94953

Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти

Реферат

Политология и государственное регулирование

Разделение властей и Правительство Система федеральных органов исполнительной власти Структура правительства РФ Состав Правительства Российской Федерации Порядок формирования Правительства РФ Срок полномочий и отставка Компетенция правительства РФ Полномочия правительства Функции правительства...

Русский

2015-09-18

48.54 KB

1 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................................4

1  Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти.......................................................................................................................................5

1.1 Разделение властей и Правительство.............................................................5

1.2 Система федеральных органов исполнительной власти..............................7

2  Структура правительства РФ.......................................................................................9

2.1 Состав Правительства Российской Федерации.............................................9

2.2 Порядок формирования Правительства РФ.................................................12

2.3 Срок полномочий и отставка.........................................................................13

3  Компетенция правительства РФ.................................................................................15

3.1 Полномочия правительства...........................................................................15

3.2 Функции правительства.................................................................................17

3.3 Реформа в федеральных исполнительных органах.....................................19

Заключение.......................................................................................................................22

Список использованной литературы.............................................................................24

ВВЕДЕНИЕ

Правительство Российской Федерации является важнейшим органом государственной власти. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества.

Конституция РФ, в отличие от прежнего Основного акта государства, исходит из самостоятельности всех ветвей власти, в том числе и исполнительной. Сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства как органа представительной власти, Конституция весьма существенно изменила его статус и место в системе федеральных органов власти. В современном облике Правительства, в отличие от ранее действовавшего законодательства, более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти.

Правовой статус Правительства основан на принципе разделения властей и ответственности Правительства за проведение социально-экономических преобразований в стране. Важным фактором в деятельности Правительства является осуществление им единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, которые отнесены к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав.

Основной функцией Правительства является организация исполнения федеральных законов. Кроме того, Правительством должно контролировать исполнение законов органами исполнительной власти всех уровней, и принимать необходимые меры по устранению допущенных нарушений.

1   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1 Разделение властей и Правительство

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, а также осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Согласно принципу разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Государственную власть осуществляют Президент РФ – он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти, Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство Российской Федерации – возглавляет систему органов исполнительной власти РФ, суды РФ – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды – осуществляют судебную власть, в частности, правосудие.

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти – федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.

В соответствии с Федеральным конституционным законом о Правительстве Российской Федерации, члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство, руководит некоторыми министерствами. Такими как министерство обороны, министерство иностранных дел. Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ.

Такое соотношение между властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство никакой самостоятельности не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом, не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью. Также предусмотрено, что Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и устанавливать порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

1.2 Система федеральных органов исполнительной власти

Конституция РФ устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему. Такая система предполагает определенную связь по вертикали и обозначает не что иное, как совокупность различных субъектов управления, подведомственных соответствующему центру.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются и подконтрольны Правительству. Они ответственны перед федеральным Правительством за выполнение порученных задач. Федеральные министры при осуществлении своих полномочий подотчетны Правительству. Смысл и предназначение такого контроля заключаются в том, что Правительство в процессе деятельности должно иметь возможность оперативно принимать меры к тому, чтобы министерства, государственные комитеты и другие подчиненные ему федеральные органы исполнительной власти в полном объеме использовали предоставленные им полномочия для выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций. Именно такое понимание сути правительственного контроля содержалось в статье 23 Закона Российской Федерации «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации», и можно сказать, что смысл контрольной деятельности Правительства в отношении федеральных органов исполнительной власти не изменился с принятием Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Следует отметить, что если ранее федеральное Правительство имело право отменять акты министерств, государственных комитетов и иных подведомственных ему органов, то в соответствии со ст. 12 действующего Закона Правительство Российской Федерации в порядке реализации контрольных полномочий вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти и приостанавливать их действие.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Назначения на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

2  СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

2.1   Состав Правительства РФ

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с ч.2 ст.110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства. Структура Правительства Российской Федерации на протяжении времени со дня принятия новой Конституции постоянно претерпевала изменения. Первые изменения в правительстве были санкционированы Указом Президента России от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров – Правительства Российской Федерации». Из Правительства были выведены главы исполнительной власти субъектов Федерации, что позволило исключить их одновременной пребывание в структурах и исполнительной, и законодательной власти. Был и другой аспект этих изменений – исключалась прямая зависимость региональных органов исполнительной власти от федерального центра.

В период 2004-2008 гг. структура с состав Правительства Российской Федерации неоднократно менялись. В канун административной реформы в Правительство Российской Федерации входили 30 человек, не считая председателя. Заместителей председателя было шесть, из них только двое возглавляли министерства: финансов и сельского хозяйства.

В результате административных преобразований, проведенных весной 2004 г., состав правительства сократился. Предусматривался только один вице-премьер. В числе 15 федеральных министров один был без портфеля – это руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации. В мае 2004 г. в связи с изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти и созданием вместо одного Министерства транспорта и связи двух – Министерства транспорта и Министерства информационных технологий и связи – в состав правительства был включен еще один федеральный министр. Образование в сентябре 2004 г. Министерства регионального развития, в свою очередь, пополнило его новым членом. Очередные изменения последовали в ноябре 2005 г.: была учреждена должность первого вице-премьера, до ранга вице-премьера повысили министра обороны. Таким образом, принимая во внимание прежнего вице-премьера, у главы правительства стало три заместителя.

В 2008 году структура правительства снова была реорганизована, образовались новые министерства, увеличено число заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. У Председателя Правительства стало семь заместителей, в том числе два первых заместителей Председателя Правительства РФ, Заместитель Председателя Правительства РФ – Руководитель Аппарата Правительства РФ и Заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин уточнил, «что при корректировке и оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти мы исходили из необходимости усилить работоспособность и эффективность сложившегося механизма государственного управления и его кадрового потенциала».

На данный момент у Председателя Правительства восемь заместителей – добавился вице-премьер, курирующий подготовку к Олимпиаде-2014 в Сочи. Д. Медведев объяснил смысл решения: в планах правительства - не только построить олимпийскую столицу, но и сделать "один из лучших мировых курортов, и дать горожанам, всем россиянам развитую инфраструктуру".

Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются и первые заместители – общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

В качестве постоянного органа Правительства для решения оперативных вопросов создан его Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума.

На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера. Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министерств, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач. По их представлению Правительство назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров.

В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.

Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства. Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

Подчинение некоторых федеральных министров Президенту РФ35 не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и несут коллективную ответственность за деятельность Правительства РФ.

2.2   Порядок формирования Правительства РФ

Процедура формирования правительства и условия его отставки регламентируются Конституцией и законом «О Правительстве Российской Федерации». При этом срок его полномочий в них прямо не указывается. Однако из конституционных формулировок следует, что он определяется сроком полномочий главы государства: перед вновь избранным президентом оно слагает свои полномочия. В современной России имел место факт формирования нового состава правительства в связи с принятием новой Конституции 1993 г. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Формирование правительства проходит в два этапа: назначение председателя и его членов. Глава кабинета назначается президентом с согласия Государственной Думы. Однако в случае трехкратного несогласия Думы с предложенной кандидатурой глава государства вправе ее распустить.

Заместителей главы правительства и федеральных министров назначает президент по предложению самого премьера. Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным. За заместителями председателя и федеральными министрами сохраняется право подать в отставку, которая не повлияет на существование самого правительства в отличие от отставки председателя, освобождение которого от должности влечет автоматическую отставку всего кабинета.

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

2.3   Срок полномочий и отставка

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные в зависимости от того, кто был ее инициатором.

Одно из оснований отставки Правительства – заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это – следствие обострения противоречий между ними.

Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания – Государственной Думой. Вотум недоверия – один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. При выражении недоверия Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

И последнее основание отставки – постановка Председателем перед парламентом вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Это может быть связано с общим вопросом – одобрением его программы – либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначение новых выборов.

Главу правительства освобождает от должности только президент, согласия Государственной Думы при этом не требуется. Он лишь уведомляет палаты Федерального Собрания и до назначения нового премьера поручает исполнение его полномочий кому-либо из заместителей.

Возможно несколько вариантов, когда премьер может уйти с поста по собственной инициативе: подав заявление об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий. Политическая практика России свидетельствует, что почти всегда инициатива освобождения премьера от должности исходит от главы государства. Из восьми премьеров начиная с 1993 г. только один покинул пост «по собственной инициативе», да и то вследствие избрания президентом.

3   КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

3.1  Полномочия правительства

В Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в его заключении говорится, что оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим. Основные правила организации деятельности Правительства установлены Регламентов Правительства Российской Федерации, который утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организуют реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует право законодательной инициативы.

Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ.

В Конституции РФ определена роль Правительства в организации бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Без заключения Правительства не могут быть внесены в Государственную Думу законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Оно разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено управление федеральной собственностью. К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия. Предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и т.д. В связи с этим для оперативного решения вопросов управления этими предприятиями в ведении Правительства находятся федеральные министерства и иные органы исполнительной власти (министерства: топлива и энергетики, транспорта, связи, путей сообщения, по атомной энергии, сельского хозяйства; государственные комитеты и комитеты: по промышленной политике, по оборонным отраслям промышленности, по металлургии, по машиностроению, по химической и нефтехимической промышленности, по геологии и использованию недр и т.д.).

Кроме указанных областей, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в социальных областях, таких как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.

Правительством осуществляются: контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.

Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации. Согласно Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство решает вопросы, связанные с финансированием правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Таким образом, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по реализации государственной политики практически во всех сферах жизни общества, а также организации деятельности самой системы исполнительной власти, что позволяет говорить о нем как об органе общей компетенции в отличие от других федеральных органов исполнительной власти. Деятельность правительства носит подзаконный характер. Она осуществляется во исполнение законов и предполагает подзаконное нормотворчество, а также участие в законотворческом процессе.

3.2  Функции правительства

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, – постановлением Правительства РФ.

Управление государственным аппаратом является одной из основных функций правительства. Правительство не только играет решающую роль в деле комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его деятельностью через министерства, департаменты, штабы и другие ведомства. Исполнение законов по Конституции – важнейшая функция правительства. Правительству вверяется исполнительная власть, т.е. ему вменяется в обязанность заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом. Контроль над законодательной деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию правительства. Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество. В Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу. Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты. Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ установлено, что постановления, и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания.

3.3   Реформа в федеральных исполнительных органах

Происходящая в России административная реформа охватывает реформирование практически всех органов исполнительной власти, регулирование всех сфер и областей государственной и общественной жизни, деятельности любых организаций, предприятий и учреждений. Самым важным шагом по пути реализации административной реформы стала реорганизация федерального управленческого аппарата, осуществляемая в соответствии с Указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Моментом начала нынешнего этапа административной реформы можно считать издание Указа Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» и затем утверждение постановления Правительства РФ «Положения о Правительственной комиссии по проведению административной реформы». Особое внимание уделяется совершенствованию организации и деятельности органов исполнительной власти. Упрощение системы федеральных органов исполнительной власти не сводится к сокращению их количества. Главным является формирование трехзвенной системы федеральных министерств с соподчинением им, как правило, федеральных агентств и федеральных служб. В положении о том или ином государственном органе определяется его статус, функции и конкретизируются задачи, устанавливается механизм взаимодействия с другим органом государственной власти.

Правительством Российской Федерации 25 октября 2005 года была одобрена Концепция Административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.

В ней перечислены цели административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Были разработаны и одобрены Правительством РФ «Основные направления социально-экономической политики на долгосрочную перспективу». Приоритетными направлениями признаны: развитие науки и инновационной сферы, высокотехнологического сектора, транспортной инфраструктуры, а также жилищного сектора, образования и здравоохранения. В связи с этим различными федеральными органами разработаны соответствующие их деятельности федеральные целевые программы, планы мероприятий по их реализации.

Федеральный бюджет является главным инструментом государства по достижению сформулированных общенациональных целей, задач и приоритетов, в том числе и в рамках административной реформы. Результатом осуществления административной реформы должна стать ясная и прозрачная система органов государственной власти с четким разделением их компетенции.

Правительственной комиссией по проведению административной реформы были подготовлены предложения, касающиеся оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, одобренные Правительством Российской Федерации. Проанализирована деятельность 18983 учреждений и 6478 предприятий, из них предполагается ликвидировать, реорганизовать либо приватизировать 5008 учреждений и 3353 предприятия. Приняты изменения в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Постановлениями Правительства Российской Федерации «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» закреплены принципы административной реформы, применяемые для взаимодействия и организации деятельности федеральных органов исполнительной власти.

От того, как действует государство, какую оно осуществляет политику и как осуществляет свои управленческие функции, регулирующие экономические и социальные процессы, весьма сильно зависит улучшение качества жизни населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правительство Российской Федерации, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.

Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ, осуществлении систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами, Правительство Российской Федерации, в частности, и исполнительная власть, в целом, обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения. В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально–экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.

Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ, поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства.

В настоящее время Председателем Правительства Российской Федерации является В.В. Путин, под его руководством Правительство эффективно проводит различные социальные программы, решает множество вопросов, направленных на повышение благосостояния нашего народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1  Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2  Собрание законодательства Российской Федерации (май 1994 г. – 2008 г.)

3  Архипова Т.Г., Малышева Е.П. Современная организация государственных учреждений России: учебник. / Архипова Т.Г., Е.П. Малышева-М.: РГГУ. 2006. 605 с.

4  Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении: Политологические аспекты: Учеб. пособие / К.С. Бельский – М.: ВЮЗИ, 1990. 167 с.

5  Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: учебник. / В.Д. Зимина, Н.А. Борисов – М.: РГГУ. 2008. 367 с.

6  Лапина М.А. Современная реформа системы государственного управления: Административно-правовой аспект. / М.А. Лапина – М.: РГГУ. 2007. 307 с.

7  Правительство России и федеральные органы исполнительной власти. Структурный справочник – М. ИЭГ «Панорама». 1995. Эл. версия. cop / 1997-2006. Режим доступа: http: // www.panorama / works /foiv/ index. html

8  Интернет-портал Правительства РФ: Эл. данные. cop / 2008. Режим доступа: government

9  Президент России. Официальный сайт: Эл. данные. / Режим доступа: kremlin


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76459. Юридические факты в семейном праве 18.39 KB
  Юридические факты в семейном праве это реальные жизненные обстоятельства которые в соответствии с действующим семейным законодательством являются основанием возникновения изменения или прекращения семейных правоотношений. Общими для юридических фактов признаками являются следующие: юридический факт это явление реальной действительности то есть наступившее и длящееся в момент его оценки; юридические факты существуют независимо от сознания людей; юридические факты влекут определенные правовые последствия: возникновение изменение...
76460. Родство и свойство, их правовое значение 16.4 KB
  Родство представляет собой один из юридических фактов порождающих семейные правоотношения. По степени родства различают: ближнее родство близкие родственники родственники по прямой восходящей и нисходящей линии родители и дети дедушка бабушка и внуки полнородные и неполнородные братья и сестры; дальнее родство более дальние родственники. Возможно заключение брака между мужчиной и женщиной состоящими в родственных отношениях за исключением близкого родства боковое родство третьей и последующей степеней не является...
76462. Соглашения в семейном праве (понятие, виды, особенности) 16.85 KB
  Соглашений в СК РФ немного это: соглашение об уплате алиментов; соглашение об имени ребенка; соглашение о месте жительства ребенка; соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем проживающим отдельно от ребенка; соглашение о разделе имущества. этой же статьи звучит другая формулировка: Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Соглашение в семейном праве средство добровольного разрешения наиболее важных как для членов семьи так и для общества...
76463. Сроки в семейном праве и их правовое значение 19.31 KB
  следующие виды сроков: сроки существования имущественных семейных прав пресекательные сроки: так право на алименты на содержание несовершеннолетних детей сохраняется до достижения ими восемнадцатилетнего возраста; сроки ожидания испытательные сроки до истечения которых не могут быть совершены отдельные семейно-правовые акты: согласно п. 11 СК РФ заключение брака производится по истечении месячного срока со дня подачи заявления в органы загса; сроки до наступления которых не допускается возникновение определенных прав и...
76464. Осуществление и защита семейных прав 16.22 KB
  7 СК граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами если иное не установлено СК. Пределы осуществления семейных прав имеют свои ограничения. Так семейные права могут быть ограничены требованиями закона.
76465. Семейно-правовая ответственность (понятие и особенности) 17.48 KB
  Специфика семейно-правовой ответственности заключается в том что во-первых ее субъекты связаны уже возникшим семейным правоотношением во-вторых к ней не могут быть привлечены третьи лица не участвующие в данном правоотношении. Основания наступления семейно-правовой ответственности зависят от того какая сфера пострадавшего лица личная или имущественная подверглись воздействию в результате правонарушения. Семейное законодательство не содержит указания на формы вины но на практике они играют важную роль особенно при определении объема...
76466. Меры защиты в семейном праве и их отличие от семейно-правовой ответственности 16.31 KB
  Защита нарушенных или оспариваемых семейных прав происходит в судах в порядке искового производства взыскание алиментов раздел совместно нажитого супружеского имущества; защита охраняемых интересов происходит в порядке особого производства установление факта признания отцовства фактов регистрации рождения усыновления брака развода. В административном порядке защита семейных прав осуществляется путем обращения в государственные органы или к конкретному должностному лицу органы исполнительной власти органы опеки и...
76467. Понятие брака, условия и порядок его заключения 19.11 KB
  Основаниями для брака признаются правовые нормы а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Заключение брака Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления.