9503

Фонетика и фонология. Акустическая и артикуляционная классификация гласных и согласных звуков

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Фонетика и фонология Акустическая и артикуляционная классификация гласных и согласных звуков. Артикуляция - работа органов речи, направленная на производство звуков речи. Артикуляция складывается из трех частей: приступа (экскурсии) звука...

Русский

2013-03-12

37 KB

64 чел.

Фонетика и фонология

Акустическая и артикуляционная классификация гласных и согласных звуков.

Артикуляция – работа органов речи, направленная на производство звуков речи. Артикуляция складывается из трех частей: приступа (экскурсии) звука, когда органы «выходят на работу», средней части (вдержки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Звуки с мгновенной выдержкой (протягивать нельзя) – мгновенные звуки: п, б, т, д, к, г, ц, ч.

Звуки с более или менее продолжительной выдержкой (при желании можно протягивать) – длительные звуки: м, н, л, р, з, с, ж, ш, й, х, всегда длительное в русском языке щ.

Вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются долгие п, б, т, д, к, г, ц, ч, где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания: оббить, оттого, поддал и т. п.

Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Чисто тональный звук – а, чисто шумовой – п. По убыванию сонорности:  а, э, о, и, у. Сонорные согласные: м, н, л, р, й, w.

Шумные согласные:

Звонкие шумные длительные: в, з, ж.

Звонкие шумные мгновенные: б, д, г.

Глухие шумные длительные: ф, с, ш, х.

Глухие шумные мгновенные: п, т, к.

Сила выхода (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных (они называются сильными), слабее у звонких согласных (слабые), еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных.

Классификация звуков речи по способу образования.

Звуки свободного прохода – гласные.

Звуки суженного прохода – фрикативные согласные (спиранты, щелевые): в, ф, з, с, ж, ш, j, х и гортанный h.

Звуки сомкнутого прохода – смычные согласные:

  •  взрывные: б, п, д, т, г, к.
  •  аффрикаты (смычно-фрикативные): ц, ч, пф, дз, дж.
  •  носовые (назальные): м,н.
  •  боковые (латеральные): л.
  •  дрожащие (вибранты): р, тпру!

Все фрикативные (за исключением некоторых случаев w и j) относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие – ф, с, ш, х и звонкие – в, з, ж, звонкое х. К шумным относятся взрывные и аффрикаты: глухие взрывные – п, т, к; звонкие взрывные – б, д, г; глухие аффрикаты – пф, ц, ч; звонкие аффрикаты – дз, дж.

Место образования. Активный орган (язык), пассивный орган (зубы, небо).

Переднего ряда

Среднего ряда

Заднего ряда

Нелабиал.

Лабиал.

Нелабиал.

Лабиал.

Нелабиал.

Лабиал.

Верхнего подъема

И

ü

Ы

у

Среднего подъема

Э

Ö

about

Λ [but]

о

Нижнего подъема

æ

А

Part

Dog

Ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и др. звуковые процессы.

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др.

Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения: возникновения протез (подстановок) в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22860. Государственная политика в области обеспечения безопасности и качества пищевой продукции 20.52 KB
  Среди современных проблем охраны здоровья населения России проблемы снижения и профилактики заболеваемости, связанной с условиями и качеством питания людей, занимают особое место.
22861. Роль таможенных органов в защите отечественного рынка от контрафактной продукции 18.37 KB
  По официальным данным, доля контрафактной продукции в ряде секторов российского рынка составляет от 30% до 90%. При этом нередко контрафактный товар одновременно является еще и фальсификатом, то есть содержание товара не соответствует тому, что указано на его упаковке
22862. Градации товаров по качеству. Дефекты продукции. Классификация дефектов 21.67 KB
  Градации качества - категория одноименного товара, отличающая между собой установленными значениями показателей качества. Товары разных градаций качества, за исключением опасных могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов
22863. Глобальные сети. ISDN - сети с интегральными услугами 125.5 KB
  Глобальные сети (Wide Area Networks), которые также называют территориальными компьютерными сетями, служат для того, чтобы предоставлять свои сервисы большому количеству конечных абонентов, разбросанных по большой территории — в пределах области, региона, страны, континента или всего земного шара.
22864. Право потребителя на качество товара в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» 16.78 KB
  При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей
22865. Сортамент товаров природный и товарный. Принципы деления на товарные сорта 18.98 KB
  Сортамент товаров. Одной из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами. Как уже указывалось ранее, сорт - категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей.
22866. Оценка качества товаров. Способы выражения результатов оценки 19.94 KB
  Уровень качества продукции – важнейшая характеристика ее конкурентоспособности. Нередко ставится знак равенства между конкурентоспособностью товара и его качеством.
22867. Обеспечение качества и количества товаров. Сохраняющие факторы 21.91 KB
  Хранение - это этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого - обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.
22868. Виды и формы товарной информации. Требования к товарной информации. Средства информации 23.39 KB
  Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители