9456

Социальное партнерство (СП) в сфере труда

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА: Социальное партнерство (СП) в сфере труда. Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений. Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО. Коллективный договор. Понятие,...

Русский

2013-03-07

54.5 KB

4 чел.

ТЕМА: Социальное партнерство (СП) в сфере труда.

  1.  Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений.
  2.  Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО.
  3.  Коллективный договор. Понятие, значение, стороны, содержание.
  4.  Порядок заключения КД, срок и сфера его действия,  регистрация КД.
  5.  Соглашения по социально-трудовым вопросам.

Вопрос 1. Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений.

СП в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками, их представителями, работодателями, их представителями, органами государственной власти, ОМС, направленное на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных представителей в лице уполномоченных представителей (ст.25 ТК).

Основные принципы СП закреплены в ст.24 ТК.

Уровни СП:

  1.  на федеральном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в целом по РФ.
  2.  на межрегиональном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в 2х и более субъектах РФ.
  3.  на региональном уровне – в субъекте РФ.
  4.  отраслевом уровне – устанавливаются основы регулирования в сфере труда в отрасли
  5.  на территориальном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
  6.  на локальном уровне – уровне конкретного работодателя, организации. Устанавливаются обязательства в сфере труда.

Совокупность всех  уровней СП представляет собой систему СП (ст.26 ТК). Представителями работников в СП являются профсоюзы или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК (ч.1 ст.29 ТК).

Интересы работников на локальном уровне СП представляют первичная профсоюзная организация, ее выборный орган (профком) или иные представители, избираемые работниками (ч.2 ст.29, ст.30,31 ТК).

Интересы работников на всех уровнях, кроме локального представляют территориальные организации профсоюзов, соответствующие объединения профсоюзов.

Интересы работодателя на локальном уровне СП представляют руководитель организации, работодатель и ИП лично или уполномоченные ими лица (ч. 1 ст.33 ТК). На всех иных уровнях СП интересы работодателя представляют соответствующие объединения работодателей (ч.2 ст.33).

Объединения работодателей – некоммерческие организации. Особенности правового положения объединения работодателей установлены ФЗ от 27 ноября 2002г. «об объединениях рабоотдателей».

Вопрос 2. Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО.

Формы СП – это способы осуществления СП, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования ТО. СП осуществляется в следующих формах (ст.27 ТК):

  1.  коллективных переговорах о подготовке проектов и заключению коллективных договоров и соглашений (гл.6 ТК).
  2.  взаимных консультаций переговоров по вопросам регулирования ТО, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования ТЗ.
  3.  участия работников, их представителей в управлении организацией. Основные формы участия работников в управлении организации (гл. 8 ст.53 ТК).
  4.  участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст.386, 402 ТК).

Органы СП.

Постоянно и временно действующие органы, состоящие из представителей сторон, участников СП как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения.

Органами СП общей компетенции являются трехсторонние, двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованные на равноправной основе из наделенных полномочиями представителей сторон. (ч.1ст.35).

Комиссии по регулированию СТО образуются по решению сторон на всех уровнях СП (ч.2-6 ст.35 СП). Эти комиссии образуются для обеспечения регулирования СТО, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением (ч.1 ст.35 ТК).

На федеральном уровне СП образованно и постоянно действует Российская трехсторонняя комиссии по регулированию СТО. Ее деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ от 1 мая 1999 г. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии. Каждое общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны комиссии. Представители сторон являются членами комиссии. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Основными целями комиссии являются:

  •  Регулирование СТО
  •  Согласование социально-экономических интересов сторон

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны. Президентом РФ назначается координатор комиссии, который членом комиссии не является. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.

Участие комиссии по регулированию СТО в формировании и реализации государственной политики в сфере труда закреплено в ст.35.1 ТК.

К специализированным СП относятся:

  •  Координационные комитеты содействия занятости населения (ст.20 закона РФ «о занятости населения в РФ»).
  •  Комитеты и комиссии по охране труда (ст.218 ТК).
  •  Комиссии по трудовым спорам (ст.384 ТК).
  •  Примирительные комиссии (ст.402 ТК).

Вопрос 3. Коллективный договор. Понятие, значение, стороны, содержание.

Коллективный договор (КД) – это правовой акт, регулирующий СТО в организации или у ИП (т.е. у работодателя) и заключаемы работниками и работодателем в лице их представителей (ч.1 ст.40 ТК).

КД может заключаться в организации в целом; в ее филиалах; представительствах; иных обособленных структурных подразделениях (ч.4 ст.40 ТК). Сторонами КД являются работники (коллектив работников) и работодатель (ч.1 ст.40).

Значение КД:

  1.  это важнейший локальный правовой акт, это своеобразный трудовой кодекс организации.
  2.  это правовой акт СП, позволяющий согласовать социально-экономические интересы работников и работодателей.
  3.  это форма привлечения работников к управлению производством.
  4.  это правовой акт, позволяющий учесть специфику деятельности работодателя с учетом его организационно-правовой формы, формы собственности, финансовых возможностей.

Содержание и структура КД определяются сторонами (ч.1 ст.41 ТК). КД обладает смешанной правовой природой, т.е. КД содержит:

  1.  нормативные положения - действуют в течения всего срока действия КД, адресованы персонально не определенному кругу лиц, работающих у данного работодателя, применяются при наличии тех условий, которые установлены в нормативном положении.
    1.  информационные нормы – это нормы ТК, других ФЗ, включенные в КД для сведения работников.
    2.  локальные нормы – разработаны в организации, дополняющие нормы ТЗ.

В КД могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными НПА, соглашениями.

  1.  организационные условия или положения – это условия о сроке действия КД, о порядке  внесения в него изменения и дополнений, об осуществлении контроля за выполнением КД и др. (ст.43,44,51 ТК).
  2.  обязательственные условия КД – конкретные обязательства сторон. Эти условия действуют в течении срока, указанного в КД и погашаются исполнением, адресованы конкретному исполнителю. Приметный перечень обязательств сторон, включаемых в  КД дан в ч.2 ст.41 ТК.

КД не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающие уровень гарантий работников, т.е. ухудшающих условия работы по сравнению с установленным ТЗ. Если такие условия включены в КД, они являются не действительными и не подлежат применению (ч.2 ст.9 ТК, ч.3 ст.50 ТК).

Вопрос 4. Порядок заключения КД, срок и сфера его действия,  регистрация КД.

Порядок разработки проекта КД и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ (ст.42 ТК).

Правовая процедура разработки и заключения КД включает условно следующие стадии:

  1.  проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению КД. Право проявить такую инициативу имеют представители работодателя и работников (ч.1 ст.36 ТК). Право направить работодателю предложению о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют: единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный орган по поручению общего собрания, конференции работников (ч.2-5 ст.37).
  2.  вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров обязаны вступить в переговоры в течении 7 календарных дней, направив инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны (ч.2 ст.36).
  3.  создание комиссий для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора. Она создается на равноправной основе из представителей сторон (ч.1-7 ст.35 ТК).
  4.  коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны (ч.2 ст.36). Сроки, место и порядок проведения определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч.9 ст.37 ТК).
  5.  разработка проекта КД. При не достижении  согласия сторонами по отдельным положения КД в течении 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать КД на согласованных условиях с одновременным составление протокола разногласий.
  6.  урегулирование разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе обсуждения КД производится в соответствии с ТК (дальнейшие коллективные переговоры или разрешение в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров – гл.61 ТК) – ч.3 ст.40.
  7.  обсуждение проекта КД в подразделениях организации и его доработка.
  8.  утверждение проекта КД общим собранием, конференцией работников, если это определено сторонами.
  9.  подписание КД сторонами
  10.  регистрация КД – в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с ТЗ и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим КД, а также в соответствующую государственную инспекцию труда

Ст. 50, 43, 44, 51 ТК – посмотреть самим.

Вопрос 5. Соглашения по социально-трудовым вопросам.

Соглашения – это правовой акт, регулирующий СТО и устанавливающий общие принципы регулирования, связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, межотраслевом и территориальном уровнях СП. (ст.45-51 ТК).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79086. Имущественные отношения супругов. Институт приданого. Основания прекращения брака. Конкубинат 21.11 KB
  Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того времени пока существовала практика браков cum mnu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство муха было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица у которого она находилась и т. при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены чем для мужа. При браке cum mnu все имущество жены поступало в полную собственность мужа сливаясь нераздельно с...
79087. Институты публичного права и изменения полномочий императора, сената и магистратуры в период домината (поздней империи) 21.7 KB
  начинается новый этап истории империи доминат во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора. Население империи превратилось из граждан в подданных императора которые стали рассматриваться даже как его рабы сервы. Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана закрепленные и развитые в законодательстве Константина.
79088. Институты публичного права и изменения полномочий императора, сената и магистратуры в период принципата. Провинциальное управление 19.62 KB
  Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате что позволяло предопределять решения последнего; 2 доминат III V вв. Как консул он мог воспользовавшись правом интерцессии отменить решение любого магистрата как цензор формировать сенат из своих сторонников как трибун наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа но он мог указать своего преемника...
79089. Институты публичного права Рима в период республики 24.41 KB
  Особую часть римского права составляло государственное публичное право регулирующее положение Рима как общины и столицы сначала Италии а затем и мировой державы. Эпоха римской республики это время наивысшего расцвета государственного права путем прямой законодательной деятельности народа. сохраняла свои права римская civits.
79090. Исполнение обязательства и ответственность за неисполнение обязательства 25.12 KB
  В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своего обязательства он нес ответственность перед кредитором. В более отдаленные эпохи ответственность имела личный характер: в случаях неисполнения должником лежащей на нем обязанности к нему применялись притом самим кредитором меры воздействия направленные непосредственно на его личность заключение в тюрьму продажа в рабство даже лишение жизни.Указания на такую личную ответственность содержатся еще в постановлениях XII таблиц.
79091. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции 16.88 KB
  Значение римского права для современной юриспруденции. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права но и на развитие культуры в целом.1Эти особенности римского права способствовали тому что когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни произошел интереснейший процесс рецепция римского права.
79092. Кодификация Юстиниана; причины и процесс кодификации. Конституции, их содержание и система. Дигесты. Их состав и содержание. Кодекс Юстиниана. Новеллы 24 KB
  Предпосылки всеобщей кодификации права. Уже на относительно раннем этапе своего исторического развития юридическая техника и в целом культура римского права обнаружили потребность и стремление к обобщению и унификации источников права и вытекающих из них правовых норм. В ходе централизаторских политических и правовых реформ проводимых при активном личном участии императора была реализована и всеобъемлющая кодификация права причем на новых принципах отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской...
79093. Консенсуальные договоры. Купля-продажа Права и обязанности сторон. Эвикция 24.48 KB
  Передача вещи рассматривалось уже как исполнение консенсуального контракта. Предметом договора куплипродажи могли быть как вещи телесные например дом зерно так и нематериальные например право требования. Предметом договора могли быть как вещи уже существующие в натуре так и те которые появятся или поступят в собственность продавца только в будущем. Предмет договора куплипродажи должен был быть определенным образом индивидуализирован и поэтому вещи определенные родовыми признаками не могли отчуждаться по договору куплипродажи.
79094. Легаты и фидеикомиссы. Виды легатов. Ограничения легатов. Универсальный фидеикомисс 23.62 KB
  Виды легатов. Ограничения легатов. Различалось несколько видов легатов. Наиболее существенным было различие легатов pervindictionem и легатов perdmntionem.