9491

Сердечные гликозиды

Лекция

Химия и фармакология

Сердечные гликозиды Кардиотоники - средства, увеличивающие сократительную способность миокарда. Негликозидной структуры - короткодействующие, только при острых состояниях: Адреналина гидрохлорид (г/х) Добутамин (мимети...

Русский

2013-03-07

29.2 KB

5 чел.

Сердечные гликозиды

Кардиотоники – средства, увеличивающие сократительную способность миокарда.

  1.  Негликозидной структуры – короткодействующие, только при острых состояниях:
  2.  Адреналина гидрохлорид (г/х)
  3.  Добутамин (β1 миметик)
  4.  Дофамин
  5.  Милринон
  6.  Левосимендан (Симдакс) – сенситайзер Са, или сенситизатор, только при острых состояниях – повышает чувствительность к Са
  7.  СГ – Анаприлин

Сердечные гликозиды – безазотистые соединения растительного происхождения с избирательным кардиотоническим действием, применяемые при ОСН или ХСН, результатом чего является компенсация СН (приближение работы сердца к норме).

Причины ОСН: пороки сердца, миокардиты, инфаркт миокарда, гипертония.

Факторы, усугубляющие: длительная перегрузка сердечной мышцы, переутомление, инфекции, токсическое воздействие.

В настоящее время используют сердечные гликозиды, если наблюдается нарушение ритма. Назначают препараты - ингибиторы АПФ (ангиотензин превращающий фермент) и гликозиды. Используют диуретики, БАБ (бэта-адрено-блокаторы). Известные препараты: энап, гипотеазид, торосинид.

Сердечные гликозиды

  1.  Способствуют эффективной работе сердца – без повышения потребности в кислороде, т.е на единицу израсходованной глюкозы существенно увеличится количество произведенной работы (повысится КПД организма).
  2.  Экономная работа сердца – на фоне увеличения ССС урежается ЧСС (восстановление энергетических ресурсов). Систола мощная и короткая будет, а затем длинная диастола, во время которой сердце восстанавливается.

Классификация – в основном используются вещества растительного происхождения:

  1.  Наперстянка пурпурная (Digitalis purpurea):
  2.  Дигитоксин
  3.  Кордигит (сумма)
  4.  Наперстянка шерстистая (Digitalis lanata):
  5.  Дигоксин (Ланикор) – самый употребляемый из современных гликозидов, является вторичным гликозидом, более стойкий, после переработки, высушивания
  6.  Ланатозид С (Целанид, Изоланид) – первичный гликозид
  7.  Строфант комбе (Strophanthus kombe):
  8.  Строфантин К – только в ампулах
  9.  Майский ландыш (Convallaria majalis):
  10.  Коргликон (сумма гликозидов майского ландыша) – вводится в вену, действует сильно и коротко
  11.  Настойка ландыша – перорально слабо  действует, эффект больше седативный
  12.  Горицвет весенний (Adonis vernalis):
  13.  Адонизид – слабее наперстянки, применяется per os, есть седативный эффект
  14.  Настой травы горицвета (в составе микстуры Бехтерева + натрия бромид и кодеин) – микстура Бехтерева при слабовыраженной ХСН на фоне невроза, а кодеин угнетает ЦНС потенцирующее действие
  15.  Адонис-бром – с седативным компонентом

Особенности химической структуры сердечных гликозидов:

  1.  Агликон (несахаристая часть) – первая часть молекулы, не сахар – отвечает за специфичность действия , т.е кардиотоническое действие.
  2.  Гликон (сахаристая часть, 1-4 молекулы) – фармакокинетические свойства, т.е отвечает за всасывание, разрушение, выведение, связь с белками ПК, биологическую активность, токсичность.

Химическая структура – это стероидный спирт циклопентанпергидрофенантреновое кольцо – АБВГ, Д – лактонное кольцо, оно пятичленное и ненасыщенное  оно может присоединить и образовывать связи. Похоже на холестерин.

По физико-химическим свойствам

  1.  Полярные – гидрофильные: Строфантин, Коргликон

в/в (ч/з 5-10мин, макс. – ч/з 30мин)

мало кумулируют

связь с белками ПК 5% и <

показание: ОСН

коэффициент элиминации (кэл) – 40-50%

кэл – количество препарата, выводимого за сутки в % от его величины, находящейся в организме.

  1.  Неполярные: Дигитоксин, Кордигит

Внутрь (серез 2часа, максимум через 12часов), ректально хорошо кумулируют

Связь с белками ПК (плазмы крови) 97%

Показание: ХСН

Кэл – 7%

  1.  Относительно полярные: Дигоксин (и в ампулах и в таблетках), Целанид

в\в и внутрь, действие в зависимости от пути введения

показание: ОСН и ХСН

кэл – 20%

т.к по активности сердечные гликозиды различаются выражено, и для этого определения используется метод биологической стандартизации в лягушиных единицах действия (ЛЕД), иногда в голубиных или кошачьих. Одна лягушиная единица – это доза минимальная, в которой препарат вызывает остановку сердца в систолу у лягушки. У Дигитоксина – 8 - 10000ЛЕД, а для Строфантина – 50-55ооо ЛЕД.

Действие СГ на основные функции сердца (кардиальные эффекты)

  1.  + инотропное – увеличение ССС
  2.  – хронотропное – уменьшение ЧСС
  3.  – дромотропное – угнетение проводимости
  4.  + батмотропное – в малых дозах повышается порог возбудимости
  5.  В больших дозах повышение автоматизма

Механизм систолического действия

Наличие ненасыщенного лактонного кольца в структуре агликона связываться будут SH (сульфгидрильные) группы транспортной АТФ-азы мембраны кардиомиоцитов (необходимы для работы К-Nа насоса); они должны связаться на 5-35%, больше 60% - смерть от остановки  торможение работы K+-Na+ насоса  снижение внутриклеточного К, а повышается содержание внутриклеточного Na и  Са2+ 

Na-Ca обменный механиз, мпбилизация Са2+ из СПР

  1.  Са взаимодействует с тропониновым комплексом  угнетается его тормозящее влияние на образование А+М (акто-миозиновых связей, Актин+Миозин) связей + увеличение АТФ-азу миозина  А+М – увеличение силы сокращения миофибрилл

Механизм диастолического действия

  1.  В результате мощной систолы – механорецепторы дуги аорты – усиление вагусного нерва – синоаортальный рефлекс
  2.  Активация чувствительных окончаний в миокарде – активация n.vagus – кардио-кардиальный рефлекс или сино-кардиальный
  3.  Прямое угнетающее влияние на проводящую систему сердца
  4.  Устранение симпатического рефлекса Бейнбриджа – устраянется застой в полых вн, снизится активность симпато-адреноловых систем
  5.  Освобождение АцХ из нервных окончаний – парасимпатический эффект

Экстракардиальные эффекты, или критерии эффективности

  1.  Уменьшение венозного застоя  увеличение диуреза, уменьшатся отеки  снижение массы тела, тенденция к нормализации ЧСС (спад тахикардии), АД
  2.  Увеличивается кровоснабжение и оксигенация тканей  снижение цианоза, восстановление функции органов ЖКТ
  3.  Уменьшение размеров печени, уменьшение одышки, хрипов в легких

Принципы назначения СГ

  1.  Насыщение:
  2.  Быстрая дигитализация – 24-36 часов
  3.  Средняя – 3-4 дня
  4.  Медленная – 6-7 дней
  5.  Поддерживающая доза (kэл):

ПД = ТД * kэл \ 100% - если хроническая

Интоксикация СГ

  1.  Кардиальные (92%):

Аритмии: экстрасистолы, А\В блок

Возобновление симптомов СН: отеки, одышка, тахикардия и т.д.

  1.  Внекардиальные (37%):

Диспепсические расстройства (рвота)

Неврологические (головная боль, мышечная слабость, расстройство зрения: ксантопсия, фотофобия, круги, шары, светящиеся пятна; психоз, судороги)

  1.  Смешанные

Лечение

  1.  Отмена препарата СГ!
  2.  Препараты К: Панангин, Аспаркам (аспарагиновые соли К и Mg), р-р KCl 4% р-р – 10мл (в составе поляризующей смеси -+ глюкоза, инсулин)
  3.  Комплексон, связывающий Са2+: Трилон Б (динатриевая соль ЭДТА)
  4.  Донатор SH групп: Унитиол
  5.  Препарат антител к Дигоксину – Дигионид – антидигоксин, антидот дигоксина, fab – фрагменты антител к дигоксину; в\в; содержимое флакона (38мг) нейтрализует 500 мкг дигоксина (дигитоксина)

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57563. Інтегрований урок: Математика. Народознавство 58 KB
  Мета: Закріпити навички додавання і віднімання круглих десятків і сотень, навчити додавати трицифрові числа виду 520+340, вдосконалювати вміння розв’язувати розширені задачі на зведення до одиниці...
57564. Математично-географічна подорож з тем «Раціональні числа» і «Гідросфера» 70.5 KB
  Навчальна: навчити застосовувати знання з тем Додатні і відємні числа Координатна пряма Модуль Порівняння чисел до розвязування задач з географічним змістом; сформувати поняття болото показати причини їх утворення...
57565. Мовою математики про природу 92.5 KB
  Узагальнити й систематизувати навички виконання арифметичних дій з багатоцифровими числами; закріпити вміння розвязувати задачі, рівняння; вдосконалювати навички роботи з іменованими числами; збагачувати знання учнів цікавинками про природу. Розвивати логічне мислення, память, пізнавальні інтереси учнів...
57566. Traditional Chinese medicine 104.5 KB
  TCM therpy lrgely consists of Chinese herbl medicine cupuncture dietry therpy nd tui n mssge. Prior to this Chinese medicine ws minly prcticed within fmily linege systems. The term Clssicl Chinese medicine CCM usully refers these medicl prctices tht rely on theories nd methods dting from before the fll of the Qing Dynsty 1911.
57567. Використання вбудованих функцій під час опрацювання табличних даних із застосуванням до розв’язування економічних задач. Бінарний урок з інформатики та економіки 256 KB
  Мета: сформувати первинні навички використання розрахункових функцій; розвивати логічне мислення; формувати акуратність та уважність у введенні складних формул.
57568. Інтегрований урок Психологія і ОБЖ. Умій володіти собою 64 KB
  Визнати що інша людина унікальна і бачить світ поіншому. Сівши зручно в крісло заплющивши очі розслабивши тіло людина проговорює про себе формули навіювання формули залежать від того чого людина прагне досягти...
57569. Перетворення симетрії у просторі. Симетрія в природі і будівництві 179.5 KB
  Використовуючи комп’ютер на уроках математики, слід пам’ятати, що комп’ютер лише засіб, який допомагає в навчанні, що він не повинен звільнити учня від роздумів. Комп’ютер повинен звільнити учня тільки від механічної знайомої роботи і звільнити час для роздумів та творчого пошуку.
57570. Тригонометричні функції числового аргументу 93 KB
  Мета уроку: Навчальна: Закріпити знання і вміння учнів застосувати тригонометричні формули для спрощення тригонометричних виразів; Розвиваюча: розвивати увагу, логічне мислення, пам’ять, культуру математичного мовлення...
57571. Ділення і множення десяткових дробів 85 KB
  Мета: узагальнити та систематизувати уміння та навички учнів виконувати дії з десятковими дробами; розвивати увагу, логічне мислення учнів; формувати пізнавальну компетентність...