95039

Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития

Реферат

Медицина и ветеринария

Для определения ЧСС пальцы руки накладывают на указанные точки так чтобы степень контакта позволяла пальцам чувствовать пульсацию артерии. Способы измерения ЧСС. Если же измеряется ЧСС в нагрузке то чем быстрее зафиксировать пульсации за несколько секунд тем точнее будет этот показатель.

Русский

2015-09-19

459.5 KB

0 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»  

Кафедра физической культуры и спорта

Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития

           Выполнил: ст. гр. ИЭ-132

                                                                                                     Тепчегешев А.А.

                                                                                  Проверил: ст.преподаватель

                                                                                                     Косарева Е.И.

                                                                                      

Новокузнецк 2015

Оглавление

I. Введение

Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье.

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями имеет большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: «Жизнь требует движения» ...«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».

II. Состояние здоровья

Самоконтроль

Самоконтроль это система наблюдений занимающегося за состоянием

своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием,

физической подготовленностью, переносимостью физических нагрузок и

влиянием занятий на организм занимающегося.

Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные

воздействия физических нагрузок, выявить утомление и переутомление. На

этой основе вносить коррективы в план занятий.

Каждый занимающийся самостоятельно физическими упражнениями

должен знать основы самоконтроля и уметь применять их. Самонаблюдение

желательно проводить в одни и те же часы, одним и тем же методом и в

одинаковых условиях, используя проверенные приборы и выверенный

стандартный инструментарий. Регистрация показателей самоконтроля,

например, может проводиться утром сразу после сна (фоновые показатели)

пульса, частоты дыхания, давление. Затем эти показатели необходимо

замерить перед началом и после тренировочного занятия. Желательно

регистрировать пульс непосредственно в самом занятии, в особенности после

напряженной его части.

Кроме измерений показателей, желательно выкладывать график,

например, месячный, что позволяет затем провести анализ.

Помимо самоконтроля в процессе занятий физической культурой

возможно принимать и другие меры. Учет данных самоконтроля окажется

полезным при посещении врача или для тренера – инструктора, который

опираясь на данные, может скорректировать нагрузку учитывая

индивидуальные особенности занимающегося. Так же необходимо время от

времени проходить врачебно-педагогические наблюдения, что поможет

выявить, если они есть, неблагоприятные реакции в организме (утомление,

переутомление, перетренировку).

Основу самоконтроля составляет оценка занимающихся

общедоступными методами и приемами субъективных и объективных

показателей состояния своего организма.

К субъективным показателям относятся: самочувствие, настроение,

сон, желание заниматься и др.

Самочувствие. Этому показателю при самоконтроле порой уделяется

мало внимания, т.к. его считают недостаточно объективным. Однако, человек

может иногда хорошо себя чувствовать, хотя в его организме возникли

болезненные изменения. Проходит время и состояние предболезни (или

болезни) даст о себе знать целым комплексом признаков, в том числе

ухудшением самочувствия. Занимающемуся необходимо постоянно слушать

свой организм, что бы в процессе занятия, особенно в играх, где поддавшись

азарту игры, человек не заметил симптомов переутомления и ухудшения

самочувствия.

При хорошем самочувствии отмечается ощущение бодрости, силы; при

удовлетворительном - ощущение небольшой вялости, нежелании выполнять

задание преподавателя; при плохом самочувствии - могут быть выраженная

слабость, снижение работоспособности, угнетенное состояние.

Настроение. Это очень существенный показатель, отражающий

психическое состояние занимающегося. Занятия должны всегда доставлять

удовольствия. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в

себе, спокоен и жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом

эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек растерян,

подавлен.

Сон. Глубина сна и его спокойствие является высшей характеристикой

хорошего состояния организма. Сон является лучшим средством

восстановления сил. Оценивая состояние сна следует проследить за

способностью организма к засыпанию, поведению во время сна (частота

пробуждений, спокойность сна) и состоянием после пробуждения. Сон

считается хорошим, если человек не пробуждался, спал положенное время.

Удовлетворительный сон, когда трудно засыпается, после сна чувствуется

легкая усталость. Не удовлетворительный сон характеризуется, частыми

пробуждениями, трудным засыпанием, чувством разбитости после сна.

Желание заниматься. Этот показатель в дневнике самоконтроля

отмечается словами: «большое», «безразличное», «нет желание». В

состоянии хорошей подготовленности у занимающихся бывает, как правило,

отличное самочувствие, крепкий сон, хороший аппетит и желание

заниматься.

Объективные показатели – это данные физического развития,

функциональное состояние систем организма, уровень физической

подготовленности, которые можно измерить и выразить количественно.

Наиболее доступными методами определения объективных

показателей, измеренных с помощью антропометрических измерений,

являются метод стандартов и метод индексов.

Метод стандартов: Антропометрические стандарты – это средние

величины признаков физического развития, полученные путем

статистической обработки большого числа измерений однородного по

составу контингента людей (по полу, возрасту, занятию, проживанию в

одной местности и т.д.).

Метод индексов позволяет периодически, с учетом наступающих

изменений (у студентов изменяется рост, вес, возраст и т.п.), давать

ориентировочную оценку антропометрических данных.

Они могут использоваться в том случае, если нет подходящих

антропометрических стандартов и номограмм. Недостаточная достоверность

оценки по индексам связана с тем, что в них обычно не учитывается возраст,

профессия и.т.п.

Индексы представляют собой определенное арифметическое

соотношение 2-х или 3-х признаков физического развития, принимаемых за

норму. Их известно очень много.

  1.  Измерение роста в положении стоя и сидя.

  1.  Должный вес определяется по формуле Купера:

3. Студенты самостоятельно должны оценить некоторые

антропометрические признаки по весо- ростовому индексу Кетле.

где – Р – вес (г); L – рост (см).

У мужчин на каждый см роста должно приходится примерно 370 - 400

г. веса, у женщин - 325 – 375 г. Показатели индекса Кетле представлены в

таблице.

Средние показатели индекса Кетле

Оценка веса

Соотношение веса тела к росту, кг/см

Мужчины

Женщины

Нормальный

350…430

340…420

Повышенный

431…450

421…440

Пониженный

349…340

339…330

Ожирение

более 450

более 440

Истощение

менее 350

менее 330

4. Частота сердечных сокращений (чсс) — количество сокращений

сердца за одну минуту. Это наиболее легко измеряемый показатель работы

сердечной мышцы, получить который самостоятельно довольно просто.

Самыми распространенными для измерения являются четыре точки на теле

человека: на поверхности запястья над лучевой артерией, у виска над

височной артерией, на шее над сонной артерией и на груди, непосредственно

в области сердца. Для определения ЧСС пальцы руки накладывают на

указанные точки так, чтобы степень контакта позволяла пальцам чувствовать

пульсацию артерии.

Способы измерения ЧСС.

Любой человек должен знать величину своего пульса в покое. Для

этого нужно отдохнуть не менее 5 минут, а затем подсчитать количество

сердечных сокращений за любой временной диапазон (от 10 с до 1 мин).

Если же измеряется ЧСС в нагрузке, то чем быстрее зафиксировать

пульсации за несколько секунд, тем точнее будет этот показатель. Уже через

30 с после прекращения нагрузки ЧСС начинает быстро восстанавливаться и

значительно падает. Поэтому в практике спорта применяют немедленный

подсчет количества пульсаций после прекращения нагрузки за 6 с, в крайнем

случае, за 10 с, и умножают полученное число соответственно на 10 или на 6.

Сравнительно недавно в спортивную практику внедрены пульсомеры

приборы, фиксирующие показатель ЧСС автоматически, без остановки

спортсмена.

Частота пульса у людей индивидуальна. В состоянии покоя у здоровых

нетренированных людей она находится в пределах 60–90 уд/мин, у

спортсменов – 45–55 уд/мин и ниже. ЧСС выше в вертикальном положении

тела по сравнению с горизонтальным, к тому же подвержена суточным

колебаниям (биоритмам). Во время сна этот показатель снижается на 3–7

ударов, после приема пищи возрастает, в связи с увеличением поступления

крови к органам брюшной полости. Повышение температуры окружающего

воздуха тоже приводит к увеличению ЧСС.

5. Ортостатическая проба. Дает важную информацию о состоянии

сердечно-сосудистой системы и о ее способности реагировать на

физическую нагрузку.

Проводится проба следующим образом:

- отдых в течение 5 минут лежа на спине, затем подсчитывается пульс в

положении лежа в течение одной минуты, далее испытуемый встает и,

отдохнув стоя одну минуту, подсчитывается пульс стоя в течение одной

минуты.

Разница между ЧСС в положении лежа и стоя от 0 до12 ударов

означает хорошее состояние физической тренированности, от 13 до 18 ударов

– удовлетворительно, 19-25 ударов – неудовлетворительное или отсутствие

физической тренированности, более 25 ударов – переутомление или

заболевание.

6. Проба Руфье представляет собой нагрузочный комплекс,

предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической

нагрузке.

Проба Руфье – заключается в выполнении приседаний. После 5 мин.

отдыха, сидя измеряется ЧСС за 10с (f0). Затем выполнить 30 приседаний за

30сек. Сразу измеряем ЧСС за 10с (f1). Затем в конце первой минуты

восстановления за 10с (f2). Показатель ЧСС пересчитываем на величину в

1минуту. Индекс Руфье (ИР) определяем по формуле:

7. Давление крови в артериях – один из важнейших показателей

функционального состояния сердечно сосудистой системы. В покое у

нетренированных людей оно равно 110-120 на 60-70 мл/рт.ст.

За деятельностью сердечно-сосудистой системы необходимо

наблюдать постоянно и возможно свои показатели сравнивать с расчетами.

Артериальное давление (АД) можно рассчитать

по формуле для возраста до 50 лет:

АД max=102+(0,6×возраст (годы)) (1)

АД min=63+(0,6×возраст (годы))

Формула для возраста до 20 лет:

АД max=1,7×возраст (годы) + 83 (2)

АД min= 1,6× возраст (годы) + 42

Оценка – в норме у молодых людей (до 30 лет) АД = 110-120/70-80 мл/рт.ст.

8. Оценка функций органов дыхания. Для самоконтроля за

функциональным состоянием дыхательной системы можно рекомендовать

следующие пробы.

Одним из показателей тренированности является показатель

жизненной емкости легких (ЖЕЛ), отражающий функциональные

возможности системы дыхания. Измеряется с помощью сухого или

водяного спирометра. Величина ЖЕЛ в среднем у юношей равна 3,8-4,5 л,

а у девушек 2,5-3,2 л. Должную величину (ЖЕЛ) можно подсчитать по

формуле:

юноши ДЖЕЛ = (40 х рост, см, + 30 х вес, кг) - 4400;

девушки ДЖЕЛ = (40 х рост, см, + 10 х вес, кг) - 3800.

Для оценки функционального состояния дыхательной системы

используются пробы с задержкой дыхания (Штанге и Генчи).

Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. После 5-7 минут отдыха

в положении сидя следует сделать полный вдох и выдох, затем снова вдох

и задержка дыхания (80-90% от максимального). Рот и нос закрывается.

Отмечается время от момента задержки до еѐ прекращения. Здоровые

нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течении 40 - 50 с, а

тренированные спортсмены от 60 с. до 2 – 2,5 мин. Продолжительность

задержки дыхания в большей степени зависит от волевых усилий человека.

Результат можно оценить по 3-балльной системе: менее 34 с -

неудовлетворительно; 35-39 с – удовлетворительно; свыше 40 с - хорошо.

Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе. После полного выдоха

и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Нетренированные люди

способны задержать дыхание на 25-30 с, а занимающиеся физической

культурой 40-60 с. Результат можно подсчитать по 5-балльной системе: 50-

60 с – отлично; 39-45 - хорошо; 20-34 - удовлетворительно; 10-19 - плохо;

до 10 - очень плохо.

9. Должные обхваты окружности определяются по коэффициентам (по Анохину)

Измерение окружностей (обхватов) отдельных частей тела

Измерение окружностей (обхватных размеров) тела проводится в положении стоя, в горизонтальной плоскости. Сантиметровая лента должна прилегать плотно к измеряемой части тела, но без вдавливания в кожу (рис.).

Рис. – измерение отдельных частей тела

При обследовании студентов необходимо проводить измерения

следующих частей тела.

Обхват шеи – измерение проводилось в нижней ее трети:

непосредственно под голосовыми костями и по 7 шейному позвонку

сзади.

Обхват груди в спокойном состоянии. Лента накладывается сзади под

нижним углом лопатки, спереди у мужчин под нижней части

околососковых кружков, у женщин – над молочными железами.

Обхват плеча – измеряется только в расслабленном состоянии в месте

наибольшего развития мышцы.

Обхват предплечья – измеряется только у мужчин в месте наибольшего

развития мышцы.

Обхват талии – измеряется на уровне 3-4 см выше гребней

позвоночных костей и несколько выше пупка.

Обхват бедра –исходное положение измеряемого ноги на ширине

плеч, вес тела равномерно распределен на обе ноги, лента

горизонтально накладывается на бедро , сзади под ягодичной

складкой.

Обхват голени – измеряется в месте наибольшего развития мышцы.

Проведя измерение обхватов можно сравнить результаты с

величинами, которые соответствуют вашему телосложению. Для этого

произведите несложные расчеты, приняв за модуль у юношей окружность

таза, а у девушек собственный рост. Модуль умножаем на коэффициенты

(табл.) и получаем должные величины обхватов.

IV. Заключение

Будьте культурным человеком, заботьтесь о своем здоровье. А регулярные занятия физической культурой не только улучшат здоровье и функциональное состояние, но и повысят работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

Список использованной литературы

  1.  Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника.
  2.  Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов.
  3.  Карпман В.Л. Спортивная медицина. М.: Физкультура и спорт. 1980.
  4.  Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66320. Три мушкетёра. 10 лет спустя 155 KB
  Школа Равнение на выпускников школы 2009-2010 Звучит Муз 3; выпускники по одному выходят через арку на сцене спускаются в зал девочкам помогает спуститься со сцены юноша и рассаживаются на свои места.: Все стало так как вы хотели И вот настал...
66321. Сказка о попе и работнике его Балде 237.5 KB
  Пушкиным Сказки Пушкина мы читаем в детстве и с уверенностью считаем что до конца разобрались в этом вопросе что никаких загадок в нем больше нет. Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино.
66322. БАСКЕТБОЛЬНОЕ ШОУ 31 KB
  В нашей программе вы увидите выступление баскетболистов – профессионалов нашей школы конечно это не профессионалы НБА но тем не менее вы сможете увидеть виртуозное ведение мяча точные броски молниеносные передачи
66323. Байки. Езопова байка «Хлібороб і орел» 89.5 KB
  Тема нашого уроку Езопові байки. Що таке байка З яких частин складається байка Що таке мораль Хто є героями байок Як називають авторів байки Яких байкарів знаєте Чим байка відрізняється від казки Гра З якої байки предмет...
66324. Білокора красуня 67 KB
  Як зовуть її Берізка Назва берізка прийшла до нас із глибокої давнини. Чому радіє берізка Що шепоче теплому вітерцю сонечку Складемо казочку Сонечко та Берізка. Послухайте початок: Жила була собі Берізка.
66325. Учитель творить Людину… 54.5 KB
  Учитель знайомить їх із спогадами про свою першу вчительку українського письменника І. Чендеєм Бесіда за змістом Класний керівник: Який загальний настрій цих спогадів На яких спогадах акцентує увагу письменник Чому навчала дітей учителька Який основний урок виніс письменник з її розповідей...
66326. Урок-путешествие в «Огненную страну» 62 KB
  Огонь одно из самых больших чудес природы с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло свет защищал от диких зверей. Люди сколько жили на свете Пуще глаза огонь берегли. Ведь огонь в холода в непогоду У костра их всегда согревал.
66327. Безпека вдома. Електроприлади. Безпека під час користування електроприладами 59 KB
  Діти за кожну правильну відповідь маємо можливість із частин збудувати будинок. Та не збагну я діти Хто мені допомагає світити Учитель: Дорога лампочко Не сумуй лапочко Зараз розкажуть діти що відбувається з тобою у світі. То ж запам’ятай лампочко І запам’ятайте діти...
66328. Волшебная страна – библиотека 183.5 KB
  Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь они заставляют нас совершенствоваться. Что же тогда в них хранили Книги Конечно же книги В Египте их писали на папирусе а в Индии составляли их из нарезанных пальмовых листьев в Междуречье выцарапывали на глиняных дощечках.