9503

Фонетика и фонология. Акустическая и артикуляционная классификация гласных и согласных звуков

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Фонетика и фонология Акустическая и артикуляционная классификация гласных и согласных звуков. Артикуляция - работа органов речи, направленная на производство звуков речи. Артикуляция складывается из трех частей: приступа (экскурсии) звука...

Русский

2013-03-12

37 KB

62 чел.

Фонетика и фонология

Акустическая и артикуляционная классификация гласных и согласных звуков.

Артикуляция – работа органов речи, направленная на производство звуков речи. Артикуляция складывается из трех частей: приступа (экскурсии) звука, когда органы «выходят на работу», средней части (вдержки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Звуки с мгновенной выдержкой (протягивать нельзя) – мгновенные звуки: п, б, т, д, к, г, ц, ч.

Звуки с более или менее продолжительной выдержкой (при желании можно протягивать) – длительные звуки: м, н, л, р, з, с, ж, ш, й, х, всегда длительное в русском языке щ.

Вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются долгие п, б, т, д, к, г, ц, ч, где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания: оббить, оттого, поддал и т. п.

Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Чисто тональный звук – а, чисто шумовой – п. По убыванию сонорности:  а, э, о, и, у. Сонорные согласные: м, н, л, р, й, w.

Шумные согласные:

Звонкие шумные длительные: в, з, ж.

Звонкие шумные мгновенные: б, д, г.

Глухие шумные длительные: ф, с, ш, х.

Глухие шумные мгновенные: п, т, к.

Сила выхода (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных (они называются сильными), слабее у звонких согласных (слабые), еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных.

Классификация звуков речи по способу образования.

Звуки свободного прохода – гласные.

Звуки суженного прохода – фрикативные согласные (спиранты, щелевые): в, ф, з, с, ж, ш, j, х и гортанный h.

Звуки сомкнутого прохода – смычные согласные:

  •  взрывные: б, п, д, т, г, к.
  •  аффрикаты (смычно-фрикативные): ц, ч, пф, дз, дж.
  •  носовые (назальные): м,н.
  •  боковые (латеральные): л.
  •  дрожащие (вибранты): р, тпру!

Все фрикативные (за исключением некоторых случаев w и j) относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие – ф, с, ш, х и звонкие – в, з, ж, звонкое х. К шумным относятся взрывные и аффрикаты: глухие взрывные – п, т, к; звонкие взрывные – б, д, г; глухие аффрикаты – пф, ц, ч; звонкие аффрикаты – дз, дж.

Место образования. Активный орган (язык), пассивный орган (зубы, небо).

Переднего ряда

Среднего ряда

Заднего ряда

Нелабиал.

Лабиал.

Нелабиал.

Лабиал.

Нелабиал.

Лабиал.

Верхнего подъема

И

ü

Ы

у

Среднего подъема

Э

Ö

about

Λ [but]

о

Нижнего подъема

æ

А

Part

Dog

Ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и др. звуковые процессы.

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др.

Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения: возникновения протез (подстановок) в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73315. Особенности агрессивных проявлений в раннем возрасте 410.5 KB
  Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии. Типология агрессивного поведения у детей. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте.
73316. ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ (ТВ - РОЛИКОВ) ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 247 KB
  Реклама в мире бизнеса обрушивает на потребителей огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений - эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя. Так или иначе, рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки информации - ощущения, восприятия, внимание, память.
73317. Биопленки, Методы изучения 324.5 KB
  Дальнейшее изучение механизмов формирования биопленки и ее функций открывает новые возможности для лечения и профилактики целого ряда заболеваний. Для того чтобы доказать присутствие именно биопленки а не других бактериальных структур используют разнообразные методические подходы направленные на обнаружение: элементов биопленочного внеклеточного матрикса...
73318. Застосування прогресивних технологій у сфері торгівлі 310 KB
  Інновації в оптовій торгівлі в основному обумовлені тенденціями розвитку оптового ринку такими як: глобалізація міжнародного бізнесу і ресурсні обмеження; висока швидкість матеріальних фінансових і інформаційних потоків; великі обсяги операцій; асортимент товарів що розширюється; складна територіально розгалужена структура філій складів і керуючих центрів; скорочення життєвих циклів товарів; прагнення роздрібну до зниження обсягів Тому в умовах модернізації економіки особливу значимість набувають прогресивні технології які повинні...
73319. Новообразования в подростковом возрасте 166 KB
  Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство
73320. Проблемы омонимии японского языка и пути её решения 136.5 KB
  Проблема омонимии при устном общении является весьма существенной для японского языка, так как омонимы – серьезное препятствие при передаче информации. Основной целью работы является рассмотрение основных проблем омонимии в японском языке и методах их решений.
73322. Розрізнення дієслів неозначеної форми за питаннями що робити? що зробити? 729.73 KB
  Сьогодні у нас незвичайний урок. На нас чекає різноманітна і цікава робота. Тому ви повинні бути уважні, працювати активно. Ви вже непогано знаєте мову. Отож ми з вами зараз відправимося у велику чарівну країну Грам
73323. Преобразование целых выражений с помощью формул сокращённого умножения 391.59 KB
  Разработка урока проверки и коррекции знаний по теме Преобразование целых выражений с помощью формул сокращённого умножения 7 класс Из опыта работы Кисель Галины Васильевны: учитель математики; высшая категория; звание учитель-методист; педагогический стаж –25 лет Город Донецк УРОК тема: Преобразование целых выражений с помощью формул сокращенного умножения Дидактические цели урока: Проверка глубины усвоения знаний и умений преобразо Воспитательная цель: выватьвыражения с помощью формуя сокращенного умножения;...