94572

Современные представления о глобальных экологических проблемах

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Воздействие антропогенных выбросов усугубляется рядом косвенных причин к которым относят уничтожение лесов изменения ландшафтов и землепользования. Четвертая проблема - сокращение площади лесов, были уничтожены обширные лесные массивы около половины тропических лесов.

Русский

2015-09-13

21.75 KB

0 чел.

Современные представления о глобальных экологических проблемах

Глобальные экологические проблемы – проблемы, выходящие за рамки отдельных государств и регионов и характерные для всей планеты в целом. К этим проблемам относят: глобальное потепление климата, обезлесение, опустынивание, разрушение озонового слоя, сокращение биоразнообразия и другие.

Одним из первых на возможность существования глобальных экологических проблем обратил внимание В.И. Вернадский, который более 80 лет назад предупреждал, что если мы хотим и дальше идти по пути общественного прогресса, то должны серьезно подумать о взаимодействии природы и общества. Если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, отмечал он, то гибель всего живого на Земле неизбежна.

Рассмотрим глобальные экологические проблемы подробнее. В первую очередь, остановимся на проблеме глобального изменения климата, связанной с «парниковым эффектом». Источниками парниковых газов являются антропогенные выбросы углекислого газа, метана и некоторых других газов. Воздействие антропогенных выбросов усугубляется рядом косвенных причин, к которым относят уничтожение лесов, изменения ландшафтов и землепользования. К 2000 г. среднегодовая температура в Северном полушарии на 1,3°С превышает среднегодовую температуру середины ХХ века. Особенно опасны промышленные выбросы двуокиси углерода фабриками, заводами, автомобилями, самолетами. Прогнозируется увеличение выбросов этого вещества в атмосферу в течение всего ХХI века, что обусловлено сжиганием ископаемых источников энергии (нефти, газа, угля). К 2100 году средняя глобальная температура максимально повысится до 5,8 градусов Цельсия. Наибольшее влияние на потепление климата, исходя из выбросов диоксида углерода, оказывают индустриально развитые страны, такие как Германия, США, Голландия. Негативное влияние выбросов двуокиси углерода в пределах ЕТР оценивается учеными неоднозначно. Существует мнение, что рост концентрации углекислого газа в атмосфере должен замедлиться, а к 2100 г. стабилизироваться. Из-за потепления вод, в которых обитает планктон, происходит изменение его количества и видового состава, что, несомненно, отразится на всей пищевой цепочке океана.

Как известно, озоновый слой, находящийся на высоте свыше 20 км, защищает земную поверхность от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца, среди которых наибольшую опасность представляют коротковолновые излучения. Особенно отрицательно они воздействуют на здоровье населения, на его иммунную и генную системы. Разрушение озонового слоя ведет к росту показателя инфекционных заболеваний. Причиной истончения озонового слоя и образования «дыр» являются выбросы в атмосферу фторированных и хлорированных углеводородов (ФХУ) и галогенных соединений (галоны).

К третьей проблеме относят выпадение кислотных дождей и трансграничное загрязнение воздуха. Диоксид серы и оксид азота, получившиеся в результате сгорания органического топлива, могут относиться ветром на значительные расстояния от источника выброса и возвращаются на землю с дождем, снегом и туманом. Кислотные дожди меняют кислотность озер, рек, почвы в местах выпадения, приводят к гибели многих животных и растений, к значительным потерям и затратам в коммунальной сфере. Кислотные осадки приводят к гибели лесных массивов, к мору рыбы во внутренних водоемах, которые находятся в отдалении от источника загрязнения на сотни километров. Также происходит коррозия открытых металлических конструкций, повреждаются памятники культуры и истории. Основной вклад в трансграничное подкисление европейских территорий России вносят Украина, Польша, Беларусь, Румыния и Германия. Россия в большей степени является «потребителем» трансграничного загрязнения воздуха, чем его экспортером.

Четвертая проблема - сокращение площади лесов. В ХХ в. были уничтожены обширные лесные массивы, около половины тропических лесов. При сохранении существующих темпов вырубки лесов их площадь сократится в начале ХХI в. на 40%. Значение лесов очень велико, они вырабатывают основную массу кислорода, играющего важную роль в обеспечении замкнутого круговорота веществ в биосфере, вырубка лесов приводит к эрозии почв, сокращению разнообразия животного и растительного мира, к деградации водных бассейнов, сокращению поглощения диоксида углерода, снижению количества топливной и промышленной древесины. На долю России приходится 22% лесов планеты. В наибольшей мере процессы деградации сокращения площадей лесов характерны для Южной Америки, Азии и стран Тихоокеанского бассейна.

Следующая глобальная проблема – сокращение биологического разнообразия. По прогнозам специалистов, планета может потерять до половины своего биологического разнообразия. Возможные пути решения – увеличение площадей особо охраняемых природных территорий национального уровня. В России этот показатель очень низкий.

Существуют также другие глобальные экологические проблемы, к числу которых относится снижение плодородия земли, исчерпание минеральных ресурсов, проблемы воды, демографическая проблема, обеспечение населения продовольствием и другие. Всего за время существования земледелия потеряно 2 млрд. га биологически продуктивных почв. Основные причины утраты земельных ресурсов – это эрозия почв в основном из-за неконтролируемой подачи воды, машинной деградации почв (переуплотнение, нарушение структуры пахотного слоя и др.), а также снижение естественного плодородия земли. Одним из наиболее серьезных проявлений деградации земли является «техногенное опустынивание». Проблема деградации земли тесно связана с производством монокультур в развивающихся странах. Как правило, монокультуры быстро истощают почвы, возникают экологические проблемы в связи с использованием химических удобрений. Особенно это характерно для стран Африки (Кения, Уганда и др.). В России наблюдается устойчивая тенденция сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Что касается проблемы исчерпаемости минеральных ресурсов, то запасов нефти хватит на 40 лет, газа – на 60, угля – немногим более 100 лет, ртути – на 21 год и т.д. Мировому сообществу рекомендуется провести тотальную реконструкцию глобальной экономической системы без ущерба экономического роста по трем направлениям: стабилизировать увеличение численности населения, перейти на альтернативные источники получения энергии, а также путем применения промышленных материалов, поддающихся утилизации. С точки зрения глобальных запасов, на Земле имеется огромный избыток водных ресурсов, однако количество воды, не пригодной к использованию из-за загрязнений, почти равно количеству, потребляемому всем хозяйством. На свои нужды человечество использует главным образом пресные воды, объем которых составляет немного больше 2% гидросферы, причем распределение природных ресурсов по земному шару крайне неравномерно.

Глобальной проблемой, имеющей отношение к экологическим, является демографическая проблема. Впервые за всю историю население планеты удвоилось за 40 лет и составило 6 млрд. человек. Население растет в основном в развивающихся странах. В Узбекистане еще в 1996 г. проживало 24 млн. человек, а в 2010 г. ожидается рождение 50-ти миллионного жителя. Во всем мире развивается тенденция снижения продуктивности сельскохозяйственных земель и культур. В условиях роста народонаселения и увеличения доходов создастся повышенный спрос на продукты питания и особенно на пресную воду. В связи с этим появилась новая проблема, проблема т.н. «экологических беженцев» – это та категория людей, которая хочет изменить место жительства по причине плохого состояния окружающей среды и экологического неблагополучия. К 2000 году насчитывалось более 50 млн. человек «экологических беженцев», их рост составляет 2-3 млн. человек ежегодно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53420. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики 54.5 KB
  Цю розробку можна також використовувати під час проведення вхідного інструктажу на початку навчального року. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики. Мета: Повторити основні правила техніки безпеки під час проведення лабораторних робіт та правила поведінки в надзвичайних ситуаціях.
53421. Современный урок с позиции интерактивного обучения 88.5 KB
  Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными общаться с другими критически мыслить принимать продуманные решения. Обсуждение вопросов будет проходить путём коллективного обдумывания мозгового штурма которые проводится так: 1 условие задания записывается на доске чтобы видно было всем; 2 все участники штурма имеют право высказать свои идеи для решения задания; 3 когда участники группы выясняют что идей достаточно их предложение останавливается; 4 поданные идеи анализируются обговариваются в группах;...
53422. Важливість упровадження в навчальний процес інтерактивних технологій як одного із засобів особистісно-зорієнтованого навчання 43 KB
  Сучасна школа стоїть перед прикрим фактом: в умовах традиційних форм та методів навчання школярі пасивно отримуючи інформацію не вміють здобувати її самостійно і застосовувати те що знають. Особистіснозорієнтоване навчання у цьому плані є досить перспективним оскільки воно виходить із самоцінності особистості її духовності та суверенності. Визначальним для особистіснозорієнтованого навчання має бути соціокультурний діалог у системі âпедагог дитинаâ на основі її розуміння прийняття і визнання.
53423. Зимова подорож до святого Миколая. Виготовлення листівки бажань 41.5 KB
  Зимова подорож до святого Миколая. Мета: розширити знання учнів про святого Миколая; вчити учнів правильно виразно читати поетичні твори; збагачувати словниковий запас учнів; виготовити листівку бажань; сприяти вихованню міцної внутрішньої опори людини що знаходить свій прояв у доброті чуйності лагідності. Сьогодні на уроці ми завітаємо у гості до святого Миколая. Я знаю що день святого Миколая улюблене свято українських дітей.
53424. Інтегроване заняття з використанням наочного моделювання 31 KB
  На основі знайомої казки Колосок за допомогою схемсимволів вчити дітей сприймати зміст казки. Хіба зможемо прожити ми без них Діти вам подобаються казки Що вам подобається в казках Так всі люблять казки кони ведуть нас у світ пригод вчать розпізнавати добро зло. 1 коробка Діти підійдіть до коробки з літерою А в коробці захована схема з гудзиків за казкою Колосок З якої казки герої Який був півник Якими були мишенята Як звали Півника мишенят Чому вчить ця казочка Хто не працює той не їсть Потрібно...
53425. Формування ключових компетентностей молодшого школяра шляхом впровадження інтегрованих уроків 299 KB
  Предметних компетентностей: ознайомити дітей з усіма варіантами числа 7; вчити учнів складати розвязувати читати вирази на додавання в межах 7; вивчити назви днів тижня; розвивати мислення память; розширити знання про фрукти їх користь для людей; збагатити словниковий запас поняттями екзотика екзотичні фрукти; виховувати бережливе ставлення до природи зокрема садупрагнення до здорового харчування. Обладнання: мультимедійний проектор компютер аудіозаписи мікрофон демонстраційний матеріалкартки із...
53426. Закріплення вивчених букв. Робота з дитячою книгою. Українська народна казка «Курочка Ряба». Виготовлення курочки з солоного тіста 209 KB
  Мета Формувати у дітей поняття про казку як художній твір,Розвивати навички слухання та інтонування почутого, мовлення, уяву, фантазію, логічне раціональне мислення, використовуючи методи інтерактивного навчання; закріплювати вміння читати слова, речення та тексти з вивченими буквами, вдосконалювати навички звукового аналізу слів;
53427. Таблицы сложения и вычитания числа 9. Периметр четырехугольника. Изготовление кораблика способом оригами 180.5 KB
  Трудовое обучение: продолжать знакомить учеников с оригами как видом искусства; учить изготавливать кораблик способом складывания и перегибания бумаги; развивать внимание усидчивость умение работать по технологической карте; воспитывать усидчивость старательность. Как называется эта геометрическая фигура четырехугольник Работа по таблице четырехугольники.
53428. Весна прийшла. Вірш Л.Українки «Вишеньки». Виготовлення сувеніру для мами 76.5 KB
  Мета: вчити учнів виготовляти сувеніри і розвивати вміння самостійно добирати розмір колір матеріал працювати з поролоном і картоном; формувати емоційно-позитивне ставлення до художнього образу вишні; поглибити кявлення про народні звичаї та повіря; розвивати звязне мовлення творчість мислення естетичний смак; виховувати любов до мами почуття вдячності і шанобливе ставлення повагу гордість за рідну матусю бажання...