94966

Нормы обычного международного гуманитарного права

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Нормы права войны зародились на поле боя, там, где друг против друга сражались вооруженные силы разных государств. До середины 19 века эти нормы относились по своей сути к обычному праву, их признавали, потому что она существовали с незапамятных времен, а также потому, что они отвечали чаяниям цивилизованных народов.

Русский

2015-09-18

45.23 KB

1 чел.

Нормы обычного международного гуманитарного права

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Нормы, содержащие принципы проведения различия....................................5

2.Нормы, закрепляющие меры предосторожности при нападении и в отношении последствий нападений…………………………............................11

3.Нормы о лицах и зонах, пользующихся особой защитой…….......................13

4.Нормы конкретных методов ведения войны……………………………...... 15

Заключение………………….....………………………………………………..18

Словарь…………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………...........……………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Нормы права войны зародились на поле боя, там, где друг против друга сражались вооруженные силы разных государств. До середины 19 века эти нормы относились по своей сути к обычному праву, их признавали, потому что она существовали с незапамятных времен, а также потому, что они отвечали чаяниям цивилизованных народов. Во всех культурах были разработаны нормы, направленные на то, чтобы ограничить насилие и воздействовать в этом плане на такую узаконенную форму насилия, как война.

Сделав международное право предметом соглашения между монархами и положив в его основу практику государств и их согласие применять эти нормы, Гроций и другие отцы-основатели международного публичного права создали условия для того, чтобы это право приобрело универсальный характер, применялось как в мирное, так и военное время и преодолело различия, разделяющие разные культуры и цивилизации. Однако подлинным основателем современного международного гуманитарного права стал провидец Анри Дюнан, живший в 19 веке. Благодаря А. Дюнану, призывавшему к принятию «нерушимого международного принципа, гарантированного и санкционированного конвенцией», для предоставления защиты раненым и всем, кто пытается им помочь, гуманитарное право совершило решающий шаг по пути своего развития. Инициируя принятие в 1864 г. Женевской конвенции об улучшении участи больных и раненых воинов во время сухопутной войны, Дюнан и другие основатели Международного Комитета Красного Креста заложили фундамент договорного международного гуманитарного права.

Результатом усилий, направленных на развитие этого права стали четыре Женевские конвенции 1949 г., которые составляют основу действующего международного гуманитарного права. Принятие

государствами этих конвенций продемонстрировало, что и в мирное время можно принять нормы, направленные на то, чтобы уменьшить ужасные последствия войн и защитить их жертв.

1 Нормы, содержащие принципы проведения различия

Норма 1. Стороны, находящиеся в конфликте, в любое время должны проводить различие между гражданскими лицами и комбатами. Нападения могут быть направлены лишь против комбатантов. Нападения не могут быть направлены против гражданских лиц.

Практика государств устанавливает эту норму в качестве нормы обычного международного права, применяемой во время как международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов. Три компонента этой нормы связаны между собой, и практика, касающаяся каждого из них, подкрепляет и два других. Термин «комбатант» используется в этой норме в общем значении, обозначая лиц, которые не пользуются предоставляемой гражданским лицам защитой, но не подразумевая права на статус комбатанта или военнопленного. Эту норму следует рассматривать в сочетании с запрещением нападений на лиц, согласно которой гражданские лица пользуются защитой от нападений, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.

Принцип проведения различия между гражданскими лицами и комбатантами впервые был установлен в Санкт-Петербургской декларации, которая предусматривает, что «единственная законная цель которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля». В Гаагском положении не говорится прямо, что между гражданскими лицами и комбатантами должно проводиться различие, но его статья 25, которая запрещает «атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения», основана на этом принципе. Сейчас принцип проведения различия кодифицирован в статьях 48, 51(2) и 52(2) Дополнительного протокола I, в отношении которых не было сделано никаких отговорок. Согласно Дополнительному протоколу I, «нападения» означают «акты насилия в отношении противника независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне».

Запрещение нападений на гражданских лиц также предусмотрено в Протоколе II, Протоколе II с поправками и Протоколе III к Конвенции о конкретных видах обычного оружия и в Оттавской конвенции, запрещающей противопехотные наземные мины. Кроме того, согласна Статуту Международного уголовного суда, «Умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях», являются военными преступлениями во время международных вооруженных конфликтов.

Норма 3. Все лица, входящие в личный состав вооруженных сил стороны в конфликте, являются комбатантами, за исключением медицинского и духовного персонала.

Практика государств устанавливает эту норму в качестве нормы обычного международного права, применяемой во время международных вооруженных конфликтов. В целях соблюдения принципа различия члены личного состава вооруженных сил государства могут считаться комбатантами, как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах. С другой стороны, статус комбатанта существует только в международных вооруженных конфликтах.

Эта норма восходит в Гаагскому положению, согласно которому «вооруженные милы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся».Сейчас она закреплена в статье 43 Дополнительного протокола I.

Это определение комбатантов содержится во многих военных уставах и наставлениях. Оно подкреплено официальными заявлениями и отраженной в отчетах практикой, в том числе практикой государств, которые не являются или не являлись в соответствующий момент участниками Дополнительного протокола I.

Согласно этой норме, когда медицинский и духовный персонал входит в состав вооруженных сил, эти лица, тем не менее, считаются некомбатантами. Согласно Первой Женевской конвенции, временных медицинские работники должны пользоваться уважением и защитой как некомбатанты только до тех пор, пока они выполняют медицинские обязанности. Как и в случае с гражданскими лицами, условием для уважения некомбатантов является то, что они воздерживаются от непосредственного участия в военных действиях.

Однако некомбатантов из состава вооруженных сил не следует путать с гражданскими лицами, сопровождающими вооруженные силы, которые по определению не входят в состав вооруженных сил.

Хотя в некоторых странах целые слои населения в определенном возрастном промежутке могут быть призваны в вооруженные силы в случае вооруженного конфликта, лишь те лица, которые действительно призваны, т.е. действительно включены в состав вооруженных сил, могут считаться комбатантами. Тот факт, что лицо может быть мобилизовано, не делает его комбатантом, на которого можно совершить нападение.

Норма 6. Гражданские лица пользуются защитой от нападений, за исключением случаев, когда и они принимают непосредственное участие в военных действиях.

Согласно статье 13(3) Дополнительного протокола II, гражданские лица пользуются иммунитетом от прямых нападений, «за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях». Кроме того, эта норма закреплена в других документах, также касающихся немеждународных вооруженных конфликтов.

Норма, согласно которой гражданские лица не пользуются защитой от нападений, когда принимают непосредственное участие в военных действиях, включена во многие военные уставы и наставления, которые применимы или применялись во время немеждународных вооруженных конфликтов.

Поскольку лиц из состава вооруженных оппозиционных групп можно считать гражданскими лицами, эта норма приводит в неравному положению таких групп и правительственных вооруженных сил. Применение этой нормы означало бы, что нападение на лиц из состава вооруженных оппозиционных групп законно лишь в то время, «пока они активно участвуют в боевых действиях», тогда как нападение на лиц из состава правительственных вооруженных сил законно  в любое время. Такого неравенства не было бы, если бы лица из состава вооруженных оппозиционных групп либо считались бы, в связи с их принадлежностью к этим группам, постоянно принимающими непосредственное участие в военных действиях, либо не считались бы гражданскими лицами.

Норма 7. Стороны, находящиеся в конфликте в любое время должны проводить различие между гражданскими объектами и военными объектами. Нападения могут быть направлены лишь против военных объектов. Нападения не могут  быть направлены против гражданских объектов.

Статут Международного уголовного суда прямо не называет нападения на гражданские объекты военным преступлением во время немеждународных вооруженных конфликтов. Однако он включает в число военных преступлений уничтожение имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват «настоятельно диктуются обстоятельствами конфликта». Следовательно, нападение на гражданский объект является военным преступлением по Статуту, так как такое нападение не диктуется настоятельно обстоятельствами конфликта. Уничтожение имущества является предметом 50, и устанавливающая норму 50 практика также служит доказательством существования данной нормы. Также существенно, что Статут определяет как военное преступление нанесение ударов во время немеждународного вооруженного конфликта по объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира, пока такие объекты «имеют право на защиту, которой пользуются ... гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов».

Обязательно проводить различие между гражданскими и военными объектами и запрещение нападений на гражданские объекты содержатся в военных ставах и наставлениях, которые применимы или применялись во время немеждународных вооруженных конфликтов. Многие государства приняли законодательные акты, объявляющие преступлением нападение на гражданские объекты во время вооруженного конфликта. Существует также внутригосударственное прецедентное право, основанное на этой норме. Кроме того, существует ряд официальных заявлений, касающихся немеждународных вооруженных конфликтов, которые ссылаются на данную норму. Сообщения государств Международному суду по упоминавшемуся выше делу о ядерном оружии были сформулированы в общих терминах, применимых ко всем вооруженным конфликтам.

Гражданскими являются все те объекты, которые не являются военными. Гражданский объект может подвергаться нападению, когда он утрачивает свой гражданский характер и классифицируется как военный объект.

Норма 11. Нападения неизбирательного характера запрещены.

К нападениям неизбирательного характера относятся:

a) нападения, которые направлены на конкретные военные объекты;

b) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты;

c) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, последствия которых не могут быть ограничены, как это требуется в соответствии с международным гуманитарным правом;

c) которые, таким образом, в каждом таком случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия.

Также согласно Нормам 13 и 14 запрещены нападения путем бомбардировок любыми методами или средствами, при которых в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различимых военных объектов, расположенных в городе, деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты, а также нападения, которые, как можно ожидать, попутно повлекут за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были би чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить.

2 Нормы, закрепляющие меры предосторожности при нападении             и в отношении последствий нападений

В нормах о мерах предосторожности закреплено, что при проведении военных операций должна постоянно проявляться забота о том, чтобы щадить гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты. Должны быть приняты меры все возможные меры предосторожности, чтобы избежать случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и случайного ущерба гражданским объектам или, во всяком случае, свести их к минимуму. Каждая сторона, находящаяся в конфликте, должна сделать все возможное, чтобы удостовериться, что объекты нападения являются военными объектами, должна принимать все  возможные меры предосторожности при выборе средств и методов ведения войны, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и случайного ущерба гражданским объектам или, во всяком случае, свести их к минимуму. Необходимо делать все возможное, чтобы решить, можно ли ожидать, что нападение вызовет случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц или нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить, должна делать все возможное, чтобы отменить или приостановить нападение, если становится очевидным, что объект не является военным или что нападение, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, нанесет случайный ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается применить. Также обе стороны, находящиеся в конфликте, должны делать заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением случаев, когда обстоятельства этого не позволяют. Когда возможен выбор между несколькими военными объектами для получения равноценного преимущества, должен быть выбран тот объект, нападение на который, как можно ожидать, создаст наименьшую опасность для жизни гражданских лиц и для гражданских объектов. Соединенные Штаты подчеркивают, что обязательство выбирать тот объект, нападение на который, как можно ожидать, создаст наименьшую опасность для жизни гражданских лиц и для гражданских объектов, не является абсолютным, поскольку оно применимо лишь тогда, «когда возможен выбор,  поэтому «нападающие должны соблюдать его, если это возможно с учетом выполнения задания и допустимого риска, или они могут счесть, что принять такое решение невозможно».

Что касается последствий, то стороны всегда должны принимать все возможные меры предостережения для защиты гражданского населения и гражданских объектов, находящихся под их контролем, от последствий нападений. Многие государства указывают, что военные командиры должны принимать решения, касающиеся мер предосторожности для защиты от последствий нападений, на основании оценки информации из всех источников, доступных им в соответствующий момент. В максимальной практически возможной степени следует избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них, а также следует удалить гражданских лиц и объекты, находящиеся под контролем, каждой из конфликтующих сторон, из районов, расположенных вблизи военных объектов. Такова в том числе, и практика государств, не являющихся или не являющихся на соответствующий момент участниками Дополнительного протокола I.

Эти обязательства вошли во многие военные уставы и наставления. Они также подкреплены официальными заявлениями и отраженной в отчетах практикой.

3 Нормы о лицах и зонах, пользующихся особой защитой

В данных нормах регламентированы положения, содержащие в себе сведения о медицинском персонале, священнослужителях, персонале, оказывающем гуманитарную помощь, персонале, задействованном в миссии по поддержанию мира, журналистах.

Например, медицинский персонал, предназначенный исключительно для выполнения медицинских обязанностей, должен пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Принадлежащие к медицинскому персоналу лица утрачивают право на защиту, если совершают, помимо своих гуманитарных обязанностей, действия направленные против неприятеля. Термин «медицинский персонал» означает лиц, назначенных стороной в конфликте исключительно для розыска, подбирания, транспортировки, установления диагноза и лечения, включая оказание первой помощи, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, для профилактики заболеваний, для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований и для работы на санитарно-транспортных средствах и их административно-технического обеспечения. Термин «военный медицинский персонал» относится к медицинскому персоналу, входящему в состав вооруженных сил. Термин «гражданский медицинский персонал» относится к медицинскому персоналу, не сходящему в состав вооруженных сил, но назначенному стороной в конфликте исключительно для выполнения медицинских задач. Следует отметить, что защита медицинского персонала не является личной привилегией, а скорее вытекает из уважения и защиты, полагающихся раненым и больным, с которыми при любых обстоятельствах следует обращаться гуманно. Запрещается подвергать кого-либо наказанию за выполнение медицинских обязанностей, совместимых с медицинской этикой, и принуждать лиц, выполняющих медицинские функции, к совершению действий, противоречащих нормам медицинской этики.

Духовный персонал предназначен исключительно для выполнения духовных функций, он также должен пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Принадлежащие к нему лица утрачивают право на защиту, если совершают действия, направленные против неприятеля.

Запрещены нападения, направленные против медицинского и духовного персонала, а также объектов, использующих в соответствии с международным правом отличительных эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями. Запрещено совершать нападения на персонал и объекты, задействованные в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организаций Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица и объекты в соответствии с международным гуманитарным правом. В практике государств лица из числа сил по поддержанию мира, которые обычно состоят из профессиональных солдат, рассматриваются как гражданские лица, поскольку они не принадлежат к стороне в конфликте и считаются имеющими право на такую же защиту от нападений, что и гражданские лица, до тех пор, пока они не принимают непосредственного участия в военных действиях.

Что касается зон, находящихся под защитой, то к ним следует относить:

  1.  Зоны, созданные для того, чтобы оградить раненых, больных и гражданских лиц от венных действий;
  2.  Демилитаризованные зоны, созданные по соглашению между сторонами в конфликте;
  3.  Необороняемая местность.

4 Нормы конкретных методов ведения войны

Нормы, конкретных методов войны включают в себя:

1) Охрану окружающей среды:

а) Никакая часть окружающей среды не может стать объектом нападения, за исключением случаев, когда она является военным объектом.

b) Запрещено уничтожение любой части окружающей среды, если этого не требует настоятельная военная необходимость.

c) Запрещены нападения на военный объект, которые, как можно ожидать, попутно повлекут за собой такой ущерб окружающей среде, который был бы чрезмерным по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу.

При использовании методов и средств ведения войны должны надлежащим образом приниматься во внимание защита и сохранение окружающей среды. При проведении военных операций должны быть приняты все возможные меры предосторожности, чтобы избежать случайного ущерба окружающей среде или, во всяком случае, свести его к минимуму. Отсутствие точных научных знаний о последствиях определенных военных операций для окружающей среды не освобождает сторону в конфликте от принятия таких мер предосторожности. Запрещается использовать методы и средства ведения войны, которые имеют своей целью причинить, или, как можно ожидать, причинить, или как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб окружающей среды в качестве оружия.

2) Отказ в пощаде.

Обязанность предоставлять пощаду является основополагающей нормой, которая запрещает нападать на лицо, признанное вышедшим из строя в боевой ситуации на поле боя. Запрещено отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе. Вышедшим из строя является лицо, которое:

a) находится во власти противной стороны;

b) не способно защищаться, потому что находится без сознания, потерпело кораблекрушение или из-за ранения или болезни;

c) ясно выражает намерение статься в плен;

при условии, что это лицо воздерживается от враждебных действий и не пытается совершить побег.

В практике признается, что обязанность давать пощаду, распространяется на всех лиц, принимающих непосредственное участие в военных действиях, вне зависимости от того, имеют ли они право на статус военнопленных. Это означает, что наемники, шпионы и диверсанты также имеют право на пощаду и не могут быть казнены в суммарном порядке.

Запрещается подвергать нападению лиц, покидающих на парашюте терпящий бедствие летательный аппарат, в течение их спуска на землю. Практика показывает, что по приземлении лицам, покинувшим на парашюте терпящий бедствие летательный аппарат, должны быть должна возможность сдаться в плен, если не становится очевидным, что они совершают враждебные действия. Данная норма распространяется на всех членов экипажа летательного аппарата, терпящего бедствие, равным образом на гражданских лиц и на комбатантов, но не относится к войскам, которые десантируются на парашютах в рамках военной операции, а не выпрыгивают из летательного аппарата, терпящего бедствие.

3) Уничтожение и захват имущества.

Стороны, находящиеся в конфликте, могут захватывать военное оборудование, принадлежащее противной стороне. Данная норма применяется во время международных вооруженных конфликтов. Все движимое государственное имущество, захваченное на поле боя, может быть присвоено захватившим его воюющим государством в качестве военных трофеев; это относится к оружию и боеприпасам, складам товаров, механизмам, приборам и даже наличным деньгам. Все частное имущество, фактически использованное во враждебных целях, найденное на поле боя или в зоне военных действий, может быть присвоено воюющим государством в  качестве военных трофеев.

Запрещены также уничтожение и захват имущества неприятеля, если этого не требует настоятельная военная необходимость.

На оккупированной территории:

a) движимая общественная собственность, которую можно использовать для военных операций, может быть конфискована;

b)   недвижимая общественная собственность должна управляться в соответствии с нормой узуфрукта;

c)    частная собственность должна пользоваться уважением и не может быть конфискована ;

за исключением случаев, когда захвата такой собственности требует настоятельная военная необходимость.

Реквизиции натурой и повинности могут быть требуемы от общин и жителей  лишь для нужд занявшей область армии. Они должны соответствовать средствам страны и быть такого рода, чтобы они не налагали на население обязанности принимать участие в военных действиях простив своего отечества. Эти реквизиции и повинности могут быть требуемы лишь с разрешения военачальника занятой местности. Натуральные повинности должны быть по возможности оплачиваемы наличными деньгами; в противном случае они удостоверяются расписками и уплата должных сумм будет произведена возможно скорее.

Грабеж запрещен. Запрещение грабежа как таковое является конкретным выражением общего правового принципа, запрещающего воровство. Это запрещение можно найти во внутригосударственном уголовном законодательстве всех стран мира. Грабеж обычно наказуем по военному праву или общему уголовному праву.

Заключение

История человеческой цивилизации - это история войн. За последние 5,5 тысяч лет зафиксировано свыше 14 тысяч вооруженных столкновений, в которых погибло 3,6 миллиарда человек. Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом усилия по искоренению из общественной жизни такого деструктивного явления как вооруженный конфликт, современные исследования в этой области лишь подтверждают мировую динамику увеличения их количества. Принимаемые в последнее время на международном уровне меры по предупреждению вооруженных инцидентов далеко не всегда оказываются успешными. В связи с этим гуманизация сферы вооруженной борьбы во внутригосударственном и международном праве приобретает все большее значение. Данную задачу призвано решать международное гуманитарное право.

Международное сообщество за последнюю четверть XX столетия столкнулось с кардинальными изменениями в структуре вооруженной борьбы. Внутренние конфликты, вооруженные конфликты, носящие смешанный характер (интернационализированные вооруженные конфликты), практически полностью вытеснили из международных отношений вооруженные конфликты международного характера. Данная тенденция диаметрально противоположна ситуации, сложившейся вокруг международно-правового регулирования в этой сфере. Объем нормативного материала, регулирующего поведение воюющих сторон в конфликтах нового поколения, несоизмеримо мал в сравнении с количеством норм гуманитарного права, применяемых в международных вооруженных конфликтах. Тем не менее, новые договоры в области международного гуманитарного права отражают современную тенденцию к применению одних и тех же норм и принципов в отношении международных и немеждународных конфликтов.

Международное гуманитарное право как отрасль международного права достигло за последнее время значительного прогресса. Его принципы и нормы направлены на регулирование поведения воюющих сторон в период вооруженных конфликтов и преследуют две основные цели. Во-первых, нормы международного гуманитарного права призваны защитить лиц, которые не принимают или прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях, а также гражданские объекты. Во-вторых, международное гуманитарное право ограничивает право сторон в вооруженном конфликте выбирать средства и методы ведения военных действий. Необходимо признать, что многие из его положений признаны нормами обычного права и должны соблюдаться сторонами вооруженного конфликта вне зависимости от их участия в международных соглашениях. Тесная взаимосвязь международного гуманитарного права с другими отраслями права и, прежде всего, с правом человека неизменно свидетельствует о единой природе прав личности независимо от характера отношений, в которых она участвует. Это взаимодействие оказывает сильное влияние на развитие основных институтов, принципов и норм международного гуманитарного права.

Характеризуя новейший этап истории генезиса права, стоит подчеркнуть все возрастающий интерес международного сообщества к проблемам гуманитарной деятельности и гуманитарного права, в решении которых активное участие принимают международные организации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций и Международному Комитету Красного Креста.

Таким образом, вышеизложенное обуславливает необходимость всестороннего исследования современного состояния международно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в случае вооруженного конфликта.

Словарь

Список использованной литературы

1. Jean-Marie Henckaerts, Louise Doswald-Beck Droit international humanitaire coutumier / Jean-Marie Henckaerts et Louise Doswald-Beck. Volume 1 : Règles. – MKKK, 2006. – 878 c.

2. Тетенькина, Т.Ю. Le français: Droit, économie = Французский язык для юристов и экономистов : учебно-методич. Комплекс : в 2 ч. / Т.Ю. Тетенькина, Л.Е. Левонюк ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2011. – Ч. 1 : Учимся читать профессионально ориентированные тексты. – 99 с.

3. Словарь???

4. Словарь


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53155. Ім'я Гоголя на карті Диканьки 79 KB
  Тема проекту: Ім'я Гоголя на карті Диканьки. Мета: ознайомити дітей з історією вулиці Гоголя в Диканці діяльністю організацій на цій вулиці життям її мешканців. Гоголя; глибше знайомство з особистістю М. Гоголя.
53158. ГОЛОДОМОР 1932 – 1933 рр. НА УКРАЇНІ 127.5 KB
  Обладнання: книга сталінських злочинів макет карта України на якій позначений райони що були охоплені голодом макет Меморіалу жертвам голодомору в Києві панно на стінні Ціна йому – життя рушник ікона. Страшно уявити що невеликий шматок хліба став символом для багатьох наших співвітчизників життя. Мама боролась за наше життя. То був останній день коротенького Лізиного життя.
53159. Голгофа голодної смерті 88 KB
  Мета: розказати учням про страшні події 19321933 років показати причини голодомору та його наслідки вшанувати пам’ять загиблих Обладнання: стіл з вишитими рушниками на ньому колоски калина запалена свічка виставка художньої та документальної літератури про голодомор на дошці плакат Епіграф: Нема в світі вищих братських могил ніж ті що заповнені останками безневинних жертв...
53160. Трагічні уроки історії (В пам’ять про голодомори 1921-1923, 1932-1933, 1947 роки) 250.5 KB
  Пам’ять – нескінченна книга, в якій записано все: і життя людини, і життя країни. Та багато сторінок у нашу історію вписано кривавим і чорним. Особливо вражаючі сторінки, де смертельним шрифтом вкарбовано слова: Голод, Голодомор.
53162. Голодомор в Україні 1932 – 1933 року 52 KB
  Мета: поглибити і систематизувати знання учнів про одну з найстрашніших сторінок історії України – голодомор 1932-1933 років на матеріалі історичних джерел художніх творів; формувати вміння самостійно та критично оцінювати історичні процеси вдумливо сприймати прочитане; сприяти виробленню в школярів об’єктивної оцінки; пробудити історичну пам'ятьрозвивати логічне та аналітичне мислення уміння користуватися додатковою літературою. Обладнання: ікона Спасителявидання творів українських письменників про голодомор фоторепродукції...
53163. Різноманітність голонасінних, значення їх в природі і житті людини 207.5 KB
  Мета уроку: сформувати знання учнів про різноманітність голонасінних рослин, їх практичне значення і значення у природі, показати взаємозв’язок природи і людини, їхній вплив одне на одного; продовжити екологічне...