94518

Журналистика как инструмент холодной войны в 50–70-е годы ХХ века

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

В прессе были развернуты широкие пропагандистские кампании по подготовке к юбилеям Октября образования СССР юбилеям В. Голос Америки начинает вещание на СССР. Свобода радиостанция в России 1953 вещает Немецкая волна на СССР Основным компонентом иновещания западных стран в годы холодной войны были передачи адресованные аудитории...

Русский

2015-09-14

18.47 KB

2 чел.

Журналистика как инструмент холодной войны в 50–70-е годы ХХ века

Противопоставление жизни двух систем - капиталистической и социалистической стало характерной чертой журналистики периода “холодной войны”. Но особенно это обострилось после объявления программы строительства коммунизма в 1980 г. Показ преимуществ социалистического образа жизни на страницах прессы, на радио и по телевидению было сутью журналистского творчества. Степень объективности этих материалов прессы были весьма условными. Картина процветания с отдельными, нетипичными недостатками - такой итог был нужен для воспитания масс и борьбы с идеологическим противником в лице капиталистической системы. Критические выступления прессы по поводу отдельных недостатков были обязательными, газетам необходимо было добиваться их действенности, то есть принятия мер. Это было не трудно. Ибо каждое критическое выступление газеты становилось предметом обсуждения партийных организаций. Они и принимали меры, наказывали виновных, обязывали устранять недостатки, улучшать работу. Одной из важнейших в прессе стала тема роли руководителя. На страницах периодической печати можно было постоянно видеть очерки, посвященные мудрым и умелым хозяйственникам, четко выполняющим решения партии. Другая значимая тема – социалистическое соревнование и ход выполнения пятилетних планов. В прессе были развернуты широкие пропагандистские кампании по подготовке к юбилеям Октября, образования СССР, юбилеям В.И.Ленина. Трудовые почины, трудовые подарки к знаменательным датам – были дежурными темами в газетах всех уровней. Существенная роль отводилась печати в реализации важнейших хозяйственных начинаний – строительстве новых предприятий, железных дорог, освоении целинных земель или земель Нечерноземья. Цель таких материалов - привлечь людей к участию в них. Активно пропагандировался тезис стирания граней между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, как важнейший этап создания материально-технической базы коммунизма.

В разгар холодной войны были созданы десятки новых иновещательных радиостанций,

происходило постоянное наращивание общей продолжительности передач, непрерывно увеличивалась суммарная мощность передатчиков, транслирующих программы для зарубежной аудитории.

Так, только в 1950-е – 1960-е годы общая еженедельная продолжительность радиопередач иновещательных служб 27 государств мира, наиболее активно действующих в международном радиоэфире, увеличилась более чем в четыре раза.

1946 Би-би-си начинает вещение на советский союз, а 1947 г. «Голос Америки» начинает вещание на СССР.

1950 г. «Свобода» радиостанция в России

1953 вещает «Немецкая волна» на СССР

Основным компонентом иновещания западных стран в годы холодной войны были передачи, адресованные аудитории в СССР и странах советского блока. Стержень их содержания составляли программы, характеризующие идейные и политические основы западных демократий, сущность прав человека и либеральных ценностей, преимущества рыночной экономики и соответствующего ей образа жизни. Они сочетались с передачами, призванными информировать радиослушателей о негативных явлениях и проблемах во внутренней жизни и внешней политике государств советского блока – и восполнить таким образом «фигуры умолчания», созданные в этих странах официальными СМИ, а также продемонстрировать тоталитарный характер социалистического строя, несоблюдение демократических прав и свобод граждан при социализме. Для привлечения внимания аудитории и формирования эмоциональных мотивов к постоянному прослушиванию передач использовались музыкальные программы и пласты информации, апеллирующие к «человеческому интересу» (новинки моды, жизнь знаменитостей, курьезные происшествия и пр.) Особое внимание уделялось расширению охвата молодежной аудитории.

В 1948 г. по решению сталинского руководства было начато глушение передач иновещания Би-Би-Си и «Голоса Америки» на СССР и страны Восточной Европы. В периоды «потепления» международной обстановки масштабы глушения иновещания сокращались. В то же время иновещание Советского Союза, осуществлявшееся на 82 языках общей продолжительностью 2200 час. в неделю, глушению со стороны западных стран не подвергалось. Единственной страной, производившей глушение передач советского иновещания, была, не поверите))) КНР..

Не добились своей цели и социалистические государства, пытавшиеся путем создания искусственных эфирных помех оградить население от влияния западных служб иновещания. В 1963 г. глушение передач «Радио Свободная Европа» прекратила Румыния, в 1964 г. – Венгрия. В период с 1956-го по 1970 гг. не осуществляла глушение западных радиостанций Польша.

При организации глушения игнорировалась статья 48 Международной конвенции по телекоммуникациям, согласно которой все станции, независимо от их предназначения, не должны создавать помех передачам других вещательных организаций. И тем не менее руководство СССР не прекращало глушение, не считаясь с огромными материальными затратами и с ощутимым морально-психологическим ущербом, вызванным применением этой меры.

Кроме того, советская пресса работает в условиях противостояния Востока и Запада, в постоянном негласном соперничестве, в состоянии “холодной войны”. Это диктует и особый отбор материалов, прессы работает не просто с оглядкой на то, что скажет Запад, но и адресует свои материалы нередко не столько своей аудитории, сколько зарубежной. Такими были многие кампании в прессе в поддержку или в осуждение каких-то явлений в США: против вылазок расистской организации Ку-клукс-клан, против проявлений фашизма в Германии и деятельности неофашистов, в поддержку инакомыслящих в капиталистических странах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47075. Уборка винограда. Виды сбора. Механизация процессов уборки. Дайте технологическую характеристику различных типов виноградоуборочных машин 52.7 KB
  К игристым свойствам относят способность вина в течение продолжительного времени выделять большое количество мелких пузырьков диоксида углерода. Пенистые свойства характеризуют по продолжительности существования на поверхности вина или у стенок сосуда небольшого слоя мелкоячеистой плотной пены непрерывно возобновляемого за счет пузырьков СО2 выделяющихся из вина. Игристые и пенистые свойства вина взаимосвязаны и обусловлены рядом общих факторов. Они зависят от химического состава вина содержания в нем растворенной и связанной форм диоксида...
47077. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса 53 KB
  В связи с тем что в настоящее время отменен региональный налог с продаж – к сфере книжного бизнеса относятся только следующие федеральные налоги: налог на добавленную стоимость НДС налог на прибыль организаций НПО единый социальный налог ЕСН а также налог на доходы физических лиц НДФЛ – последний мы не рассматриваем. Налогоплательщиками являются российские организации и иностранные организации осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и или получающие доходы от источников в РФ ст. К доходам для...
47078. Информационные издания 53 KB
  В зависимости от характера включаемой информации и целевого назначения ИИ подразделяются на: библиографические издания которые включают только библиографические сведения о документах а также в отдельных случаях краткую аннотацию – текущие рекомендательные ретроспективные библиографические указатели реферативные В реферативных изданиях наряду с библиографическими сведениями дается краткое изложение содержания документа – реферативные журналы реферативные сборники экспресс-информации и информационные листки обзорные Обзорное...