94568

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Показатель «истинных сбережений». Устойчивое развитие и эколого-экономический индекс регионов РФ

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Показатель истинных сбережений - реальная скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения. Показатели истинных сбережений отражают более широкое понимание устойчивости оценивая изменения природных ресурсов и качества окружающей среды в дополнение к произведенным активам.

Русский

2015-09-14

20.36 KB

1 чел.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Показатель «истинных сбережений». Устойчивое развитие и эколого-экономический индекс регионов РФ.

Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:

  1. Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
  2. Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
  3. Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Показатель «истинных сбережений» - реальная скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения. Показатели истинных сбережений отражают более широкое понимание устойчивости, оценивая изменения природных ресурсов и качества окружающей среды в дополнение к произведенным активам.

Общепринятого подхода для расчета индикаторов устойчивого развития до сих пор не существует. Ученые и научные коллективы разных стран предлагают свои варианты критериев устойчивости. Наиболее адекватной для построения эколого-экономического индекса регионов России авторы посчитали методику Всемирного Банка по разработке индекса скорректированных чистых накоплений (СЧН) региона. Основные принципы этой методики и были использованы в работе. Под СЧН понимается разность показателей валового накопления основного капитала, инвестиций в основной капитал по добыче полезных ископаемых и других природных ресурсов — с одной стороны, и истощения природных ресурсов, ущерба от загрязнения окружающей среды, а также суммы расходов бюджета на развитие человеческого капитала, затрат на охрану окружающей среды и развитие особо охраняемых природных территорий — с другой. В практическом плане скорректированные чистые накопления показывают необходимость компенсации истощения природного капитала за счет роста инвестиций в человеческий и физический капиталы, радикального роста энергоэффективности, увеличения накоплений в фондах будущих поколений. Индекс СЧН — это главный показатель работы; он характеризует скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды.

Вычисленный индекс позволил выявить ряд закономерностей развития российских регионов с учетом их экономической направленности. Регионы, где эколого-экономический индекс наиболее высокий, относятся к группе регионов с аграрно-промышленной специализацией. В этих регионах, как правило, низкий уровень развития экономики, что в свою очередь ведет к снижению вредных выбросов в окружающую среду; именно в этих регионах имеются наибольшие площади особо охраняемых природных территорий. И наоборот, низкие значения индекса наблюдаются у регионов, где экономика характеризуется значительной долей добывающего сектора. Однако эти регионы в первую очередь являются важнейшим источником доходной части федерального бюджета.

Лидером индекса оказалась Республика Алтай. Высокие показатели республики обусловлены ростом запаса лесных ресурсов, наличием особо охраняемых природных территорий, а также относительно высокими расходами бюджета на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт.

Второе место в индексе заняла Чеченская Республика, что явилось большой неожиданностью. это, в основном, дотационный регион. В этом кроется основная причина высокого индекса. Далее следуют Тверская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия. Замыкает десятку лидеров Республика Адыгея.

Аутсайдерами индекса являются Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В этих регионах очень высокая доля добычи топливных полезных ископаемых в структуре ВРП — 60–70%.

Третье место заняла Еврейская автономная область, где наибольший вклад в формирование высокого индекса вносят большие запасы леса, которые оцениваются в 50% ВРП.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45672. Креатив. Формы творческих идей 36 KB
  Формы творческих идей В основе многих креативных идей лежат яркие запоминающиеся фразы – слоганы. Формирование творческих идей Под формированием творческой идеи подразумевается процесс получения оригинальной идеи. 1 мозговой штурм для определения общего стратегического направления рекламной кампании; 2 релаксация; 3 результаты мозгового штурма перерабатываются посредством индивидуального построения ассоциаций; 4 обсуждение готовых идей коллективом творческой группы. Основные свойства метода: разделение процессов генерации и критики во...
45674. Политическая и социальная реклама 36 KB
  Политическая и социальная реклама. Политическая реклама используется как инструмент пропаганды определенных политических идей партий деятелей и т. Как и коммерческая реклама реклама политическая благодаря своей многотиражности многообразию возможности повторения лаконизму и эмоциональности обладает значительными возможностями воздействия на массовое сознание. Политическая реклама не только оправдана – она крайне необходима в нашем обществе.
45675. Рекламный бюджет организации 33.5 KB
  Интуитивный метод Первый метод интуитивный. Метод остаточных средств Еще один метод близкий к интуитивному метод остаточных средств или все что нам по карману. Остаточный метод не учитывает того что на разных этапах развития перед компанией могут стоять разные цели и задачи на достижение которых может просто не хватить средств. Процент от продаж Третьим в рейтинге популярности рекламодателей идет метод определения рекламного бюджета как процента от объема продаж иногда как процента от выручки или товарооборота.
45677. Рекламный текст как коммуникативная единица. Специфика рекламной коммуникации. Методика анализа рекламного текста 41.5 KB
  Рекламный текст как коммуникативная единица. Методика анализа рекламного текста. Сегодня не существует единства понимания что есть рекламный текст. Под рекламным текстом чаще подразумевают только его вербальный компонент.
45678. Разработка концепции и идеи рекламной кампании. Оценка эффективности рекламной кампании 40.5 KB
  Информативная реклама: преобладает на основном этапе выведения товара на рынок когда стоит задача создания первичного спроса. Увещевательная реклама: приобретает особую значимость на этапе роста когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Напоминающая реклама: чрезвычайно важна на этапе зрелости чтобы заставить потребителей вспомнить о товаре. импульсивная подача – СМИ используются периодически через равные интервалы независимо от времени года; неравномерные импульсы – реклама размещается через неравные интервалы...
45679. Рекламная кампания 61 KB
  Итак рекламную кампанию следует планировать в следующей последовательности: Анализ маркетинговой ситуации; Определение целей рекламы; Определение целевой аудитории; Составление сметы расходов на рекламу и контроль за ее выполнением; Выбор средств распространения рекламы; Составление рекламного сообщения или текста. Цель рекламы как правило сводится к тому чтобы убедить потенциальных покупателей в полезности товара и привести к мысли о необходимости купить его. Таким образом исследования играют роль основного рабочего...