9470

Преступления против политических прав граждан

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Преступления против политических прав граждан. Посягательства на избирательные права граждан Базовый НПА: ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ Объектом преступного пос...

Русский

2013-03-07

48 KB

2 чел.

Преступления против политических прав граждан.

Посягательства на избирательные права граждан

Базовый НПА:

  •  ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Объектом преступного посягательства выступают:

  1.  избирательные права граждан – включают в себя конституционное право граждан избирать и быть избранными, право участвовать в выдвижении кандидатов, право участвовать в предвыборной агитации, право участвовать в наблюдении за выборами
  2.  право на участие в референдуме – право голосовать по вопросам референдума, участвовать в других действиях по проведению референдума
  3.  общественные отношения, гарантирующие реализацию избирательных прав и права на референдум

Потерпевшими выступают:

  •  граждане, 18 лет, граждане РФ
    •  избирательные комиссии – коллегиальный орган, который обеспечивает подготовку и проведение выборов
    •  комиссия референдума – коллегиальный орган, который обеспечивает подготовку и проведение референдума
    •  избирательные объединения – политическая партия, которая имеет право участвовать в выборах, а также ее региональные отделения
    •  кандидат –
      1.  лицо, которое выдвинуто в установленном порядке в качестве претендента на занимаемую должность в порядке выборов
      2.  лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата
    •  избирательный блок – добровольный союз двух или более избирательных объединений или одной или нескольких партий (исключена из УК РФ, но эти изменения вступят в силу 7.08.2011г.
    •  список кандидатов – единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный орган государственной власти;; список заверенный, зарегистрированный на соответствующей избирательной комиссии

ст. 141 – воспрепятствование

Объективная сторона по ч.1 заключается в деяниях, которые препятствуют свободному осуществлению гражданином РФ своего избирательного права.

4 самостоятельных формы:

  1.  воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих субъективных прав и права на участие в референдуме (неправомерный отказ в регистрации кандидата)
  2.  нарушение тайны голосования
  3.  воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума
  4.  воспрепятствование деятельности члена таких комиссий, связанное с исполнением им своих обязанностей

Под воспрепятствованием понимается создание условий или препятствий, которые затрудняют или делают вообще невозможным осуществление избирательного права и работу избирательных комиссий.

Состав формальный.

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект – с 16 лет.

Ч.2 ст. 141 УК РФ

Подкуп – передача или обещание материального вознаграждения за определенное поведение на выборах.

Обман – искажение истины или умолчание о каких-то сведениях, а также сообщение ложных сведений (например, о судимости кандидата).

Принуждение – психическое или физическое воздействие на потерпевшего против его воли, что заставляет потерпевшего действовать нужным образом.

Ч.3 ст..141 УК РФ

Устанавливает ответственность за вмешательство с использованием своего служебного  или должностного положения в осуществление избирательных комиссий, комиссий референдума их полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения.

Формы уголовно-наказуемого вмешательства:

  1.  требование или указание должностного лица по вопросам:
    1.  регистрации кандидатов
    2.  регистрации списков
    3.  подсчет голосов избирателей
  2.  по иным вопросам, которые относятся к исключительной компетенции избирательных комиссий
  3.  неправомерное вмешательство в работу государственной автоматической системы РФ – выборы

Субъективная сторона: прямой умысел, специальная цель.

Субъект: специальный.

 

Ст. 141.1 УК РФ – Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума:

По ч.1 – нарушение порядка финансирования извне

По ч.2 – лица, которые самостоятельно могут использовать финансирование

Объективная сторона по ч.1:

  1.  нарушение порядка финансирования избирательных компаний кандидата
  2.  нарушение порядка финансирования деятельности инициативной группы по проведению референдума
  3.  внесение пожертвований в избирательный фонд

действия:

  1.  передача кандидату, избирательному объединению или инициативной группе по проведению референдума, денежных средств в крупном размере, минуя соответствующий избирательный фонд или фонд референдума.
  2.  Расходование неперечисленных в избирательный фонд денежных средств
  3.  Передача материальных ценностей без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда или фонда референдума
  4.  Выполнение работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без оплаты, но по заниженным расценкам.

Примечание. Крупный размер – превышает 1\10 предельной суммы всех расходов, средств избирательного фонда и составляет не менее 1 млн. руб.

Состав формальный.

Субъективная сторона – прямой умысел

Субъект -  с 16 лет.

Ч. 2 ст. 141.1 УК РФ (изменения от 2005)

Объективная сторона:

  1.  Использование помимо средств соответствующего фонда финансирования и материальной поддержки для проведения избирательной кампании.
  2.  Использование финансовой и материальной поддержки для выдвижения и проведения референдума.
  3.  Расходование пожертвований, запрещенных законодательством о выборах (референдуме) и перечисленных на специальный фонд.

Деяние должно быть совершено в крупном размере.

Субъекты:

  •  Кандидат в депутаты
  •  Его уполномоченный представитель по финансовым вопросам
  •  Уполномоченный по финансовым вопросам избирательных объединений, избирательного блока
  •  Уполномоченный представитель по проведению референдума

Ст. 142 УК РФ – фальсификация избирательных документов, документов референдума.

Предмет – избирательные документы референдума: подписные листы, списки избирателей ит.д.

Ч. 1 ст. 142 УК РФ.

Объективная сторона – активные дейтсвия: фальсификация избирательных документов референдума, сознательное искажение подлинного документа путем вынесения заведомо ложных сведений, подделки, подмены подлинного документа фальшивым.

Ч. 2 ст. 142 УК РФ.

2 формы:

1. подделка подписи избирателей

2. заверение заведомо поддельных подписей (подписные листы)

Уголовная ответственность по ч. 2 ст. 142 УК наступает, нсли:

  1.  действия совершены группой лиц
  2.  по предварительному сговору
  3.  соединены с подкупом
  4.  имеет место насилие, принуждение
  5.  связано с уничтожением чужого имущества
  6.  повлекло существенное нарушение прав и законных интересов (материальный состав)

альтернативный состав. Ч. 3 ст. 142 УК:

  1.  незаконное изготовление избирательных бюллетеней
  2.  хранение
  3.  перевозка

субъективная сторона -  прямой умысел.

Субъект:

  1.  по ч. 1 – специальный  - член избирательной комиссии, уполномоченный председатель избирательного объединения
  2.  по ч. 2, 3 – общий

ст. 142.1 УК РФ. Фальсификация итогов голосования.

Объективная сторона – фальсификация:

  1.  включение неучтенных бюллетеней в число использованных в голосовании
  2.  предоставление неверных сведений об избирателях
  3.  заведомо неправильное составление списков избирателей
  4.  фальсификация подписей избирателей
  5.  замена действительных бюллетеней
  6.  порча бюллетеней
  7.  незаконное уничтожение бюллетеней
  8.  заведомо неправильный подсчет голосов избирателей
  9.  подписание членами избирательной комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80767. Право собственности на природные объекты: понятие, виды, объекты и субъекты, основания возникновения 30.39 KB
  Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной государственной муниципальной и иных формах собственности. Земли которые не находятся в собственности граждан юридических лиц или муниципальных образований представляют собой государственную собственность. Право собственности на природные ресурсы – возможность владения пользования и распоряжения данными природными ресурсами.
80768. Право природопользования: понятие, содержание и виды 35.24 KB
  Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование водопользование пользование лесами недрами и животным миром. Право природопользования понимается в двух значениях. В объективном смысле право природопользования это совокупность правовых норм регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.
80769. Право общего природопользования 34.47 KB
  При этом однако в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда правовой режим которых определяется земельным законодательством.
80770. Право специального природопользования: основания возникновения и прекращения 31.45 KB
  Формы специального природопользования: комплексное природопользование; специальное пользование водами недрами объектами животного мира другими природными ресурсами. Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Право специального природопользования возникает на основании разрешений лицензий договоров оформляемых в рамках определенных в...
80771. Функции государственного экологического управления 29.4 KB
  Речь идет о распоряжении природными ресурсами об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов граждан. Функции управления деятельность по обеспечению охраны окружающей природной среды и рационального природопользования: 1 создание системы органов управления в сфере охраны окружающей среды; 2 подзаконное нормотворчество; 3 распоряжение управление природными ресурсами; 4...
80772. Система и полномочия органов государственного экологического управления 33.24 KB
  Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды относятся: обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; разработка утверждение и обеспечение реализации...
80773. Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание 29.5 KB
  Государственный экологический мониторинг – мониторинг окружающей среды осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Цели экологического мониторинга: 1 наблюдение за состоянием окружающей среды в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; 2 наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; 3 обеспечение потребностей государства юридических и физических лиц в достоверной информации необходимой для предотвращения и или уменьшения...
80774. Лицензирование в области охраны окружающей среды 32.52 KB
  В лицензии на комплексное природопользование указываются: данные о предприятии получившем лицензию; данные о целевом назначении работ связанных с природопользованием; границы территории земельного участка предоставляемого для ведения работ связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов лимиты предельные объемы их изъятия или использования; перечень нормативы и лимиты выбросов сбросов загрязняющих веществ и размещаемых отходов; уровни загрязнения компонентов окружающей среды до начала...
80775. Природоохранная деятельность правоохранительных органов 38.33 KB
  При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального экологического контроля является то что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях которые требуют именно прокурорского вмешательства. В системе органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры число которых в последние годы значительно сократилось и составляет порядка пятидесяти. Наконец в рамках того же...