94527

Отечественная журналистика в 30-е годы ХХ века

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

В начале 1933 года Правда опубликовала список важнейших промышленных объектов возведенных за четыре года первой пятилетки. Следуя директивам ВКПб Правда выступила с серией статей направленных на ускорение внедрения новой техники. Правда скрупулезно освещала работу XVII съезда ВКПб состоявшегося 26 января 1934 года....

Русский

2015-09-14

22.2 KB

1 чел.

Отечественная журналистика в 30-е годы ХХ века.

В 30-е годы СССР полным ходом шел по пути «догоняющей» модернизации. ВКП(б) постоянно подхлестывала страну новыми экономическими проектами, а печать усиливала пропаганду всех партийных начинаний. Партия возложила на прессу задачу борьбы за повышение производительности труда в промышленности, укрепление колхозной системы, увеличение числа сторонников социализма и коммунизма. Выездные редакции «Правды» работали на крупнейших стройках Советского Союза. Журналисты рассказывали о строительстве Сталинградского тракторного и Горьковского автомобильного заводов, Днепрогэса и других объектов. Со статьями на страницах «Правды» выступали и крупные советские учёные – И. В. Мичурин, С. И. Вавилов, О. Ю. Шмидт, Д. Н. Прянишников, И. М. Губкин, писатели и поэты –

М. Горький, В. В. Маяковский, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. С. Серафимович, В. В. Вишневский, А. А. Сурков.

В начале 1933 года «Правда» опубликовала список важнейших промышленных объектов, возведенных за четыре года первой пятилетки. В этом перечне были названы Магнитогорский, Кузнецкий и Керченский металлургические заводы, Мариупольский трубный завод, Харьковский тракторный завод (ХТЗ), Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) и др. Следуя директивам ВКП(б), «Правда» выступила с серией статей, направленных на ускорение внедрения новой техники. Газета едва ли не в каждом номере клеймила прогульщиков, бездельников, нарушителей трудовой и технологической дисциплины. С другой стороны, газета подробно рассказывала о лидерах трудового фронта: Алексее Стаханове (1905–1977), который стал инициатором социалистического соревнования, названного его именем, и Никите Изотове (1902–1951), который в 1932 году возглавил движение по обучению молодых рабочих кадровыми рабочими в угольной промышленности (так называемое «изотовское движение»).

«Правда» скрупулезно освещала работу XVII съезда ВКП(б), состоявшегося 26 января 1934 года, и его итоговый документ «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1931–1937 гг.)». Особенно высоко газетой был оценен центральный тезис этой программы, где началось «окончательное уничтожение капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих классовое неравенство. «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» в 30-е годы оставались ведущими газетами в стране. Велик был интерес к ним и со стороны официальных органов. Наряду с пропагандой экономических решений партии печать принимала участие в выполнении другой партийной задачи – в оказании помощи при подготовке квалифицированных технических специалистов. В этой связи в рамках системы отраслевой периодики была образована газета «Техника», которая пропагандировала достижения советской науки и техники 30-х годов. Ускорению научно-технического прогресса помогала и заводская печать.

Газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «За индустриализацию», «Гудок», «Легкая индустрия» неустанно искали способы расширения социалистического соревнования. При этом, в рамках партийных требований, в середине 30-х годов печать стала поддерживать переход от соревнования одиночек к соревнованию масс. В задачу советской прессы также входило выявление наиболее активных рабочих, их героизацию с целью вовлечения широких народных масс в процесс производства. В 30-е годы стахановское движение росло не по дням, а по часам. На определенном этапе центральные газеты стали отходить от простого изложения отдельных фактов и вышли на новый уровень обобщений, целостного взгляда на проблему морального стимулирования рабочих.

Но не все газеты отличались идеологическим усердием. Например, центральное профсоюзное издание «Труд», некоторые отраслевые газеты – «Советская торговля», «Экономическая жизнь» – не уделяли должного внимания освещению и пропаганде стахановского движения. Некоторые местные газеты – «Красное знамя» (Краснодар), «Горьковская коммуна» – искажали смысл этой идеи. Так, они пропагандировали стахановские методы в медицине и образовании. «Правда», «Большевистская печать» бдительно наблюдали за работой этих газет и помогали устранять возникающие ошибки.

В 30-е годы большое внимание всесоюзная печать уделяла проблемам села, развитию колхозного строя. В рамках решений пленумов ЦК ВКП(б) в МТС, колхозах и совхозах с начала 1933 года для усиления партийного контроля создавались политические отделы. Село – наиболее сложный участок для внедрения социалистических методов. Крестьянин-собственник с трудом отрывался от частной собственности, нередко отказывался вступать в колхоз. Перелом в этом отношении был возможен лишь на основе достижения более высокого уровня механизации колхозов по сравнению с частными хозяйствами. Именно на это партия направляла работу всех ведущих советских газет. Одним из важнейших событий 30-х годов стало принятие Конституции. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован в печати. Отечественные средства массовой информации начали обсуждение этого проекта, которое на деле превратилось в открытую пропаганду тоталитарной системы. Наиболее активным пропагандистом проекта Конституции стала «Правда». Газета именовала новый Основной закон «самым демократичным в мире». Важно обратить внимание на то, что именно в это время отечественные газеты окончательно отходят от дискуссионности и полемичности. Утвердившийся в стране режим личной диктатуры целенаправленно губил творческую мысль отечественных журналистов.

Все более эффективным средством массовой информации становилось радиовещание. 10 апреля 1929 года ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О праве передачи по радио и проводам публичного исполнения музыкальных, драматических и других произведений, а равно лекций и докладов». Радиовещательные организации получали право бесплатно устанавливать микрофоны в театральных, концертных и лекционных залах. Это способствовало развитию обществен

но-политического и художественного радиовещания, а также более широкому использованию радио в целях самообразования слушателей.

В сентябре 1931 года при Наркомпочтеле создается Всесоюзный комитет по радиовещанию (ВРК), первым председателем которого стал Ф. Я. Кон. Главным для ВРК было координирование Центрального и местного вещания, изучение запросов различных групп слушателей. Ставилась задача, чтобы радио могли слушать пятьдесят процентов рабочих квартир и не менее одной трети крестьянских дворов.

Заметные успехи наблюдались и в национальном радиовещании. К 1936 году вещание сформировалось на Украине, в Закавказье, Туркмении, в октябре 1930 года оно возникло в Молдавии, в 1931 году – в Ташкенте.

В октябре 1929 года был создан сектор передач на иностранных языках и началось регулярное вещание на немецком языке, в ноябре – на французском, в конце года – на английском языке. В 1933 году передачи велись на восьми иностранных языках.

Успешно развивалось городское и районное вещание. В 1934 году в Ленинграде состоялось первое Всесоюзное совещание работников фабрично-заводских радиоузлов.

Новый этап в истории советского радиовещания начался с появления техники звукозаписи, когда стало возможным слушать не только прямые, но и записанные на пленку передачи. С появлением звукозаписи можно было не только получать оперативную информацию, но и слышать все, что происходило на стройках: перекрытие рек, живые голоса героев труда. С появлением звукозаписи начал создаваться Центральный фоноархив.

В 30-е годы расширяется охват радиовещанием территории страны. С введением в октябре 1933 года Второй программы Центрального вещания радиопередачи стали доступны жителям Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Для более четкой координации вещания Радиокомитет в 1936 году, учитывая разницу поясного времени, ввел в действие пять сеток вещания: центрально-европейскую, среднеазиатскую, западносибирскую, восточносибирскую и дальневосточную. В феврале 1937 года была принята единая всесоюзная сетка вещания.

В резолюции XVIII съезда ВКП(б) о третьем пятилетнем плане (1938–1942) планировалось дальнейшее развитие радиовещания. Было указано на необходимость в 2–3 раза увеличить количество радиотрансляционных точек. К 1940 году радио имело огромную аудиторию: число радиоточек в стране достигло пяти миллионов.

Более тесным становилось и взаимодействие печати и радио. Газетчики и радиожурналисты провели немало совместных митингов, собраний, перекличек. Например, в конце июля – начале августа 1931 года печать и радиовещание подготовили всесоюзную перекличку заводов-гигантов, которую транслировали по всему Союзу 57 радиостанций и 3500 радиоузлов.

Перекличка активизировала выполнение заказов по поставке оборудования для гигантов пятилетки – Магнитостроя, Кузнецкстроя, Автостроя, Березников, Харьковского тракторного и Уральского машиностроительного заводов. Своеобразным дирижером переклички являлась газета «За индустриализацию» (орган ВСНХ СССР). В ходе переклички редакции газет и радиовещания брали шефство над предприятиями, выпускавшими оборудование для новостроек. «Рабочая Москва» взяла под свой контроль столичные заводы «Динамо» и «Красный пролетарий».

В 30-е годы в системе отечественных средств массовой информации появилось телевидение. Известно, что первая телепередача вышла в СССР 15 ноября 1934 года. Это было огромное событие, которое положило начало первым студийным программам.

Успешные попытки передать изображение на расстояние производились и ранее. Накануне 1 мая 1931 года «Правда» сообщила: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метров будет передаваться изображение живого лица и фотографии». Действительно, 1 мая 1931 года в эфир были переданы изображения сотрудников лаборатории и фоторепортеров, но без звукового сопровождения, а с 1 октября начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Впервые 1 мая 1932 года по телевидению был показан звуковой фильм, снятый на Пушкинской, Тверской и Красной площадях. В октябре 1932 года телевидение показало фильм об открытии Днепрогэса.

Новые условия жизни и возросшие требования к печати привели к возникновению новых высших учебных заведений по подготовке журналистских кадров. К подготовке кадров приступили Коммунистический институт журналистики им. «Правды» в Москве, им. В. В. Воровского в Ленинграде, институты в Минске, Харькове, Свердловске, Алма-Ате и других городах страны.

Тридцатые годы стали первым десятилетием однопартийной печати в нашей стране. Читательская аудитория привыкала к новым общественным функциям печати – воспитывать и образовывать людей.

Со страниц газет постепенно исчезала дискуссия по ключевым общественно-политическим проблемам. Ее сменили многочисленные статьи о преимуществах социализма над капитализмом, особой роли партии большевиков и лично Сталина в экономических успехах страны6.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45243. статья. Технология создания: Приглашение: адресное обращение к аудитории четкая социальная ориентация; . 32 KB
  Исследовательско-новостной комментирующий новость: бэкграундер не сама новость а то что под ней лист вопросов-ответов. Прессрелиз сто сообщение содержащее важную новость или полезную информацию для широкой аудитории.; шрифт – 14; интервал – 15; принцип перевернутой пирамиды: заголовок – суть и интрига; 1 абзац – лидерабзац содержит новость; комментарии и иллюстрации к новости – 34 позиции в порядке убывания; резюме; призыв к действию; даты написания прессрелиза и публикации в СМИ; координаты специалиста составившего...
45244. Информационные ПР-акции: функции, формы, каналы коммуникации 29.5 KB
  Формы: пресс-конференция конференция брифинг семинар симпозиум день открытых дверей телемост имиджевые теле и радио интервью и т. Теле и радио интервью: информационные цели – формирование информационного имиджа; представление руководства. Классификация интервью: интервьюмнение интервьюфакт имиджевое интервью. Инициаторы интервью: журналисты прессслужба.
45245. Брифинг как информационная ПР - акция: цели, аудитория, методика подготовки 28 KB
  Брифинг как информационная ПР акция: цели аудитория методика подготовки Брифинг это плановое мероприятие которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании. Например брифинги регулярно проводит министерство иностранных дел. На брифингах министерства внутренних дел проходящих раз в неделю можно услышать официальную статистику ДТП раскрытых преступлений узнать о планируемых профилактических мерах по борьбе с организованной преступностью. Еще одна...
45246. Методика подготовки и проведения пресс-конференций 34.5 KB
  Методика подготовки и проведения пресс-конференций Тема: социально-значимая и актуальная не коммерческая дискуссионная диалог спор. Пресс-конференция проводится по мере накопления информации или при наличии глобальных новостей. Мотивация: мотивация организации пресс-конференции; мотивация журналистов статусные персоны корпоративность – присутствие всех СМИ наличие компромата самопрезентация. Прессконференция проводится при хорошем знании журналистов критическая масса – 30 – 40.
45247. Корпоративные коммуникации и материалы корпоративной прессы: виды, функции, принципы организации 34 KB
  В результате оглашения конкретных цифр и фактов сотрудники получают полное представление о готовых итогах развития и перспективах роста компании. Такой отчет может содержать: письмо руководителя в котором выражается благодарность сотрудникам и описывается работа компании ее основные достижения в течение года; отчет об использовании фондов. Этот документ часто оформляется в виде графиков и диаграмм характеризующих использование организацией поступивших средств; анализ финансового положения предприятия; отчет об участии компании в...
45248. Деятельность корпоративной радиостанции и ТВ-центра: приоритеты, аудитория, содержание коммуникации 26.5 KB
  Обычно это организаци-ипартнеры со схожими корпоративными стандартами и принципами. Приоритеты: Главным приоритетом в деятельности корпоративной радиостанции и ТВ центра является формирование корпоративной культуры организации. Сообщения транслируемые по радио и ТВ должны отвечать на следующие вопросы: что происходит в организации почему это происходит в организации что должно произойти в организации Аудитория: Обычно эти самые радиостанции пли ТВ центры находятся на территории самой компании и вещают только на их территории то...
45249. Цели и содержание деятельности корпоративного сайта 28.5 KB
  Цели которые преследуют создатели сайтов: улучшение имиджа и поднятие престижа компании; продвижение торговой марки; доступность информации о продуктах и ценах для клиентов; поддержка дилерской сети доступность информации о продуктах и ценах для дилеров; прямая продажа продукции в Internet организация виртуального магазина; доступность внутренней информации для сотрудников работающих вне офиса; другое. служит дополнительным элементом фирменного стиля; укрепляет имидж и престиж поскольку в российских условиях не каждая...
45250. Информационное, организационное и финансовое обеспечение ПР- акции 28 KB
  Информационное организационное и финансовое обеспечение ПР акции 1. Формы опосредованной маркетинговой коммуникации нередко играют важнейшую роль в обеспечении акции. 3 этап формирование плана в основе которого лежат конкретные ПР-акции которые должны быть спланированы по времени и иметь свое отражение в СМИ репортажи интервью аналитический обзор и т. Организационное обеспечение также предполагает написание сценарного плана акции который включаете: а открытие акции включая представления гостей б содержание и последовательность...
45251. Представительские акции в ПР-технологиях: функции, формы, этапы подготовки 22.5 KB
  Представительский обед 7-8 часов вечера прибытие по приглашению не более чем за 10 минут до начала не опаздывать; 1 банкетный стол или несколько; приглашение с указанием места; правила рассадки – дамы и кавалеры сидят последовательно; приветственные тосты и рассадка от самых серьезных по убыванию. Время проведения около часа с переменой блюд: горячий стол музыкальная пауза сладкий стол кофе уход. Фуршет перед началом возможны некоторые объявления пока не сели за стол.