9502

Индийская грекоримская и арабская грамматические традиции. (Основные проблемы и 1-2 имени)

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Индийская грекоримская и арабская грамматические традиции. (Основные проблемы и 1-2 имени) Языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание занимается выработкой лингвистических теорий (на основании одного языка или сравнении многих языков)...

Русский

2013-03-11

33 KB

3 чел.

Индийская грекоримская и арабская грамматические традиции. (Основные проблемы и 1-2 имени)

Языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание занимается выработкой лингвистических теорий (на основании одного языка или сравнении многих языков), которые могут быть использованы для описания языка. Частное языкознание занимается изучением какого-то одного языка.

Древнеиндийская лингвистика возникла 2,5 тыс. лет назад. Основная мотивировка – сохранение в чистоте сакральных текстов и норм языка санскрита.

Грамматика Панини (V-IV вв. до н. э.).

Первая грамматики состояла из 4 тыс. правил (сутр). Панини использовал очень формализованный язык, который трудно читать. Главное требование – лаконичность. Индийская лингвистика достигала определенных высот в теории: хорошо описывали звуки (в отл. от греков), особенно их артикуляцию, различали звуки и буквы, разработали алфавит (по методу артикуляции). Все звуки расположены по месту артикуляции: заднеязычные, переднеязычные и т. д. Хорошо описана внутренняя флексия (выражение грамматического значения с помощью изменения в корне): footfeet, manmen. Ввели понятие нулевой морфемы.

Важным открытием была теория Карака – идея глубинных падежей (семантических ролей): во всех языках есть роли, потом выражаются поверхностными падежами. Индийцы занимались составлением словарей (имя – в виде основы, глагол – в виде корня).

Греко-римская грамматическая традиция.

Древнегреческое языкознание.

I период – V-III вв. до н. э. (философский период)

II период – III в. до н. э. – IV в. н. э. (время развития лингвистической науки)

Ал. школа – цель – сохранение греческого языка.

Проблемы: философия языка, теории происхождения языка, спор о характере слов.

  1.  Подробно рассмотрены теории происхождения языка, к которым вернулись в эпоху Возрождения (много разных концепций: звукоподражательная и эмоциональная теории, теория трудовых выкриков, теория социального договора).
  2.  Спор о природном или условном характере слов.

Существовало два лагеря.

Гераклит Эфесский и стоики: связь между значением и звучанием не условная, а природная.

Демокрит, Аристотель и др. утверждали противоположное (в языке много нелогичного: Афины – множественное число, а обозначает город; сирота – ж.р.).

Отсюда возник спор об аналогиях и аномалиях (чего в языке больше).

Арабская грамматическая традиция.

Расцвет арабской лингвистики – период халифата (7-8 вв.). Арабы были «передатчиками», которые взяли элементы греческой и индийской традиций.

Аль китаб, Сибавейхи (перс по происхождению) создал систему арабской грамматики. Цель – сохранения Корана. Арабский язык был распространен у многих народов и претерпел множество изменений («портился»). Стремление избавиться от различных диалектов. В отличие от греков Сибавейхи различал звуки и буквы. В Аль китаб содержится алфавит, описание артикуляции и звучания букв. Введение понятия трехбуквенного корня: КиТаБ.

Тюркские языки. Махмуд аль Кашгари «Диван турецких языков» (XI в.). Махмуд аль Кашгари ввел идею сравнения языков. Он сравнивал тюркские языки, ввел (?) понятие сингармонизма гласных (в слове гласные одного ряда) [агглютинирующие языки]. Книга была утеряна и напечатана в 1912 (15) г. Большим достижением было создание словарей.

Достижения китайцев в основном в области иероглифики и составлении словарей.

В эпоху Средневековья в Европе лингвистическая теория развивалась мало. Господство латинского языка. Создание нормативной грамматики.

В эпоху Возрождения все изменилось. Появляются идеи возрождения языков, их сравнения и развития национальных языков (французский и др.). Заимствования. Необходимо было сразу развивать терминологию, черпать из др. языков лексику, придавать новые значения уже существующим словам.

Появляется новая идея – идея универсальной грамматики. В 1660 г. появляется «Универсальная и рациональная грамматика» Антуана Арно и Клода Лансло (два аббата из Пор-Рояль). Основная идея – сравнение языков для создания универсального закона функционирования языка. (Идея создания искусственных языков).

Другое направление развития языкознания в XVII веке – философское. Жан Жак Руссо, Г. Лейбниц: теория происхождения языка, теория социального договора, теория междометий и т. д.

Все эти учения подготовили развитие лингвистики в XIX веке – появление сравнительно-исторического языкознания, идея которого заключалась в сравнении языков для установления их исторических корней и определения их родства.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20727. Исторический обзор оснований геометрии. «Начала» Евклида 28 KB
  И если к равным прибавить равные то получим равные. И если от равных отнимем равные то получим равные. И если неравным прибавить равные то получим неравные. И если удвоим равные то получим равные.
20729. Лобачевский и его геометрия. Аксиома Лобачевского. Простейшие факты геометрии Лобачевского. Взаимное расположение прямых на плоскости Лобачевского 34 KB
  Аксиома Лобачевского. Простейшие факты геометрии Лобачевского. Взаимное расположение прямых на плоскости Лобачевского. Эта аксиома называется аксиомой Лобачевского.
20730. Проективные свойства фигур. Принцип двойственности. Теорема Дезарга 56 KB
  Принцип двойственности. Малый принцип двойственности. Сформулированный принцип двойственности справедлив на плоскости. Большой принцип двойственности.
20731. Взаимное расположение двух и трех плоскостей, прямой и плоскости, двух прямых в пространстве (в аналитическом изложении) 124.5 KB
  3 1 Параметрическое уравнение прямой: 2 Систему можно заменить следующей системой: = Система двух однородных уравнений с тремя неизвестными имеет общее решение которое можно записать в виде: l координаты направляющей прямой . Взаимное положение плоскости и двух прямых: 1 Ø 2 3 1R=3 ранг скрещивающиеся 2 R=2r=2 прямые пересекаются.
20732. Группа аффинных преобразований и ее подгруппы. Приложения аффинных преобразований к решению задач 105 KB
  Зададим на плоскости два аффинных репера аф.репером R на плоскости наз. Упорядоченная тройка точек ОA1A2 этой плоскости не лежащих на одной прямой. Пишут:R={ОA1A2} R={O1 2 } R={O 1 2} и рассмотрим отображение f плоскости в себя по закону: координаты точки M=fM в репере R равны соответствующим координатам х у точки М в репере R.
20733. Группа преобразований подобия и ее подгруппы. Приложение преобразований к решению задач 95.5 KB
  Группа преобразований подобия и ее подгруппы. Гомотетия с коэффициентом также является частным случаем подобия . Как и для движения можно доказать теорему которая делает определение подобия конструктивным: Как и для движений можно показать что и Из этих формул следует что всякое подобие можно представить в виде произведения гомотетии и движения . Теорема: множество преобразований подобия на плоскости образуют группу.
20734. Проективная плоскость и ее модели. Группа проективных преобразований. Приложение к решению задач 29 KB
  Дополним прямую точкой бесконечно удаленной которую будем считать точкой соответствующей прямой х параллельной прямой а. Прямая дополненная бесконечно удаленной точкой называется проективной прямой. Плоскость дополненная бесконечно удаленной прямой называется проективной плоскостью. Пространство дополненное бесконечно удаленной плоскостью называется проективным пространством.
20735. Группа движений. Классификация 115.5 KB
  Классификация Движение такое преобразование плоскости которое сохраняет расстояние между любыми двумя точками. Это определение отличается от определений поворота симметрии и переноса тем что не является конструктивным нельзя определить как выполнять движение. Теорема: каковы бы ни были два прямоугольных декартовых репера и существует движение переводящее так что ориентация сохраняется. Если оба репера ориентированы одинаково то движение не изменяет ориентацию фигур иначе меняет на противоположную.