94995

Что же такое ГИС?

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Однозначное краткое определение этому явлению дать достаточно сложно. Географическая информационная система (ГИС) - это возможность нового взгляда на окружающий нас мир. Если обойтись без обобщений и образов, то ГИС - это современная компьютерная технология для картирования и анализа объектов реального мира, также событий, происходящих на нашей планете.

Русский

2015-09-18

161.95 KB

0 чел.

ВВЕДЕНИЕ:

Что же такое ГИС?

Однозначное краткое определение этому явлению дать достаточно сложно. Географическая информационная система (ГИС) - это возможность нового взгляда на окружающий нас мир. Если обойтись без обобщений и образов, то ГИС - это современная компьютерная технология для картирования и анализа объектов реального мира, также событий, происходящих на нашей планете. Эта технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.

Создание карт и географический анализ не являются чем-то абсолютно новым. Однако технология ГИС предоставляет новый, более соответствующий современности, более эффективный, удобный и быстрый подход к анализу проблем и решению задач, стоящих перед человечеством в целом, и конкретной организацией или группой людей, в частности. Она автоматизирует процедуру анализа и прогноза. До начала применения ГИС лишь немногие обладали искусством обобщения и полноценного анализа географической информации с целью обоснованного принятия оптимальных решений, основанных на современных подходах и средствах.

В настоящее время ГИС - это многомиллионная индустрия, в которую вовлечены сотни тысяч людей во всем мире. ГИС изучают в школах, колледжах и университетах. Эту технологию применяют практически во всех сферах человеческой деятельности - будь то анализ таких глобальных проблем как перенаселение, загрязнение территории, сокращение лесных угодий, природные катастрофы, так и решение частных задач, таких как поиск наилучшего маршрута между пунктами, подбор оптимального расположения нового офиса, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи.

Составные части ГИС 

Работающая ГИС включает в себя пять ключевых составляющих: аппаратные средства, программное обеспечение, данные, исполнители и методы.

Аппаратные средства. Это компьютер, на котором запущена ГИС. В настоящее время ГИС работают на различных типах компьютерных платформ, от централизованных серверов до отдельных или связанных сетью настольных компьютеров.

Программное обеспечение ГИС содержит функции и инструменты, необходимые для хранения, анализа и визуализации географической (пространственной) информации. Ключевыми компонентами программных продуктов являются: инструменты для ввода и оперирования географической информацией; система управления базой данных (DBMS или СУБД); инструменты поддержки пространственных запросов, анализа и визуализации (отображения); графический пользовательский интерфейс (GUI или ГИП) для легкого доступа к инструментам.

Данные. Это вероятно наиболее важный компонент ГИС. Данные о пространственном положении (географические данные) и связанные с ними табличные данные могут собираться и подготавливаться самим пользователем, либо приобретаться у поставщиков на коммерческой или другой основе. В процессе управления пространственными данными ГИС интегрирует пространственные данные с другими типами и источниками данных, а также может использовать СУБД, применяемые многими организациями для упорядочивания и поддержки имеющихся в их распоряжении данных

Исполнители. Широкое применение технологии ГИС невозможно без людей, которые работают с программными продуктами и разрабатывают планы их использования при решении реальных задач. Пользователями ГИС могут быть как технические специалисты, разрабатывающие и поддерживающие систему, так и обычные сотрудники (конечные пользователи), которым ГИС помогает решать текущие каждодневные дела и проблемы.
Методы. Успешность и эффективность (в том числе экономическая) применения ГИС во многом зависит от правильно составленного плана и правил работы, которые составляются в соответствии со спецификой задач и работы каждой организации.

Как работает ГИС? 

ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географического положения. Этот простой, но очень гибкий подход доказал свою ценность при решении разнообразных реальных задач: для отслеживания передвижения транспортных средств и материалов, детального отображения реальной обстановки и планируемых мероприятий, моделирования глобальной циркуляции атмосферы.

Любая географическая информация содержит сведения о пространственном положении, будь то привязка к географическим или другим координатам, или ссылки на адрес, почтовый индекс, избирательный округ или округ переписи населения, идентификатор земельного или лесного участка, название дороги и т.п. При использовании подобных ссылок для автоматического определения местоположения или местоположений объекта (объектов) применяется процедура, называемая геокодированием. С ее помощью можно быстро определить и посмотреть на карте где находится интересующий вас объект или явление, такие как дом, в котором проживает ваш знакомый или находится нужная вам организация, где произошло землетрясение или наводнение, по какому маршруту проще и быстрее добраться до нужного вам пункта или дома.

Векторная и растровая модели. ГИС может работать с двумя существенно отличающимися типами данных - векторными и растровыми. В векторной модели информация о точках, линиях и полигонах кодируется и хранится в виде набора координат X,Y. Местоположение точки (точечного объекта), например буровой скважины, описывается парой координат (X,Y). Линейные объекты, такие как дороги, реки или трубопроводы, сохраняются как наборы координат X,Y. Полигональные объекты, типа речных водосборов, земельных участков или областей обслуживания, хранятся в виде замкнутого набора координат. Векторная модель особенно удобна для описания дискретных объектов и меньше подходит для описания непрерывно меняющихся свойств, таких как типы почв или доступность объектов. Растровая модель оптимальна для работы с непрерывными свойствами. Растровое изображение представляет собой набор значений для отдельных элементарных составляющих (ячеек), оно подобно отсканированной карте или картинке. Обе модели имеют свои преимущества и недостатки. Современные ГИС могут работать как с векторными, так и с растровыми моделями.
 
Задачи, которые решает ГИС. ГИС общего назначения, в числе прочего, обычно выполняет пять процедур (задач) с данными: ввод, манипулирование, управление, запрос и анализ, визуализацию.

Ввод. Для использования в ГИС данные должны быть преобразованы в подходящий цифровой формат. Процесс преобразования данных с бумажных карт в компьютерные файлы называется оцифровкой. В современных ГИС этот процесс может быть автоматизирован с применением сканерной технологии, что особенно важно при выполнении крупных проектов, либо, при небольшом объеме работ, данные можно вводить с помощью дигитайзера. Многие данные уже переведены в форматы, напрямую воспринимаемые ГИС-пакетами.

Манипулирование. Часто для выполнения конкретного проекта имеющиеся данные нужно дополнительно видоизменить в соответствии с требованиями вашей системы. Например, географическая информация может быть в разных масштабах (осевые линии улиц имеются в масштабе 1: 100 000, границы округов переписи населения - в масштабе 1: 50 000, а жилые объекты - в масштабе 1: 10 000). Для совместной обработки и визуализации все данные удобнее представить в едином масштабе. ГИС-технология предоставляет разные способы манипулирования пространственными данными и выделения данных, нужных для конкретной задачи.

Управление. В небольших проектах географическая информация может храниться в виде обычных файлов. Но при увеличении объема информации и росте числа пользователей для хранения, структурирования и управления данными эффективнее применять системы управления базами данных (СУБД), то специальными компьютерными средствами для работы с интегрированными наборами данных (базами данных). В ГИС наиболее удобно использовать реляционную структуру, при которой данные хранятся в табличной форме. При этом для связывания таблиц применяются общие поля. Этот простой подход достаточно гибок и широко используется во многих, как ГИС, так и не ГИС приложениях.

Запрос и анализ. При наличии ГИС и географической информации Вы сможете получать ответы простые вопросы (Кто владелец данного земельного участка? На каком расстоянии друг от друга расположены эти объекты? Где расположена данная промзона?) и более сложные, требующие дополнительного анализа, запросы (Где есть места для строительства нового дома? Каков основный тип почв под еловыми лесами? Как повлияет на движение транспорта строительство новой дороги?). Запросы можно задавать как простым щелчком мышью на определенном объекте, так и с посредством развитых аналитических средств. С помощью ГИС можно выявлять и задавать шаблоны для поиска, проигрывать сценарии по типу “что будет, если…”. Современные ГИС имеют множество мощных инструментов для анализа, среди них наиболее значимы два: анализ близости и анализ наложения. Для проведения анализа близости объектов относительно друг друга в ГИС применяется процесс, называемый буферизацией. Он помогает ответить на вопросы типа: Сколько домов находится в пределах 100 м от этого водоема? Сколько покупателей живет не далее 1 км от данного магазина? Какова доля добытой нефти из скважин, находящихся в пределах 10 км от здания руководства данного НГДУ? Процесс наложения включает интеграцию данных, расположенных в разных тематических слоях. В простейшем случае это операция отображения, но при ряде аналитических операций данные из разных слоев объединяются физически. Наложение, или пространственное объединение, позволяет, например, интегрировать данные о почвах, уклоне, растительности и землевладении со ставками земельного налога.

Визуализация. Для многих типов пространственных операций конечным результатом является представление данных в виде карты или графика. Карта - это очень эффективный и информативный способ хранения, представления и передачи географической (имеющей пространственную привязку) информации. Раньше карты создавались на столетия. ГИС предоставляет новые удивительные инструменты, расширяющие и развивающие искусство и научные основы картографии. С ее помощью визуализация самих карт может быть легко дополнена отчетными документами, трехмерными изображениями, графиками и таблицами, фотографиями и другими средствами, например, мультимедийными.

Связанные технологии. ГИС тесно связана рядом других типов информационных систем. Ее основное отличие заключается в способности манипулировать и проводить анализ пространственных данных. Хотя и не существует единой общепринятой классификации информационных систем, приведенное ниже описание должно помочь дистанциировать ГИС от настольных картографических систем (desktop mapping), систем САПР (CAD), дистанционного зондирования (remote sensing), систем управления базами данных (СУБД или DBMS) и технологии глобального позиционирования (GPS).

Системы настольного картографирования используют картографическое представление для организации взаимодействия пользователя с данными. В таких системах все основано на картах, карта является базой данных. Большинство систем настольного картографирования имеет ограниченные возможности управления данными, пространственного анализа и настройки. Соответствующие пакеты работают на настольных компьютерах - PC, Macintosh и младших моделях UNIX рабочих станций.

Системы САПР способны чертежи проектов и планы зданий и инфраструктуры. Для объединения в единую структуру они используют набор компонентов с фиксированными параметрами. Они основываются на небольшом числе правил объединения компонентов и имеют весьма ограниченные аналитические функции. Некоторые системы САПР расширены до поддержки картографического представления данных, но, как правило, имеющиеся в них утилиты не позволяют эффективно управлять и анализировать большие базы пространственных данных.

Дистанционное зондирование и GPS. Методы дистанционного зондирования - это искусство и научное направление для проведения измерений земной поверхности с использованием сенсоров, таких как различные камеры на борту летательных аппаратов, приемники системы глобального позиционирования или других устройств. Эти датчики собирают данные в виде изображений и обеспечивают специализированные возможности обработки, анализа и визуализации полученных изображений. Ввиду отсутствия достаточно мощных средств управления данными и их анализа, соответствующие системы вряд ли можно отнести к настоящим ГИС.

Системы управления базами данных предназначены для хранения и управления всеми типами данных, включая географические (пространственные) данные. СУБД оптимизированы для подобных задач, поэтому во многие ГИС встроена поддержка СУБД. Эти системы не имеют сходных с ГИС инструментов для анализа и визуализации.

Что ГИС могут сделать для вас? 

Делать пространственные запросы и проводить анализ. Способность ГИС проводить поиск в базах данных и осуществлять пространственные запросы позволила многим компаниях сэкономить миллионы долларов. ГИС помогает сократить время получения ответов на запросы клиентов; выявлять территории подходящие для требуемых мероприятий; выявлять взаимосвязи между различными параметрами (например, почвами, климатом и урожайностью с/х культур); выявлять места разрывов электросетей. Риэлторы используют ГИС для поиска, к примеру, всех домов на определенной территории, имеющих шиферные крыши, три комнаты и 10-метровые кухни, а затем выдать более подробное описание этих строений. Запрос может быть уточнен введением дополнительных параметров, например стоимостных. Можно получить список всех домов, находящих на определенном расстоянии от определенной магистрали, лесопаркового массива или места работы.

Улучшить интеграцию внутри организации. Многие применяющие ГИС организации обнаружили, что одно из основных ее преимуществ заключается в новых возможностях улучшения управления собственной организацией и ее ресурсами на основе географического объединения имеющихся данных и возможности их совместного использования и согласованной модификации разными подразделениями. Возможность совместного использования и постоянно наращиваемая и исправляемая разными структурными подразделениями база данных позволяет повысить эффективность работы как каждого подразделения, так и организации в целом. Так, компания, занимающаяся инженерными коммуникациями, может четко спланировать ремонтные или профилактические работы, начиная с получения полной информации и отображения на экране компьютера (или на бумажных копиях) соответствующих участков, например водопровода, и заканчивая автоматическим определением жителей, на которых эти работы повлияют, и уведомлением их о сроках предполагаемого отключения или перебоев с водоснабжением.

Принятие более обоснованных решений. ГИС, как и другие информационные технологии, подтверждает известную поговорку о том, что лучшая информированность помогает принять лучшее решение. Однако, ГИС - это не инструмент для выдачи решений, а средство, помогающее ускорить и повысить эффективность процедуры принятия решений, обеспечивающее ответы на запросы и функции анализа пространственных данных, представления результатов анализа в наглядном и удобном для восприятия виде. ГИС помогает, например, в решении таких задач, как предоставление разнообразной информации по запросам органов планирования, разрешение территориальных конфликтов, выбор оптимальных (с разных точек зрения и по разным критериям) мест для размещения объектов и т. д. Требуемая для принятия решений информация может быть представлена в лаконичной картографической форме с дополнительными текстовыми пояснениями, графиками и диаграммами. Наличие доступной для восприятия и обобщения информации позволяет ответственным работникам сосредоточить свои усилия на поиске решения, не тратя значительного времени на сбор и обмысливание доступных разнородных данных. Можно достаточно быстро рассмотреть несколько вариантов решения и выбрать наиболее эффектный и эффективный.

Создание карт. Картам в ГИС отведено особое место. Процесс создания карт в ГИС намного более прост и гибок, чем в традиционных методах ручного или автоматического картографирования. Он начинается с создания базы данных. В качестве источника получения исходных данных можно пользоваться и оцифровкой обычных бумажных карт. Основанные на ГИС картографические базы данных могут быть непрерывными (без деления на отдельные листы и регионы) и не связанными с конкретным масштабом. На основе таких баз данных можно создавать карты (в электронном виде или как твердые копии) на любую территорию, любого масштаба, с нужной нагрузкой, с ее выделением и отображением требуемыми символами. В любое время база данных может пополняться новыми данными (например, из других баз данных), а имеющиеся в ней данные можно корректировать по мере необходимости. В крупных организациях созданная топографическая база данных может использоваться в качестве основы другими отделами и подразделениями, при этом возможно быстрое копирование данных и их пересылка по локальным и глобальным сетям.

Бесспорными  лидерами, среди ГИС-систем, на мой взгляд, являются продукты фирмы «Ингит» (www.ingit.ru) и закрытого акционерного общества «Киберсо» (www.kiberso.com). Краткий обзор о них и о некоторых других производителях представлен ниже.

ЗАО «КИБЕРСО»

ЗАО КИБЕРСО (КИБЕРнетика Среды Обитания) основано в 1991 году группой ученых оборонных отраслей промышленности с многолетним опытом работы в области геоинформатики и цифровой картографии, которые в течение многих лет занимались решением проблем информационного обеспечения средств высокоточной навигации в научно-исследовательских организациях Министерства Обороны и военно-промышленного комплекса.

В настоящее время ЗАО КИБЕРСО насчитывает в своем составе около 50 высококвалифицированных специалистов в области системного анализа, информатики, программирования и цифровой картографии и выполняет работы в следующих основных направлениях:

разработка программно-инструментальных средств Географических Информационных Систем (ГИС);

разработка и внедрение прикладных автоматизированных информационных систем с использованием ГИС-технологий;

разработка и внедрение муниципальных информационных систем для органов территориального управления;

создания и обновления топографических карт и планов городов;

создания цифровых ортоизображений по материалам космического и авиационного дистанционного зондирования;

компьютерная обработка аэро- и космофотоснимков высокого разрешения .

За это время нами реализованы следующие основные проекты на Российском и зарубежном рынках :

разработана и внедрена в Мосгоргеотресте автоматизированная информационная картографическая система, обеспечивающая сбор, накопление и обеспечение пользователей цифровыми картами топографической основы и подземных коммуникаций г.Москвы в масштабах 1:2000, 1:10000, 1:20000, а также информацией о геологическом строении территории;

разработаны программно-инструментальные средства КиберГИС , представляющие собой универсальную полнофункциональную геоинформационную систему и используемые для создания прикладных ГИС;

разработаны программно-технологические средства PHOTOMAP-MAKER , позволяющие получить цифровые ортоизображения одиночных снимков и формировать мозаичные цветные изображения больших территорий;

разработано семейство географических информационных систем ПалмГИС , предназначенное для реализации информационно-справочных картографических систем в карманных персональных компьютерах;

разработана и внедрена в Северо-Западном административном округе г.Москвы типовая информационная система для органов управления территориального округа ИСТОК;

разработана геоинформационная система МосГИС , сочетающая в себе функции универсальной пользовательской системы и платформы для разработки специализированных прикладных комплексов;

разработана технология прозрачной интеграции ГИС с различными СУБД и пользовательскими системами на их основе;

разработаны геоинформационные системы для решения задач анализа криминальной обстановки и планирования расстановки сил и средств УВД при проведении оперативных мероприятий;

разработаны геоинформационные системы для решения задач оптимального распределения грузовых перевозок;

разработана и внедрена в Управлении экспериментальной застройки Правительства Москвы система информационной поддержки деятельности строительной управляющей компании;

разработана и внедрена в ряде проектных организаций г.Москвы система автоматизированной подготовки проектной и исполнительной документации для прокладки инженерных коммуникаций;

разработана и внедрена в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора г.Москвы геоинформационная система, обеспечивающая решение задач контроля за состоянием окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки в административных округах и районах города;

разработаны и тиражируются навигационные автомобильные ГИС на базе приемников систем NAVSTAR GPS и ГЛОНАСС для операционных систем Windows 95/98/NT/2000/ME/XP и PocketPC/PocketPC 2002;

разработана и тиражируется система диспетчерского контроля, слежения и управления передвижением транспортных средств. Система установлена в отделах вневедомственной охраны ГУВД г.Москвы и других городах России;

создана производственная технологическая линия цифровой обработки аэрофотоснимков и космофотоснимков высокого разрешения (до 2 м на местности), обеспечивающая сканирование исходных материалов, фотометрическую коррекцию снимков, их привязку к местности, изготовление цифровых ортофотопланов и карт;

созданы компакт-диски МОСКВА НА ЛАДОНИ и МОСКВА - ОЛИМПИЙСКАЯ 98 с цветным ортофотоизображением г.Москвы;

реализованы проекты создания цифровых ортофотопланов по данным космической съемки высокого разрешения для Филиппин, Индонезии, США, Египта, Польши, Бельгии, Ирака, Боливии и др.;

по космическим снимкам высокого разрешения созданы крупномасштабные цифровые карты для ряда городов Пакистана;

созданы цифровые ортофотоизображения по материалам аэросъемки Лондона (Лондон-сити, Лондон-М25), Бирмингема, Манчестера, Парижа, Батуми и всей территории Аджарской автономной республики;

по данным аэрофотосъемки созданы цифровые карты г.Батуми масштаба 1:500.

ЗАО КИБЕРСО - одна из первых негосударственных организаций РФ, получивших государственную лицензию на проведение работ в области цифровой картографии, ГИС и обработки данных дистанционного зондирования (1993).

Фирма "ИНГИТ"

Фирма "ИНГИТ" Российская не государственная компания, созданная в феврале 1991 года, избравшая своей сферой деятельности разработки программных средств в области геоинформационных технологий и изготовление электронных карт. Фирма имеет лицензию Федеральной службы геодезии и картографии России на картографическую деятельность. Программы MapMaster и GisMaster зарегистрированы в РосАПО (Свидетельства № 960473 и № 970344). ИНГИТ - зарегистрированный товарный знак - Свидетельство № 167946. MapMaster зарегистрированный товарный знак - Свидетельство № 160737. GisWare зарегистрированный товарный знак - Свидетельство № 159907. GisMaster - заявка на товарный знак № 9671610. CD-Атлас - заявка на товарный знак № 97720404.

Основные проекты:

GISWARE

ActiveX карты

TranMaster

MapGPS

Деловая карта

CD-Атлас

Коллекция электронных карт

GISWARE

сборник программных продуктов и электронных карт для применения в геоинформационных технологиях. Сборник переиздается ежегодно на компакт-дисках тиражом не менее 1000 экземпляров в год. В ежегодный выпуск включаются последние версии программ MapMaster (редактор карт) и GisMaster (оформление и печать тематических карт), а также полная коллекция электронных карт.

ActiveX карты

программный компонент для встраивания электронных карты из коллекции фирмы в независимые приложения. Компонент опубликован на сайте и регулярно обновляется. Используются электронные карты из состава сборника GisWare

TranMaster

система мониторинга транспорта на картах. Обеспечивает сбор, хранение и представление на картах и в других видах информации о подвижных объектах, включая перемещения и различные события. Система многоканальная и работает не зависимо от каналов доставки информации от объектов. В настоящее время поддержаны каналы связи глобальной космической системы INMARSAT-C через приео-передающую аппаратуру и по каналам INTERNET. Планируется расширение номенклатуры каналов.

MapGPS

навигация на картах. Обеспечивает сбор, хранение и представление на картах и в других видах информации об объекте оснащенном приемником спутниковой системы позиционирования GPS.

Деловая карта

специальное решение по использованию карт для транспортной логискики и в широком круге коммерческих технологий. Система предназначена для использования как инструмент пространственной обработки коммерческих баз предприятий организаций и фирм. Совместима с системой программ 1С: Предприятия

CD-Атлас

Информационно-справочное издание для городов и их окрестностей. Включает подробные карты, справочники улиц, адресов, населенных пунктов, административно-территориального деления, предприятий и организаций. Обеспечивается прокладка маршрутов для автотранспорта с учетов дорожных знаков (в городе) и приоритетов дорог (в области). Для Москвы и Санкт-Петербурга ежегодно публикуются на компакт-дисках тысячными тиражами. Обеспечиваются 50-ти процентные обновления для зарегистрированных пользователей предыдущих изданий. Готовятся издания для других городов.

Коллекция электронных карт

В составе коллекции карты на все Российские субъекты федерации масштабов 1:1000000 - весь комплект и 1:200000 на Европейскую часть (в основном), а также на все государства СНГ - масштаба 1:1000000, государства Балтийского региона масштабом от 1:200000 до 1:1000000, все государства Европы - масштаба 1:800000.- 1:1000000 около 100 крупных Российских города представлены планами масштабов от 1:10000 до 1:25000. Коллекция непрерывно пополняется и совершенствуется.

Значительное место в биографии фирмы занимает участие в работах по заказам Федерального агентства правительственной связи информации при Президенте Российской Федерации по созданию Базы экономико-географической информации. Эти работы продолжаются и в настоящее время.

Компания "МакЦентр"

АВТОКОМПАС. Эффективное средство против транспортных пробок

Проектом АВТОКОМПАС отдел разработок компании "МакЦентр" открывает серию программных продуктов, адресованных человеку за рулем. Мы хотим показать автолюбителям, что, приобретая у нас приборы на базе современных карманных компьютеров, они получают уникальную возможность воспользоваться сервисом завтрашнего дня, подчас недоступного сегодня даже владельцам дорогих иномарок с бортовыми компьютерами.

Представьте на минуту, что над Москвой парит всевидящее око и мы, автолюбители, с его помощью, получили возможность видеть все транспортные заторы на улицах города. Значение подобной информации, будь она доступна, невозможно переоценить. Компания "МакЦентр" совместно с Центром экологической оптимизации движения транспорта "Автокомпас", при поддержке Управления Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (УГИБДД) приступили к реализации на базе ЦТАУ ДТ проекта, призванного с помощью новых информационных технологий обеспечить бесперебойное движение транспорта, предотвращение заторов и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в дорожном движении на улицах и магистралях города и, как следствие, улучшить экологическую обстановку в Москве. Вместо "всевидящего ока" используется карманный компьютер, отображающий карту Москвы с оперативной обстановкой на улицах города. Информация поступает в компьютер каждые 10-15 минут с помощью подключенных к нему пейджера или сотового телефона из отдела оперативного управления движением транспорта ГИБДД ГУВД г.Москвы.

На первом этапе развития информационной системы АВТОКОМПАС внедрена индивидуальная маршрутизация по заранее известному маршруту для водителей-абонентов системы, имеющих только текстовый пейджер (без карманного компьютера).
После реализации второго этапа проекта водитель сам сможет с помощью карманного компьютера рассчитывать и видеть на экране оптимальные маршруты движения, накапливать статистическую информацию о средней скорости проходимости по различным маршрутам и т.д.

AutoRoute Express Europe 2001 (русская версия):

Самая мощная программа по расчету пути и поиску в Европе населенных пунктов. Программа обладает уникальными возможностями. Вот только некоторые из них:

  1. ТОЧНЕЙШИЙ расчет расстояния из места в место (включает в себя задание промежуточных пунктов следования и точнейшее планирование маршрута);
  2. позволяет создать подробное описание пути следования (навигационный лист для водителей);
  3. подробное графическое описание пути следования (включает мощное масштабирование в плоть до отдельных зданий);
  4. расчет примерного времени затраченного на прохождение пути (включает в себя следующие параметры: разрешенное время движения, когда началось движение, задержки на границах, скорость движения на данном отрезке пути и многое другое);
  5. расчет стоимости и расхода топлива (вами задается цена на топливо и расход на 100 км при различной скорости);
  6. поиск любого города или селения по примерному названию (внесены даже мельчайшие деревни);

и множество других уникальных возможности...

А так же на компакте вы найдете разговорник для всех европейских языках с звуковым произношением всех фраз и предложений.

Если Вы приобретете эту программу у Вас будет 100 % учет топлива.... проверено многими перевозчиками СНГ.

Геоинформационная система “Visual Map

Система Visual Map, разработанная фирмой Visual Gis Engineering, S.L., является цифровой визуальной геоинформационной системой (ГИС), предназначенной для использования на IBM-совместимом персональном компьютере. Основные функции данной системы — быстрое нахождение географических объектов (как в заданном регионе, так и во всей базе данных); определение кратчайших расстояний между заданными объектами (по прямой воздушной линии либо по автодороге); определение кратчайшего маршрута, проходящего через заданные пункты (возможно наложение дополнительных ограничений на участки дорожной сети); при заданных значениях скорости и расхода топлива — расчет ориентировочного времени прохождения маршрута и затрат топлива. Навигационными и оперативно-контрольными функциями система не обладает.

Система не требует для своей работы никакого дополнительного оборудования (кроме ЭВМ с операционной системой Windows-95), достаточно проста в использовании. Эти свойства, а также весьма широкий набор сервисных функций делают ее чрезвычайно полезной в работе многих субъектов транспортного процесса: автомобильных перевозчиков, транспортно-экспедиторских фирм, транспортных брокеров и т.д. Применение данной ГИС позволит перечисленным субъектам многократно ускорить подготовительную работу при проектировании маршрута магистральной перевозки, как то: поиск исходного и конечного пунктов, определение наиболее рационального маршрута, расчет сроков и приблизительной стоимости перевозки.

Это далеко не полный список ГИС-систем, однако описанные выше системы наиболее распространены в нашей стране.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Для сравнительного анализа систем мы выберем два  продукта: семейство МосГис (МосГис, МосГис+, МосГис-pro) от компании «Киберсо» и MapGps  от фирмы «Ингит». Итак приступим:

Начнем с НАЗНАЧЕНИЯ:

Семейство AutoGis 

АвтоГИС - это АВТОмобильная Географическая Информационная Система, содержащая подробную картографическую информацию

MapGps

Программа MapGPS предназначена для обработки данных, поступающих от GPS приемников, представления их на картах, запись в приемники GPS данных полученных с карты для автономного использования.

 Программа обеспечивает решение задач автонавигации - вождение по маршруту в указанные пункты с учетом организации дорожного движения и оптимизации по времени и расстоянию. С помощью программы можно извлекать трэки, путевые точки и маршруты из приемников, архивировать и использовать для анализа и повторного применения.

ВОЗМОЖНОСТИ

AutoGis позволяет:

  1.  отображать карту местности в различных масштабах и с различным информационным насыщением;
  2.  выдавать справочную информацию об имеющихся на карте объектах;
  3.  искать объекты по адресу, по названию и в круге заданного радиуса;
  4.  размещать закладки на карте для последующего поиска;
  5.  вырабатывать оптимальный маршрут движения по улицам города, учитывающий информацию ГИБДД;
  6.  выводить на печать маршрут, схему маршрута и список улиц, по которым проходит маршрут;
  7.  редактировать маршрутную сеть и привязанную к ней информацию ГИБДД;
  8.  в комплекте с навигационным оборудованием отображать Ваше местоположение на карте, отслеживать Ваше передвижение по карте местности; корректировать привязку показаний GPS-приемника к карте местности; получать голосовые подсказки о направлении и расстоянии до ближайшего поворота; автоматически пересчитывать маршрут, в случае ухода с него, относительно Вашего текущего местоположения; отображать схему направления движения.

MapGps

  1. автоматическая прокладка и вождения по маршруту в указанный пункт назначения;
  2. отслеживание маршрутов на картах всей коллекции издания с автоматической сменой в соответствии с перемещениями;
  3. извлечение из приемника GPS и копирование на диск компьютера пройденных маршрутов, представление их на картах с различными стилями, выделение нужных частей и сохранение в архивах для последующего использования;
  4. запись в память приемника архивных пройденных маршрутов или их частей для нового использования в дороге;
  5. извлечение из GPS-приемника, создание и редактирование путевых точек и маршрутов на картах в домашних условиях и запись их в GPS-приемник с возможностью присвоения точкам свойств, поддерживаемых конкретными моделями GPS-приемников;
  6. печать карт и фрагментов с подготовленными маршрутами для использования в дороге.

Требования к техническим средствам

AutoGis 

Для работы АвтоГИС необходим IBM-совместимый персональный компьютер со следующими характеристиками (в минимальной конфигурации):

  1. процессор Intel Pentium или совместимый с ним с тактовой частотой 133 МГц;
  2. ОЗУ 32 Мб;
  3. дисковод для компакт-дисков (для установки системы);
  4. свободное место на жестком диске  120 Мб;
  5. видеоадаптер SVGA;
  6. клавиатура;
  7. мышь или любой иной манипулятор (Touch Pad, Tack Ball и т.д.);
  8. разъем для подключения GPS-приемника (обычно это СОМ-порт).

В качестве навигационного оборудования можно использовать любой GPS-приемник, поддерживающий протокол NMEA-0183.

В стационарном варианте (без навигационного оборудования) АвтоГИС работает как обычная географическая информационная система.

MapGps

Персональный компьютер с подключенным приемником GPS

Системное программное обеспечение

Для обеспечения всех функций обоих продуктов требуется установка на ПК ОС Windows 95/98/NT/2000/ME/XP.

Из представленных данных на мой взгляд система AutoGis лучше. Среди ее преимуществ можно выделить синхронизацию с базами данных ГИБДД, поиск по адресу, справка о местонахождении в данный момент, а также расстояние до ближайшего поворота, знака (на экране появляется сам знак), скорость движения автомобиля и.т.д. Также на базе программы AutoGis создана программа PalmGis для карманных компьютеров (под Windows CE).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ AutoGis

Основы работы с Системой

Начало работы

При первом входе в систему на экране появляется главное окно, включающее текстовое меню, инструментальную панель с командными клавишами в верхней части окна и информационную панель внизу. Внутри главного окна отображается окно со списком слоев, составляющих картографический банк данных. Если запуск был не первым, восстановится вид системы при выходе из последнего сеанса работы.

Окончание работы

Для выхода из системы можно выбрать пункт главного меню Файл/Выход или дважды щелкнуть по системной клавише. При выходе система сохраняет свое состояние и при повторном входе восстанавливает его.

Отображение карты

Для отображения карты достаточно сделать двойной щелчок по первому элементу списка (например, Карта Москвы).

На экране появится окно с фрагментом карты. Удобно расположите и растяните окно на экране, используя заголовок и границы окна. Карта готова к работе.

Перемещение по карте

Для перемещения по карте используйте полосы прокрутки, обрамляющие карту. Центр карты соответствует среднему положению движков.

Прокрутку карты, также можно осуществить с помощью мыши,  щелкнув левой клавишей мыши в окне карты и не отпуская, перетащив ее в нужное на карте место.

Также для перемещения по карте можно использовать клавиатуру, в соответствии со следующей таблицей.

Клавиша (и)

               Действие

Клавиши направлений

Перемещают карту вверх, вниз, вправо, влево на  одну позицию прокрутки.

Клав. Ctrl + Клавиша направлений

Перемещает карту вверх, вниз, вправо, влево на  одну страницу прокрутки.

Клавиши Ctrl + Home

Перемещает карту по диагонали на северо-запад на одну страницу прокрутки.

Клавиши Ctrl + PgUp

Перемещает карту по диагонали на северо-восток на одну страницу прокрутки.

Клавиши Ctrl + End

Перемещает карту по диагонали на юго-запад на одну страницу прокрутки.

Клавиши Ctrl + PgDn

Перемещает карту по диагонали на юго-восток на одну страницу прокрутки.

Масштабирование карты

Начальный масштаб отображения карты примерно соответствует 1:10000. Этот масштаб выбран в качестве базового. Чтобы увидеть карту в более мелком или крупном масштабе, установите режим изменения масштаба, воспользовавшись кнопкой на инструментальной панели. Подведя курсор к точке на карте, нажмите левую клавишу мыши для увеличения масштаба и правую для уменьшения. При этом степень сжатия изображения изменится в соответствующую сторону в два раза. Текущий коэффициент сжатия относительно базового масштаба выводится в поле информационной панели.

Чтобы вернуться в исходный режим работы карты, нажмите кнопку на инструментальной панели.

Состав объектов, отображаемых на карте, зависит от масштаба отображения. Чем мельче масштаб, тем менее подробной становится карта. Так в базовом масштабе видны кварталы, названия улиц, водные объекты, зеленые массивы, дома. При уменьшении масштаба сначала пропадают дома, затем названия улиц и других объектов. Номера домов видны лишь в масштабе, крупнее базового. Этот процесс называется генерализацией карты.

Вырезка фрагмента

Допустим, у Вас в окне карты мелкомасштабное изображение. Если Вы хотите посмотреть какой-либо фрагмент карты в крупном масштабе, можно воспользоваться инструментом вырезки прямоугольного фрагмента. Для этого в инструментальной панели нажмите кнопку . Нажмите левую клавишу мыши для фиксации вершины и, не отпуская клавиши, растяните прямоугольник до нужных размеров. После отпускания клавиши на экране возникнет новое окно с изображением вырезанного фрагмента карты. Одновременно можно раскрыть несколько окон с изображением карты в разных масштабах.

Отображение отдельных слоев

Если Вы сами хотите подобрать слои для отображения в окне карты, активизируйте окно списка слоев и отметьте интересующие Вас слои (для выделения нескольких слоев подряд используется клавиша Shift, для несмежного выделения - клавиша Ctrl). Нажмите правую клавишу мыши для вызова местного меню. Выберите пункт Отобразить слои. На экране появится новое окно карты, в котором будут отображены только выбранные Вами слои. Названия этих слоев Вы увидите в заголовке окна.

Двойной щелчок левой клавишей мыши на имени слоя в окне списка создает новое окно карты, в котором отображены только объекты данного слоя.

Чтобы добавить слой в открытое окно карты, выделите этот слой в окне списка и отбуксируйте его в окно карты. Карта отрисуется заново, а в заголовок окна добавится имя нового слоя.

Измерение расстояния по карте

Если Вам нужно измерить расстояние по карте вдоль ломаной линии, к Вашим услугам имеется соответствующий инструмент. Для перехода в режим измерения расстояния, нажмите кнопку . Последовательно наколите левой клавишей мыши вершины ломаной. По ходу построения на карте отображаются звенья ломаной и рядом с каждым звеном его длина. Расстояние от начала ломаной выводится в крайнем правом поле информационной панели. По правой клавише мыши ломаная стирается.

Закладки

Удобным средством работы с картой являются закладки. Они служат для отметки точек на карте с тем, чтобы затем быстро найти нужное место.

Чтобы поместить закладку на карту, необходимо подвести курсор мыши к интересующей Вас точке и нажать правую клавишу. В указанном месте появится меню. Если выбрать пункт Создать закладку, на экране появится окно со списком закладок, позволяющее ввести новое имя закладки, которое затем отображается на карте.

Ввод завершается нажатием кнопки Сохранить или клавиши Enter. Нажатие кнопки Отмена приводит к выходу из окна без изменения имени закладки (имя задается по умолчанию). При выборе кнопки Помощь пользователь получает доступ к справочной системе.

Для быстрого выхода в нужную точку карты необходимо выделить закладку в окне списка закладок  и отбуксировать ее в окно карты. Система отобразит карту так, что искомая точка карты окажется в том месте экрана, где Вы отпустили клавишу мыши.

Получение информации об объектах

Для получения краткой информации об объекте, изображенном на карте, подведите к нему курсор мыши. При этом в поле информационной панели появится соответствующее сообщение. Характер сообщения зависит от типа объекта. Если это обычный дом, Вы увидите его адрес. Если это какая-то достопримечательность, будет отображено ее название и т.д.

Чтобы получить более подробные сведения об объектах на карте. Вам следует перейти в режим справки, нажав кнопку на инструментальной панели. Затем подведите курсор мыши к интересующему Вас месту на карте и щелкните левой клавишей. Система просмотрит все доступные ей базы данных и соберет информацию обо всех объектах, расположенных в данном месте. На экране появится диалоговая панель со списком найденных объектов. Чтобы получить информацию, выделите нужный Вам объект в списке и нажмите клавишу Инфо. На экран будет выведена карточка объекта с информацией, которая может оказаться Вам полезной.

Поиск объектов

Для поиска объектов на карте Вы можете воспользоваться несколькими различными способами. Все виды поиска доступны через пункт главного меню Поиск. Во-первых, Вы можете найти объект по адресу. Для этого выберите подпункт Адресный поиск.  В появившемся диалоговом окне введите название улицы или его часть, не обращая внимание на регистр букв. По мере ввода данных, в окне появляется список улиц с подходящими названиями. Как только Вы выберете нужную Вам улицу из списка, в правой части окна отобразится список домов по этой улице. Укажите нужный дом и нажмите клавишу Выбрать. Система автоматически найдет выбранный Вами дом и выделит его на карте плывущим штриховым контуром. Если дом не указан, то после нажатия на кнопку Выбрать, выделится вся улица.

Во-вторых, Вы можете найти объект по названию. Для этого выберите подпункт Поиск по названию. В появившемся на экране диалоговом окне выберите категорию объекта, который Вы собираетесь искать (рестораны, вокзалы, гостиницы и т.д.). Также, Вы можете осуществлять поиск по всем категориям сразу. Затем введите название объекта или его часть. При этом важно указать, с какого места в строке названия будет осуществляться поиск введенной Вами подстроки - с начала или с любого места. Нажмите клавишу Поиск. В окне появится список объектов данного типа с подходящими названиями. Выберите нужный Вам объект и нажмите клавишу Карта. Система автоматически найдет выбранный Вами объект и выделит его на карте плывущим штриховым контуром. Для вывода на экран карточки объекта достаточно нажать клавишу Инфо. Окно поиска остается на экране. Поэтому Вы можете повторить поиск для других объектов или изучить окружающую обстановку по карте, используя полосы прокрутки, инструменты масштабирования, взятия справки, а затем снова вернуться в окно поиска.

В-третьих, есть возможность поиска объектов по таблице. Для этого выберите подпункт Поиск по таблице. На экране появится окно с перечнем типов объектов. Выберите интересующий Вас тип объектов и нажмите клавишу Выбор. На экране появится окно, содержащее в табличной форме информацию обо всех объектах данного типа. Просматривая таблицу, можно найти интересующий Вас объект. Если таблица большого размера, то нужный объект можно найти, воспользовавшись пунктом меню Таблица/Поиск. При этом на экране появится окно диалога,

в котором Вы можете задать название объекта или его часть, задать направление поиска (Куда - вперед или назад от выделенной записи будут просматриваться записи таблицы), область поиска (Где - только в выделенном столбце или по всей таблице будет осуществляться поиск) и характеристики поиска (Как - с какого места в строке будет осуществляться поиск введенной Вами подстроки). Если при поиске по введенной подстроке необходимо учитывать регистр, нужно поставить галочку в соответствующем переключателе. После нажатия на кнопку Ok, будет найдена первая удовлетворяющая всем заданным атрибутам поиска запись таблицы. Окно поиска не исчезает, и поиск можно продолжить.

Для вывода на экран карточки с полной информацией о выделенном в таблице объекте можно выбрать пункт главного меню Таблица/Инфо. Чтобы посмотреть объект на карте, достаточно отбуксировать соответствующую строку таблицы в окно карты. Выбранный объект будет найден и выделен плывущим штриховым контуром.

В-четвертых, Вы можете провести поиск объектов в радиусе. Для этого Вам предварительно необходимо пометить на карте центр поиска с помощью закладки. Затем выберите подпункт Поиск в радиусе. В появившемся на экране диалоговом окне выберите закладку, вокруг которой Вы собираетесь провести поиск объектов. Затем выберите тип объектов для поиска. Некоторые типы объектов разбиты на категории. Например, тип спорт включает следующие категории: стадионы, бассейны, спортивные сооружения. Поэтому в окне поиска можно дополнительно задать категорию объектов. По умолчанию задаются все категории объектов. Наконец, следует ввести радиус (в метрах) и нажать клавишу Поиск. Через некоторое время в окне поиска отобразится список обнаруженных объектов. Они будут отсортированы в порядке удаления от центра поиска. В скобках отображается расстояние по прямой от центра до объекта. Для выбранного объекта по клавише Инфо можно вывести на экран информационную карточку, а сам объект увидеть на карте, нажав клавишу Карта. Объект будет выделен плывущим штриховым контуром.

В-пятых, можно провести поиск по закладке. Для этого надо выбрать подпункт Поиск по закладке. Диалоговое окно выбора точки по закладке содержит список всех помеченных точек карты - закладок. Пользователь может выделить строку в возникающем списке закладок и нажать кнопку Карта. При этом Система определяет координаты выбранной закладки и позиционирует карту в эту точку. Нажатие кнопки Отмена приводит к отказу от задания точки. При нажатии кнопки Помощь пользователю предоставляется доступ к справочной системе.

В-шестых, можно искать пересечение двух улиц. Для этого надо выбрать подпункт Перекресток. В правой и левой частях этого окна предлагается ввести названия улиц, пересечение которых Вы хотите найти на карте. По мере набора подстроки с названием улицы, под полем ввода будет высвечиваться список улиц, отобранных по введенной подстроке. Нужная улица из списка выделяется мышкой. Когда названия первой и второй улиц будут выбраны, в нижней части окна появится информация о наличии перекрестка (если пересечение есть) или указано кратчайшее расстояние между этими улицами. В скобках будут указаны принятые в Системе координаты точки пересечения улиц или координаты центральной точки соединяющего улицы кратчайшего отрезка. Если пользователь нажмет кнопку Ok, заданные улицы окажутся выделенными, а карта отобразится так, что искомая точка окажется в центре окна.

В- седьмых, объект можно  искать по координатам.

В-восьмых, можно искать организации по справочнику с использованием классификатора. Данный вид поиска  доступен только тогда,  когда с картой поставляется база данных по организациям.

Подробнее обо всех видах поиска см. Меню Поиск.

Маршрутизация

Мощной функциональной возможностью системы является автоматическая выработка оптимального по заданному критерию маршрута для выбранного вида ТС. Маршрут вырабатывается между точкой старта и точкой финиша по сети осевых линий улиц. В дальнейшем будем называть эту сеть маршрутной. Существует также возможность вычисления оптимального объезда нескольких пунктов (Задача коммивояжера).

 Задание точек старта и финиша

Сначала необходимо задать точку старта и точку финиша. Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, можно просто указать точку на карте. Нажмите кнопку для указания точки старта или кнопку для указания точки финиша. Можно воспользоваться пунктом меню Маршрут/Старт(Финиш)/Карта. В окне карты щелкните левой клавишей мыши. Система найдет ближайшую узловую точку маршрутной сети и расположит в ней соответственно точку старта или финиша, стиль отображения которых Вы можете настроить, выбрав пункт меню Опции/Знак Старта(Финиша).

Во-вторых, конечные пункты маршрута можно задать, используя адресный поиск. Выберите подпункт главного меню Маршрут/Старт(Финиш)/Адрес. На экране появится диалоговое окно адресного поиска. Действуйте как при обычном адресном поиске. Система найдет ближайшую к искомому объекту узловую точку маршрутной сети и пометит ее как точку старта или финиша.

В-третьих, конечные пункты маршрута можно задать, используя поиск объектов по названию. Выберите подпункт главного меню Маршрут/Старт(Финиш)/ Объект. На экране появится диалоговое окно поиска объектов по названию. Действуйте как при обычном поиске объектов по названию. Система найдет ближайшую к искомому объекту узловую точку маршрутной сети и пометит ее как точку старта или финиша.

В-четвертых, конечные пункты маршрута можно задать, используя закладки. Для этого выберите подпункт главного меню Маршрут/Старт(Финиш)/Закладка. В появившемся окне выберите закладку и нажмите клавишу Выбрать. Система выйдет на указанную закладку и найдет ближайшую к закладке  узловую точку маршрутной сети и пометит ее как точку старта или финиша.

В-пятых, конечные пункты маршрута можно задать, используя перекрестки. Для этого выберите подпункт главного меню Маршрут/Старт(Финиш)/Перекресток.

В-шестых, конечные пункты маршрута можно задать, используя базу данных по организациям. Для этого выберите подпункт главного меню Маршрут/Старт(Финиш)/Организация. Этот пункт становится доступным только тогда, когда с картой поставляется база данных по организациям.

В-седьмых, точку старта можно задать по показаниям GPS. Эта опция становится доступна только тогда, когда GPS-приемник увидит не меньше 3-х спутников, и в качестве точки старта берется Ваше текущее местоположение.

 Выработка маршрута

После задания точек старта и финиша Система автоматически прокладывает маршрут от точки старта до точки финиша. В окне карты появится выработанный маршрут, стиль отображения которого Вы можете настроить, выбрав пункт меню Маршрут/Настройки. Также, если не включен режим Сопровождение GPS, карта автоматически масштабируется таким образом, чтобы выработанный маршрут был виден целиком. Его можно просмотреть, перемещаясь по карте и масштабируя изображение. Чтобы выработать маршрут в обратном направлении, достаточно выбрать пункт меню Маршрут/Проложить обратно или нажать либо кнопку , либо кнопку , либо кнопку на панели инструментов (вид кнопки зависит от типа выбранного ТС, который Вы можете задать, воспользовавшись пунктом Маршрут/Вид транспорта).

Длина получившегося маршрута выводится в крайнем правом поле информационной панели. Там же выводится ориентировочное (с точностью до минуты) время в пути.

Можно сохранить выработанный маршрут для дальнейшего использования, выбрав пункт меню Маршрут/Записать. Потом его можно извлечь из имеющегося списка по команде Маршрут/Выбрать.

 Список улиц вдоль маршрута

Вы имеете возможность просмотреть список улиц, по которым проходит маршрут. Для этого в главном меню выберите подпункт Маршрут/Улицы. На экране появится диалоговое окно со списком улиц. Наряду с названием для каждой улицы указывается на каком по счету перекрестке следует повернуть и в какую сторону. Кроме того, указано расстояние, которое нужно проехать по данной улице. Список улиц можно вывести на печать, нажав клавишу Печатать.

 Вырезка маршрута для печати

Система позволяет вырезать маршрут, просмотреть его в специальном окне просмотра и вывести на печать. Для этого выберите подпункт главного меню Маршрут/Просмотр/Вырезать. При выборе этого пункта производится формирование фрагмента карты для печати. Фрагмент выбирается так чтобы линия, соединяющая старт и финиш маршрута, была параллельна нижнему краю листа и проходила слева направо. При этом размеры прямоугольника выбираются так, чтобы весь маршрут попал в окно печати. После этого пользователю предоставляется окно предварительного просмотра для настройки и печати фрагмента карты. Вид страницы печати и параметры принтера можно настроить с помощью диалоговых окон настройки, вызываемых через пункт главного меню Установки или используя кнопки инструментальной панели. Маршрут можно вывести на печать, выбрав подпункт главного меню Файл/Печать или нажав кнопку инструментальной панели. Кнопка закрывает окно просмотра.

 Редактирование маршрутной сети

Маршрутная сеть (или транспортная сеть, или граф), по которой вырабатываются маршруты, учитывает направление движения и развязки. Если схема организации движения изменится, вырабатываемые Системой маршруты могут стать неоптимальными или даже нереализуемыми. В этом случае Вы имеете возможность самостоятельно изменить маршрутную сеть. Для этого активизируйте окно списка слоев и дважды щелкните по строке Маршрутная сеть. Можно также щелкнуть по окну карты правой кнопкой мыши и выбрать пункт Редактировать маршрутную сеть в появившемся меню. Откроется новое окно карты, на фоне которой отобразится маршрутная сеть. Маршрутная сеть состоит из вершин и ребер. Вершины – это перекрестки и точки изгиба улиц, а ребра – участки улиц их (вершины) соединяющие. Каждое ребро имеет ряд свойств, характеризующих проезд по нему (наличие или отсутствие проезда, признак дорожной пробки, возможность проезда для грузового ТС, средняя дневная и ночная скорость проезда). На основании этой информации может быть вычислена длина маршрута и ориентировочное (с точностью до минуты) время в пути. Вы можете изменить любое из свойств ребра.

Система позволяет производить и более радикальные изменения маршрутной сети. Так, Вы имеете возможность изменять расположение вершин и ребер маршрутной сети, добавлять новые или удалять существующие вершины и ребра, организуя движение по новым улицам.

Подробное описание приемов редактирования маршрутной сети содержится разделе руководства Меню Маршрутная сеть.

 Слежение за автомобилем

Если GPS-приемник подключен к компьютеру, Вы имеете возможность увидеть движение своего автомобиля на фоне карты. В правой части строки подсказки отображается индикатор состояния GPS-приемника: протокол обмена (NMEA) и принимаемые данные (LLA – широта, долгота, высота и V - скорость). Если данные корректные, символы отображаются синим цветом, если данные устарели – красным, если данные не передаются – серым цветом. Также отображаются номер COM-порта и число видимых спутников.

Еще раз напоминаем, что в качестве навигационного оборудования следует использовать GPS-приемники, поддерживающие протокол NMEA-0183. О том, как настроить GPS-приемник смотрите выше раздел Настройка GPS-приемника.

Внимание!!! Система начинает отображать Ваше местонахождение, только после того как GPS-приемник увидит не меньше 3-х спутников.

Вместе с Системой поставляются тестовые примеры test1.log и test2.log, содержащие реальные маршруты движения. Вы можете воспроизвести их, выбрав пункт меню Навигация/Воспроизведение маршрута.

Чтобы перейти в точку, где в данный момент расположен автомобиль, следует нажать кнопку инструментальной панели или выбрать команду Навигация/Перейти в точку GPS. Чтобы включить режим автоматической перерисовки карты по мере перемещения значка автомобиля по экрану, нужно воспользоваться кнопкой или выбрать команду Навигация/Сопровождение/Сопровождение GPS.

Если проложен маршрут, то можно включить режим голосовых подсказок, сообщающих о расстоянии до ближайшего поворота и его направлении. Для этого надо нажать кнопку или выбрать команду Навигация/Сопровождение/Голос.

Также, если проложен маршрут, можно включить режим контроля ухода с маршрута. Этот режим пересчитывает и перерисовывает маршрут в том случае, если Вы с него сбились, причем за новую точку старта будет взято Ваше текущее местоположение, а точка финиша останется старой. Для включения этого режима надо нажать кнопку или выбрать команду Навигация/Сопровождение/Голос.

Знак, которым отображается автомобиль, можно изменить, выбрав пункт меню Навигация/Знак GPS. На экран выводится диалоговое окно, позволяющее выбрать знак из списка доступных знаков.

Для увеличения наглядности в системе имеется возможность вывода на экран окна с изображением спидометра и компаса. Чтобы увидеть это окно, достаточно нажать кнопку инструментальной панели.

По ходу движения можно оставлять закладки. Для этого достаточно нажать кнопку при проезде автомобиля через интересующее место на карте. Закладки снабжаются стандартным именем, которое затем можно изменить, используя окно закладок.

Подробное описание различных навигационных функций Системы содержится в разделе руководства Меню Навигация.

Графический слой "Развязки"

Наряду с картографическими информационными слоями система поддерживает слой графического оформления "Развязки". Пользователь может добавить слой развязок в окно карты, либо нажав левую кнопку мыши на имени слоя в окне Структура банка данных  и переместив курсор в окно карты, не отпуская кнопки (методом drag-and-drop), либо воспользовавшись командой Карта/Список слоев. Объекты этого слоя отображаются поверх информационных слоев на месте основных автомобильных  развязок, и представляют из себя точечные знаки, символизирующие развязки, к каждому из которых привязана своя картинка. Для переключения представления развязки в виде точечного знака или в виде картинки используется правая кнопка мыши. Картинки можно масштабировать, применяя кнопку   на панели инструментов

Заключение

В заключении подведем итог: итак AutoGis это Гис-система способная проводить поиск в базах данных и осуществлять пространственные запросы; отображать карту местности, учитывая информацию ГИБДД и вырабатывать наиболее оптимальный маршрут; выдавать справочную информацию об объекте на карте; искать объекты по названию адресу и в заданной области; размещать закладки на карте для последующего поиска,

выводить на печать маршрут, схему маршрута и список улиц, по которым проходит маршрут. В комплекте с навигационным оборудованием отображать Ваше местоположение на карте, отслеживать передвижение по карте местности; корректировать привязку показаний GPS-приемника к карте местности; получать голосовые подсказки о направлении и расстоянии до ближайшего поворота (знака); автоматически пересчитывать маршрут, в случае ухода с него, относительно Вашего текущего местоположения; отображать схему направления движения.

АвтоГИС поможет Вам быстро найти интересующий Вас объект, проложит к нему оптимальный маршрут, даст справку по любому объекту городской инфраструктуры, позволит увидеть Ваш автомобиль на карте, записать его движение, а затем просмотреть в домашних условиях маршрут, по которому Вы ехали.

АвтоГИС может оказаться полезным как индивидуальным пользователям: туристам, автомобилистам, бизнесменам - за рулем, дома, в офисе, так и фирмам, занимающимся перевозкой грузов, доставкой товаров населению, техническим обслуживанием автомобилей на линии, скорой помощи, пожарным, милиции и т.д.


Источники
 информации:

  1.  "Mapping Systems: General Reference, Trimble Navigation Limited, 1996"

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54496. Музика як мова почуттів 54.5 KB
  Мета уроку: Закріпити в учнів отримані на протязі вивчення теми знання про композиторів та їх творчість. Виявити рівень володіння і розуміння супутньої темі музичної термінології. На конкретних прикладах показати можливості музичного мистецтва виражати різноманітні настрої та почуття людини.
54497. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей 41.58 KB
  В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага
54498. Диференційований підхід до розкриття творчого потенціалу учнів на уроках музики 50.5 KB
  Предлогаемий материал,конечно. знаком многим из вас,кто-то возможно, на своих уроках осуществляет дифференцированный подход в обучении. Но в педагогике очень сложно что-либо открыть новое,необходимо лишь глубже изучать теорию,преломлять ее на процесс преподавания,чтобы затем эти практические наработки и становились материалом для творческих работ на категорию.
54499. La musique dans notre vie 46.5 KB
  Практична: - повторення й активізування вживання ЛО та МФ за темою. - розвивати навички та вміння аудіювання; - розвивати вміння та навички діалогічного та морфологічного мовлення; - розвивати навички та вміння читання тексту з метою отримання необхідної інформації;
54500. ЯКИЙ НАСТРІЙ І ЯК ЙОГО ПЕРЕДАЄ МУЗИКА? 40 KB
  Автором музики є композитор. А хто автор тієї музики, яка надійшла до нас з найдавніших часів? Музику створює не лише композитор, а й народ. Саме його музика – найдревніша. Народна музика передавалася від людини до людини, від села до села, з покоління в покоління. Наприклад, українська народна пісня „Ходить гарбуз по городу”. У ній розповідається про багатий урожай городини. Гарна весела пісня! Її варто не лише прослухати, але й розучити.
54503. ТАНЕЦЬ НА ТАНЦЮВАЛЬНОМУ МАЙДАНЧИКУ 51 KB
  Продовження розучування пісні €œШколяр Караоке. Демонстрація пісні €œОй заграйте дударики Розучування пісні Ой заграйте дударики Розповідь про танці. Вальс полька Танці як і пісні звучать за різних життєвих обставин. Ми дізналися що танці як і пісні звучать за різних життєвих обставин.
54504. Київський музей українського мистецтва 39.5 KB
  Ukraine has always been the land of art. Beautiful nature of the country, poetic folk songs, love for the country and kindness of the people encouraged Ukrainian painters to devote their works to these themes. Let’s remember some world renowned artists in today’s lesson.