9454

Источники трудового права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА №3: Источники трудового права Понятие и система источников ТП. Особенности источников ТП. Локальное регулирование труда Роль судебной практики в регулировании ТО Вопрос 1. Источники ТП - это способы, формы закреплен...

Русский

2013-03-07

50.5 KB

14 чел.

ТЕМА №3: Источники трудового права

  1.  Понятие и система источников ТП.
  2.  Особенности источников ТП.
  3.  Локальное регулирование труда
  4.  Роль судебной практики в регулировании ТО

Вопрос 1.

Источники ТП – это способы, формы закрепления и выражения норм ТП, это результат нормотворческой деятельности соответствующих органов государства, а так же совместного нормотворчества работников и работодателей, их представителей в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система НПА о труда – трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы ТП закреплена в ст.5 ТК. Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с КРФ, ФКЗ осуществляется:

Трудовым законодательством, состоящим из:

  •  ТК РФ (30.12.01, введен в действие 01.02.02 г)
  •  Иных ФЗ (закон РФ от 19.04.1991 в редакции от 20.04. «о занятости населения в РФ» и др.). Нормы ТП содержащиеся в иных ФЗ должны соответствовать ТК. В случае противоречий между ТК и иным ФЗ, содержащим нормы ТП, применяется ТК. Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы ТП противоречит ТК, то этот ФЗ применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК.
  •  Законов субъектов РФ (закон саратовской области от 19.06.98 «о социальном партнерстве»).
  •  Иными НПА, содержащими нормы ТП:
    •  Указами Президента РФ (указ от 12.05.08 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»)
    •  Постановлениями Правительства РФ (от 16.04.03 «о трудовых книжках»)
    •  НПА министерства здравоохранения и социального развития РФ (приказ от 31.08.2007 «об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и др.)
    •  НПА других федеральных органов исполнительной власти (приказ Министерства РФ «об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»)
    •  НПА органов исполнительной власти субъектов РФ
    •  НПА органов местного самоуправления
    •  Локальными НА

Трудовое законодательство и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ (ст.15 КРФ и ст.10 ТК)

  •  Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
  •  Международный пакт об экономических социальных и культурных правах
  •  Европейская конвенция о защите основ прав и свобод человека
  •  Важнейшими источниками МП регулирования труда являются стандарты (декларации, конвенции и рекомендации) МОТ: 2 декларации, 185 конвенци1 и более 190 рекомендаций. СССР и РФ ратифицировано 60 конвенций.

Действие ТЗ и иных актов, содержащих нормы ТП:

  •  По кругу лиц (ст.11 ТК)
  •  По времени (ст. 12 ТК)
  •  В пространстве (ст.13 ТК)

Нормативные договоры (договоры нормативного характера) –

  •  Коллективные договоры (ст.40 ТК)
  •  Соглашения по социально-трудовым вопросам (ст. 45 ТК)

Правовой обычай – это, например, заявление на работу или обходной лист.

Вопрос 2.

К источникам ТП относятся как источники, характерные для всех отраслей права, так и особые источники, отражающие специфику правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

  1.  Наличие в системе источников ТП обширной группы нормативных актов, исходящих от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда – Министерства здравоохранения и социального развития РФ (до 2004  – Министерства труда и социального развития РФ)
  2.  участие профсоюзов в правотворческой деятельности государства, работодателей (ст. 8,370,372 ТК, ФЗ от 12.01.96 «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Мнения профсоюзов имеют рекомендательный характер.
  3.  сочетание централизованного и локального регулирования труда. Наличие в системе источников трудового права многочисленной группы локальных нормативных актов (ст.8 ТК РФ)
  4.  сочетание нормативного и договорного регулирования труда. Наличие в системе источников ТП нормативных договоров – коллективных договоров и соглашений (ст. 40, 45 ТК РФ, Конвенция МОТ № 150 ст.2 - «Каждый член организации может передавать определенную сферу деятельности не правительственным организациям, в частности организациям предпринимателей и трудящихся и представителям предпринимателей и трудящихся»).
  5.  единство и дифференциация ТП, деление ТЗ на общее и специальное (ст.251,252 ТК РФ). Основания дифференциации ТЗ:
    1.  объективные производственные основания
      1.  Климатические условия
      2.  Конкретные производственные условия
      3.  Характер трудовой связи работника с работодателем (постоянная, временная, сезонная, договор совместительства, надомники и  др.)
      4.  Характер самого труда работника
    2.  Субъектные основания
      1.  Женщины (беременные женщины и имеющие малолетних детей)
      2.  Несовершеннолетние
      3.  Инвалиды
  6.  наличие в системе источников ТП международных ПА, наибольшее значение имеют стандарты МОТ.
  7.  обусловленность ТП федеративным характером государства, отнесение его к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Разграничение полномочий осуществляется в соответствии со ст.6 ТК РФ.

Вопрос 3.  Локальное регулирование труда

Локальное регулирование труда:

  •  осуществление непосредственно в организации , у работодателя
  •  направленно на упорядочение, нормирование общественно-трудовых отношений, складывающихся у данного работодателя
  •  является производным от централизованного правового регулирования
  •  характеризуется большим динамизмом, нежели централизованное
  •  осуществляться в нормативном и договорном порядке

Локальные нормативные акты принимают:

  •  работодатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП) в пределах своей компетенции (ч.1 ст.8 ТК)
  •  работодатели с учетом мнения представительного  органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации – профкома) в случаях, предусмотренных ТК, другими ФЗ, иными НПА, коллективным договором, соглашениями (ч.2 ст.8, ст.372 ТК).
  •  Работодатели по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором или соглашениями (ч.3 ст.8 ТК).

Обязательные для принятия локальные нормативные акты:

  •  Правила внутреннего трудового распорядка ст.189 ТК
  •  Графики сменности ст.103 ТК
  •  График отпусков ст.123 ТК
  •  Порядок обработки (получение, хранение, использование) персональных данных работника 86, 87 ТК
  •  Предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда (ст.162 ТК РФ)
  •  Порядок применения вахтового метода, график работы на вахте (ст. 297,301 ТК)

Договорное регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров и ТД (ст.9 ТК)

Нормы локальных НА, условия коллективных и трудовых договоров, ухудшающие положение работников, ограничивающие их права или снижающие уровень гарантии по сравнению с установленными ТЗ, иными НПА, являются не действительными и применению не подлежат (ч.4 ст.8, ч.2 ст.9 ТК).

Вопрос 4. Роль судебной практики в регулировании ТО.

  •  Судебная практика находит свое выражение в следующих судебных актах
  •  Постановлениях и определениях КС РФ
  •  Постановление пленума ВС РФ
  •  Решения ВС по отдельным делам
  •  Решения нижестоящих судов, в т.ч. районных (городских) судов по конкретным трудовым спорам.

Конституционный Суд РФ

Разрешает дела о соответствии КРФ федеральных законов, НА Президента РФ, Совета Федерации, ГД, Правительства РФ, конституций субъектов и др.

Акты или их отдельные положения, признанные конституционными, утрачивают силу (ст.125 КРФ).

Верховный Суд РФ

Является высшим судебным органом по делам подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Разъяснения даются в постановлениях пленума ВС. Эти разъяснения являются обязательными для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон по которому дано разъяснение.

Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 в ред. Постановления от 28 декабря 2006 г. № 63 «о применении судами РФ трудового кодекса РФ».

Разъяснения пленума ВС даются для правильного разъяснения закона.

Юридическая природа этих судебных актов:

  1.  являются источниками права
    1.  многие положения постановлений пленума ВС содержат оригинальное указание на то, как следует решать тот или иной вопрос, не урегулированный в нормативном порядке, тем самым происходит восполнение пробелов в законе
    2.  судам предоставлено право проверять НПА и признавать их недействительными
    3.  судам предоставлено право непосредственного применения КРФ
    4.  соответственно тремя ветвям власти, судебная тоже должна принимать нормы общеобязательного характера
  2.  для того, чтобы признать судебные акты источником права необходимо внести изменения в КРФ и в ст.5 ТК.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70951. ФОРМА БРАЧНОГО ДОГОВОРА И ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 63.5 KB
  Прежде чем касаться непосредственно порядка и формы заключения брачного договора на наш взгляд следует подчеркнуть что заключение брачного договора не является условием необходимым для вступления в брак поскольку перечень этих условий содержится...
70956. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 94.5 KB
  Правовые основы формирования компетенции и организации деятельности законодательных органов субъектов РФ являются актуальной но недостаточно исследованной темой. Роль и функции законодательных органов субъектов РФ определены в Конституции...
70959. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ 281.63 KB
  Анализ показывает что конфликтующие как правило не могут сформулировать истинные причины конфликта зацикливаясь на наиболее возмущающих их моментах лежащих как говорят на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин. Понятно что лечение без диагноза обрекает на худший исход.