95004

Методические основы управления проектами

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта Предварительная проработка целей и задач проекта Предварительный анализ осуществимости проекта Ходатайство (декларация) о намерениях Прединвестиционные исследования Проектный анализ Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта...

Русский

2015-09-19

101.83 KB

4 чел.

Министерство образования и науки РФ

Карельский Институт Туризма - филиал

Негосударственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

Российская Международная Академия Туризма

Кафедра менеджмента и туризма

Управление проектами

 

Методические основы управления проектами

Реферат

Выполнил: студент 4 курса

Направление подготовки: «Менеджмент»

Профиль: «Менеджмент туризма»

очной формы обучения Куспак  Д.В.

Научный руководитель:

                           Конев И.П.

г. Петрозаводск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА………………………….2

1.1 Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта…………………2

1.2 Предварительная проработка целей и задач проекта……………………….3

1.3 Предварительный анализ осуществимости проекта……………………….4

1.4 Ходатайство (декларация) о намерениях………………………………….6

ГЛАВА 2 НАЧАЛЬНАЯ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ) ФАЗА ПРОЕКТА……..8

2.1 Прединвестиционные исследования……………………………………….8

2.2 Проектный анализ………………………………………………………….12

2.3 Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта…….18

2.4 Технико-экономическое обоснование проектного решения……………21

2.5 Бизнес-план проекта……………………………………………………….23

Приложение 1 Структура бизнес плана для гранта…………………………36

Тест …………………………………………………………..………………….44

Практическое задание ………………………………………………………….46

Список источников……………………………………………………………..47


ГЛАВА 1 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА

1.1 Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта

Основные причины появления (источники идей) проектов:

» неудовлетворенный спрос;

» избыточные ресурсы;

» инициатива предпринимателей;

» реакция на политическое давление;

» интересы кредиторов.

После формирования определенного числа альтернативных идей проекта специалист — аналитик проекта должен выполнить предварительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые. Причины, по которым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер. Например:

» недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие его реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции;

» чрезмерно высокая стоимость проекта (имеется в виду не только экономическая, но и социальная или, например, экологическая);

» отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта (или правительства);

» чрезмерный риск;

» высокая стоимость сырья.

В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:

» цель и объект инвестирования, место (район) размещения;

» продукция проекта — характеристика и объем выпуска;

» срок окупаемости;

» доходность проекта;

» назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования;

» предполагаемые источники и схема финансирования.

Инвестиционный замысел существенно зависит от специфики результата проекта2.

Пример: В регионе «А» существует огромное количество мебельных фирм, занимающихся обработкой древесины и дальнейшим её применением для создания мебели, но сырьё (древесина) поступает из соседнего региона – увеличивая стоимость готовой продукции. При этом регион «А» обладает собственными лесами, доступными к вырубке, но не использует этот потенциал. Соответственно если создать предприятие занимающееся вырубкой леса для дальнейшей реализации в данном регионе, спрос будет высоким и создание подобного проекта целесообразно.

1.2 Предварительная проработка целей и задач проекта 

Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, т. к. только при этом условии может быть проработан следующий шаг — формирование основных характеристик проекта. К числу таковых можно отнести:

» наличие альтернативных технических решений;

» спрос на продукцию проекта;

» продолжительность проекта — в том числе его инвестиционной фазы;

» оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;

» перспективы экспорта продукции проекта;

» сложность проекта;

» исходно-разрешительная документация;

» инвестиционный климат в районе реализации проекта;

» соотношение затрат и результатов проекта3.

Пример: В регионе «Б» планируется открытие карьера по добыче щебня. Целью, помимо прибыли, является снабжение дешёвым сырьем локальных проектов региона «Б» (строительство дорог, зданий и т.д.). В ходе изыскательский работ определён период «жизни» карьера (более 20 лет), а так же возможные объемы добычи, превышающие локальный спрос. Регион «Б» является приграничным, соответственно существует перспектива экспорта продукции проекта.

1.3 Предварительный анализ осуществимости проекта

Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе приведенных выше показателей. Для этой цели обычно используют несложную экспертную систему типа представленной ниже. Данный анализ позволяет определить возможности осуществимости проекта в существующих условиях и оправдать, либо не оправдать, свои ожидания от него – следственно, сделать выводы о целесообразности данного проекта, как такового.

Экспертная оценка вариантов инвестиционных решений:

Первый шаг реализации данной методики — определение факторов, которые могут в значительной степени повлиять на успешность выполнения проекта. Среди факторов, оказывающих первостепенное влияние на эффективность инвестиционного проекта, могут быть характеристики, представленные выше.

Второй шаг — факторы располагаются в порядке убывания приоритетности. Для этого определяется, какой из них в наибольшей степени повлияет на ход реализации проекта. Далее устанавливается наиболее существенный фактор из оставшихся, и т.д. Получившаяся последовательность заносится в таблицу 1.

Третий шаг — оценка весомости (ранга) каждого из перечисленных факторов. Сумма рангов всех факторов должна быть равна единице. Иначе говоря, сумма по столбцу 3 таблицы 1 должна быть равна единице.

Четвертый шаг — проект(-ы) или варианты одного проекта необходимо оценить по каждому из факторов (критериев) оценки.
Максимальный балл по любому из факторов для проекта равен 100, минимальный - 0. Например, если эксперты признают, что спрос на продукцию проекта будет неограниченным, то значение фактора «спрос на продукцию (услуги) проекта» для данного варианта проекта равен 100 баллов.

Пятый шаг — экспертная оценка влияния каждого фактора (графы 9—13) получается путем перемножения веса каждого фактора на оценку этого фактора для каждого варианта (графа 3 умножается на графы с 4 по 8 соответственно). Интегральная экспертная оценка приоритетности
вариантов проекта определяется как сумма по графам 9—13.
Форма для экспертной оценки вариантов инвестиционных решений:

Таблица 1

№ п/п

Характеристика,
фактор

Показатель весомости

Номер проекта (или варианта проекта)

Интегральная оценка проекта
2, 3, 4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1
2
3
4

Всего:

-

1.0

-

-

-

-

-

Данная методика может применяться как для предварительного отбора наиболее перспективных вариантов осуществления проекта, так и для предварительного определения осуществимости проекта.
В первом случае для дальнейшего рассмотрения остаются альтернативы, получившие наивысшие результаты, во втором — полученная интегральная экспертная оценка проекта сравнивается с определенным заранее «ограничением снизу». Если полученное экспертным путем значение выше
установленного предела, проект признается осуществимым и, соответственно, целесообразным в его дальнейшей реализации
4.

Если проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его разработки, включая:

» детальный маркетинг;

» инженерно-геологические изыскания;

» оценку окружающей среды и местных источников сырья;

» политическую обстановку в регионе, республике, стране;

» социо-культурную характеристику населения.

1.4 Ходатайство (Декларация) о намерениях 

Замысел инвестора реализуется в форме Декларации о намерениях, а также заданиях (исходных данных) на разработку предпроектных обоснований инвестиций. Указанные документы подготавливаются, помимо заказчика (инвестора), консультантами в области управления проектами, а также экспертами по специальным вопросам. Одновременно подготавливается ходатайство о предварительном согласовании места размещения объекта.

Этап, помимо инвестора (заказчика), подготавливается проектным институтом (по договору), заинтересованными юридическими и физическими лицами (определяются заказчиком), а также специалистами из консалтинговой фирмы.

Примерный состав Ходатайства (Декларации) о намерениях:

1. Инвестор (заказчик) — адрес.

2. Местоположение (район, пункт) намечаемого к строительству предприятия, сооружения.

3. Наименование предприятия, его технические и технологические данные:

· объем производства промышленной продукции (оказания услуг) в стоимостном выражении в целом и по основным видам в натуральном выражении;

· срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

4. Обоснование социально-экономической необходимости намечаемой деятельности.

5. Примерная численность рабочих и служащих, источники удовлетворения потребности в рабочей силе.

6. Потребность предприятия в сырье и материалах (в соответствующих единицах).

7. Потребность предприятия в водных ресурсах (объем, количество, источник водообеспечения).

8. Потребность предприятия в энергоресурсах (электроэнергия, тепло, пар, топливо), источник снабжения.

9. Транспортное обеспечение.

10. Обеспечение работников и их семей объектами жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.

11. Потребность предприятия в земельных ресурсах.

12. Водоотведение стоков. Методы очистки, качество сточных вод, условия сброса, использование существующих или строительство новых очистных сооружений.

13. Возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду:

· виды воздействия на компоненты природной среды (типы нарушений, наименование и количество ингредиентов-загрязнителей);

· возможность аварийных ситуаций (вероятность, масштаб, продолжительность воздействия);

· отходы производства (виды, объемы, токсичность), способы утилизации.

14. Источники финансирования намечаемой деятельности, учредители, пайщики, финансовые институты, правительство, коммерческие банки, кредиты поставщиков.

15. Использование готовой продукции (распределение)5.


ГЛАВА 2 НАЧАЛЬНАЯ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ) ФАЗА ПРОЕКТА

2.1 Прединвестиционные исследования

Изучение прогнозов. В связи с тем, что на начальной (прединвестиционной) фазе определяется эффективность проекта, ее проработке уделяют значительное внимание. Анализ проектов стал самостоятельной, динамично развивающейся областью знаний. По данным Всемирного банка и ЮНИДО, затраты на прединвестиционные исследования составляют (от стоимости проекта):

» формирование инвестиционного замысла проекта (инвестиционные предложения, Ходатайство о намерениях) — 0,2—1%;

» исследование инвестиционных возможностей (обоснование инвестиций, краткое ТЭО) — 0,25— 1,5%;

» технико-экономическое обоснование (проект) строительства — 1,0—3,0% (для небольших проектов) и 0,2—1,0% (для крупных)6.
На первом этапе прединвестиционных исследований изучают:

» прогноз экономического и социального развития Российской Федерации;

» отраслевые прогнозы;

» градостроительные прогнозы и программы;

» генеральную схему расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил регионов и Российской Федерации в целом;

» схемы и проекты районной планировки, административно-территориальных образований;

» генеральные планы городов, других поселений и их систем, а также жилищных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

» территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального значения, включающие мероприятия по предотвращению
и защите от опасных природных и техногенных процессов;

» проекты детальной планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов;

» проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

» прогнозы деловой активности иностранных и отечественных компаний в регионе;

» документы государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе осуществления проекта.

Этот этап выполняется заказчиком (инвестором) и специальными группами, содержание деятельности которых описано в конце данной главы. Разработка обоснования инвестиций. После предварительного согласования Ходатайства (Декларации) о намерениях заказчик (инвестор) принимает решение о разработке Обоснований инвестиций. Документ разрабатывается с учетом обязательных требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования и о разработке проектной документации, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка). Обоснования подлежат экспертизе в установленном порядке7.

Примерный состав обоснования инвестиций:

1. Резюме проекта

2. Общая характеристика отрасли и предприятия

3.Исходные данные и условия, в том числе:

3.1. Цели и задачи проекта

3.2. Характеристика объектов и сооружений, в том числе:

3.2.1. Мощность предприятия, номенклатура продукции

3.2.2. Основные технологические решения

3.2.3. Основные строительные решения

3.2.4. Место размещения предприятия

3.2.5. Обеспечение предприятия ресурсами

3.3. Окружение проекта

3.4. Оценка воздействия на окружающую среду

3.5. Текущее (исходное) состояние проекта

3.6. Кадры и социальное развитие

4.Анализ рынка, в том числе:

4.1. Характеристика рынка продукции проекта

4.2. Оценка конкурентоспособности продукции проекта

4.3. Прогноз развития рынка продукции проекта

4.4. Прогноз спроса на продукцию проекта

5.Управление проектом, в том числе:

5.1. Укрупненная структура работ

5.2. План проекта

5.3. Структура управления проектом

5.4. Команда проекта

6.Оценка эффективности проекта, в том числе:

6.1. Исходные данные и результаты расчета

6.2. Финансовый план

6.3. Анализ рисков

7.Приложения

Материалы обоснований направляются на заключение в соответствующий орган исполнительной власти. Утвержденные (одобренные) обоснования могут использоваться заказчиком для:

» проведения дальнейших исследований, опросов общественного мнения;

» переговоров с органами исполнительной власти о предоставлении ему субсидий, налоговых и иных льгот;

» переговоров с потенциальными инвесторами (кредиторами).

Этот этап выполняется под руководством заказчика (инвестора), проектной организацией или специализированной консалтинговой фирмой.

Результат — оценка жизнеспособности вариантов проекта, выводы по материалам обоснований и документы для принятия предварительного инвестиционного решения.

Предварительное инвестиционное решение принимается на основании следующих материалов:

» результаты предпроектных обоснований;

» предварительное согласование места размещения объекта.

Исполнитель этапа — инвестор (заказчик).

Предварительный план проекта включает:

» план проектно-изыскательских работ;

» предварительный план реализации проекта в целом. Этот план дает возможность оценить длительность, структуру и состав необходимых исполнителей проекта;

» предварительный план финансирования проекта;

» предварительная смета проекта.

Этап выполняется инвестором (заказчиком) с привлечением необходимых экспертов, в том числе в области управления проектами. Окончательным итогом прединвестиционных исследований является задание на разработку ТЭО проекта8.

2.2 Проектный анализ 

Измерение результатов проекта. Цель проектного анализа — определить результаты (ценность) проекта. Для этого используют
выражение:

Изменение
выгод в
результате
проекта

-

Изменение
затрат в
результате
проекта

=

Результаты
(ценность)
проекта

Результаты и затраты по проекту можно определить (для одного вида ресурсов и одного вида продукции) следующим образом:

Результат за любой год

Прирост объема продукции проекта

Цена единицы продукции проекта

Затраты за любой год

Прирост объема ресурсов на производство

Стоимость единицы продукции

Структура проектного анализа. Принято различать следующие виды проектного анализа:

» технический;

» финансовый; - коммерческий; - экологический;

» организационный (институциональный);

» социальный;

» экономический9.

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.
Этот перечень в какой-то степени отражает последовательность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не означает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

» технико-технологические альтернативы;

» варианты местоположения;

» размер (масштаб, объем) проекта;

» сроки реализации проекта в целом и его фаз;

» доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;

» емкость рынка для продукции проекта;

» затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;

» график проекта.

Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях предынвестиционных исследований, ТЭО (проекта) строительства и разработки рабочей документации. В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам. В ряде стран делаются попытки установить уровни этих непредвиденных расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5% (для простых, стандартных проектов) до 15% (для сложных, уникальных). Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:

» маркетинг;

» источники и условия получения ресурсов;

» условия производства и сбыта.

В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:

» где будет продаваться продукция?

» имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?

- если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?

» останется ли проект жизнеспособным, с финансовой точки зрения, при новой цене?

» какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?

» предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?

» какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?

» способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?

» - практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?

» - кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?

Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, т. к. взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены, и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.

Задача экологического анализа инвестиционного проекта — установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают «емкость» экосистемы. Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3% общих затрат на проект.
Существенно больших — до 10% — затрат требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки.

Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, т. к. экологические затраты и результаты нередко очень трудно
рассчитать. В этих случаях прибегают к т.н. качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкусовые ощущения человека; на животных, растения; на коррозию). Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу
между ситуациями «с проектом» и «без проекта».

Требования к оценке воздействия хозяйственной деятельности предприятия на отдельные компоненты окружающей среды изложены в «об обосновании хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных материалах».

Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:

» менеджмента;

» организационной структуры;

» планирования;

» комплектования и обучения персонала;

» финансовой деятельности;

» координации деятельности; - общей политики.

Основные задачи организационного анализа:

» определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);

» оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;

» оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта — особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;

» разработки мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);

» разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта10.

Цель социального анализа — определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая располагала бы поддержкой населения и способствовала достижению целей проекта.

Социальный анализ сосредотачивает внимание на 4 основных областях:

» -социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);

» - организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами;

» -приемлемость проекта для местной культуры;

» -стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

Следует отметить: социальный анализ весьма сложен, затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.

Основные виды социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности:

» изменение количества рабочих мест в регионе;

» улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

» изменение условий труда работников;

» изменение структуры производственного персонала;

» изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;

» изменение уровня здоровья работников и населения;

» экономия свободного времени населения.

Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры — обязательные условия его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.

2.3 Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта 

Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их стоимости, сроков реализации и прибыльности. В результате такой оценки инвестор (заказчик) должен быть уверен, что на продукцию, являющуюся результатом проекта, в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечивала бы покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженностей и удовлетворительную окупаемость капиталовложений.

Эта задача решается в рамках Обоснования инвестиций (см. выше) и выполняется группой заказчика или независимой консультационной фирмой.
Оценка жизнеспособности проекта призвана ответить на следующие вопросы:

» возможность обеспечить требуемую динамику инвестиций

» способность проекта генерировать потоки доходов, достаточных для компенсации его инвесторам вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска.

В качестве базы сравнения как при наличии ряда альтернативных вариантов, так и единственного варианта, принимается т. н. ситуация «без проекта». Это означает, что в случае, например, проекта реконструкции предприятия следует сравнивать показатели проекта с показателями действующего предприятия, а при намерении строить новое предприятие — с ситуацией «без строительства нового предприятия»11.

Работа по оценке жизнеспособности проекта обычно проводится в 2 этапа:

1) из альтернативных вариантов проекта выбирается наиболее жизнеспособный;

2) для выбранного варианта проекта подбираются методы финансирования и структура инвестиций, обеспечивающие максимальную жизнеспособность проекта. Жизнеспособность проекта оценивают с помощью методов анализа эффективности вариантов проекта.

Финансовая реализуемость - показатель (принимающий два значения — «да» или «нет»), характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Требование финансовой реализуемости определяет необходимый объем финансирования ИП. При выявлении финансовой нереализуемости, схема финансирования и, возможно, отдельные элементы организационно-экономического механизма проекта, должны быть скорректированы.

Финансовая реализуемость проверяется для совокупного капитала всех участников проекта, исключая общество (но включая государство и всех коммерческих участников, в том числе и кредиторов). Денежные потоки, поступающие от каждого участника в проект, являются в этом случае притоками (и берутся со знаком «плюс»), а потоки, поступающие к каждому участнику из проекта, — оттоками (со знаком «минус»). Помимо этого, рассматривается денежный поток самого проекта (в данном случае сумма потоков от выручки и прочих доходов — это притоки, записывающиеся со
знаком «плюс», плюс инвестиционные и производственные затраты, не считая налогов, — оттоки, записывающиеся со знаком «минус»). Итак, проект финансово реализуем, если на каждом шаге расчета алгебраическая (с учетом знаков) сумма притоков и оттоков всех участников и денежного потока проекта является неотрицательной.

Пример. Рассмотрим проект, который осуществляется тремя фирмами и двумя банками. Финансовое участие государства сводится к получению налогов. Пусть на некотором шаге денежные потоки описываются в табл. 2.

Таблица 2

Денежные потоки

№ п/п

Наименование элемента денежного потока

Значение

1

Выручка от реализации (с НДС, акцизами и пошлинами)

+ 2100 единиц

2

Производственные затраты (с НДС за материальные затраты)

- 600 единиц

3

Налоги, получаемые государством

- 500 единиц

4

Поток фирмы № 1 (фирма получает деньги на этом шаге)

- 600 единиц

5

Поток фирмы № 2 (фирма получает деньги па этом шаге)

- 700 единиц

6

Поток фирмы № 3 (фирма вкладывает деньги на этом шаге)

+ 200 единиц

7

Поток банка № 1 (получение банком процентов)

- 100 единиц

8

Поток банка № 2 (выдача банком займа)

+ 300 единиц

В проекте на этом шаге в качестве притоков выступают выручка от реализации, поток фирмы № 3 (фирма вкладывает в проект 200 единиц), заем в 300 единиц, получаемый от банка № 2; все они приведены со знаком «плюс». Оттоками на том же шаге являются: производственные затраты (с налогами, входящими в цену, — НДС, акцизами и пошлинами), но без других налогов; налоги, получаемые государством в сумме 500 единиц; потоки фирм №№ 1 и 2 (эти фирмы получают из проекта соответственно 600 и 700 единиц); проценты по займу, получаемые банком № 1, равные 100 единицам. Все они приведены со знаком «минус». Для того чтобы проверить достаточность средств на этом шаге, находим сумму (со знаками) всех элементов потока. Она равна: 2100+(-600)+(-500)+(-600)+(-700)+200+(-100)+300=100 единиц.

Так как эта сумма неотрицательна (в данном случае положительна), средств для осуществления проекта на рассматриваемом шаге хватает. Если наращенная сумма аналогичных величин неотрицательная на любом шаге расчета, проект является финансово реализуемым; в противном случае — финансово нереализуемым12.

2.4 Технико-экономическое обоснование (проект) проектного решения 

Технико-экономическое обоснование (проекта) — далее ТЭО, является основным проектным документом. ТЭО — это комплект расчетно-аналитических документов, содержащих как исходные данные, так и основные технические и организационные решения, расчетно-сметные, оценочные и другие показатели, позволяющие рассматривать целесообразность и эффективность инвестиционного проекта.

Главное отличие ТЭО от бизнес-плана — это то, что технико-экономическое обоснование — это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Эксперты отмечают, что бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы предпринимательской деятельности.

ТЭО может проводиться по самым различным научно-техническим мероприятиям, которые могут осуществляться как на конкретном предприятии, НИИ или ЦКБ, так и в масштабах всего хозяйства страны. К ним относятся такие области деятельности, как, например, обоснование постройки новых производств, предприятий или модернизация существующих; обоснование создания коммерческой структуры; обоснование внешнеэкономических мероприятий прочее.

Особо следует отметить, что разработка ТЭО любого научно-технического мероприятия всегда проводится перед принятием какого-либо важного решения, например, при проектировании определенного типа оборудования и принятии решения о его серийной постройке; при принятии решения о создании какого-либо производства, ориентированного на определенный вид продукции.

Цепь технико-экономического обоснования (цепь ТЭО) — доказать и обосновать эффективность инвестиционного проекта для кредиторов или руководителей организации, в случае если финансовые результаты подготовки технико-экономического обоснования и ТЭР (подготовки ТЭО и ТЭР) положительны.

Стиль и форма ТЭО отличаются друг от друга, в зависимости от конечной цели.

ТЭО могут быть составлены для:

» банков, с целью получения кредитов под проект;

» участия в тендерах;

» для руководства предприятия, желающего развиваться экономически;

» инвесторов, с целью их привлечения.

Задачей составления ТЭО является оценка затрат на проект и его результатов, а так же анализ срока окупаемости проекта.

Обычно ТЭО включает в себя:

» резюме — краткий обзор всех основных вопросов содержания каждой главы;

» предпосылки и история проекта;

» анализ рынка и концепция маркетинга;

» материальные ресурсы;

» местоположение, участок и окружающая среда;

» проектно-конструкторские работы;

» организация и накладные расходы;

» трудовые ресурсы;

» календарное осуществление проекта;

» финансовый анализ и инвестиции13.

2.5 Бизнес-план

Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Бизнес-план:

» дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

» содержит ориентир развития проекта (предприятия, компании);

» служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Бизнес-план предназначен, прежде всего, для трех категорий участников проекта:

» менеджеров — создателей бизнес-плана, разработка которого, помимо вышеуказанных результатов, позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования;

» собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы;

» кредиторов — обычно банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта14.

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие); планировать процесс перехода от одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование — общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Так, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен
быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, бизнес-план может быть более простым.

Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия — относится ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияет вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.
Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.
Примерный состав бизнес-плана:

1.Вводная часть

— название и адрес фирмы

— учредители

— суть и цель проекта

— стоимость проекта

— потребность в финансах

— ссылка на конфиденциальность

2.Анализ положения дел в отрасли

— текущая ситуация и тенденции развития отрасли

— направление и задачи деятельности проекта

3.Существо предлагаемого проекта

— продукция (услуги или работы)

— технология — лицензии

— патентные права

4.Анализ рынка

— потенциальные потребители продукции

— потенциальные конкуренты

— размер рынка и его рост

— оценочная доля на рынке

5.План маркетинга

— цены

— ценовая политика

— каналы сбыта

— реклама

— прогноз новой продукции

6.Производственный план

— производственный процесс

— производственные помещения

— оборудование

— источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров

— субподрядчики

7. Организационный план и управление персоналом

— форма собственности

— сведения о партнерах, владельцах предприятия

— сведения о руководящем составе - организационная структура

8. Степень риска

— слабые стороны предприятия - вероятность появления новых технологий

— альтернативные стратегии

9.Финансовый план

— отчет о прибыли

— отчет о движении денежных средств

— балансовый план

— точка безубыточности

10.Приложения

— копии контрактов, лицензии и т. п.

— копии документов, из которых взяты исходные данные

— прейскуранты поставщиков15.

Исходная информация для составления бизнес-плана. Этот этап предшествует составлению бизнес-плана и позволяет четко определить цели и задачи будущего проекта. Информация о спросе подразумевает выяснение (уточнение) характеристик продукции проекта, возможную цену (торговые наценки), конкурентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место реализации продукции.

Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие специализированные организации или проведя собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах. Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга.

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции. При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

» производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

» сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм- поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

» оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его в аренду или нужно покупать;

» трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;

» помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.;

» накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию; водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т. д.

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта; о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы «поставить его на ноги» и покрыть текущие расходы начального этапа; о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.)16.

Одна из сложнейших задач при составлении бизнес-плана — проведение анализа цен на товары конкурентов. Ведь в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего — коммерческая тайна изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но они значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.

При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры государственного лимитирования или регулирования уровней цен и их динамики.

Существуют 3 основных финансовых отчета, позволяющие оценить жизнеспособность проекта: 1) отчет о движении денежных средств; 2) отчет о прибыли; 3) балансовый отчет.

Разработчики бизнес-плана. Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением профессиональных консультантов. Последние помогают «увидеть» проект, правильно расставить акценты, оценить эффективность проекта и придать «товарный вид» бизнес-плану. Особенно важна роль профессиональных консультантов при подготовке разделов анализа рынка, плана маркетинга, анализа рисков и финансового плана.

Содержание бизнес-плана17:

Вводная часть (резюме проекта).

Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2—3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, т. к. в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана. Указываются название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах. Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно: чем будет заниматься предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему предприятие добьется успеха.

Анализ положения дел в отрасли.

В этом разделе описываются основные направления и цели осуществления будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, т. к. одним из критериев победы в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса. В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.

Существо предлагаемого проекта.

В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста. При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация о технологическом процессе может быть дана в Приложении. Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции. В этом же разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.

Анализ рынка.

Рынок и маркетинг - решающие факторы успеха проекта. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому данный раздел наиболее труден для написания. Для того чтобы убедить инвестора в существовании рынка для продукции проекта, нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого — сильнее.
После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.
Очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что продукция проекта может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.

План маркетинга.

В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой стратегии
часто оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика, торговая политика, реклама и т. д. В любом бизнесе при формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуется детальный анализ этих факторов.
Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового предприятия, поэтому нужно убедиться, что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план
маркетинга и сверять с ним свои текущие решения. Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогда часть материалов следует поместить в Приложение к основной части бизнес-плана. В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующими. Рассматриваются: цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз новой продукции.

Производственный план.

В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Если создаваемое предприятие относится к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе должно быть отражено, насколько быстро может увеличиться или сократиться выпуск продукции.

Организационный план, управление персоналом.

В этом разделе указывается форма собственности создаваемого предприятия: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество — необходимо дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций. Приводится организационная структура будущего предприятия. Даются сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.

Если бизнес-план разрабатывается для проекта, следует привести сведения об участниках проекта и план-график его осуществления.
В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием (проектом). Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения о всех членах Совета директоров.
Анализируются знания и квалификация всей команды в целом, т. к. следует помнить: необходима сбалансированная руководящая группа. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг; финансы;
вопросы, связанные с персоналом; производственный процесс). Однако маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии своего становления сможет собрать достаточно хорошо сбалансированную команду. В этом случае для выявления слабых сторон управления предприятием можно
воспользоваться услугами консультантов. В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики приводятся в Приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, т. е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес- плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли). Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого руководителя в организационной иерархии. Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство предприятием и каким образом будут складываться отношения между членами руководства на практике.

Анализ рисков.

Каждый новый проект на своем пути неизбежно сталкивается с определенными трудностями, угрожающими его осуществлению. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.
Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность представляет также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку. Даже если ни один из этих факторов не представляет реальной угрозы для предприятия, в бизнес-плане необходимо на них остановиться и аргументированно объяснить, почему не стоит беспокоиться на этот счет.
Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.

Финансовый план.

Финансовый план — важнейшая составная часть бизнес-плана. Его основные показатели: объем производства и продаж, выручка от реализации, прибыль, чистый оборотный капитал, себестоимость и некоторые другие (гл. 12). Финансовый план составляется на 3—5 лет и включает: отчет о прибыли,
отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, а также группу показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность, управление активами, соотношение заемных и собственных средств. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных
денег, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключение определяется точка безубыточности. Отчет о прибыли составляется, по крайней мере, на первые 3 года, причем данные за 1-й год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает данные о прибыли от операций, балансовой, чистой, нераспределенной прибыли. Источником данных для отчета служит план маркетинга, опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов. Прогноз потока реальных денег входит в финансовый план в форме отчета о движении денежных средств. Такой прогноз составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году.
Различные выплаты и денежные поступления неравномерны во времени; неучет этих фактов в бизнес-плане приводит к упущенной выгоде («лишние» деньги можно положить на банковский счет) и даже  к банкротству. Отчет о движении денежных средств, как и отчет о прибыли, строится на определенных предположениях, которые представлялись реалистичными на момент составления плана, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы
в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.

Третий документ в рамках финансового плана — прогноз активов и пассивов предприятия в форме балансового отчета. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (направления расходования средств по проекту) и пассивы (источники привлекаемых в проект средств). Создавая предприятие, предприниматель должен знать, когда будет получена первая прибыль. Для этого делается прогноз точки безубыточности. Он дает ответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т.е. чтобы предприятие окупилось. Такая информация позволяет оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования.

Если идея проекта оказалась приемлемой, проводится комплексный (технический, экономический, коммерческий, экологический, социальный, организационный) проектный анализ, цель которого — определение результатов (ценности) проекта18.

Центральный момент работы над прединвестиционной (начальной) фазой проекта — разработка технико-экономического обоснования, иначе ТЭО (проекта) строительства. По его результатам принимается инвестиционное решение. На этом же этапе разрабатывается бизнес-план — основной документ, позволяющий оценить и обосновать проект.

Приложение 1 Структура бизнес плана для гранта

Приложение №2 к приказу Министерства экономического развития Республики Карелия от 10 августа 2011 г. № 96 -А

Заявление о предоставлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного дела (гранта на создание малой

инновационной компании)

Прошу Вас предоставить грант начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного дела (грант на создание малой инновационной компании) (далее - грант) для реализации бизнес-проекта

1. Информация о Соискателе

(по состоянию на « » 20 года):

Полное наименование Соискателя:

Ф.И.О. руководителя:

Муниципальное образование:

Телефон:

Факс:

E-mail:

Почтовый адрес:

ИНН:

ОГРН/ОГРНИП

Расчетный счет:

Наименование банка:

БИК:

Корреспондентский счет:

Принадлежность к субъектам малого предпринимательства:

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, %:

Средняя численность работников на предприятии за предшествующий календарный год, чел.

Предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС, млн. рублей.

| Информация о деятельности соискателя:

Наименование производимой в настоящее время продукции (услуг): 

2. Показатели реализации бизнес-проекта

(наименование)

Цель бизнес-проекта

Наименование

Единицы измерения

Величина

Финансовые ресурсы для реализации бизнес-проекта - всего, из них:

тыс. руб.

собственные средства

тыс. руб.

заемные средства

тыс. руб.

средства государственной поддержки

тыс. руб.

Увеличение объёма выпускаемой продукции, оказываемых услуг

%

Увеличение количества рабочих мест

ед.

Увеличение налоговых отчислений в бюджет

%

Соискатель  (Ф.И.О.)

(подпись)

МП « » 20 г.

Рекомендации к составлению бизнес-проекта, претендующему на получение гранта Титульный лист;

Резюме бизнес-проекта, включая оценку общественной значимости и полезности бизнес-проекта;

На титульном листе указывается наименование документа, название бизнес- проекта, полное официальное название организации, юридический и почтовый адрес, номер телефона организации, фамилия имя отчество руководителя

1. Резюме (обзорный раздел)

  1.  краткое описание бизнес-проекта, его цели и задачи;
  2.  ресурсное обеспечение;
  3.  механизм реализации;
  4.  уникальность или конкурентоспособность продукции или услуги;
  5.  объем требуемого внешнего финансирования;
  6.  объем собственного вклада;
  7.  ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат.

Анализ состояния отрасли;

  1.  рынки, на которых действует или будет действовать предприятие;
  2.  основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги);
  3.  факторы, влияющие на спрос на товары (услуги) предприятия;
  4.  способы изучение потребностей и спроса;
  5.  прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков;
  6.  реакция рынка на новые товары (услуги);
  7.  крупнейшие производители аналогичных товаров;

План маркетинга;

  1.  описание конкуренции (предполагает идентификацию ближайших компаний- конкурентов и анализ собственных возможностей).
    1.  описание рынка сбыта продукции (услуги). Подтверждающим документом обоснованности и реальности существования рынка сбыта могут стать письма, заявки, маркетинговые исследования, протоколы о намерениях, договоры;
    2.  описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления;
    3.  описание каналов сбыта продукции (услуги);
    4.  стратегия привлечения потребителей, исходя из конкретных возможностей предприятия (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.);
    5.  цена и объем сбыта предлагаемой продукции (именно цена продажи продукта (услуги) определяет, в конечном счете, величину прибыли, рентабельность бизнес - проекта).

Инвестиционный план;

  1.  обоснование инвестиционного планирования;
    1.  расчет требуемых инвестиций;
      1.  источники финансирования;
      2.  условия получения инвестиций и кредитования.

Производственный план;

  1.  количество необходимых производственных мощностей действующего или вновь создаваемого предприятия (если речь идет о действующем предприятии, следует указать наличие оборудования и обозначить существующую потребность в дополнительном, а также привести перечень поставщиков и привести стоимость каждой единицы нового оборудования);
    1.  потребность в сырье, материалах и комплектующих, условия их поставки, система оплаты, текущие цены, список предполагаемых поставщиков (если в бизнес-проекте предусмотрено последующее увеличение производства продукции, следует указать, как будет обеспечиваться требуемое увеличение: за счет обозначенных поставщиков или будут привлекаться новые);
      1.  расчет производственных издержек в соответствии с планируемым объемом сбыта;
        1.  переменные и постоянные затраты на производство продукции;
        2.  смета текущих затрат на производство.

Организационный план;

  1.  штатное расписание и прирост численности в связи с реализацией бизнес-проекта;
    1.  характеристика образовательного уровня; квалификации и опыта руководства, специалистов и производственных работников;
      1.  условия найма работников;
        1.  потребности в подготовке и переподготовке сотрудников и необходимые затраты на эти цели;
          1.  политика оплаты труда, режим работы, социальные условия и гарантии. Охрана окружающей среды (при необходимости);
            1.  наличие сертификата качества продукции;
            2.  безопасность и экологичность;
            3.  патентно-лицензионная защита;
            4.  утилизация после окончания эксплуатации.

Финансовый план;

  1.  план (прогноз) доходов и расходов;
    1.  план денежных поступлений и выплат;
      1.  анализ состояния потока реальных денег (наличности);
        1.  балансовый план;
          1.  анализ безубыточности;
            1.  стратегию финансирования;
              1.  расчет срока окупаемости;
              2.  эффективность бизнеспроекта

Оценка рисков;

  1.  оценить производственный риск (связан с производством продукции, товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности);
    1.  оценить коммерческий риск, возникающий в процессе закупки товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем.
      1.  оценить финансовые риски, вызванные инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр.
        1.  произвести предположительную оценку рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами

Макеты таблиц бизнес-проекта

Источники финансирования бизнес-проекта

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Доля в инвестиционных затратах, %

Потребность в средствах для реализации бизнес - проекта (инвестиционные затраты), всего, в том числе

100

покрываемая за счет собственных источников субъекта бизнеса

покрываемая за счет предполагаемой государственной поддержки бизнес-проекта (гранта)

покрываемая за счет заемных средств

другие источники

1. Баланс денежных расходов и поступлений тыс. руб.

Показатель

20 г.

20 г.

20 г.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

1 .Денежные средства в наличии на начало периода

2. Поступление денежных средств, всего, В том числе

Выручка от реализации

Кредиты и займы

Средства

государственной

поддержки

Прочие поступления

3. Текущие денежные платежи, всего, В том числе

Покупка сырья, материалов,

комплектующих

Заработная плата

Платные услуги

Арендная плата

Проценты за кредит

Реклама

Аудит, консультации

Налоги

Прочие расходы

4. Прочие денежные платежи, всего, В том числе

Покупка оборудования

Выплата основных сумм по кредиту

резервы

Доходы инвестора

5. Всего денежных платежей (3+4)

б.Денежные средства на конец периода (1+2-5)

Финансовые результаты деятельности тыс. руб.

Показатель

20 г.

20 г.

20 г.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Выручка от реализации

2. Налоги из выручки (НДС, экспортные пошлины)

3. Выручка от реализации без НДС (1-2)

4. Затраты на производство реализованной продукции

5.Коммерческие и управленческие расходы

6. Прибыль от реализации (3- 4-5)

7.Прочие доходы и расходы, в том числе налог на имущество (указать каждый вид в отдельности)

8. Прибыль до налогообложения (6±7)

9. Налоги из прибыли

10. Выплата основных сумм по кредиту

11. Чистая прибыль по проекту (8-9-10)

Расчет срока окупаемости бизнес-проекта

Показатель

Сумма

1

2

1 .Потребность в средствах для реализации бизнес - проекта

(инвестиционные затраты), тыс. руб.

2.Чистая прибыль по бизнес-проекту, тыс. руб.

3. Срок окупаемости бизнес-проекта, лет (п.1/п.2)


Тест

1) К основным причинам появления проекта (идей) можно отнести (2):

а) неудовлетворенный спрос;      в) избыточные ресурсы;

б) желание выделиться;                 г) чрезмерная мозговая активность;

2) Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе *** проекта:

а) религиозных аспектов;                 в) лотереи;

б) исключительно сильных сторон; г) характеристик и показателей;

3) Замысел инвестора реализуется в форме:

а) открытого совещания;      в) декларации о намерениях;

б) закрытого совещания;      г) № 38 «замысел проекта»;

4) Цель проектного анализа — определить ***:

а) исполнителей проекта;                 в) законность проекта;

б) результаты (ценность) проекта;   г); неудовлетворенный спрос;

5) Принято различать следующие виды проектного анализа (найти лишнее):

а) технический;                в) экологический;

б) социальный;                г) механический;

6) До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении **** проектного цикла.

а) первого этапа;                в) третьего этапа;

б) второго этапа;                г) всего;

7) В процессе поэтапно проводимого технического анализа смета и бюджет проекта ****.

а) уточняются;                    в) теряют свою значимость;

б) размываются;                 г) постоянно и гарантированно растут;

8) Цель **** анализа — определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей.

а) организационного;                    в) социального;

б) экологического;                         г) морфологического;

9) Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их (найти лишнее):

а) стоимости;                         в) прибыльности;

б) сроков реализации;           г) необычности;

10) Верны ли утверждения (подчеркните свой ответ):

- Задачей составления ТЭО является оценка затрат на проект и его результатов, а так же анализ срока окупаемости проекта.  
а) Да    б) Нет

- Технико-экономическое обоснование (проекта) и Бизнес-план – это один и тот же документ.

а) Да    б) Нет

11) Бизнес-план — это:

а) комплект расчетно-аналитических документов, содержащих как исходные данные, так и основные технические и организационные решения, расчетно-сметные, оценочные и другие показатели, позволяющие рассматривать целесообразность и эффективность инвестиционного проекта;
б) подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения;


Практическое задание.

Расставить этапы в правильном порядке (1-9).

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА

Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта

Предварительный анализ осуществимости проекта

Предварительная проработка целей и задач проекта

Ходатайство (декларация) о намерениях

НАЧАЛЬНАЯ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ) ФАЗА ПРОЕКТА

Проектный анализ

Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта

Бизнес-план проекта

Технико-экономическое обоснование проектного решения

Прединвестиционные исследования


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Ивасенко А.Г. Управление проектами: Учеб. пособие. – Новосибирск: СГГА, 2007. – 130 с.

2.   Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: Спб: Политехника, 2002.- 158 с.

3.   Немчин А.М. Управление проектами, под редакцией Е.М. Роговой  – Москва, «Юрайт», 2013. – 315 с.

4.   Товб А.С. Управление проектами – М.:ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. – 624 с.

5.   Шапиро В.Д. Управление проектами – 6-е изд, стер. - М.: 2010. - 960 с.

6.   Разу М.Л. Управление программами и проектами. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 415 с.

7. Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов./А.А. Васина. - СПб: Питер, 2009. - 447 с.

8. Локк Д. Основы управления проектами./ Д. Локк. - М: «Hippo», 2004. - 242с

9. Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт./ Г. Л. Ципес, А. С. Товб. - М: Олимп-Бизнес, 2008 г. - 239 с.

10.  Изучение прогнозов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-college.ru/xbooks/xbook187/book/index/index.html?go=part-011*page.htm свободный. - Загл. с экрана. – яз. рус.-дата обращения 13.01.2015

11.  Предварительный анализ осуществимости проекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ani studio.narod.ru/BOX/ свободный. - Загл. с экрана. – яз. рус.-дата обращения 13.01.2015

2 Ивасенко А.Г. Управление проектами: Учеб. пособие. – Новосибирск: СГГА, 2007. – 12 с.

3 Ивасенко А.Г. Управление проектами: Учеб. пособие. – Новосибирск: СГГА, 2007. – 14 с.

4 Предварительный анализ осуществимости проекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ani-studio.narod.ru/BOX/Flash/Study/Automation/HTML-Themes/Theme15.htm свободный. - Загл. с экрана. – яз. рус.-дата обращения 13.01.2015

5 Шапиро В.Д. Управление проектами – 6-е изд, стер. - М.: 2010. - 113 с.

6 Данные Всемирного банка и ЮНИДО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-college.ru/xbooks/xbook187/book/index/index.html?go=part-011*page.htm свободный. - Загл. с экрана. – яз. рус.-дата обращения 13.01.2015

7 Изучение прогнозов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-college.ru/xbooks/xbook187/book/index/index.html?go=part-011*page.htm свободный. - Загл. с экрана. – яз. рус.-дата обращения 13.01.2015

8 Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт./ Г. Л. Ципес, А. С. Товб. - М: Олимп-Бизнес, 2008 г. - 139 с.

9Там же. - 168 с.

10 Немчин А.М. Управление проектами, под редакцией Е.М. Роговой  – Москва, «Юрайт», 2013. – 125 с.

11 Немчин А.М. Управление проектами, под редакцией Е.М. Роговой  – Москва, «Юрайт», 2013. – 127 с.

12 Локк Д. Основы управления проектами./ Д. Локк. - М: «Hippo», 2004. - 122с

13 Локк Д. Основы управления проектами./ Д. Локк. - М: «Hippo», 2004. - 182с

14 Локк Д. Основы управления проектами./ Д. Локк. - М: «Hippo», 2004. – 198 с.

15 Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: Спб: Политехника, 2002.- 126 с.

16 Немчин А.М. Управление проектами, под редакцией Е.М. Роговой  – Москва, «Юрайт», 2013. – 243 с

17 См. Приложение 1- Структура бизнес плана для гранта

18 Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: Спб: Политехника, 2002.- 148 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68959. Обробка виняткових ситуацій 57 KB
  Механізм обробки виняткових ситуацій в мові C++ заснований на трьох ключових словах: try, catch і throw. Фрагменти програми, що підлягають контролю, містять блок try. Якщо в ході виконання програми в блоці try виникає виняткова ситуація (тобто помилка), вона генерується...
68960. Генерація виняткових ситуації 56 KB
  Якщо виникає необхідність повторно порушити виняткову ситуацію усередині її обробника, можна виконати оператора throw, не указуючи тип виняткової ситуації. В цьому випадку операторові try/catch передається поточна виняткова ситуація. Таким чином для однієї і тієї ж виняткової ситуації...
68961. Перехоплення класів виняткових ситуацій 34.5 KB
  Виняткова ситуація може мати будь-який тип, зокрема бути об’єктом класу, визначеного користувачем. У практичних застосуваннях виняткові ситуації, визначені користувачем, зустрічаються частіше, ніж вбудовані. Можливо, це відбувається тому, що програмісти прагнуть якомога точніше визначати класи виняткових...
68962. Обробка похідних виняткових ситуацій 23 KB
  Якщо виняткові ситуації описуються за допомогою базового і похідних класів, при роботі з операторами catch слідує проявлять максимальну обережність, оскільки оператор catch, відповідний базовому класу, одночасно відповідає всім похідним класам.
68963. Файли. Робота з файлами 48.5 KB
  Загальні поняття про потік Відкриття та закриття потоку Функції для роботи з файлами Двійковий режим обміну з файлами Загальні поняття про потік На рівні потокового вводу виводу обмін даними виконується побайтно. Для файлів на диску за одне звертання до пристрою виконується читання або запис фіксованої порції даних.
68964. Препроцесор та коментарії 48.5 KB
  Директиви препроцесора зазвичай використовуються для полегшення внесення змін в початкові програми і для полегшення їх компіляції в різних середовищах виконання. Розташовані в початковому файлі директиви примушують препроцесор виконувати конкретні дії.
68965. Потоковий ввід-вивід 48 KB
  Потоки cin і cout є класовими об’єктами, визначуваними і створюваними за допомогою заголовного файлу iostream.h. Як об’єкти cin і cout підтримують різні оператори і операції. З даного уроку ви дізнаєтеся, як розширити можливості введення і висновку, використовуючи функції...
68967. Масиви об’єктів, покажчики на об’єкти 55 KB
  В мові C++ масиви можуть складатися з об’єктів. З синтаксичної очки зору оголошення масиву об’єктів нічим не відрізняється від оголошення масиву вбудованого типу. Приклад програми, в якій використовується масив, який складається з трьох елементів.