9456

Социальное партнерство (СП) в сфере труда

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА: Социальное партнерство (СП) в сфере труда. Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений. Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО. Коллективный договор. Понятие,...

Русский

2013-03-07

54.5 KB

4 чел.

ТЕМА: Социальное партнерство (СП) в сфере труда.

  1.  Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений.
  2.  Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО.
  3.  Коллективный договор. Понятие, значение, стороны, содержание.
  4.  Порядок заключения КД, срок и сфера его действия,  регистрация КД.
  5.  Соглашения по социально-трудовым вопросам.

Вопрос 1. Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений.

СП в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками, их представителями, работодателями, их представителями, органами государственной власти, ОМС, направленное на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных представителей в лице уполномоченных представителей (ст.25 ТК).

Основные принципы СП закреплены в ст.24 ТК.

Уровни СП:

  1.  на федеральном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в целом по РФ.
  2.  на межрегиональном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в 2х и более субъектах РФ.
  3.  на региональном уровне – в субъекте РФ.
  4.  отраслевом уровне – устанавливаются основы регулирования в сфере труда в отрасли
  5.  на территориальном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
  6.  на локальном уровне – уровне конкретного работодателя, организации. Устанавливаются обязательства в сфере труда.

Совокупность всех  уровней СП представляет собой систему СП (ст.26 ТК). Представителями работников в СП являются профсоюзы или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК (ч.1 ст.29 ТК).

Интересы работников на локальном уровне СП представляют первичная профсоюзная организация, ее выборный орган (профком) или иные представители, избираемые работниками (ч.2 ст.29, ст.30,31 ТК).

Интересы работников на всех уровнях, кроме локального представляют территориальные организации профсоюзов, соответствующие объединения профсоюзов.

Интересы работодателя на локальном уровне СП представляют руководитель организации, работодатель и ИП лично или уполномоченные ими лица (ч. 1 ст.33 ТК). На всех иных уровнях СП интересы работодателя представляют соответствующие объединения работодателей (ч.2 ст.33).

Объединения работодателей – некоммерческие организации. Особенности правового положения объединения работодателей установлены ФЗ от 27 ноября 2002г. «об объединениях рабоотдателей».

Вопрос 2. Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО.

Формы СП – это способы осуществления СП, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования ТО. СП осуществляется в следующих формах (ст.27 ТК):

  1.  коллективных переговорах о подготовке проектов и заключению коллективных договоров и соглашений (гл.6 ТК).
  2.  взаимных консультаций переговоров по вопросам регулирования ТО, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования ТЗ.
  3.  участия работников, их представителей в управлении организацией. Основные формы участия работников в управлении организации (гл. 8 ст.53 ТК).
  4.  участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст.386, 402 ТК).

Органы СП.

Постоянно и временно действующие органы, состоящие из представителей сторон, участников СП как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения.

Органами СП общей компетенции являются трехсторонние, двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованные на равноправной основе из наделенных полномочиями представителей сторон. (ч.1ст.35).

Комиссии по регулированию СТО образуются по решению сторон на всех уровнях СП (ч.2-6 ст.35 СП). Эти комиссии образуются для обеспечения регулирования СТО, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением (ч.1 ст.35 ТК).

На федеральном уровне СП образованно и постоянно действует Российская трехсторонняя комиссии по регулированию СТО. Ее деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ от 1 мая 1999 г. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии. Каждое общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны комиссии. Представители сторон являются членами комиссии. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Основными целями комиссии являются:

  •  Регулирование СТО
  •  Согласование социально-экономических интересов сторон

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны. Президентом РФ назначается координатор комиссии, который членом комиссии не является. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.

Участие комиссии по регулированию СТО в формировании и реализации государственной политики в сфере труда закреплено в ст.35.1 ТК.

К специализированным СП относятся:

  •  Координационные комитеты содействия занятости населения (ст.20 закона РФ «о занятости населения в РФ»).
  •  Комитеты и комиссии по охране труда (ст.218 ТК).
  •  Комиссии по трудовым спорам (ст.384 ТК).
  •  Примирительные комиссии (ст.402 ТК).

Вопрос 3. Коллективный договор. Понятие, значение, стороны, содержание.

Коллективный договор (КД) – это правовой акт, регулирующий СТО в организации или у ИП (т.е. у работодателя) и заключаемы работниками и работодателем в лице их представителей (ч.1 ст.40 ТК).

КД может заключаться в организации в целом; в ее филиалах; представительствах; иных обособленных структурных подразделениях (ч.4 ст.40 ТК). Сторонами КД являются работники (коллектив работников) и работодатель (ч.1 ст.40).

Значение КД:

  1.  это важнейший локальный правовой акт, это своеобразный трудовой кодекс организации.
  2.  это правовой акт СП, позволяющий согласовать социально-экономические интересы работников и работодателей.
  3.  это форма привлечения работников к управлению производством.
  4.  это правовой акт, позволяющий учесть специфику деятельности работодателя с учетом его организационно-правовой формы, формы собственности, финансовых возможностей.

Содержание и структура КД определяются сторонами (ч.1 ст.41 ТК). КД обладает смешанной правовой природой, т.е. КД содержит:

  1.  нормативные положения - действуют в течения всего срока действия КД, адресованы персонально не определенному кругу лиц, работающих у данного работодателя, применяются при наличии тех условий, которые установлены в нормативном положении.
    1.  информационные нормы – это нормы ТК, других ФЗ, включенные в КД для сведения работников.
    2.  локальные нормы – разработаны в организации, дополняющие нормы ТЗ.

В КД могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными НПА, соглашениями.

  1.  организационные условия или положения – это условия о сроке действия КД, о порядке  внесения в него изменения и дополнений, об осуществлении контроля за выполнением КД и др. (ст.43,44,51 ТК).
  2.  обязательственные условия КД – конкретные обязательства сторон. Эти условия действуют в течении срока, указанного в КД и погашаются исполнением, адресованы конкретному исполнителю. Приметный перечень обязательств сторон, включаемых в  КД дан в ч.2 ст.41 ТК.

КД не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающие уровень гарантий работников, т.е. ухудшающих условия работы по сравнению с установленным ТЗ. Если такие условия включены в КД, они являются не действительными и не подлежат применению (ч.2 ст.9 ТК, ч.3 ст.50 ТК).

Вопрос 4. Порядок заключения КД, срок и сфера его действия,  регистрация КД.

Порядок разработки проекта КД и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ (ст.42 ТК).

Правовая процедура разработки и заключения КД включает условно следующие стадии:

  1.  проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению КД. Право проявить такую инициативу имеют представители работодателя и работников (ч.1 ст.36 ТК). Право направить работодателю предложению о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют: единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный орган по поручению общего собрания, конференции работников (ч.2-5 ст.37).
  2.  вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров обязаны вступить в переговоры в течении 7 календарных дней, направив инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны (ч.2 ст.36).
  3.  создание комиссий для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора. Она создается на равноправной основе из представителей сторон (ч.1-7 ст.35 ТК).
  4.  коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны (ч.2 ст.36). Сроки, место и порядок проведения определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч.9 ст.37 ТК).
  5.  разработка проекта КД. При не достижении  согласия сторонами по отдельным положения КД в течении 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать КД на согласованных условиях с одновременным составление протокола разногласий.
  6.  урегулирование разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе обсуждения КД производится в соответствии с ТК (дальнейшие коллективные переговоры или разрешение в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров – гл.61 ТК) – ч.3 ст.40.
  7.  обсуждение проекта КД в подразделениях организации и его доработка.
  8.  утверждение проекта КД общим собранием, конференцией работников, если это определено сторонами.
  9.  подписание КД сторонами
  10.  регистрация КД – в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с ТЗ и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим КД, а также в соответствующую государственную инспекцию труда

Ст. 50, 43, 44, 51 ТК – посмотреть самим.

Вопрос 5. Соглашения по социально-трудовым вопросам.

Соглашения – это правовой акт, регулирующий СТО и устанавливающий общие принципы регулирования, связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, межотраслевом и территориальном уровнях СП. (ст.45-51 ТК).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19820. Виключення загальні принципи виявлення та уникнення помилок та обробка виключних ситуацій 25 KB
  3.Виключення: загальні принципи виявлення та уникнення помилок та обробка виключних ситуацій. Виключення виникнення непередбачених помилкових умов наприклад розподіл на нуль неможливість виділення пам'яті при створенні нового об'єкта і т.д. Зазвичай ці умови завершу...
19821. Віртуальні методи. Абстрактні класи 17.72 KB
  Абстрактний клас в обєктноорієнтованому програмуванні базовий клас який не передбачає створення екземплярів. Абстрактні класи реалізують на практиці один з принципів ООП поліморфізм. Абстрактний клас може містити і не містити абстрактні методи і властивості...
19823. Ініціалізація та руйнування об’єкта (конструктори та деструктори) 25 KB
  Ініціалізація та руйнування обєкта конструктори та деструктори. Як правило певну частину об'єкта перш ніж його можна буде використову вати необхідно ініціалізувати. Наприклад розглянемо клас myClass який було представлено вище у цьому підрозділі. Перш ніж об'єк
19824. Множинне успадкування (побудова класів, похідних від декількох багатьох базових) 18.97 KB
  Множинне спадкування концепція підтримувана частиною об'єктноорієнтованихмов програмування при якій класнащадок може мати більше одного суперкласубезпосереднього класубатька. Ця концепція є розширенням простого абоодиночного спадкування single inheritan...
19825. Обмеження доступу до компонентів об’єкта (використання специфікатора const) 27.5 KB
  Обмеження доступу до компонентів обєкта використання специфікатора const Член класу може бути оголошений не тільки відкритим public або закритим private але і захищеним protected. Окрім цього базовий клас у цілому може ус падковуватися з використанням специфікатора до...
19826. Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу (специфікатор friend) 23.5 KB
  Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу специфікатор friend. Технологія об'єктноорієнтованого програмування дає змогу організувати до ступ до закритих членів класу функціями які не є його членами. Для цього дос татньо оголосити ці функції др...
19827. Параметризовані класи (templates) 25 KB
  1.Параметризовані класи templates. Параметризовані класи це класи що можуть оперувати узагальненими типами. Ці класи генеруються подібно узагальненим функціям в період компіляції. Призначення і особливість параметризованих класів схожа структура класу з різними тип...
19828. Повні імена компонентів класу. Вкладені класи. Статичні компоненти класу 22 KB
  Повні імена компонентів класу. Вкладені класи. Статичні компоненти класу. Об'єктноорієнтований під до розроблення програмних продуктів побудова ний на такому понятті як класи. Клас визначає новий тип даних який задає фор мат об'єкта. Клас містить як дані так і коди ...