9503

Фонетика и фонология. Акустическая и артикуляционная классификация гласных и согласных звуков

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Фонетика и фонология Акустическая и артикуляционная классификация гласных и согласных звуков. Артикуляция - работа органов речи, направленная на производство звуков речи. Артикуляция складывается из трех частей: приступа (экскурсии) звука...

Русский

2013-03-12

37 KB

56 чел.

Фонетика и фонология

Акустическая и артикуляционная классификация гласных и согласных звуков.

Артикуляция – работа органов речи, направленная на производство звуков речи. Артикуляция складывается из трех частей: приступа (экскурсии) звука, когда органы «выходят на работу», средней части (вдержки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Звуки с мгновенной выдержкой (протягивать нельзя) – мгновенные звуки: п, б, т, д, к, г, ц, ч.

Звуки с более или менее продолжительной выдержкой (при желании можно протягивать) – длительные звуки: м, н, л, р, з, с, ж, ш, й, х, всегда длительное в русском языке щ.

Вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются долгие п, б, т, д, к, г, ц, ч, где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания: оббить, оттого, поддал и т. п.

Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Чисто тональный звук – а, чисто шумовой – п. По убыванию сонорности:  а, э, о, и, у. Сонорные согласные: м, н, л, р, й, w.

Шумные согласные:

Звонкие шумные длительные: в, з, ж.

Звонкие шумные мгновенные: б, д, г.

Глухие шумные длительные: ф, с, ш, х.

Глухие шумные мгновенные: п, т, к.

Сила выхода (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных (они называются сильными), слабее у звонких согласных (слабые), еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных.

Классификация звуков речи по способу образования.

Звуки свободного прохода – гласные.

Звуки суженного прохода – фрикативные согласные (спиранты, щелевые): в, ф, з, с, ж, ш, j, х и гортанный h.

Звуки сомкнутого прохода – смычные согласные:

  •  взрывные: б, п, д, т, г, к.
  •  аффрикаты (смычно-фрикативные): ц, ч, пф, дз, дж.
  •  носовые (назальные): м,н.
  •  боковые (латеральные): л.
  •  дрожащие (вибранты): р, тпру!

Все фрикативные (за исключением некоторых случаев w и j) относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие – ф, с, ш, х и звонкие – в, з, ж, звонкое х. К шумным относятся взрывные и аффрикаты: глухие взрывные – п, т, к; звонкие взрывные – б, д, г; глухие аффрикаты – пф, ц, ч; звонкие аффрикаты – дз, дж.

Место образования. Активный орган (язык), пассивный орган (зубы, небо).

Переднего ряда

Среднего ряда

Заднего ряда

Нелабиал.

Лабиал.

Нелабиал.

Лабиал.

Нелабиал.

Лабиал.

Верхнего подъема

И

ü

Ы

у

Среднего подъема

Э

Ö

about

Λ [but]

о

Нижнего подъема

æ

А

Part

Dog

Ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и др. звуковые процессы.

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др.

Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения: возникновения протез (подстановок) в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68558. МІСЦЕ ПЕДАГОГІЧНОЇ ДІАГНОСТИКИ В УДОСКОНАЛЕННІ ВНУТРІШКІЛЬНОГО КОНТРОЛЮ ТА В УПРАВЛІННІ РОЗВИТКОМ ПЕДКОЛЕКТИВА 75 KB
  Деякі підходи до діагностування підсистем навчальновиховного процесу додатки 110. Педагогічна діагностика як частина педагогічної діяльності і науки вивчає передумови процес і результати навчальновиховного процесу для його оптимізації не може стояти осторонь від сучасних перетворень у суспільстві.
68559. Диференційований підхід до підвищення професійної компетентності педагогів в інноваційній школі 88.5 KB
  Специфіка сучасного етапу розвитку школи зумовлена новими завданнями які стоять перед освітніми установами: гуманізація і гуманітаризація освітнього процесу; створення умов для вільного розвитку особистості; висунення на перший план загальнолюдських цінностей і в першу чергу особистості...
68560. Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения 81.5 KB
  Предлагаемое заседание методического совета которое проходило в компьютерном классе с использованием информационных технологий наглядно показывает роль методической службы УВК во внедрении инновационной деятельности в процессе управления.
68561. Проект - составная имиджа учебного заведения 49 KB
  Используя этот опыт мы отобрали творчески освоили откорректировали и разработали свою модель матрицу алгоритм учебного проекта которая может изменяться варьироваться: Формулирование идей замыслов тем. Коллективное обсуждение идей будущего проекта в группе распределение ролей и утверждение этапов деятельности.
68562. Шкільна кваліметрична лабораторія: моніторинг ключових життєвих компетентностей 187 KB
  Реформування освіти у відповідності із Законом України «Про загальну середню освіту» передбачає реалізацію принципів гуманізації освіти, її демократизації, методологічної переорієнтації процесу навчання на розвиток особистості учня, формування його життєвих компетентностей.
68563. Новый статус – новая страница в образовательном процессе 141 KB
  Исходя из целей была определена проблема школы-гимназии: Личностно ориентированный подход в обеспечении формирования компетентностной творческой личности в условиях модернизации образования и гуманизации учебно-воспитательного процесса в рамках УВК.
68565. Педагогічна вітальня «Творчий портрет учителя» 74.5 KB
  Мета заходу: презентувати педагогічний досвід вчителів, які атестуються; розвивати в них уміння об’єктивно оцінювати результати своєї праці; стимулювати безперервну фахову та загальну освіту педагогів школи, активізувати їхню творчу професійну діяльність.
68566. Моніторинг професійної педагогічної майстерності 93 KB
  Поняття моніторингу багатогранне і являє собою цілісний управлінський інструмент. Які ж методи використовуємо для забезпечення якісного об'єктивного надійного результату моніторингу Метод спостереження найдоступніший спосіб збору інформації. Проте варто пам’ятати: щоб уникнути суб’єктивності й однобічності...