94572

Современные представления о глобальных экологических проблемах

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Воздействие антропогенных выбросов усугубляется рядом косвенных причин к которым относят уничтожение лесов изменения ландшафтов и землепользования. Четвертая проблема - сокращение площади лесов, были уничтожены обширные лесные массивы около половины тропических лесов.

Русский

2015-09-13

21.75 KB

0 чел.

Современные представления о глобальных экологических проблемах

Глобальные экологические проблемы – проблемы, выходящие за рамки отдельных государств и регионов и характерные для всей планеты в целом. К этим проблемам относят: глобальное потепление климата, обезлесение, опустынивание, разрушение озонового слоя, сокращение биоразнообразия и другие.

Одним из первых на возможность существования глобальных экологических проблем обратил внимание В.И. Вернадский, который более 80 лет назад предупреждал, что если мы хотим и дальше идти по пути общественного прогресса, то должны серьезно подумать о взаимодействии природы и общества. Если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, отмечал он, то гибель всего живого на Земле неизбежна.

Рассмотрим глобальные экологические проблемы подробнее. В первую очередь, остановимся на проблеме глобального изменения климата, связанной с «парниковым эффектом». Источниками парниковых газов являются антропогенные выбросы углекислого газа, метана и некоторых других газов. Воздействие антропогенных выбросов усугубляется рядом косвенных причин, к которым относят уничтожение лесов, изменения ландшафтов и землепользования. К 2000 г. среднегодовая температура в Северном полушарии на 1,3°С превышает среднегодовую температуру середины ХХ века. Особенно опасны промышленные выбросы двуокиси углерода фабриками, заводами, автомобилями, самолетами. Прогнозируется увеличение выбросов этого вещества в атмосферу в течение всего ХХI века, что обусловлено сжиганием ископаемых источников энергии (нефти, газа, угля). К 2100 году средняя глобальная температура максимально повысится до 5,8 градусов Цельсия. Наибольшее влияние на потепление климата, исходя из выбросов диоксида углерода, оказывают индустриально развитые страны, такие как Германия, США, Голландия. Негативное влияние выбросов двуокиси углерода в пределах ЕТР оценивается учеными неоднозначно. Существует мнение, что рост концентрации углекислого газа в атмосфере должен замедлиться, а к 2100 г. стабилизироваться. Из-за потепления вод, в которых обитает планктон, происходит изменение его количества и видового состава, что, несомненно, отразится на всей пищевой цепочке океана.

Как известно, озоновый слой, находящийся на высоте свыше 20 км, защищает земную поверхность от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца, среди которых наибольшую опасность представляют коротковолновые излучения. Особенно отрицательно они воздействуют на здоровье населения, на его иммунную и генную системы. Разрушение озонового слоя ведет к росту показателя инфекционных заболеваний. Причиной истончения озонового слоя и образования «дыр» являются выбросы в атмосферу фторированных и хлорированных углеводородов (ФХУ) и галогенных соединений (галоны).

К третьей проблеме относят выпадение кислотных дождей и трансграничное загрязнение воздуха. Диоксид серы и оксид азота, получившиеся в результате сгорания органического топлива, могут относиться ветром на значительные расстояния от источника выброса и возвращаются на землю с дождем, снегом и туманом. Кислотные дожди меняют кислотность озер, рек, почвы в местах выпадения, приводят к гибели многих животных и растений, к значительным потерям и затратам в коммунальной сфере. Кислотные осадки приводят к гибели лесных массивов, к мору рыбы во внутренних водоемах, которые находятся в отдалении от источника загрязнения на сотни километров. Также происходит коррозия открытых металлических конструкций, повреждаются памятники культуры и истории. Основной вклад в трансграничное подкисление европейских территорий России вносят Украина, Польша, Беларусь, Румыния и Германия. Россия в большей степени является «потребителем» трансграничного загрязнения воздуха, чем его экспортером.

Четвертая проблема - сокращение площади лесов. В ХХ в. были уничтожены обширные лесные массивы, около половины тропических лесов. При сохранении существующих темпов вырубки лесов их площадь сократится в начале ХХI в. на 40%. Значение лесов очень велико, они вырабатывают основную массу кислорода, играющего важную роль в обеспечении замкнутого круговорота веществ в биосфере, вырубка лесов приводит к эрозии почв, сокращению разнообразия животного и растительного мира, к деградации водных бассейнов, сокращению поглощения диоксида углерода, снижению количества топливной и промышленной древесины. На долю России приходится 22% лесов планеты. В наибольшей мере процессы деградации сокращения площадей лесов характерны для Южной Америки, Азии и стран Тихоокеанского бассейна.

Следующая глобальная проблема – сокращение биологического разнообразия. По прогнозам специалистов, планета может потерять до половины своего биологического разнообразия. Возможные пути решения – увеличение площадей особо охраняемых природных территорий национального уровня. В России этот показатель очень низкий.

Существуют также другие глобальные экологические проблемы, к числу которых относится снижение плодородия земли, исчерпание минеральных ресурсов, проблемы воды, демографическая проблема, обеспечение населения продовольствием и другие. Всего за время существования земледелия потеряно 2 млрд. га биологически продуктивных почв. Основные причины утраты земельных ресурсов – это эрозия почв в основном из-за неконтролируемой подачи воды, машинной деградации почв (переуплотнение, нарушение структуры пахотного слоя и др.), а также снижение естественного плодородия земли. Одним из наиболее серьезных проявлений деградации земли является «техногенное опустынивание». Проблема деградации земли тесно связана с производством монокультур в развивающихся странах. Как правило, монокультуры быстро истощают почвы, возникают экологические проблемы в связи с использованием химических удобрений. Особенно это характерно для стран Африки (Кения, Уганда и др.). В России наблюдается устойчивая тенденция сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Что касается проблемы исчерпаемости минеральных ресурсов, то запасов нефти хватит на 40 лет, газа – на 60, угля – немногим более 100 лет, ртути – на 21 год и т.д. Мировому сообществу рекомендуется провести тотальную реконструкцию глобальной экономической системы без ущерба экономического роста по трем направлениям: стабилизировать увеличение численности населения, перейти на альтернативные источники получения энергии, а также путем применения промышленных материалов, поддающихся утилизации. С точки зрения глобальных запасов, на Земле имеется огромный избыток водных ресурсов, однако количество воды, не пригодной к использованию из-за загрязнений, почти равно количеству, потребляемому всем хозяйством. На свои нужды человечество использует главным образом пресные воды, объем которых составляет немного больше 2% гидросферы, причем распределение природных ресурсов по земному шару крайне неравномерно.

Глобальной проблемой, имеющей отношение к экологическим, является демографическая проблема. Впервые за всю историю население планеты удвоилось за 40 лет и составило 6 млрд. человек. Население растет в основном в развивающихся странах. В Узбекистане еще в 1996 г. проживало 24 млн. человек, а в 2010 г. ожидается рождение 50-ти миллионного жителя. Во всем мире развивается тенденция снижения продуктивности сельскохозяйственных земель и культур. В условиях роста народонаселения и увеличения доходов создастся повышенный спрос на продукты питания и особенно на пресную воду. В связи с этим появилась новая проблема, проблема т.н. «экологических беженцев» – это та категория людей, которая хочет изменить место жительства по причине плохого состояния окружающей среды и экологического неблагополучия. К 2000 году насчитывалось более 50 млн. человек «экологических беженцев», их рост составляет 2-3 млн. человек ежегодно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82853. Головні слова у реченні. Складання речень за графічними схемами 98 KB
  Мета: формувати поняття головні слова в реченні вчити знаходити їх у реченні; закріплювати знання про речення його види за метою висловлювання; розвивати інтерес до мовних явищ мовлення та мислення; розвивати вміння аналізувати доводити синтезувати інформацію; виховувати любов до своїх рідних...
82854. Слова, близькі за значенням (синоніми) 75.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із синонімами (словами, близькими за значенням), визначити їх роль у мовленні, познайомити з окремими стійкими сполученнями слів; вчити спостерігати за роллю слів, що мають декілька значень, звучать і пишуться однаково; збагачувати словниковий запас...
82855. Мандрівка до квітучого саду. (Складання тексту-опису квітки або казки) 72.5 KB
  Мета: познайомити учнів з походженням деяких назв квітів, із значенням квітів в житті людей; вчити добирати вдалі образні вислови, порівняння, збагачувати активний і пасивний словник дітей; працювати творчо; виховувати прагнення берегти і примножувати красу рідної землі.
82857. Часи дієслова 185 KB
  Актуалізувати знання учнів про дієслово навчитися визначати часи дієслова засвоїти українські терміни. Давайте подивимось як сумно стало Вовченяті без Капітошки та під час перегляду знайдемо дієслова і запишемо їх у зошит Діти дивляться уривок із мультфільму Капітошка та знаходять дієслова...
82858. Прислівник як частина мови 74 KB
  Мета: ознайомити учнів з новою частиною мови прислівником його граматичними ознаками; формувати вміння знаходити прислівники у тексті; розвивати звязне мовлення вміння аналізувати і порівнювати мовні явища; виховувати бажання активно працювати на уроці.
82859. Прикметники – синоніми, прикметники – антоніми. Пряме й переносне значення прикметників 237.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з прикметниками із синонімічними та антонімічними значеннями; вчити вживати прикметники в прямому та переносному значеннях, розкривати багатозначність; розвивати вміння добирати та використовувати прикметники – синоніми та антоніми у мовленні...
82860. Які бувають рослини 39 KB
  Ці рослини кольорові Запашні такі чудові. На скільки груп розподілено рослини Назвіть рослини першої групи другої третьої Як можна назвати одним словом березу дуб тополю клен Як можна одним словом назвати смородину калину бузок малину Чим відрізняються кущі від дерев...
82861. Что за прелесть эти сказки! Учимся сочинять сказку 68 KB
  Цели: Обучающие: Учить различать виды русских народных сказок Формировать представление о традиционных началах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки. Сформировать представление о таком характерном приеме в построении сказки как троекратные повторы...