9502

Индийская грекоримская и арабская грамматические традиции. (Основные проблемы и 1-2 имени)

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Индийская грекоримская и арабская грамматические традиции. (Основные проблемы и 1-2 имени) Языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание занимается выработкой лингвистических теорий (на основании одного языка или сравнении многих языков)...

Русский

2013-03-11

33 KB

3 чел.

Индийская грекоримская и арабская грамматические традиции. (Основные проблемы и 1-2 имени)

Языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание занимается выработкой лингвистических теорий (на основании одного языка или сравнении многих языков), которые могут быть использованы для описания языка. Частное языкознание занимается изучением какого-то одного языка.

Древнеиндийская лингвистика возникла 2,5 тыс. лет назад. Основная мотивировка – сохранение в чистоте сакральных текстов и норм языка санскрита.

Грамматика Панини (V-IV вв. до н. э.).

Первая грамматики состояла из 4 тыс. правил (сутр). Панини использовал очень формализованный язык, который трудно читать. Главное требование – лаконичность. Индийская лингвистика достигала определенных высот в теории: хорошо описывали звуки (в отл. от греков), особенно их артикуляцию, различали звуки и буквы, разработали алфавит (по методу артикуляции). Все звуки расположены по месту артикуляции: заднеязычные, переднеязычные и т. д. Хорошо описана внутренняя флексия (выражение грамматического значения с помощью изменения в корне): footfeet, manmen. Ввели понятие нулевой морфемы.

Важным открытием была теория Карака – идея глубинных падежей (семантических ролей): во всех языках есть роли, потом выражаются поверхностными падежами. Индийцы занимались составлением словарей (имя – в виде основы, глагол – в виде корня).

Греко-римская грамматическая традиция.

Древнегреческое языкознание.

I период – V-III вв. до н. э. (философский период)

II период – III в. до н. э. – IV в. н. э. (время развития лингвистической науки)

Ал. школа – цель – сохранение греческого языка.

Проблемы: философия языка, теории происхождения языка, спор о характере слов.

  1.  Подробно рассмотрены теории происхождения языка, к которым вернулись в эпоху Возрождения (много разных концепций: звукоподражательная и эмоциональная теории, теория трудовых выкриков, теория социального договора).
  2.  Спор о природном или условном характере слов.

Существовало два лагеря.

Гераклит Эфесский и стоики: связь между значением и звучанием не условная, а природная.

Демокрит, Аристотель и др. утверждали противоположное (в языке много нелогичного: Афины – множественное число, а обозначает город; сирота – ж.р.).

Отсюда возник спор об аналогиях и аномалиях (чего в языке больше).

Арабская грамматическая традиция.

Расцвет арабской лингвистики – период халифата (7-8 вв.). Арабы были «передатчиками», которые взяли элементы греческой и индийской традиций.

Аль китаб, Сибавейхи (перс по происхождению) создал систему арабской грамматики. Цель – сохранения Корана. Арабский язык был распространен у многих народов и претерпел множество изменений («портился»). Стремление избавиться от различных диалектов. В отличие от греков Сибавейхи различал звуки и буквы. В Аль китаб содержится алфавит, описание артикуляции и звучания букв. Введение понятия трехбуквенного корня: КиТаБ.

Тюркские языки. Махмуд аль Кашгари «Диван турецких языков» (XI в.). Махмуд аль Кашгари ввел идею сравнения языков. Он сравнивал тюркские языки, ввел (?) понятие сингармонизма гласных (в слове гласные одного ряда) [агглютинирующие языки]. Книга была утеряна и напечатана в 1912 (15) г. Большим достижением было создание словарей.

Достижения китайцев в основном в области иероглифики и составлении словарей.

В эпоху Средневековья в Европе лингвистическая теория развивалась мало. Господство латинского языка. Создание нормативной грамматики.

В эпоху Возрождения все изменилось. Появляются идеи возрождения языков, их сравнения и развития национальных языков (французский и др.). Заимствования. Необходимо было сразу развивать терминологию, черпать из др. языков лексику, придавать новые значения уже существующим словам.

Появляется новая идея – идея универсальной грамматики. В 1660 г. появляется «Универсальная и рациональная грамматика» Антуана Арно и Клода Лансло (два аббата из Пор-Рояль). Основная идея – сравнение языков для создания универсального закона функционирования языка. (Идея создания искусственных языков).

Другое направление развития языкознания в XVII веке – философское. Жан Жак Руссо, Г. Лейбниц: теория происхождения языка, теория социального договора, теория междометий и т. д.

Все эти учения подготовили развитие лингвистики в XIX веке – появление сравнительно-исторического языкознания, идея которого заключалась в сравнении языков для установления их исторических корней и определения их родства.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5910. Безпека життєдіяльності. Курс лекцій 277 KB
  Змістовний модуль 1. Методологічні основи безпеки життєдіяльності 1.1. Поняття та суть безпеки життєдіяльності 1.2. Поняття небезпеки 1.3. Класифікація небезпек Поняття та суть безпеки життєдіяльності Безпеку життєдіяльності зазвичай розглядаю...
5911. Основи педагогіки вищої школи. Лекції 1.06 MB
  Предмет, задачі, основні категорії та методи педагогіки вищої школи. Основи дидактики вищої школи. Принципи та методи навчання у вищому навчальному закладі. Форми організації навчання у вищій школі.
5912. Основи музеєзнавства. Курс лекцій 335 KB
  Лекция 1 Сущность и значение музея и музейного дела Понятие о музееведении как науке Музей как социокультурное явление Музей как учреждение культуры Классификация музеев Понятие о музееведении как науке Наука о музейном де...
5913. Технології у виробничій діяльності. Конспект лекцій 3.02 MB
  Проектування як складова сучасного виробництва та життєдіяльності людини Лекція Загальні основи проектування у виробничій діяльність людини. Основні ознаки проектної діяльності. Види проектів. Основні поняття: проект, проектування...
5914. Основи термодинаміки. Курс лекцій 3.72 MB
  Основні поняття та закони термодинаміки Теплотехніка - наука, яка вивчає процеси одержання та використання теплоти в різних виробництвах, а також машини та апарати, які використовуються для сіх цілей. Технічна термодинаміка - вив...
5915. Безпека життєдіяльності та охорона праці. Лекції 497.94 KB
  Тема - Правові та організаційні засади охорони праці Законодавчо-нормативна база України з питань охорони праці. Основні принципи державної політики України у галузі охорони праці. Нормативно-правові акти України про охорону праці. Соц...
5916. Національна економіка. Курс лекцій 586.5 KB
  Національна економіка: загальне і особливе Національна економіка як соціально-економічна система країни. Основні цілі національної економіки. Фактори функціонування національної економіки. Національна економіка як соціаль...
5917. Національна економіка. Лекції. Прогнозування і державне регулювання промислового виробництва 443.5 KB
  Прогнозування і державне регулювання промислового виробництва Промисловість як об’єкт регулювання. Показники промислового виробництва. Визначення потреб держави у промисловій продукції та обґрунтування обсягу промислового ви...
5918. Разработка программы реструктуризации и развития предприятия 66.5 KB
  Разработка программы реструктуризации и развития предприятия Вопросы: Основные этапы разработки и содержание программы реструктуризации. Организация разработки программы реструктуризации на предприятии. Оценка рисков реализации про...