94996

Центральный Банк и его роль в установлении макроэкономического равновесия

Реферат

Банковское дело и рынок ценных бумаг

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования,...

Русский

2015-09-18

91.5 KB

0 чел.

ГОССТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Московский Колледж

Градостроительства и Предпринимательства

Заочное отделение

Реферат

по теме «Центральный Банк и его роль в установлении макроэкономического равновесия»

Преподаватель:                                      Обревко Т. В.

Студент:                                                 Н……… С. А.

Группа:                                                     СЭЗС – 31

Москва - 2005

Содержание.  

                                                 

                                                                                                                      стр.

1. История создания Банка России, его статус и цели деятельности…………..3

2. Функции Банка России в установлении макроэкономического равновесия………………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………..18

Используемая  литература………………………………………………………..19

  1.  История создания Банка России, его статус и цели     

деятельности .

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР .

    2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

      В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

    В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

       20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

   В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков и банковская система России стала иметь двухуровневую структуру. На первом уровне системы находится Центральный банк Российской Федерации (Банк России) на втором уровне – коммерческие банки.

      После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

     Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определены  Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) №86-ФЗ от 10 июля 2002 года и другими федеральными законами.

     Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).       

     Цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются  Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

     В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются:

  1.  защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным валютам;
  2.  развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации
  3.  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования  системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

     Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти.

   Банк России является юридическим лицом.

   Уставный капитал  в размере 3 млрд.рублей и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

     Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.       

      Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

       Банк и Правительство РФ информируют друг друга  о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные банковские консультации.

      В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации).

       Государственная Дума принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.          

      Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.

Председателем Банка России в настоящее время является  Игнатьев С.М.

  1.  Функции Банка России в установлении макроэкономического равновесия.

      В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также  принимает участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

          Цели и принципы денежно-кредитной политики.

Банк России проводит денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов - базовых для устойчивого экономического роста. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год" подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"и включают следующие положения:

  •  концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  •  краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  •  прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  •  количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  •  сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  •  прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  •  целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  •  основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  •  варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  •  план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2006 года, согласованными с Банком России, предполагается снизить темпы инфляции до 8 - 10% в 2004 году, 6,5 - 8,5% в 2005 году и 5,5 - 7,5% в 2006 году.

Такая траектория инфляции в рамках намеченной на этот период бюджетно-налоговой политики представляется реальной, и Банк России ставит целью обеспечить указанную динамику инфляции с помощью инструментов денежно-кредитной политики.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

    Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России использует процентную (дисконтную) политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Повышая процентную ставку, Банк России сокращает спрос на кредиты со стороны банков и их клиентов и уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства. Повышение учетной ставки свидетельствует об ужесточении кредитной политики Центрального Банка.

И наоборот – при снижении процентной ставки удешевляет и расширяет кредитование, увеличивая тем самым количество денег в обращении, стимулирует инвестиции и рост производства.

Например, учетная ставка в 1995 году, объявленная Банком России составляла  160% годовых, при этом рыночные процентные ставки  достигали до 200 - 220% годовых, в настоящее время   учетная ставка Банка России составляет 13% , рыночные – до 20-30% годовых.

Другим инструментом кредитно-денежной политики являются обязательные резервы, которые  кредитные организации обязаны хранить в Центральном банке.

Суть регулирования состоит в том, что в случае нежелательного роста цен, Центральный банк увеличивает нормы обязательных резервов и сокращает возможность  кредитования  и массу денег на денежном рынке, сдерживает рост производства и цен. И наоборот при снижении (стагнации) производства, угрозе роста безработицы Центральный банк снижает норму обязательного резервирования, расширяет кредитные ресурсы банков, создает условия для подъема производства.

Регулирование денежной массы при помощи снижения нормативов обязательного резервирования  активно применялось Банком России в период финансовых кризисов 1993,1998 и летом   1994 года для стабилизации финансового положения банков и экономики в целом.      

Например,  с 15 июня текущего года размер обязательного резервирования снижен  до 7% .  Возвратив деньги коммерческим банкам из фонда обязательного резервирования удалось повысить ликвидность банков и  выполнить обязательства перед вкладчиками по досрочному изъятию вкладов.    

   Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

Операции на открытом рынке  являются так же существенным инструментом кредитно-денежной политики Банка России. Суть этого инструмента заключается в покупке или продаже ценных бумаг (казначейских векселей, государственных облигаций, облигаций Банка России)Центральным банком за свой счет . При этом, покупая ценные бумаги, Центральный Банк увеличивает количество денег в обращении, а продавая – изымает часть денег из обращения.  

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Увеличивая объемы кредитования Банк России увеличивает денежную массу и наоборот, сокращая выдачу кредитов  денежная масса уменьшается. Рефинансирование часто используется  с целью поддержания ликвидности, (платежеспособности)   кредитных организаций.

 Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

В результате проводимой политики валютного курса золотовалютные резервы Российской Федерации увеличились до 120 млрд.долл.,  нет резких колебаний обменного курса.

По вопросу валютного регулирования Денежно-кредитной политикой на 2004 год предусмотрено: «По мере создания стабилизационного фонда Банк России считает необходимым последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Сокращение необходимости в проведении интервенций Банка России на валютном рынке позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции.  Кроме того, сокращение интервенций на валютном рынке повысит роль процентной политики Банка России».

Для регулирования денежного обращения  Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Денежная масса – это совокупность общепринятых средств платежа в экономике, сумма наличных и безналичных денежных средств.

В качестве измерителей денежной массы используют денежные агрегаты – М1,М2,М3.

Денежный агрегат М1 – наличные деньги плюс средства на банковских счетах до востребования

Денежный агрегат М2 – включает М1 плюс срочные депозиты населения в Сбербанке.

Денежный агрегат М 3 = М2 плюс депозитные сертификаты, облигации госзайма (т.е. ликвидные  ценные бумаги).

В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

  •  прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
  •  установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  •  установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
  •  определение порядка ведения кассовых операций.

 Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций.

Например, в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

2) предельный размер имущественных (не денежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности кредитной организации;

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

      Банку России предоставлены широкие полномочия в области регулирования и надзора за деятельностью  коммерческих банков, при этом он руководствуется главной целью по поддержанию стабильности банковской системы  и защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк  выдает и отзывает лицензии на ведение банковской деятельности, устанавливает правила  проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

     Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

         Организация безналичных расчетов.

      

Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.

Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

Банк России осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения Расчетно-кассовые центры.

Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары (работы, услуги) может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

     Заключение.

     Денежно-кредитная политика Банка России  ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.

       Банк России, в соответствии с возложенными на него функциями, выполняет важную роль в установлении макроэкономического равновесия:  воздействует на изменение  спроса на деньги, способствует  поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок  и темпов инфляции, что способствует  укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

              Используемая литература:

1.Конституция  Российской Федерации (принята 12декабря 1993г)

2.Федеральный Закон  «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года.

3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год.

4.Российская Банковская энциклопедия под ред. О.И.Лаврушина (1995г.)

5.Экономический словарь  Е.В. Савицкая, О.В. Евсеев (1994г)

6.Информационный сайт Банка России  www.cbr.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38196. Засновники геополітики 203.5 KB
  Поняття глобального було введено в науковий обіг у другій половині XX століття американським науковцем Т.Левіттом, який охарактеризував ним феномен злиття ринків окремої продукції як нову тенденцію розвитку світової економіки; згодом це явище було інтерпретоване деякими домінуючими світовими силами в дусі ідеології обєднання світу в єдину економічну,
38198. Воєнна політологія як наука 134.5 KB
  Воєнна політика – частина загальної політики певних соціальних сил і спеціально створених ними інститутів влади, що спрямована на підготовку і використання (навмисне або змушене, військове або невійськове) засобів збройного насильства для досягнення тих або інших класових, національних або загальнолюдських інтересів, мети; для ведення війни або протидії.
38199. Аерократія та ефірократія 36.03 KB
  Мондіалістські центри мали своїх кореспондентів і в Москві. Ключовою постаттю був академік Гвішіані, директор Інституту Системних Досліджень, який був чимось подібним до філіалу “Трілатераля”
38200. Міграційні процеси і екологічний імператив як фактор світової політики 27.04 KB
  З врахуванням триваючої тенденції до росту чисельності населення можна припустити можливість своєрідного демографічного «перевантаження» нашої планети...
38201. Конфлікти та війни сучасності 55.19 KB
  Терміном «Близькосхідний конфлікт» (конфлікт на Близькому Сході) позначається серія міжнародних конфліктів, що протікають із 1940-х років в цьому регіоні. В цих конфліктах брали та досі беруть участь численні арабські держави, Ізраїль, Іран, Туреччина, зовнішні актори – США, СРСР, Росія, ЄС, міжнародні організації. Важливість Близькосхідного конфлікту завжди обумовлюється стратегічним значенням регіону – на Близький Схід
38202. Структура воєнної політики сучасної України 30.84 KB
  Сьогодні українсько-російські відносини перебувають у досить складному, якщо не сказати критичному стані, про що свідчать оцінки експертів (і з російського, і з українського боку). Останнім часом спостерігалося зростання конфліктності в багатьох сферах співробітництва
38204. Актуальні проблеми воєнної політології 108.5 KB
  За такого підходу до предмета â€œВійськової політологіїâ€ відносять військові аспекти окремих галузей знань: філософії політики політичної історії політичної соціології та економіки та ін. Звідси “військову політологію†пропонують вважати не самостійною наукою а комплексною науковою дисципліною на зразок теорії безпеки окремі галузі якої відповідали б різновидам військової політики; 3 третя група політологів зазначає що â€œВійськова політологія†має свій специфічний предмет. Їхня думка зводиться до того що...