9455

Субъекты трудового права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА: Субъекты трудового права. Понятие и виды субъектов ТП. Граждане РФ (работники) - субъекты ТП. Работодатели (ЮЛ и ФЛ) - субъекты ТП. Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан по законодатель...

Русский

2013-03-07

63 KB

13 чел.

ТЕМА: Субъекты трудового права.

  1.  Понятие и виды субъектов ТП.
  2.  Граждане РФ (работники) – субъекты ТП.
  3.  Работодатели (ЮЛ и ФЛ) – субъекты ТП.
  4.  Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан по законодательству РФ.

Вопрос 1.

Субъекты ТП – это юридические и физические лица, которые на основе норм ТП являются или могут быть участниками правоотношений в сфере труда, а именно трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, являются обладателями субъективных прав и обязанностей. Каждый субъект ТП имеет свой правовой статус. Он определяется как ТК РФ так и другими НПА, содержащими нормы ТП.

Содержание правового статуса субъектов ТП включаются следующие элементы:

  1.  трудовая правосубъектность – это особое свойство, признаваемое трудовым законодательством за субъектами ТП, означающая что при наличии определенных условий они способны быть субъектами правоотношений в сфере труда. Правосубъектность включает:
    1.  трудовая правоспособность – обеспеченная государством и установленная ТЗ равная возможность вступать в ТО и непосредственно связанные с ними отношения.
    2.  Трудовая дееспособность – установленная ТЗ способность и юридическая возможность своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности
    3.  Деликтоспособность – способность субъекта ТП отвечать за совершенные им трудовые правонарушения.
  2.  Основные (статутные) трудовые права и обязанности, установленные законодательством.
  3.  Юридические гарантии, обеспечивающие реализацию основных трудовых прав и исполнение основных трудовых обязанностей.
  4.  Ответственность за нарушения, т.е. не исполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

Различают 2 вида правовых статусов:

  1.  общий – устанавливается для каждого вида субъектов ТП в целом (граждане, физические лица, ЮЛ, органы по рассмотрению трудовых споров и др.).  
  2.  специальный – представляет собой проявление общего правового статуса внутри видовым особенностям субъекта.

В состав субъектов ТП включаются:

  1.  граждане – работники
  2.  работодатели (физические и ЮЛ)
  3.  представители работников – профсоюзы, иные представители.
  4.  представители работодателей- руководители, другие уполномоченные лица, объединения работодателей
  5.  органы по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров
  6.  органы государственного надзора и контроля за соблюдением ТЗ.
  7.  Органы содействия обеспечения занятостью
  8.  Уполномоченные поп правам человека в РФ и субъектах РФ
  9.  Органы государственной власти и органы местного самоуправления
  10.  Органы социального партнерства в сфере труда
  11.  Иные субъекты отношений в сфере ТП.

Следует различать понятие субъект ТП и субъект ТПО.

Вопрос 2. Граждане РФ (работники) – субъекты ТП.

Работник – это физическое лицо, вступившее в ТО с работодателя (ч.2 ст.20 ТК). Правосубъекность граждан и работников: Право и дееспособность гражданских работников существует в неразрывном единстве т.к. возникают одновременно и трудовая дееспособность может осуществляться только путем личных действий правоспособного лица, т.е. трудовые обязанности нельзя осуществлять через представителя.

Можно выделить 2 критерия трудовой правосубъектности граждан:

  1.  Возрастной критерий (ч.3 ст.20 ТК и с.63 ТК). Российские национальные требования относительно возраста допуска к работе по ТД основаны на международно-правовых стандартах, конвенции МОТ №238 1973 г. «о минимальном возрасте для приема на работу» предусматривает минимальный возраст приема на работу не ниже возраста получения обязательного школьного образования, но не менее 15 лет. По общему правилу в соответствии ч.1 ст.63 ТК заключение ТД допускается с лицами,  достигшими возраста 16 лет. В соответствии с ч.2 ст.63 ТК ТД могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью: в случаях получения общего образования; продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования, по иной чем очная форме обучения; оставления в соответствии с ФЗ общеобразовательного учреждения. Ст. 19 закона РФ от 10 июля «об образовании» обучающийся 15 лет может оставить общеобразовательное учреждения до получения образования с согласия родителей или иных представителей, комиссией по делам несовершеннолетних, органами МС, осуществляющего управление в сфере образования. По решению органов управления образовательного учреждения допускается исключение обучающегося, достигшего возраста 15 лет  за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения. Такое решение принимается с учетом мнения его родителей, законных представителей и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с ч.3 ст.63 ТК ТД может быть заключен с учащимся, достигшим 14 лет для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения с согласия одного из родителя или попечителя и органа опеки и попечительства. В соответствии с ч.4 ст.63 ТК допускается заключение ТД с лицами не достигшими возраста 14  лет в организациях кинематографии, театра, театральных и концертных организациях, цирка для участия в создании и исполнении экспонировании произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей или опекуна и разрешения органа опеки и попечительства. ТД от имени работника в этом случае подписывается его родителем или опекуном.
    1.  волевой критерий (состояние психической готовности к труду) – признание человека, который в следствии психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими в установленном законом порядке недееспособным (ст.29 ГК) влечет за собой потерю им трудовой правосубъектности. Институт признания гражданина недееспособным в ТП отсутствует.

Законодательство устанавливает равную трудовую правосубъектность граждан (ст.37 КРФ ч.1, 2 ст.3 ТК). Ограничение трудовой правосубъектности граждан допускается только в случаях, предусмотренных законов. Основаниями для ограничения правусубъектности является:

  1.  приговор суда о лишении гражданина права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.47 УК).
  2.  Решение суда о дисквалификации (ст. 3.11 КоАП)
  3.  К педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющие заболевания в соответствии с перечнем, утвержденным минздавсоцразвития РФ (ст.331 ТК).
  4.  Государственным гражданским служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью
  5.  Работникам органов прокуратуры запрещается совместительство. ФЗ от 19.01.1992 «о прокуратуре РФ», кроме научной, педагогической и  иной творческой деятельности
  6.  Ст. 30 ГК устанавливает ограничение в получении заработка и распоряжении им для лиц, которые в следствии злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

ТЗ устанавливает дополнительные требования при приеме на определенные работы, которые не являются ограничением трудовой право и дееспособности, а определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч.3 ст.3 ТК):

  1.  достижение определенного возраста (государственные гражданские служащие -18 лет, судьи и др.)
  2.  наличие документа о соответствующем образовании или специальной подготовки
  3.  наличие медицинского заключения о возможности использования на определенных видах работ (ст.69, 328 ТК).
  4.  Отсутствие запрета для приема на определенные работы несовершеннолетних и женщин (ст. 265, 253 ТК).
  5.  Владение государственным языком, гражданство РФ.
  6.  Наличие определенного  трудового стажа.

Трудовые обязанности закреплены в ст.21 ТК. За неисполнение или не надлежащее исполнение трудовых обязанностей работник несет дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с ТК, а также гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в случаях предусмотренных ФЗ.

Вопрос 3. Работодатели (ЮЛ и ФЛ) – субъекты ТП.

Работодатель – это физическое лицо либо ЮЛ (организация), вступившие в ТО с работником (ч.4 ст.20 ТК). ЮЛ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (ст. 48 ГК).

В качестве работодателей могут выступать как коммерческие так и не коммерческие организации (ст.50 ГК).

Трудовая правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания (п.3 ст.49 ГК). Юридическое лицом считается созданным со дня внесения записи в единый государственный реестр ЮЛ (п.2 ст.52 ГК).

Два критерия трудовой правоспособности ЮЛ:

  1.  организационный – способность организации осуществлять подбор и расстановку, право приема и увольнения работников, а также способность организовывать их труд, создавать необходимые условия для работы.
    1.  имущественный – способность организации рассчитываться с работниками, т.е. право иметь денежные средства для выплаты ЗП и обладать самостоятельностью в расходовании денежных средств. Правоспособность прекращается с момента внесения записи о его исключении из единого государственного реестра ЮЛ .

ЮЛ в праве создавать представительства и филиалы, как свои обособленные подразделения, они не являются субъектами ТП, не могут быть работодателями. Их руководители вправе осуществлять действия от имени ЮЛ на основании доверенности в т.ч. заключать ТД с гражданами (ст.52 ТК).

Правовое  положений организаций работодателя определяется ГК РФ, ТК РФ, специальными НПА по организационно-правовым формам организаций.

Трудовую правосубъектность ЮЛ реализуют их органы или уполномоченные ими лица (ч.6 ст.20 ТК).

Порядок назначения или избрания органов ЮЛ определяется законом и учредительными документами (п.1. ст.53 ГК).

Функции единоличного исполнительного органа, руководство организации осуществляет руководитель (ст.273 ТК).

Работодателями – физическими лицами признаются:

  1.  физические лица, зарегистрированные в качестве ИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельность без образования ЮЛ с момента государственной регистрации в качестве ИП (п.1 ст.23 ГК). К этой категории работодателей приравнены частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с ФЗ подлежит государственной регистрации и лицензированию.
  2.  физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Они именуются физические лица, не являющиеся ИП.

Правовые обязанности работодателя в ТО осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем (ч.5,6 ст.20 ТК).

Заключать ТД в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 лет при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие этого возраста со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме (эмансипация (ст.27 ГК). В качестве работодателя могут выступать физические лица, не достигшие возраста 18 лет в случаях перечисленных в ч.8,9,10 ст.20 ТК.

Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц установлены главой 48 ТК. В случаях предусмотренных ФЗ в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать ТД (ч.4 ст.20 ТК).

С.31,39 ФЗ от 11 июля 2001 г. «о политических партиях» местные и первичные отделения политических партий могут, не имея статуса ЮЛ заключать с работниками аппарата политической партии срочные ТД.

Основные права и обязанности работодателя закреплены в ст.22 ТК.

Вопрос 4. Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан по законодательству РФ.

Основной закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан от 25 июля 2002 г. «о правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных названным ФЗ.

На территории РФ правила, установленные ТЗ распространяются на ТО с участием иностранных граждан (ч.5 ст.11 ТК). Работодатель имеет право по общему правилу привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Работодатель вправе привлекать иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующим получение визы, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением об этом федеральной миграционной службы и органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения.

Иностранный  гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение иностранному гражданину на работу выдается ФМС и ее территориальными органами при наличии заключения органа государственной службы занятости населения субъекта РФ.

Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ утверждены постановлением правительства РФ от 15 ноября 2006 г. За выдачу разрешений взимается государственная пошлина (ст.333.28 налогового кодекса РФ).

Этот порядок не распространяется на иностранных граждан:

  1.  постоянно или временно проживающих в РФ
  2.  являющихся сотрудниками дипломатических представительств
  3.  работниками консульских учреждений
  4.  сотрудниками международных организаций
  5.  являющихся журналистами, аккредитованными в РФ
  6.  обучающихся в ГОУ ВПО и выполняющих работы в течении каникул или в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала и др.

Иностранный гражданин не имеет права:

  1.  находится на муниципальной службе, за исключением случаев когда
    1.  является гражданином иностранного  государства – участника международного договора РФ в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе (ст.13 ФЗ от 2 марта 2007 г. «о муниципальной службе в РФ»).
  2.  отношение иностранных граждан к государственной службе определяется ФЗ 27 мая 2003 г «о системе государственной службы РФ». Предусмотрено поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.
  3.  замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ в соответствии с ограничениями, предусмотренными ст. 56 кодекса торгового мореплавания РФ.
  4.  быть членом экипажа военного корабля РФ
  5.  быть командиром воздушного судна гражданской авиации
  6.  быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
  7.  заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен ФЗ-ми.

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

Правительство РФ ежегодно устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Правительство РФ ежегодно устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами.

Законодательством установлена ответственность за незаконное осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ и незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан (ст.18.10, 18.15, 18.16, 18.17 КоАП).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33281. Региональные и местные налоги и их роль в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (на конкретном примере своего региона) 26.5 KB
  Региональные и местные налоги и их роль в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ на конкретном примере своего региона. Региональными налогами признаются налоги которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Местными налогами признаются налоги которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и...
33282. Возникновение налога и его природа 27.5 KB
  Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. В Афинах например считалось что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Это государство еще не имело теории налогов. Плательщиками налогов обычно выступали люди принадлежавшие к третьему сословию т.
33283. Налоги в дореволюционной России и их роль в формировании доходов государственного бюджета (начало ХХ в.) 24.5 KB
  Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала и прибыли предприятия. Принадлежавшие купцам предприятия и заведения вносили дополнительный налог в виде раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли. Сбор с прибыли составлял 333 с той части прибыли которая в 30 раз превышала размер основного промыслового налога. Акционерные общества платили дополнительный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли.
33284. Налоги в РСФСР в 20-е годы ХХ века 25.5 KB
  Налоги в РСФСР в 20е годы ХХ века. После Октябрьской революции налоговая политика была направлена на ослабление экономической базы буржуазии. Однако в условиях гражданской войны и натурализации народного хозяйства все денежные налоги были отменены и взимались в натуральной форме. был веден натуральный налог.
33285. Налоговая реформа СССР в 1930-1932 гг. 23 KB
  Упразднялся долгосрочный кредит для государственных предприятий ему на смену пришло безвозвратное финансирование на инвестиционные цели. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджетные ассигнования предназначенные для капитальных вложений к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом. Прежде всего директора предприятий получили большие полномочия по управлению всеми сторонами производственной деятельности. 7 августа 1932 года был принят самый...
33286. Налоги в СССР и их роль в формировании доходов государственного бюджета (1940-1990 гг.) 23.5 KB
  До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90 общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей налога с оборота и платежей из прибыли.Кроме того бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе не менее чем на пять лет.
33287. Функции налогов экономической системе 27 KB
  Налогам присущи 2 функции: Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами необходимыми для выполнения общенациональных потребностей. Через фискальную функцию государство обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических политических и социальных задач. Это обусловлено...
33288. Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе 26.5 KB
  Правило первое – равномерность. Это правило требует чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости требующим чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения. Второе правило – определенность известность.
33289. Налоговое бремя экономики и бремя государства (их сущность и взаимосвязи) 30 KB
  субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому чтобы переложить налог либо “вперед†на покупателей своих товаров повышая цену товаров в соответствии с размером налога либо “назад†на людей у которых он сам покупает товары уплачивая им меньше чем если бы налога не существовало. Сфера применения личного подоходного налога как правило фокусируется на отдельных лицах чьи доходы облагаются налогом. В целом однако большинство экспертов сходятся во мнении что именно те лица...