94421

Биологические адаптивные ритмы организмов. Фотопериодизм и «биологические часы»

Доклад

Биология и генетика

Четче она выражена в умеренных и северных широтах где обусловливает определенную ритмичность жизни организмов. Периодические сезонные суточные изменения интенсивности экологических факторов обуславливают формирование у живых организмов адаптивных биологических ритмов: суточных приливно-отливные сезонных годовых.

Русский

2015-09-13

23.56 KB

0 чел.

Биологические адаптивные ритмы организмов. Фотопериодизм и «биологические часы».

Одно из наиболее общих явлений, происходящих в природе-это сезонная периодичность. Четче она выражена в умеренных и северных широтах, где обусловливает определенную ритмичность жизни организмов. Как вам известно, вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, а также Луны вокруг Земли приводит к изменению светового режима, температуры, влажности воздуха, морские приливы и отливы. Периодические (сезонные, суточные) изменения интенсивности экологических факторов обуславливают формирование у живых организмов адаптивных биологических ритмов: суточных, приливно-отливные, сезонных, годовых. С биологическими адаптивными ритмами связано явление «биологических часов» - способности организмов реагировать на ход времени. Его механизмы еще окончательно не выяснены, но, несомненно, оно имеет важное биологическое значение, поскольку позволяет согласовывать физиологические ритмы организмов с изменениями окружающей среды. Суточные ритмы. Вследствие вращения Земли вокруг своей оси, дважды в сутки меняется освещенность, что приводит к колебанию температуры, влажности и других абиотических факторов, влияя на активность организмов. Солнечный свет определяет периодичность фотосинтеза, время раскрытия и закрытия цветков подобное.

Животных в зависимости от типа суточной активности разделяют на ночных и дневных. Смена дня и ночи влияет на течение их функций: двигательную активность, интенсивность процессов обмена веществ. У человека обнаружено более 100 жизненных функций, активность которых зависит от времени суток. Приточно-отливные ритмы обусловлены движением Луны вокруг Земли.

В течение лунных суток (24 часа 50 минут) наблюдают по два приливы и отливы, что заставляет организмы приспосабливаться к такой периодической смены условий. Во время отливов обитатели литорали закрывают свои раковины, домики, прячутся в грунт, меняют свою окраску подобное. У рыбы атерины-грунион, которая живет у побережья южной Калифорнии, с этими ритмами связано размножения. Во время высоких приливов самка подплывает к берегу и закапывает икру в песок, а после нереста возвращается в море. Личинки выходят из икринок при следующем высокого прилива. С фазами Луны связано размножения и многощетинковых червей, например, тихоокеанского палоло. Сезонные ритмы связаны с вращением Земли вокруг Солнца, что приводит летние циклы изменений климатических условий. С сезонами у организмов связаны размножение, развитие, жизненные циклы, у животных - также линьки, миграции, спячка и др., а в листопадных растений - ежегодная смена листьев. Сезонные ритмы влияют не только на жизненные процессы организмов, но и на их строении. Например, в рачков-дафний и насекомых-поп-ликов течение года в различных поколений закономерно изменяются размеры тела и особенности строения определенных его частей. Фотопериодизм. Одним из ведущих факторов, влияющих на биологические ритмы организмов, является фотопериод - продолжительность длины светового дня.

Реакция организмов на изменения длины светового периода суток получила название фотопериодизма.

Продолжительность светового периода суток является наиболее стабильным из экологических факторов, потому что она всегда постоянна в определенном месте в данный день года, тогда как другие факторы (температура, влажность, давление и т.д.) могут варьировать в значительных пределах ежесуточно.

Способность организмов реагировать на изменение длины светового дня дает им возможность заранее адаптироваться к ежегодным сезонным изменениям условий существования.

Фотопериодизм тесно связан с явлением «биологических часов», образуя совершенный механизм регулирования во времени жизненных функций организма. У растений на изменение продолжительности светового периода реагируют прежде листья. Вследствие этих изменений в их клетках образуются биологически активные соединения (фитогормоны), которые влияют на различные процессы жизнедеятельности (цветение, ноябрь, прорастание семян, клубней, луковиц и др.)..Длительность светового дня влияет не только на процессы жизнедеятельности отдельных особей или видов, но и на функционирование экосистем в целом, вызывая закономерные сезонные замены одних видов другими (например, тюльпаны в степях и пустынях цветут и дают семена весной, потом их надземные части отмирают, а луковицы остаются в почве в неактивном состоянии до следующей весны). Перелетные птицы летом входят в состав биоценозов умеренных климатических зон, зимой-тропических и субтропических. Организмы могут приспосабливаться к периодическим изменениям условий существования активно, пассивно или избегать неблагоприятных периодов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52918. МИЛОСЕРДЯ І БЕЗКОРИСЛИВІСТЬ 694.5 KB
  Милосердя. Ісус Христос у Нагірній Проповіді пояснив що таке милосердя і безкорисливість. Прочитати про милосердя і безкорисливість на сторінці: перший варіант ; другий варіант
52919. Що таке етикет особливих випадків 115.5 KB
  Визначити основні етикетні вимоги до поведінки під час урочистостей а також якою має бути пове дінка в музеї магазині та бібліотеці. Діти в нашому з вами житті дуже часто виникають ситуації які вимагають від людини знання особливих доцільних саме в цьому випадку правил поведінки. Якою має бути поведінка під час урочистостей. Якою повинна бути поведінка під час вечору – відпочинку.
52920. У чому виявляється вміння користуватися мовним етикетом' 92 KB
  Ключові поняття: чарівні слова етикетні слова етикетні формули. Хто бажає прочитати свою казку Розминка: Ланцюжок навчальних ситуацій Слайд 2 Слова...
52921. Домашнє господарювання. Етикет за столом 39 KB
  T.: Hello, friends! How are you? I hope things couldn’t be better! Today we’ll learn more about householding chores. We’ll listen to a poem and a dialogue, read a text, make an interview and discuss it, learn how to cook a Bulgarian salad. At the end of the lesson you are to talk about householding in your family. I hope the lesson will be interesting for you!
52923. Этимология приходит на помощь 37.5 KB
  Этимология приходит на помощь Одно из направлений работы учителя языковеда – углублённое исследование слова как единицы языка изучение его семантики строения орфографии. Например на уроке русского языка в 5м классе задаю вопрос заставляющий задуматься: Что общего между словами капитан и капуста . Вывод к которому подводим детей: оба слова – родственники по происхождению произошли от латинского слова cput – голова по латыни для капусты голова – это её шаровидная форма а для капитана голова –...
52925. Речовий етикет і загальна культура молодших школярів 9.99 MB
  Виявити, теоретично обґрунтувати педагогічні умови формування базової культури учнів початкової школи й емпірично довести ефективність їх реалізації
52926. Сценарій уроку - гри „Еврика” 60 KB
  Як називається чотирикутник у якого сторони протилежні паралельні 2. Як називається паралелограм у якого всі сторони рівні 6. 7 Як називається паралелограм у якого діагоналі перпендикулярні 8. Як називається відрізок що сполучає протилежні вершини 10.