94565

Источники российского конституционного права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Конституция Российской Федерации главный источник государственного права. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам...

Русский

2015-09-14

16.62 KB

0 чел.

Источники российского конституционного права

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации — главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

2. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

3. Статус других субъектов Российской Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2).

4. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов:

федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84);

определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

5. Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

6. Источниками конституционного права являются также акты палат Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

В соответствии со ст. 102 Конституции России Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

7. Источником конституционного права являются также Декларации. Именно в этой форме были приняты “Декларация о государственном суверенитете РСФСР” от 12 июня 1990 года, “Декларация о языках народов России” от 25 октября 1991 года и др.

8. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

11. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.

12. После принятия Конституции 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов.

Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу

14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

15. Источником конституционного права являются также акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

16. В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В заключение надо подчеркнуть, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы государственного права.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24655. Аналіз ефективності використання робочої сили 24.5 KB
  прийому = Чпр сер Ч Коеф вибуття = Чвир сер Ч Коеф заг обор = Чпр Чвир сер Ч Коеф пот кадрів = Ч виб за власним бажанням сер Ч.
24656. Аналіз продуктивності праці 29.5 KB
  Розрахунок продуктивності праці: ПП = V серЧ V – обсяг виробництва продукції сер Ч – середньооблікова чисельність персоналу для окремих цехів: ПП = Vнат сер Ц сер Ч Vнат – обсяг в натуральних одиницях сер Ц – середньооблікова ціна Оцінка впливу обсягу виробництва продукції дельта ППв дельта ППв = Vф сер Цпл сер Чпл Пл. сер Цпл сер Чпл Оцінка впливу середньооблікової чисельності робітників дельта ППч = Vф чер Цпл сер ЧФ – Vф сер Цпл сер Чпл Оцінка впливу середньої оптової ціни дельта ППсер ц = Vф сер Цф сер Чф – Vф сер Цпл...
24657. Аналіз ефективності використання матеріальних ресурсів 25.5 KB
  Аналіз використання матеріалів здійснюється за наступними узагальнюючими показниками: матеріаловіддача зняття продукції із гривні витрат на матеріали це відношення обсягу випущеної продукції до загальної суми матеріальних витрат; матеріалоємність сума матеріальних витрат на випуск однієї гривні продукції це відношення загальної суми матеріальних витрат на обсяг виготовленої продукції. У процесі аналізу можна використати також допоміжні показники рівня використання матеріальних ресурсів: коефіцієнт використання матеріалів рівень...
24658. Аналіз витрат на виробництво за елементами та статтями витрат 26.5 KB
  Аналіз витрат на виробництво за елементами та статтями витрат. Найбільш корисним для вивчення змін у структурі витрат на виробництво є аналіз собівартості за елементами витрат. Елементні витрати – це однорідні за складом витрати підприємства. До них належать матеріальні витрати оплата праці відрахування на соціальні потреби амортизаційні відрахування інші грошові витрати.
24659. Аналіз витрат на одну гривню товарної продукції 25 KB
  Аналіз витрат на одну гривню товарної продукції.товарної продукції є основним показником який харзує рівень і динаміку витрат на підво які розробляють різновидну продукцію. товварної продукції є загальним показником рівня витрат він може бути розрахованим для будь якого підващо дуже важливо до порівняння аналізу між підвами їх оцінки конкурентно спроможності. товарної продукції харзує успішність роботи підвапо впровадженя нової технікипідвищення продукції праці раціонально викорастаних ресурсів.
24660. Методика аналізу фінансових результатів підприємства 32 KB
  Кінцевим позитивним результатом господарської діяльності підприємства є прибуток. Прибуток це грошовий дохід утворений в результаті виробничогосподарської діяльності. Прибуток виконує такі основні функції: оцінки підсумків діяльності підприємства; розподілу розподілу доходу між підприємством і державою підприємством і його робітниками між сферою виробництва і невиробничою сферою; джерела утворення фондів економічного стимулювання і соціальних фондів. Джерелами аналітичної інформації є плани економічного та соціального...
24661. Аналіз валового прибутку від реалізації продукції 29 KB
  У процесі аналізу доходів визначають такі показники: 1 рівень доходів підва: доходи в сумі на 100 на товаро оборот. 2 розмір зміни рівня доходів:фактичний рівень доходівплан рівня доходів. 3 відхилення доходів суми:фактич.товарооборотвідхилення у 100 4 рентабельність: R=ЧП ВК 5 рівень рентабельності продажу Rпр=ЧП ЧР У процесі аналізу доходів визначаются такі показники: 1 рівень доходів підва= доходи в сумі 100 товарооборот 2 розмір зміни рівня підва=фактичній – плановий 3 відхилення доходів в сумі= фактичний товарооборотна відхил.
24662. Аналіз показників рентабельності 27.5 KB
  Аналіз показників рентабельності. Аналіз рентабельності підприємства дозволяє визначити ефективність вкладення коштів у підприємство та раціональність їхнього використання. Аналіз рентабельності підприємства здійснюється шляхом розрахунку таких показників коефіцієнтів: коефіцієнт рентабельності активів коефіцієнт рентабельності власного капіталу коефіцієнт рентабельності діяльності та коефіцієнт рентабельності продукції. Коефіцієнт рентабельності активів Ра розраховується як відношення чистого прибутку підприємства до середньорічної...
24663. Організація і методика аналізу фінансового стану підприємства в ринкових умовах 29 KB
  Відносні показники фінансового стану розподіляються на коефіцієнти розподілення і координації. Коефіцієнт розподілення відображають яку частину той чи інший абсолютний показник становить від підсумкового показника складовою частиною якого є цей показник.аналіз рентабельності Аналіз рентабельності підприємства здійснюється шляхом розрахунку таких показників коефіцієнтів: коефіцієнт рентабельності активів коефіцієнт рентабельності власного капіталу коефіцієнт рентабельності діяльності та коефіцієнт рентабельності продукції.