9463

Понятие особенной части и научные основы квалификации преступлений

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА №1: Понятие особенной части и научные основы квалификации преступлений. понятие особенной части. Единство общей и особенной частей. система особенной части уголовного законодательства и принципы ее построения. пон...

Русский

2013-03-07

55.5 KB

11 чел.

ТЕМА №1:  Понятие особенной части и научные основы квалификации преступлений.

 

  1.  понятие особенной части. Единство общей и особенной частей.
  2.  система особенной части уголовного законодательства и принципы ее построения.
  3.  понятие и виды квалификации преступлений. Предпосылки, субъект и значение квалификации преступлений.
  4.  квалификация при конкуренции норм.

-1-

Различают особенную часть в 3-х значениях:

  •  часть уголовно-правовой науки – система знаний о преступном и наказуемом, о конкретных видах преступлений и конкретных мерах ответственности за них
  •  особенная часть уголовного права – совокупность уголовно-правовых норм, устанавливающих круг деяний признаваемых преступными и наказуемыми, раскрывающих их отдельные признаки и определяющие виды, и пределы наказаний за их совершение, а так же формулирующих основания освобождения от уголовной ответственности за отдельные преступления.
  •  особенная часть уголовного законодательства – 2 часть УЗ, которая состоит из систематически расположенных статей, в  которых разлагаются уголовно-правовые нормы

признаки особенной части:

  •  это совокупность составляющих частей
  •  эта совокупность приведена в строгую систему
  •  нормы или статьи включают описания конкретных преступлений и конкретную меру ответственности за них.

Единство общей и особенной частей:

  •  выполняют одни и те же задачи (ст.2 УК РФ)
  •  в основе обеих частей лежат одни и те же принципы
  •  нормы общей части являются базой для норм особенной части.
  •  нормы общей части закрепляют ключевые понятия в целом для уголовного законодательства.

Различия общей и особенной частей:

  •  содержание уголовно-правовых норм
  •  построение уголовно-правовых норм

-2-

Нормы особенной части образуют собой систему.

Система представляет собой ее внутреннее строение, характеризующееся взаимосвязью и согласованностью отдельных составных частей и элементов определенной логикой и последовательностью.

6 разделов и 19 глав.

Принципы построения особенной части:

  •  в основе деления норм на разделе положен родовой объект посягательства
  •  главы объединяются в разделы по видовому объекту посягательства
  •  внутри глав статьи объединяются по непосредственному объекту
  •  группы преступлений с единым  видовым объектом располагаются в главах по степени убывания общественной опасности преступлений.

-3-

Квалификация понимается в разных смыслах:

  •  квалификация – это применение норм уголовного закона
  •  квалификация – это оценка уголовно-правовых деяний
  •  Как процесс мыслительной деятельности лица, которое применяет уголовно –правовую норму

Квалификация преступлений – это установление и юридическое закрепление точного соответствия между фактическими признаками совершенного общественно-опасного деяния и признаками состава преступления предусмотренного нормой уголовного закона

Квалификация как процесс:

  1.  выявление признаков деяния
    1.  выбор уголовно-правовой нормы
    2.  мыслительная операция субъекта квалификации
    3.  процесс всегда оформляется в виде процессуальных документов

квалификация как результат:

  1.  вывод о соответствии признаков  деяния  и признаков состава преступления

виды квалификации (в зависимости от субъектов):

  1.  официальная квалификация (ораны дознания, предварительного следствия, суды)
    1.  правовой характер
    2.  порождает определенные правовые последствия
    3.  относится к конкретному уголовному делу
  2.  неофициальная (доктринальная)
    1.  не порождает прав и обязанностей лица
    2.  осуществляется неограниченным кругом лиц
    3.  отражает их правовые взгляды, мысли, убеждения

юридическим основанием квалификации выступает состав преступления.

Предпосылки квалификации:

  1.  это уяснение содержания закона – происходит путем уяснения содержания всех элементов состава преступлений.

особенности квалификации по непосредственному объекту:

  •  необходимо определить основной непосредственный объект
    •  необходимо определить дополнительный непосредственный объект

это помогает разграничить преступления друг от друга, правильно решить вопрос о квалификации по  совокупности. Учитывается при назначении наказания

особенности квалификации по объективной стороне. Особенности описания объективных признаков  в  диспозиции статей:

  1.  закон не определяет и не конкретизирует все объективные признаки
  2.  конкретизация и раскрытие объективных признаков проводятся на основе характера общественно-опасных последствий и практики
  3.  бланкетная диспозиция

особенности описания общественно опасных последствий:

  1.  ущерб, закон расшифровывает это понятие
  2.  использование понятия терминов, которые употребляются в других отраслях естественных наук.
  3.  введение оценочных понятий
  4.  в диспозиции последствия могут быть указаны альтернативно, не влияет на квалификацию, если в одной части
  5.  может содержать лишь примерный перечень последствий.
  6.  последствия могут быть указаны в диспозиции статьи формально
  7.  диспозицией статьи могут предусматриваться основные и дополнительные последствия одновременно (ст.162 УК РФ)

особенности квалификации по субъективной стороне.

Способы  определения субъективных  признаков:

1. формы вины прямо указаны в диспозиции

2. могут присутствовать  определенные термины (систематичность, заведомость)

3. наличие в диспозиции указания на мотив и цель

4. на квалификацию иногда влияет пост преступное поведение  или действия соучастников

При квалификации по субъективной стороне необходимо установить:

1.охватывает ли диспозиция умысел и неосторожность, или только умысел, или только неосторожность

2.обязательность установления психического отношения виновного ко всем  фактическим обстоятельствам дела

3. имеет место – двойная форма вины

4. в формальных составах не может быть двойной  формы вины

Особенности квалификации по субъекту:

1.при отсутствии хотя бы одного из признаков субъекта лицо не может быть привлечено к УО

2. при отсутствии специальных признаков субъекта лицо не может быть привлечено к УО по статье, которая предусматривает эти признаки обязательными.

  1.  установление фактических обстоятельств дела – производится на основе следственных действий

этапы квалификации:

  1.  выявление первичных признаков обьъкт и характер происходит установление общей принадлежности деяния к преступлению
  2.  осуществляется анализ и синтез признаков преступления уточняются фак и оценочные признаки
  3.  в стадии до судебного производства устанавливается событие преступления и наиболее вероятная квалификация
  4.  в стадии судебного производства происходит уточненный поиск нужный для квалификации нормы
  5.  устанавливается полное соответствие состава совершенного деяния составу, описанному в конкретной статье   особенной части и происходит окончательная ссылка на статью УК.
  6.  Изменение пригвора в апелляционном кассац и др порядке.

Момент поиска правовой нормы проходит 4 стадии:

1.заключается в упорядочивании фактических обстоятельств дела

2. выявление всех возможных конструкций, которые соответствуют обстоятельствам дела

3. выявление  группы смежных составов преступлений

4. выбор из этой группы одного состава, который будет соответствовать данному деянию  

Условия квалификации:

  1.  поочередное и постепенное сопоставление фактических обстоятельств дела с элементами состава преступления
  2.  достижение наиболее точного соответствия

значение квалификации:

1. обще социальное назначение - квалификация связана с укреплением закона и правопорядка, обеспечение прав и законных интересов личности; занимает определенное место в формировании правового государства; это результат реализации уголовной политики

2. в уголовно-правовом смысле – квалификация как гарантия соблюдения законности; выражают юридическую природу деяния; обеспечивает гарантию прав и законных интересов личности; обеспечивает правильное применение норм уголовного закона; это одно из важных условий для применения соблюдения норм  уголовного закона; правильно охарактеризовать состояние преступности

-4-

Конкуренция норм – это такое положение в УП, когда одно деяние одновременно попадает под признаки 2-х или более норм. (Ст.  143, 216 – специальная норма)

Причины конкуренции:

  1.  сходство и многоаспектность  деяния
  2.  несовершенство УЗ

виды конкуренции норм:

  1.  конкуренция общей и специальной нормы –

общая норма охватывает определенный круг деяний и она содержит признаки родового состава преступления  ст.105 УК

специальная норма - частный случай из круга деяний предусмотренных в общей норме. Норма логически подчинена общей норме. Ст. 105 п. «б» -> 317, 286  302 УК РФ

правила квалификации общих и специальных норм:

  •  применению подлежит специальная норма (если конкуренция общая и специальная)
  •  общая и специальная применяются  вместе только в одном случае, если есть реальная совокупность.

  1.  конкуренция только специальных норм
    1.  между  основным и квалифицированным составом. Применяются нормы содержащие квалифицированные признаки
    2.  Конкурируют нормы со смягчающими и отягчающими обстоятельствами
    3.  Конкуренция по привилегированному составу ст.108 и 107 – применяют нормы, которые содержат более мягкое состояние
  2.  конкуренция части и целого – когда одна из норм охватывает совершение деяния в целом, а другая норма охватывает только часть этого деяния. Применяется норма которая охватывает деяние целиком. Ст.162 и ст.111 УК РФ применяется ст. 162 УК РФ.
  3.  конкуренция норм национального и международного права
  4.  конкуренция норм национального права и уголовного права зарубежных государств


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34785. Философия древнего Китая. Даосизм и конфуцианство 42.5 KB
  Наоборот основным положением китайской философии является утверждение неразрывной связи человека и божественного Небесного начала. В классический период 6 3 века до н. Во второй период 3 11 века произошел резкий поворот к метафизике. В неоконфуцианский период 11 19 века влияние буддизма и даосизма побудило конфуцианских философов к разработке метафизической базы для своей этики.
34786. Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога 31 KB
  Учения об обществе и государстве эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных признающих авторитет вед школ или систем: миманса веданта ньяя вайшешика санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма буддизма и джайнизма. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений формул или правил. В основе учения мимансы лежит убеждение в том что освобождение мокша...
34787. Становление древнегреческой философии: от мифа к логосу. Диалектика Гераклита 26.5 KB
  Диалектика Гераклита Возникновение и общие принципы античной философии Античная философия зародилась в IV в. Таким образом для возникновения античной философии было необходимо единство и противоположность умственного и физического труда материи и идеи. Важным элементом философии Античности была взаимосвязь материи и идеи.
34788. Онтология античной классики. Парменид и Зенон 34.5 KB
  Античная философия это последовательно развивавшаяся философская мысль которая охватывает период свыше тысячи лет с конца VII в. Античная философия развивалась неизолированно она черпала мудрость Древнего Востока таких стран как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия. Характерные черты античной философии: 1 античная философия синкретична характерным для нее является большая слитность нерасчлененность важнейших проблем чем для более поздних видов философии; 2античная философия космоцентрична она...
34789. Атомистическая трактовка бытия. Левкипп и Демокрит 23.5 KB
  Космос рождается в вихре из столкновения атомов а цилиндрическая Земля находится в центре Вселенной. Признавал наличие двух первоначал: атомов и пустоты. Пустоту представлял как вакуум бесконечное пространство; в пустоте движется бесконечное количество атомов составляющих Бытие то есть физический мир. Таким образом различия между предметами по цвету температуре вкусу и другим чувственно воспринимаемым качествам вызваны лишь комбинациями атомов различной конфигурации.
34790. Софисты: человек – мера всех вещей. Протагор 26.5 KB
  древнегреческий философ основатель школы софистов. Название школы происходит от греческого sophistes мудрый или знающий. Первый и наиболее выдающийся представитель школы Протагор около 485 около 410 до н. Софисты не образуя единой школы в основном исследовали этическую политическую и гносеологическую проблематику.
34791. Платон и его учение об идеях. Теория познания и учение о душе. Теория государства Платона 28.5 KB
  В области моральнопсихологической проблематики основывался на дифференциации трех составляющих души: аффективной волевой и рассудочной вожделение и пыл как два коня души которыми правит возница разум чему соответствуют такие фундаментальные добродетели как воздержанность мужество и мудрость. В процессе развития человека она вспоминает свои знания которые видела раньше При этом чувственноэмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию поэтому Платон советует обращаться к душе минуя по возможности органы...
34792. Метафизика Аристотеля: учение о 4 причинах. Учение о душе. Разум и воля этика Аристотеля 30 KB
  Аристотель 384 322 до н. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Аристотель 384322 гг. Аристотель является родоначальником собственно научной философии в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии. Аристотель детально и глубоко разработал теорию познания после чего создал труд по логике который сохраняет свое непреходящее значение и сейчас.
34793. Малые сократические школы: киники, киренаики, мегарики 36.5 KB
  ученик Сократа. Кроме Аристиппа ученика Сократа и софистов к составу школы принадлежали: Аретэ дочь Аристиппа Аристипп младший внук основателя школы Антипатр Феодор Гегезий и Анникерес. подобно киникам поняли учение Сократа односторонне. Громкая молва о мудрости Сократа привлекла его в Афины где он сделался учеником философа.