9456

Социальное партнерство (СП) в сфере труда

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА: Социальное партнерство (СП) в сфере труда. Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений. Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО. Коллективный договор. Понятие,...

Русский

2013-03-07

54.5 KB

4 чел.

ТЕМА: Социальное партнерство (СП) в сфере труда.

  1.  Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений.
  2.  Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО.
  3.  Коллективный договор. Понятие, значение, стороны, содержание.
  4.  Порядок заключения КД, срок и сфера его действия,  регистрация КД.
  5.  Соглашения по социально-трудовым вопросам.

Вопрос 1. Понятие, стороны уровни СП, представительства сторон СП отношений.

СП в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками, их представителями, работодателями, их представителями, органами государственной власти, ОМС, направленное на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных представителей в лице уполномоченных представителей (ст.25 ТК).

Основные принципы СП закреплены в ст.24 ТК.

Уровни СП:

  1.  на федеральном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в целом по РФ.
  2.  на межрегиональном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в 2х и более субъектах РФ.
  3.  на региональном уровне – в субъекте РФ.
  4.  отраслевом уровне – устанавливаются основы регулирования в сфере труда в отрасли
  5.  на территориальном уровне – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
  6.  на локальном уровне – уровне конкретного работодателя, организации. Устанавливаются обязательства в сфере труда.

Совокупность всех  уровней СП представляет собой систему СП (ст.26 ТК). Представителями работников в СП являются профсоюзы или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК (ч.1 ст.29 ТК).

Интересы работников на локальном уровне СП представляют первичная профсоюзная организация, ее выборный орган (профком) или иные представители, избираемые работниками (ч.2 ст.29, ст.30,31 ТК).

Интересы работников на всех уровнях, кроме локального представляют территориальные организации профсоюзов, соответствующие объединения профсоюзов.

Интересы работодателя на локальном уровне СП представляют руководитель организации, работодатель и ИП лично или уполномоченные ими лица (ч. 1 ст.33 ТК). На всех иных уровнях СП интересы работодателя представляют соответствующие объединения работодателей (ч.2 ст.33).

Объединения работодателей – некоммерческие организации. Особенности правового положения объединения работодателей установлены ФЗ от 27 ноября 2002г. «об объединениях рабоотдателей».

Вопрос 2. Формы и органы СП. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных ТО.

Формы СП – это способы осуществления СП, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования ТО. СП осуществляется в следующих формах (ст.27 ТК):

  1.  коллективных переговорах о подготовке проектов и заключению коллективных договоров и соглашений (гл.6 ТК).
  2.  взаимных консультаций переговоров по вопросам регулирования ТО, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования ТЗ.
  3.  участия работников, их представителей в управлении организацией. Основные формы участия работников в управлении организации (гл. 8 ст.53 ТК).
  4.  участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст.386, 402 ТК).

Органы СП.

Постоянно и временно действующие органы, состоящие из представителей сторон, участников СП как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения.

Органами СП общей компетенции являются трехсторонние, двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованные на равноправной основе из наделенных полномочиями представителей сторон. (ч.1ст.35).

Комиссии по регулированию СТО образуются по решению сторон на всех уровнях СП (ч.2-6 ст.35 СП). Эти комиссии образуются для обеспечения регулирования СТО, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением (ч.1 ст.35 ТК).

На федеральном уровне СП образованно и постоянно действует Российская трехсторонняя комиссии по регулированию СТО. Ее деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ от 1 мая 1999 г. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии. Каждое общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны комиссии. Представители сторон являются членами комиссии. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Основными целями комиссии являются:

  •  Регулирование СТО
  •  Согласование социально-экономических интересов сторон

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны. Президентом РФ назначается координатор комиссии, который членом комиссии не является. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.

Участие комиссии по регулированию СТО в формировании и реализации государственной политики в сфере труда закреплено в ст.35.1 ТК.

К специализированным СП относятся:

  •  Координационные комитеты содействия занятости населения (ст.20 закона РФ «о занятости населения в РФ»).
  •  Комитеты и комиссии по охране труда (ст.218 ТК).
  •  Комиссии по трудовым спорам (ст.384 ТК).
  •  Примирительные комиссии (ст.402 ТК).

Вопрос 3. Коллективный договор. Понятие, значение, стороны, содержание.

Коллективный договор (КД) – это правовой акт, регулирующий СТО в организации или у ИП (т.е. у работодателя) и заключаемы работниками и работодателем в лице их представителей (ч.1 ст.40 ТК).

КД может заключаться в организации в целом; в ее филиалах; представительствах; иных обособленных структурных подразделениях (ч.4 ст.40 ТК). Сторонами КД являются работники (коллектив работников) и работодатель (ч.1 ст.40).

Значение КД:

  1.  это важнейший локальный правовой акт, это своеобразный трудовой кодекс организации.
  2.  это правовой акт СП, позволяющий согласовать социально-экономические интересы работников и работодателей.
  3.  это форма привлечения работников к управлению производством.
  4.  это правовой акт, позволяющий учесть специфику деятельности работодателя с учетом его организационно-правовой формы, формы собственности, финансовых возможностей.

Содержание и структура КД определяются сторонами (ч.1 ст.41 ТК). КД обладает смешанной правовой природой, т.е. КД содержит:

  1.  нормативные положения - действуют в течения всего срока действия КД, адресованы персонально не определенному кругу лиц, работающих у данного работодателя, применяются при наличии тех условий, которые установлены в нормативном положении.
    1.  информационные нормы – это нормы ТК, других ФЗ, включенные в КД для сведения работников.
    2.  локальные нормы – разработаны в организации, дополняющие нормы ТЗ.

В КД могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными НПА, соглашениями.

  1.  организационные условия или положения – это условия о сроке действия КД, о порядке  внесения в него изменения и дополнений, об осуществлении контроля за выполнением КД и др. (ст.43,44,51 ТК).
  2.  обязательственные условия КД – конкретные обязательства сторон. Эти условия действуют в течении срока, указанного в КД и погашаются исполнением, адресованы конкретному исполнителю. Приметный перечень обязательств сторон, включаемых в  КД дан в ч.2 ст.41 ТК.

КД не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающие уровень гарантий работников, т.е. ухудшающих условия работы по сравнению с установленным ТЗ. Если такие условия включены в КД, они являются не действительными и не подлежат применению (ч.2 ст.9 ТК, ч.3 ст.50 ТК).

Вопрос 4. Порядок заключения КД, срок и сфера его действия,  регистрация КД.

Порядок разработки проекта КД и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ (ст.42 ТК).

Правовая процедура разработки и заключения КД включает условно следующие стадии:

  1.  проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению КД. Право проявить такую инициативу имеют представители работодателя и работников (ч.1 ст.36 ТК). Право направить работодателю предложению о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют: единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный орган по поручению общего собрания, конференции работников (ч.2-5 ст.37).
  2.  вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров обязаны вступить в переговоры в течении 7 календарных дней, направив инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны (ч.2 ст.36).
  3.  создание комиссий для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора. Она создается на равноправной основе из представителей сторон (ч.1-7 ст.35 ТК).
  4.  коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны (ч.2 ст.36). Сроки, место и порядок проведения определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч.9 ст.37 ТК).
  5.  разработка проекта КД. При не достижении  согласия сторонами по отдельным положения КД в течении 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать КД на согласованных условиях с одновременным составление протокола разногласий.
  6.  урегулирование разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе обсуждения КД производится в соответствии с ТК (дальнейшие коллективные переговоры или разрешение в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров – гл.61 ТК) – ч.3 ст.40.
  7.  обсуждение проекта КД в подразделениях организации и его доработка.
  8.  утверждение проекта КД общим собранием, конференцией работников, если это определено сторонами.
  9.  подписание КД сторонами
  10.  регистрация КД – в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с ТЗ и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим КД, а также в соответствующую государственную инспекцию труда

Ст. 50, 43, 44, 51 ТК – посмотреть самим.

Вопрос 5. Соглашения по социально-трудовым вопросам.

Соглашения – это правовой акт, регулирующий СТО и устанавливающий общие принципы регулирования, связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, межотраслевом и территориальном уровнях СП. (ст.45-51 ТК).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17960. ОСНОВИ ФІНАНСІВ ПІДПРИЄМСТВ 143.5 KB
  Тема1 ОСНОВИ ФІНАНСІВ ПІДПРИЄМСТВ Поняття і сутність фінансів підприємств. Функції фінансів підприємств. Грошові доходи грошові фонди фінансові ресурси підприємств. Основи організації фінансів підприємств. Фінансова діяльність підприємства. Зміст...
17961. Финансовая деятельность государства 131.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 1 Финансовая деятельность государства 1. Понятие финансов и сущность финансовой деятельности государства. 2. Принципы и методы финансовой деятельности государства. 3. Финансовая система Украины ее состав. 4. Система и правовое положение органов вл...
17962. Предмет, метод и система финансового права 115.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 2 Предмет метод и система финансового права 1. Понятие финансового права. 2. Место финансового права в системе права. 3. Понятие и виды финансовоправовых норм. 4. Финансовоправовые отношения их особенности. 5. Система финансового права. 6. Исто...
17963. Правовые основы финансового контроля в Украине 132 KB
  ЛЕКЦИЯ 3 Правовые основы финансового контроля в Украине 1. Сущность и назначение финансового контроля. 2. Организация и органы финансового контроля. 3. Формы и методы финансового контроля. 1. Сущность и назначение финансового контроля Контроль за ра
17964. Государственный бюджет Украины и бюджетное право 175.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 4 Государственный бюджет Украины и бюджетное право . 1. Понятие бюджета и его роль в обществе. 2. Понятие бюджетного права и его источники. 3. Бюджетноправовые отношения в обществе. 4. Бюджетная система. 5. Бюджетная классификация. 6. Государствен...
17965. Бюджетный процесс в Украине и его участники 447.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 5 Бюджетный процесс в Украине и его участники 1. Понятие и содержание бюджетного процесса. 2. Распорядители бюджетных средств и бюджетные назначения. 3. Порядок составления проекта государственного бюджета Украины. 4. Порядок рассмотрения и принят...
17966. Основы правового регулирования государственных доходов 51 KB
  ЛЕКЦИЯ 6 Основы правового регулирования государственных доходов 1. Понятие и система государственных доходов Государственные доходы это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валово...
17967. Налоговое право. Общегосударственные сборы 1.03 MB
  ЛЕКЦИЯ 7 Налоговое право 1. Понятие налогового права. 2. Государственные налоги. 3. Общегосударственные сборы обязательные платежи. 4. Правовая природа местных налогов и сборов. 5. Порядок осуществления расчетов плательщиков налогов перед бюджетом и го
17968. Правовые основы государственного кредита 201 KB
  ЛЕКЦИЯ 8 Правовые основы государственного кредита 1. Понятие и функции государственного кредита. 2. Виды государственного кредита. 3. Государственный кредит в Украине. 4. Правоотношения Украины с иностранными государствами и международными финансовокреди