотворениях часто используется диалог что позволяет автору живо описать событие как бы включить самого читателя в круг описываемых событий.
29387. Современные концепции начального литературного образования 33 KB
  приоритетная задача курса углубление интереса к чтению и литературе осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека формирование умений работать с произведениями разного жанра вида и стиля; расширение круга классических и современных произведений при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов жанров и тематики а также моделирующей деятельности учащихся; частью курса является Литературное слушание идея которой – в...
29388. Пропедевтический этап в системе литературного образования школьников 49 KB
  Важнейшей особенностью предмета является формирование и развитие навыка чтения а также таких качественных характеристик чтения как сознательность и выразительность. Развитие навыка чтения предполагает на первом году обучения становление механизма чтения овладение слоговым и комбинированным способами чтения; на втором году обучения – интенсивное овладение способом чтения целыми словами наращивание темпа чтения освоение способа чтения молча; на третьем году обучения – становление способа чтения целыми словами в темпе соответствующем...
29389. Принципы построения учебных книг по литературному чтению: традиционное и инновационное. Детские книги как особый учебный материал для формирования читателя 23 KB
  Эту функцию выполняет учебник. Учебник рассматривает текст как информационное поле на котором состоится встреча автора и читателя. Типы книг для начальной школы: Обязательные: учебник хрестоматия учебникхрестоматия Факультативные: справочник энциклопедия словари рабочие тетради Принципы организации учебника: тематический по темам жанровый стихи рассказы сезонный Виды вопросов и заданий в учебниках: до текста и после текста репродуктивные на выявление первичного восприятия на анализ на синтез продуктивные...
29390. Урок литературного чтения и его особенности. Моделирование урока литературного чтения в логике одной из образовательных программ (на примере одного литературного произведения) 57 KB
  Урок литературного чтения и его особенности. Моделирование урока литературного чтения в логике одной из образовательных программ на примере одного литературного произведения Современный урок литературного чтения имеет свои особенности: Каждый урок рассматривается как часть более широкой системы литературное развитие школьника Урок – это этап в изучении литературного произведения Урок – это художественнопедагогическое целое содержание форма уока будет определяться жанром и особенностями произведения а так же художественным миром...