94505

Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Под осуществлением гражданского права понимается совершение действий по реализации возможностей заложенных в содержании субъективного права. Содержание границы того или иного субъективного права определяются нормативными актами или договорами.

Русский

2015-09-14

16.68 KB

3 чел.

Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав.

Под осуществлением гражданского права понимается совершение действий по реализации возможностей, заложенных в содержании субъективного права.

Субъективное право представляет собой меру возможного поведения управомоченного лица, обеспеченную соответствующими обязанностями других лиц и гарантированную государством.

Содержание, границы того или иного субъективного права определяются нормативными актами или договорами.

Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению (принцип диспозитивности).

Носитель субъективного права самостоятельно решает вопрос о претворении в действительность предоставленных ему возможностей исходя из своих интересов и потребностей. Он не может быть принужден к осуществлению права, за исключением случаев, когда право одновременно является и его обязанностью.

Субъект может воздержаться от осуществления права.По общему правилу, отказ от осуществления права не влечет его прекращения, однако в ряде случаев, предусмотренных законом, неосуществление права в течение определенного срока либо автоматически влечет его прекращение, например, при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя только в течение 3 месяцев, либо является основанием для прекращения права по решению суда или например, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение 3 лет является основанием для его изъятия.

Усмотрение субъекта проявляется также в возможности выбора конкретного способа осуществления субъективного права, например, собственник вещи может сам пользоваться ею, передать ее в пользование другому лицу либо продать, подарить или иным образом распорядиться ею.

Диапазон способов осуществления конкретного субъективного права зависит от его содержания. В одних случаях решающим является поведение самого управомоченного субъекта, в других случаях — действия обязанных лиц.

Выделяют фактические и юридические способы осуществления гражданских прав.

Под фактическими способами понимаются действия, направленные на удовлетворение потребностей управомоченного лица, с которыми закон не связывает наступление правовых последствий, например, пользование имуществом.

Под юридическими способами понимаются действия, совершение которых одновременно влечет возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, например, продажа имущества, приемка вещи, изготовленной подрядчиком. Свобода осуществления гражданских прав не является безграничной, закон устанавливает пределы их осуществления.

Осуществление прав одним лицом не должно нарушать права и интересы других лиц.

Способы осуществления субъективных прав не должны противоречить требованиям нормативных актов, нормам морали, нравственности, например, право на получение суммы долга в случае уклонения должника от его возврата может быть реализовано в судебном порядке, но не с помощью криминала.

В ряде случаев субъекты при осуществлении гражданских прав должны действовать добросовестно и разумно.

 Гражданский кодекс РФ закрепляет презумпцию добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, поэтому если закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, то на ответчика возлагается бремя доказывания неразумности и недобросовестности истца, например, арендодатель может быть освобожден судом от обязанности возместить арендатору стоимость произведенных улучшений, если докажет, что при осуществлении таких улучшений были нарушены принципы добросовестности и разумности.

В Гражданском кодексе РФ закрепляется принцип недопустимости злоупотребления правом.

Злоупотребление правом является особым типом гражданского правонарушения, совершаемого управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему права, связанным с использованием недозволенных конкретных форм в рамках дозволенного ему законом общего типа поведения.

ГК РФ специально выделяет следующие формы злоупотребления правом:

  1.  Совершение действий по осуществлению права исключительно с намерением причинить вред другому лицу;
  2.  Использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции;
  3.  Злоупотребление доминирующим положением на рынке;

Общим неблагоприятным юридическим последствием злоупотребления правом является возможный отказ со стороны государства в защите принадлежащего лицу права.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10230. Компоненты TStringGrid, TTreeView, TPageControl, THeaderControl и THeader 68.5 KB
  Лабораторная работа №7 Компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader Цель работы: изучить часто используемые для организации вводавывода компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader. TStringGrid Компонент TStringGrid представляет собой таблицу содержащую строки. Т
10231. Воспитание у древних славян 18.38 KB
  Воспитание у древних славян Воспитание детей у восточных славян при первобытнообщинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями что и у других первобытных народов. Первоначально процесс воспитания был неотделим от
10232. История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания 28.34 KB
  История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания Меньшиков В. М. Раннее Средневековье VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий 749–814 и Алкуин 735–804 ко...
10233. Учитель вечен на Земле 26.84 KB
  Учитель вечен на Земле Цель: вызвать интерес к профессии педагога через книгу. Задачи: рассказать учащимся о развитии школы и учительства, познакомить с выдающимися писателями-педагогами, рекомендовать книги о школе и учителе. Оборудование: ПК му...
10234. Конспект и рефлексивный анализ проведенного урока музыки 73.5 KB
  Конспект и рефлексивный анализ проведенного урока музыки Учитель: Воуба В.Г. Класс: 5 в Дата: 26 ноября 2009 Время: 12:3013:10 Программа: Рачина Б.С. Тема: М.П. Мусоргский Иванова ночь на Лысой горе. Цель: познакомить детей с фантастическими образами в музыке М.П. Мус
10235. Педагогика. Введение в педагогическую деятельность 61.06 KB
  ПЕШКОВА В.Е. Педагогика. Ч.1. Введение в педагогическую деятельность Краткий конспект лекций. Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер. Лекция № 2. Профессия учителя. Лекция № 3. Творчество учителя. Лекция № 4. Педагогическая де...
10236. Объектно-ориентированное программирование. Структурный подход в программировании 111 KB
  Объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированное программирование ООП является доминирующим стилем при создании больших программ. Основные этапы эволюции структурного подхода в программировании помогают лучше понять взаимосвяз...
10237. Классы в C++ 108 KB
  Лекция 2. Классы. Класс представляет собой главное инструментальное средство C для объектно-ориентированного программирования. Класс похож на структуру в которой сгруппированы элементы соответствующие данным о некотором объекте и оперирующие этими данными фун
10238. Указатели. Структуры в C++ 82 KB
  Лекция 10. Указатели. Структуры. 10.1 Указатели. Программы на C хранят переменные в памяти. Указатель представляет собой адрес памяти который указывает на определенный участок. 10.1.1 Использование указателя на символьную строку. Когда программа передает массив наприм