94530

Особенности природно-климатических и геополитических условий российской цивилизации и их влияние на историю России

Доклад

История и СИД

По его мнению в центральной России составившей исторические ядро русского государства после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь при всех колебаниях в климате цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким занимая всего 125-130 рабочих дней.

Русский

2015-09-14

18.33 KB

1 чел.

Особенности природно-климатических и геополитических условий российской цивилизации и их влияние на историю России.

Одним из последних по времени остановился на этой проблеме Л. В. Милов. По его мнению, в центральной России, составившей исторические ядро русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней. Восточно-европейская равнина: климат резко-континентальный, суровый. И почва неблагоприятная - всего 3% чернозема, в основном - глинистые и другие неплодородные почвы. Соловьев говорил, что русская природа стала мачехой для русского человека. В чем тут недоброта? Во-первых, очень плохое качество почв. Однако качество почв еще не главное. У большинства из нас есть дачные участки, мы не любим туда ездить. Тем не менее, урожай зависит не столько от качества почвы, сколько от качества обработки. Для качественной обработки у русского человека не было времени. Т.к. сельскохозяйственный год в среднем длился 135 -147 дней в году. С 12 по 18 века на территории Европы был так называемый малый ледниковый период. Среднемесячная температура была минус 37 градусов (в Москве). В феодальную эпоху, сельскохозяйственных год был 140 дней в году. Поэтому было необходимо спешить, что привело к изменению, к своеобразию структуры хозяйства. Выращивали лишь самое необходимое. Поэтому основным становится злаководство. Т.е. выращивались культуры, которые устойчивы к засухе, не требуют ухода. Огородничество не практиковалось. Сажали только то, что само вырастет: репу, брюкву, горох. Города всегда были окружены садами (дачами). Горожане летом были огородниками - сами заботились о пропитании. Это повлияло на характер ремесла. На Руси летом огородник, а зимой - ремесленник. В течение, по крайней мере, четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота. Пользуясь примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожай даже семена. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда без сна и отдыха, днем и ночью, с использованием всех резервов семьи. Крестьянину на западе Европы ни при средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был до удивления коротким (декабрь-январь). Конечно, это обеспечивало гораздо более благоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4-6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между Россией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские "помочи" сохранились в России вплоть до 1917 года. Общинные уравнительные традиции сохранились и после первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации. Три месяца в году он был крестьянином был, а в остальное время был ремесленником. Отсюда и качество, и характер ремесла. Торговля носила разносной характер. Лавки возникли лишь с конца 18 века. Т.е. до этого купцы ходили, меняли, разносили. Поэтому каждое ремесленное изделие изготавливалось на абстрактного потребителя. В Европе же, если сделаешь плохой, некачественный товар, то ты опозоришь свой цех, марку. Природно-климатический фактор оказал влияние и на убыточность животноводства. Начинается весна, сеять не на чем, крестьянин впрягается сам. Сельское хозяйство давало низкий прибавочный продукт. То есть был низкий прожиточный уровень. Это породило особенность государственной структуры. За счет чего живет государство? За счет налогов. Если прибавочный продукт отсутствует, значит, налоги трудно взять, значит, должно быть, сильное государство, поэтому на Руси существовало деспотическое государство.Меняется социальная структура. Отсутствует прибавочный продукт, следовательно, общество не может содержать интеллигенцию. Однако потребности в здравоохранении, искусстве, науке есть. А раз нет интеллигенции, то эти функции выполняет религия. Поэтому в России, пока не начал расти прибавочный продукт, не было интеллигенции, не было светской литературы, музыки. Русская культура до 18 века имела религиозный характер. Природно-климатический фактор повлиял и на социальную структуру. Страны первого эшелона от первобытности ушли к 11 веку, община была изжита, и пришло индивидуальное хозяйство. В России же общинное устройство сохранилось вплоть до 20 века. Даже реформа Столыпина не смогла ничего изменить. Иными словами в России существовала - общинная организация. В этих сложных условиях усилия наших реформаторов, направленных на создание фермерских хозяйств не привели ни к чему.

Геополитика подразделяет типы развития, которыми движется страна, в зависимости от своего географического местоположения. Принято считать, что страна может принадлежать либо к континентальному типу цивилизации, либо к морскому. Ярко выраженными морскими державами является современная Англия, ранее Британская Империя, или являлась древнегреческая цивилизация. Если для сухопутных стран море является непреодолимой преградой в экспансии, границей, то для морских цивилизаций море это незримый центр государства, пути коммуникаций, связующие расположенные по берегам города или колонии. Торговля для морских держав особенно важна, во всяком случае, значительно важнее, чем для сухопутных держав. Россия, безусловно, относится к континентальному государству, пути сообщения у нас сухопутные. Такое географическое положение обуславливает целый ряд важнейших отличий России от Европы, как в политическом, так и экономическом плане. Так большинство сухопутных путей внутри страны часто недоступны в течение года (распутица весной-осенью, заносы зимой), то торговля в России менее развита и менее важна в жизни страны. Отсюда вытекает, что для поддержания единства страны, которое на Западе обеспечивается торговыми связями, в России должны быть применены иные способы. Роль скреп в России выполняет государство, административными мерами контролирующее территорию. Из этих же оснований, можно видеть и различную роль городов в Европе и России. Если в Европе города чаще всего возникали как поселения вокруг мест для торга, а население городов были вольные самостоятельные деятели, то в России города чаще всего возникают по приказу Правителя, как оборонные или административные центры, населенные государевыми людьми. Города возникали как военные крепости, в которых под прикрытием стен и гарнизона могли безопасно селиться люди. Особая роль государства в России, отличное от той роли, которое государство играет в Европе, определила всю политическую систему нашей страны с древнейших времен по сегодняшний день. А эта особая роль государства определена, в свою очередь, географическим положением России. Под напором своей жизненной энергии русские ведут свою экспансию до естественных границ, которыми на востоке сегодня является Тихий океан, а на юге – Кавказ и Памир. Широкое географическое расселение русских обусловило включение в состав Российской империи других этносов и народов, и разбило территорию государства Российского на державные земли – Кавказ, Туркестан, Сибирь и другие, при этом сохранилась уникальная центральная часть России – край полей и березок. Географические различия в быте державных земель, укладе, образе жизни нивелируются наличием единого центра управления, но вместе с тем, географические особенности регионов и населяющих их народов придают определенную уникальность и устойчивость России. Географическое положение, размер государства, запас его стратегических ресурсов, развитость путей сообщения – важнейшие факторы, формирующие облик державы, ее исторический путь развития, цивилизационные особенности и тактические политические решения. Политическая география – важнейшая дисциплина, без понимания которой невозможно правильно представить ни характер народа, ни его историю, ни современность, невозможно спрогнозировать будущее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46048. Мотивы покупок 19.73 KB
  Мотивы покупок это сложные психологические структуры отдельные звенья которых зачастую не ясны самому потребителю. Важность мотивационного анализа обусловлена тем что мотивы совершения покупок часто носят иррациональный характер то есть такой который не может быть объяснен с позиций элементарной логики. Психоаналитики обнаружили что у мужчин и женщин различны мотивы покупки одних и тех же товаров. Структура потребностей и мотивы с позиции психологии рекламы Товары и услуги существуют для того чтобы удовлетворять человеческие...
46049. Экология, конспект лекций 765 KB
  Как часть биологического цикла, общая экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой. Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней вплоть до глобального, т.е. до биосферы в целом.
46050. Функции PR в обществе и организации 46 KB
  Третье издание международного Вебстерского толкового словаря определяет PR как науку и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью фирмой или учреждением и общественностью.Брум предложили следующее определение: PR это функция управления способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью от которой зависит ее успех или неудача. В основном они сосредоточены на отдельном признаке или направлении деятельности специалистов в области связей с...
46051. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами 19.54 KB
  Интеллектуальные права на произведения науки литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права: 1 исключительное право на произведение; 2 право авторства; 3 право автора на имя; 4 право на неприкосновенность произведения; 5 право на обнародование произведения. Она может представляться в форме следующих объектов авторского права определённых законодательством об авторском праве или содержать их: литературных произведений оригинальные рекламные сообщения касающиеся физического или...
46052. КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА 25 KB
  Журналист всегда обязан действовать исходя из принципов профессиональной этики зафиксированных в настоящем кодексе принятие одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России. Журналист соблюдает законы своей страны но в том что касается выполнения профессионального долга он признает юрисдикцию только своих коллег отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было. Журналист...
46053. Теории потребительского поведения 8.37 MB
  Приходя на рынок, потребитель ставит перед собой цель: максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления благ. Потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе.
46054. МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ПР 29.94 KB
  Позиционирование является одной из важнейших маркетинговых стратегий. Позиционирование продукта особенно важно по отношению к другим маркам в рамках той же категории продукта Schiffmn L. Позиционирование партийных программ времен КПСС выражалось в лозунгах Каждой семье отдельную квартиру к 2000 году и под. Джоан Райан и Джордж Леммон пытаются отграничить позиционирование от построения имиджа: позиционирование в сильной степени отличается от построения имиджа поскольку оно включает помещение продукта или услуги в конкурирующий контекст.
46055. Медиарилейшнз: современное состояние и перспективы развития 34 KB
  Отличительной чертой этих отношений сложившихся на политическом рынке России в последние 34 года можно назвать непосредственное участие СМИ в многочисленных избирательных кампаниях ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского общества. При этом важно отметить что включенность СМИ в избирательный процесс чаще всего сопровождается так называемыми информационными войнами разгорающимися в борьбе за властный ресурс между крупнейшими политикофинансовыми группами страны. Большая часть электронных и печатных СМИ сконцентрировалась в...
46056. Особенности макро- и микросреды функционирования российских предприятий 58.5 KB
  Маркетинговая среда – совокупность активных субъектов и сил действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Определяет цели фирмы общие стратегические установки и текущую политику. Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Маркетинговые посредники – это фирмы помогающие компании в...