9495

Диуретики. Гормональные препараты

Лекция

Химия и фармакология

Диуретики Фуросемид - механизм действия (вообще петлевых диуретиков): Снижение активной реабсорбции ионов натрия и хлора (+пассивной реабсорбции ионов натрия и в меньшей степени калия) Снижение активной реабсорбции магния и кальция...

Русский

2013-03-07

138.06 KB

1 чел.

Диуретики

Фуросемид – механизм действия (вообще петлевых диуретиков):

  1.  Снижение активной реабсорбции ионов натрия и хлора (+пассивной реабсорбции ионов натрия и в меньшей степени калия)
  2.  Снижение активной реабсорбции магния и кальция + их выведение с мочой
  3.  Снижается экскреция мочевой кислоты (ураты) – задерживаются в организме (может спровоцировать развитие подагры)
  4.  Расширение сосудов (увеличение содержания простогландинов Е2 и простациклинов в мембранах эпителиальных клеток) + увеличивается почечный кровоток  косвенное увеличение диуреза
  5.  Расширение вен = снижение преднагрузки на сердце (как средство экстренной помощи при острой сердечной недостаточности)  расширение вен мозга, отсасывание жидкости из ткани  ликвидация отека мозга

Показания к применению:

  1.  АГ – артериальная гипертензия , СН
  2.  Отек легких, мозга, при ХПН, ОПН
  3.  Форсированный диурез
  4.  Гиперкальциемия (передозировка витамина D)

Побочные эффекты:

  1.  Выведение хлора – алкалоз
  2.  Гиперкальциурия ( уролитиаз- образование камней) – профилактика – назначение другой группы диуретиков, например, гипоти…
  3.  Ототоксичность – изменяется концентрация натрия в эндолимфе внутреннего уха – нарушается баланс волосковых клеток – нельзя назначать совместно с  другими ототоксичными препаратами (например, группы аминогликозидов)
  4.  Снижается секреция инсулина (гипергликемия)
  5.  Подагрический криз
  6.  Гипокалиемия, гипомагниемия

Продукты богатые калием: печеный картофель, свекла, абрикосы, горох, овсяная крупа, говядина – для профилактики гипокалиемии.

Торасемид (Диувер) – пролонгированный петлевой диуретик  - 1 раз в сутки. Биоусвояемость (выше, чем у фуросемида – 64%) – 80-90% - предсказуемый мочегонный эффект.

Ингибируя реабсорбцию натрия, кали и хлора, одновременно блокирует эффекты альдостерона – меньше гипокалиемия.

На 80% метаболизируется в печени – нарушение функции почек практически не сказывается на его фармакодинамических свойствах.

Антигипертензивное действие – за счет снижения ОПСС, за счет нормализации нарушенного электролитного баланса и + снижения кальция в клетках мышечного слоя артерий (дополнительный сосудорасширяющий эффект).

Тиазидный диуретики:

Гипотиазид (Дихлотиазид) – производное бензотиадиазида. Только per os – через 1-2 часа и до 10-12 часов.

Механизм действия: + общее по локализации дейтсиве (см.выше):

  1.  Блокирует активную реабсорбцию натрия и хлора и пассивно воды через базальную мембраны соответствующего участка нефрона
  2.  Стимулирует реабсорбцию кальция (обратное всасывание) – гиперкальциемия
  3.  Стимулирует выведение магния и калия – гипомагниемия и калиемия
  4.  Задержка мочевой кислоты в малых дозах, и способствует выведению в больших
  5.  Снижение ОЦК и количества натрия в стенке сосуда  снижается чувствительность на сосудосуживающие вещества (катехоламины) - механизм антигипертензивного действия  при ГБ

Показания к применению:

  1.  ГБ
  2.  Отеки при сердечной недостаточности, заболевания печени и почек
  3.  Уролитиаз (МКБ)
  4.  Несахарный диабет (несахарное мочеизнурение) –
  5.  увеличивается выведение натрия – снижается осмотическое давление плазмы крови и интерстициальной жидкости – угнетается возбудимость центра жажды
  6.  улучшается концентрационная способность почек

*Несахарный диабет – снижение вазопрессина (АДГ) – накапливается в задней доле гипофиза, образуется в гипоталамусе. Повышается осмотическое давление плазмы крови – жажда.

Побочные эффекты:

  1.  Гипохлоремический алкалоз
  2.  Гипокалиемия, гипомагниемия
  3.  Гиперурикемия (прмиенятьвместе с Аллопуринолом)
  4.  Гипрегликемия (уменьшается секреция инсулина)
  5.  Гиперкальциемия – повышение токсичности СГ

Комбинированные К-сберегающие диуретики:

  1.  Триампур – Гипотиазид, Триамтерен
  2.  Модуретки – Гипотиазид +Амилорид

Ингибиторы карбоангидразы

  1.  Основной источник водорода – угольная кислота
  2.  Катализатор – карбоангидраза
  3.  Угольная кислота диссциирует в клетке канальца на водород и НСО3
  4.  Водород идет в просвет канальца,а натрий идет в клетку
  5.  Натрий взаимодействует с НСО3 = NaHCO3 – всасывается в кровь, идет на пополнение щелочных рещервов организма
  6.  Волород и дет в просвет канальцев + НСО3 = Н2Со3 – вода + СО2

Механизм действия Диакарба:

  1.  Ингибируя карбоангидразу – уменьшает образование Н2СО3 в ЭК = снижение водорода и их поступления в просвет канальца в обмен на натрий = нарушается реабсорбция натрия  увеличивается выведение с водой

Побочные эффекты:

  1.  Нет возврата NaHCO3 в кровь = гиперхлоремический ацидоз, рН мочи повышается (алкалоз)
  2.  Мало водорода в клетках = более интенсивный обмен натрия на калий = гипокалиемия
  3.  Дезориентация, сонливость, парестезии
  4.  Угнетение кроветворения
  5.  Нефролитиаз

Показания к применению:

  1.  Для ингибирования карбоангидразы в других тканях:
  2.  Сосудистых спелетений желудочков мозга = снижение секреции ЦСЖ и ВЧД = при гидроцефалии (не тяжелые форма)
  3.  В нейронах головного мозга = уменьшается их возбудимость – при эпилепсии
  4.  Цилиарного тела = снижение секреции ВГЖ = снижение ВГД – при глаукоме . глазные капли при глаукоме открытоугольной – Дорзоламид (Трусопт) – 2%-5мл

Осмотические диуретики – вводятся внутривенно струйно, медленно, в концентрированных растворах в больших количествах. Извлекает избыточную жидкость из тканей (дегидратация) – увеличивает ОЦК и ток плазмы крови в сосудах почек. Угнетается реабсорбция воды, выводятся ионы калия, натрия, хлора и магния.

Показания:

  1.  Отек мозга
  2.  Отек гортани, токсический отек легких при отравлении бензином, керасином
  3.  Нельзя при СН
  4.  Острый приступ глаукомы
  5.  Форсированный диурез
  6.  У больных с ожогами, при оке, сепсисе, перитоните – улучшает почечный кровоток

Калийсберегающие:

Спиронолактон – антагонист альдостерона (первичный синдром Кона и вторичном – ХСН, ГБ, нефротический синдром, цирроз печени). Через 2-5 суток до недели.

Гипотензивное действие – повышение выведения натрия из стенки сосудов.

Побочные эффекты:

  1.  Сонливость, головная боль
  2.  У мужчин – гинекомастия
  3.  У женщин – нарушение менструального цикла
  4.  Тромбоцитопения

Триамтерен – блок пассивного транспорта ионов натрия через апикальную мембрану эпителия дистальных канальцев почек. Секреция калия снижается, через 20 минут – до 12-18 часов. Чаще назначают в комбинации с тиазидами, дли коррегирования кипокалиемии.

Гормональные препараты

«гормоны как секрет эндокринных желез» - в 1905 году – Бэйлиз.

Гормоны – это БАВ, вырабатываемые железами внутренней секреции и специальными группами клеток в различных тканях и в малых количествах вызывающие значительный физиологический эффект.

Принципы гормональной регуляции:

Регуляция водно-солевого и углеводного обмена:

  1.  Минералокортикоиды
  2.  Кальцитонин
  3.  Паратгормоно

зависят от изменения водно-электролитного состава

  1.  Инсулин
  2.  Глюкагон

от уровня глюкозы в крови

Классификация гормонов по химической структуре:

  1.  Пептидные – гипоталамус, гипофиз, парафолликулярных клеток щитовидной железы (кальцитонин), паращитовидных желез, поджелудочной железы.
  2.  Производные аминокислот – фолликулов щитовидной железы (йодсодержащие)
  3.  Стероидные – кортикостероид и половые гормоны

В качестве ЛС применяют:

  1.  Препараты естественных гормонов
  2.  Синтетические аналоги естественных гормонов
  3.  Антагонисты гормонов (антигормоны) – блокаторы специфических рецепторов гормонов

Виды гормонотерапии:

  1.  Заместительная – введение физиологических доз гормонов при гипопродукции
  2.  Стимуляция функции периферических желез
  3.  Угнетение функции периферических желез
  4.  Патогенетическая терапия (внегармональная)

Типовые механизмы действия гормонов (на уровне клетки по Боумэну и Рэнди):

  1.  Мембрано-локальный (косвенный, быстрый) – характерен для пептидов – рецепторы для пептидных гормонов расположены на поверхности мембраны, вторичными посредниками могут – цАМФ, кальций, ДАГ.
  2.  Цитозольный (прямой, медленный) – характерен для стероидов – внутри клетки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52974. Фінікія 55.5 KB
  Мета: визначити час на який припадає поява та розквіт фінікійських міст – держав ознайомитися з господарством Фінікії досягненнями фінікійців у писемності та в інших галузях культури розкрити причини колонізації фінікійців значення колонізації; розвивати інформаційно пізнавальні компетентності вміння самостійної роботи з різними джерелами інформації аналізувати факти та явища робити висновки комунікативні компетентності вміння висловлювати власну думку аргументувати свою позицію представляти дослідження...
52975. Клас Кісткові риби. Загальна характеристика класу. Зовнішня будова риб 383 KB
  Мета: сформувати в учнів знання про клас Кісткові риби; розкрити особливості зовнішньої будови та життєдіяльність представників цього класу у зв’язку з умовами життя; простежити ускладнення будови кісткових риб порівняно з ланцетником і хрящовими рибами;визначити місце кісткових риб у системі органічного світу та еволюції хордових тварин;розвивати уміння самостійно працювати з малюнками та текстом підручника з натуральними об’єктами;вчити порівнювати й робити висновки; розвивати логічне мислення...
52976. Проблемне навчання фізики 64 KB
  Застосування принципу активності в навчанні особливо потрібне в українській школі бо якраз нам треба перебороти ту пасивність що віками вироблялась у нашого народу і розвинути ініціативу та творчі здібності нашої молоді. Предметом особливої уваги кожного педагога має бути використання в роботі таких засобів методів і форм навчання які спрямовані на розвиток критичності та незалежності мислення допитливості винахідливості самостійності тощо. Суттєво підвищити ефективність розвитку інтелектуальноеврестичних здібностей можна лише в...
52977. Княжа Русь-Україна. Київська Русь - держава з центром у Києві 225.5 KB
  Мандруючи разом по маєтку князя Костянтина Острозького ви будете відображати свої емоції на обличчі. Подорож почалася. Маєток князя такий красивий, що кожен наступний крок викликає захоплення. В одному з приміщень розташувалася перша книгодрукарня і тут вже друкують книги, що викликає справжню радість. Тут нам у руки дають потримати Острозьку Біблію і ми справді здивовані, тому що вона нараховує шістсот двадцять вісім сторінок.
52978. ФІЗИКО-ХІМІЧНІ ВЛАСТИВОСТІ КАРБОНОВИХ КИСЛОТ. ДОБУВАННЯ 456.5 KB
  Зміст лекційного матеріалу на тему Карбонові кислоти. Завдання різного рівня складності по темі: Карбонові кислоти. Попередні забезпечуючі Хімія Особливості будови карбонових кислот на прикладі молекули оцтової кислоти та її фізикохімічні властивості. Пояснити роль молочної кислоти у виробництві молочнокислих продуктів.
52979. Вода – життя основа 41 KB
  Мета: підвищити рівень інформативності і розширити знання учасників про значення роль і вплив води на людей та все живе на землі; детальніше ознайомити з фізичними властивостями води; формувати життєво важливі переконання виховувати любов до природи. Розвиток людської цивілізації потребує все більше і більше кількості прісної води. Властивості води в основному вивчені але ще дуже багато таємниць води не розкриті. На сьогоднішньому занятті ми з вами ознайомимося з фізичними і ще мало вивченими властивостями води більш докладніше...
52981. ФИЗИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 72.5 KB
  Ребята! Сегодня мы снова встречаемся в этом зале с вами на игре «Счастливый случай». В игре принимают участие команда 11-А класса (название) и команда 11-Б класса (название). Прошу команды занять свои места. ( Команды под музыку занимают свои места в зале).
52982. Круглий стіл «Фізика за чайним столом» 106.5 KB
  Вчитель: Ми з вами часто стикаємося з багатьма звичними речами але знаємо про них мало а деколи навіть не можемо відповісти на найпростіші запитання про фізичні явища які з цими предметами пов’язані. Але учні також один одному можуть ставити питання які їх цікавлять Вчитель: Перед вами на столі стоять блискучі самовари. 1 Вчитель: А чому у самовара ручки дерев’яні або пластмасові Учень: Дерево або пластмаса – поганий провідник тепла порівняно з металом. Вчитель: Ви помітили що підставивши чашки або склянки до носика самовара вони...