94422

Макроэволюционные процессы. Биопрогресс и биорегресс. Направления и темпы эволюции

Доклад

Биология и генетика

Макроэволюция - это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов - новых родов, из родов - новых семейств и т. д. Процессы макроэволюции требуют больших промежутков времени, и непосредственно изучать ее невозможно. Тем более, в основе макроэволюции лежат те же движущие силы, что и в основе микроэволюции: наследственность,...

Русский

2015-09-13

22.81 KB

1 чел.

Макроэволюционные процессы. Биопрогресс и биорегресс. Направления и темпы эволюции.

Макроэволюция - это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов - новых родов, из родов - новых семейств и т. д. Процессы макроэволюции требуют больших промежутков времени, и непосредственно изучать ее невозможно. Тем более, в основе макроэволюции лежат те же движущие силы, что и в основе микроэволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор и др..

Н. Северцов и Шмальгаузен установили два главных направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс.

 Биологический прогресс характеризуется расширением ареала, увеличением численности вида, образованием новых популяций и систематических единиц, преобладанием рождаемости над смертностью. Примерами биологического прогресса является распространение покрытосеменных растений, насекомых, моллюсков,грызунов.

Биологический регресс характеризуется сужением ареала, уменьшением численности вида, сокращением численности популяций и уменьшением систематических единиц, преобладанием смертности над рождаемостью. Это приводит к сокращению количества видов в роде, количества родов в семье (иногда до одного), семей в ряду (одна) и т. д. Часть видов, родов, семейств вымирают полностью.

Пути достижения биологического прогресса установлены О. М. Северцовим и связанные с различными преобразованиями в строении организмов. К ним относятся ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Ароморфоз - орогенез, или морфофизиологические прогресс сопровождается значительными изменениями в строении организмов, повышением уровня их организации. Ароморфозы имеют общий характер и не являются приспособительными к специальным условиям. Они дают возможность освоить новые места обитания, расширить ареал. В результате ароморфозы возникли такие крупные таксоны, как типы и классы. Примером ароморфоза являются: возникновение челюстей, плавников у рыб; образования сердца и его дальнейшая эволюция; преобразования плавников рыб на пятипалые конечности у амфибий и рептилий. Идиоадаптация - галогенез, что сопровождается возникновением в организме отдельных приспособлений к условиям среды, места жительства без изменения уровня организации. При этом происходит освоение новых сред жизни. В результате происходит дивергенция признаков внутри одной систематической группы и образуются более мелкие таксоны: ряды, семьи, рода. Типичными примерами идиоадаптаций могут быть защитная окраска тела у животных; колючки и шипы - у растений, различные приспособления для распространениясемян. Общая дегенерация - морфофизиологические регресс, сопровождающийся упрощением уровня организации, исчезновением некоторых органов или систем органов. Дегенерация связана с переходом к паразитическому или сидячего образа жизни, например, потеря корней и листьев у растения-паразита повилики, органов пищеварения у ленточных червей, редукция хорды в асцидии. В результате узкой специализации появляются специализированные приспособления - присоски, крючки. Однако, общая дегенерация многих паразитических групп сопровождается их значительным биологическим прогрессом.

Темпы эволюции - это время, за которое возникают определенные систематические группы, начиная с видов и заканчивая типами и царствами. Они не зависят от частоты смены поколений видов и времени исторического существования определенной группы. Неокатастрофизм - система взглядов, которая, базируясь на этапности исторического развития жизни на Земле, утверждает, что вследствие дежурств долгих периодов стабильности условий окружающей среды с их кратковременными резкими изменениями (биоценотических кризиса) темпы эволюции изменяются соответственно от медленных до очень быстрых. Результатом последних является скачкообразное за очень короткий промежуток времени образования новых групп организмов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1950. Воспитательный лагерь во Франции 25.5 KB
  Учебно-воспитательное заведение La Rouvelière. Строгость и интенсивное обслуживание каждого молодого человека.
1951. Система воспитательной работы (по видам детства) 25.04 KB
  Основные направления и технология педагогической деятельности. Формирование начальных детских убеждений (НДУ) у младших школьников. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
1952. Воспитательное мероприятие: Вредные привычки 27.26 KB
  Воспитывать в учащихся потребность быть здоровыми. Убеждать в негативном воздействии на молодой организм психоактивных веществ (табачный дым, алкоголь).
1953. Посвята в юні хіміки 26.58 KB
  Розвивати інтереси учнів до вивчення хімії, формувати вміння робити висновки про значення явищ, що оточують учнів, виявити обдарованих учнів, здатних вивчати предмет на більш глибокому рівні.
1954. Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем 24.52 KB
  Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками.
1955. Душі людської доброта 31.35 KB
  Виховувати любов до людей, ставлення до оточуючих з розумінням, співпереживанням. Виховувати доброту, чесність, порядність. Закріпити явлення учнів про моральні цінності людини, серед яких такі поняття, як сенс життя, щастя — головні на життєвому шляху молоді.
1956. Виховний захід: Знайди мене 27 KB
  Поглибити теоретичні і практичні знання з туризму, розвинути організаторські здібності, розвинути вміння працювати згуртовано.
1957. Виховний захід: Дружба 31.24 KB
  Розширити і поглибити поняття дружби і товаришування — цих важливих показників вихованості учнів, виховувати в учнів звичку уважно ставитися до товаришів, вміння бачити хиби у своїй поведінці й виправляти їх.
1958. Анализ воспитательной работы Лицея №33 города Иваново 31.11 KB
  Анализ воспитательной работы. Общественно-психологические особенности классного коллектива. Отношение к внутриполитическим проблемам и международным событиям. Отношение к молодежным общественным объединениям, партиям, религии. Отношение к изучаемым предметам, общественно-полезному труду, к физкультуре и спорту, к профессиональному самоопределению.