95040

Питание новорожденных детей в условиях стационара. Организация молочной комнаты

Реферат

Медицина и ветеринария

В последние годы произошли кардинальные изменения в принципах вскармливания новорожденных. В настоящее время имеется достаточно доказательных исследований, свидетельствующих о том, что материнское молоко является самым подходящим продуктом для вскармливания новорожденного ребенка и уникальность этого продукта невозможно повторить полностью.

Русский

2015-09-19

32.91 KB

3 чел.

УО «Бобруйский государственный медицинский колледж»


Реферат на тему «Питание новорожденных детей в условиях стационара. Организация молочной комнаты»

Подготовила : Лавриеня Светлана гр. 2-8

Преподаватель : Егорова Наталья Федоровна

Оглавление

Введение

Техника кормления ребёнка первого года жизни из бутылки и ложки

Хранение сцеженного молока

Диета по Певзнеру

Устройство молочной кухни

Введение

Питание новорожденного ребенка является одним из основополагающих факторов, влияющих на его последующее здоровье, психомоторное развитие, интеллектуальный потенциал [1]. В последние годы произошли кардинальные изменения в принципах вскармливания новорожденных. В настоящее время имеется достаточно доказательных исследований, свидетельствующих о том, что материнское молоко является самым подходящим продуктом для вскармливания новорожденного ребенка и уникальность этого продукта невозможно повторить полностью [2, 3]. Однако возникают ситуации, когда вскармливание ребенка грудным молоком невозможно вообще или возможно в ограниченном объеме, поэтому многих детей приходится переводить на смешанное или искусственное вскармливание. Именно этот факт, а не противопоставление искусственного вскармливания грудному вскармливанию определяет актуальность разработки новых смесей и технологий для вскармливания новорожденных, появляются новые, все более адаптированные искусственные смеси — заменители грудного молока. При выборе смеси учитывается гестационный и постнатальный возраст ребенка, степень адаптированности смеси, включение дополнительных компонентов.

Даже если ребенок здоров, нередко семья сталкивается с трудностями, так или иначе связанными со вскармливанием. Если ребенок на грудном вскармливании, то это могут быть трещины сосков, недостаточная лактация (обусловленная как объективными, так и субъективными причинами), транзиторная лактазная недостаточность, синдром кишечных колик и т. п. Еще больше проблем возникает, если ребенок родился больным или заболел сразу после рождения и должен находиться в стационарных условиях. В этом случае нередко само заболевание, организационные проблемы, медицинские ограничения затрудняют организацию грудного вскармливания ребенка с учетом его индивидуальных потребностей. Несмотря на то, что ингредиентный состав большинства современных заменителей грудного молока достаточно близок между собой, однако у ребенка могут быть индивидуальные вкусовые пристрастия, а также неожиданные негативные реакции на наиболее адаптированные смеси.

При раздельном пребывании матери и ребенка кормление детей проводилось непосредственно в палатах, где находятся дети. Если у матери была возможность приходить к ребенку, кормление ребенка происходило обязательно на руках, чтобы сохранить психоэмоциональный контакт матери и ребенка. В палате, где находится ребенок, обязательно должно быть кресло, подставка для ног, чтобы матери было удобно держать ребенка, так как кормление может быть достаточно длительным.

Оптимальным методом вскармливания ребенка является грудное молоко. В некоторых случаях, когда невозможно вскармливать грудным молоком, ребенок должен получать полноценное для своего возраста питание. В таких случаях ребенок вскармливается адаптированной смесью. Родители ребенка должны быть проинформированы в полном объеме о риске для здоровья ребенка, который существует в случае вскармливания ребенка смесью. Необходимо проконсультировать родителей как безопасно приготовить смесь и правильно ее хранить (не использовать смесь, если прошло свыше 40 минут с момента ее приготовления).

Режим питания при вскармливании смесью остается свободным. Но можно придерживаться и такого режима: в течение первого месяца ребенка  кормить 7 раз в сутки через 3 часа, потом — через 3,5 часа 6 раз в сутки, с 5 месяцев до 1,5 лет здоровых детей кормят 5 раз в день через 4 часа.

Введение продуктов и прикорма у детей, которые находятся на искусственном вскармливании адаптированными молочными смесями, не отличается от аналогичных у детей на грудном вскармливании.

При смешанном вскармливании объем докорма в виде искусственных смесей составляет от 1/3 до 2/3 суточного объема еды. При искусственном — грудное молоко в суточном рационе ребенка или полностью отсутствуют, или составляет менее 1/3 суточного объема еды.

Важно подчеркнуть, что смешанное вскармливание ребенок переносит намного легче, чем полное лишение грудного молока. Поэтому как бы мало ни было молока у матери, его нужно давать ребенку в каждое кормление. Ферменты, которые содержатся в материнском молоке, способствуют лучшему перевариванию «чужеродной» еды, которыми являются все, даже самые совершенные искусственные смеси. Для докорма используют любую адаптированную смесь, но только одну. Нельзя разнообразить питание маленького ребенка. Даже если ребенок получает значительное количество докорма, давать его нужно только  после груди, из ложечки, чтобы ребенок не отвыкал от груди. Давать смесь в виде самостоятельного кормления не стоит, потому что это может повлечь угасание лактации.

При искусственном вскармливании ребенка кормят из бутылки с соской, следят за тщательным мытьем и стерилизацией посуды и сосок. Перед кормлением ребенка тщательным образом моют руки, предварительно кипятят соску, которую надевают на бутылку. Брать в рот соску ребенка в любом случае нельзя, потому что в полости рта взрослого много микроорганизмов. В детскую градуированную бутылку, вместимость которой составляет 200 мл, наливают назначенное врачом количество смеси. Если после кормления осталось в бутылке молоко, его выливают, не применяют на следующее кормление, потому что этот продукт не будет свежим. Перед применением  смесь подогревают на водяной бане или в специальном подогревателе до температуры 370С. Бутылку перед кормлением моют горячей водой с содой, ополаскивают или кипятят. Во время кормления ребенка его голова должна быть поднята. Если у ребенка отмечается частые срыгивания воздухом или частью съеденной еды, его  стоит подержать несколько минут в вертикальном положении.

Техника  кормления ребенка первого года жизни из бутылки и с помощью ложки. 

В настоящий момент продается очень много специальных смесей для искусственного вскармливания детей грудного возраста (так называемых «заменителей женского молока»), адаптированных к особенностям пищеварения, обмена веществ и соответствующих потребностям ребенка в основных пищевых веществах и энергии. Все смеси готовят на основе коровьего молока, но их состав максимально приближен к составу женского молока. Переход на искусственное вскармливание, особенно в первые месяцы жизни, требует четкого выполнения всех рекомендаций врача. Очень важно соблюдать все правила приготовления смесей и ее использования.

Чаще всего адаптированные смеси выпускаются в виде сухих порошков, которые нужно разводить определенным количеством воды.

В зависимости от возраста ребенка смеси делятся на начальные, или стартовые, — для детей от рождения до 6 месяцев жизни и последующие — для детей от 5—6 месяцев до 1 года.

Как правило, в настоящее время большинство смесей для вскармливания малышей готовы к употреблению, то есть не требуют кипячения (это обычно указано на этикетке).

На этикетке, сопровождающей каждую упаковку молочной смеси, указан ее состав, дается характеристика продукта, рекомендации по способу ее приготовления и использования. Чаще всего адаптированные смеси выпускаются в виде сухих порошков, которые нужно разводить определенным количеством воды. Однако при приготовлении смеси, ее разведении нужно особенно четко выполнять инструкцию по предварительной подготовке посуды, количестве порошка, температуре воды, ее количестве. В настоящий момент к молочным смесям добавляются специальные ложечки, которые позволяют точно отмерять необходимое количество порошка. Готовя смесь, нельзя допускать приготовления как очень концентрированной, так и очень жидкой смеси. Это одинаково вредно. Кроме сухих адаптированных смесей для детского питания есть и готовые к употреблению жидкие адаптированные молочные смеси. Их выпускают на молочных кухнях и в цехах детского питания молочных заводов.

Смеси «Малютка» и «Малыш» отечественного производства представляют собой порошок с приятным запахом и вкусом и выпускаются в полугерметической упаковке, проведенной под вакуумом в среде инертного газа, в расфасовке по 500 г. Срок хранения — до 8 мес. После вскрытия коробки при комнатной температуре продукт можно хранить не больше 2 недель в банке с плотно закрытой крышкой.

Способ приготовления смесей. Для приготовления 200 мл смеси «Малютка» и «Малыш» берут 27 граммов сухого порошка (2.столовые ложки без верха), заливают 200 мл теплой (50°С) кипяченой воды, потом смесь доводят до кипения. После охлаждения смесь готова к употреблению. Смесь рекомендуется готовить непосредственно перед кормлением. Приготовленная смесь может храниться в холодильнике в течение одних суток; при этом ее вкусовые и питательные качества не меняются.

При смешанном вскармливании необходимо учитывать количество молока, высосанное ребенком из груди матери (определяется путем взвешивания ребенка до и после кормление), и отсутствующее количество еды заполнять смесью. 

При кормлении ребенка из ложки необходимо:

  1.  использовать чайную ложку, еду давать маленькими порциями (на кончике ложки) и осторожно класть ребенку на середину языка, тогда он легко проглотит ее.
  2.  Навык есть ложкой нужно приобретать сразу, чтобы потом не иметь проблем с другой, более твердой едой через соску, что может привести к травматизации десен, формированию неправильного прикуса кариеса зубов.
  3.  Никогда не кормить ребенка в кроватке. В положении лежа он может захлебнуться или подавиться комочком еды. Во время кормления ребенок должен находиться в вертикальном положении, в удобной позе у вас на руках, коленях или сидеть в специальном детском стульчике.

Еда для прикорма всегда должна быть свежеприготовленной, иметь нежную (без комочков) консистенцию – сначала сливкоподобную, а затем более густую – сметаноподобную. Перед тем, как давать прикорм ребенку, остудите его до температуры тела (36-37 градусов Цельсия), хорошо перемешайте и еще раз проверьте, равномерно ли он остудился.

Нельзя  кормить ребенка насильно. Внимательно нужно следить за его поведением во время кормления. Если малыш выталкивает еду изо рта, “выплевывает” ее, отворачивает лицо от ложки с едой, кормление продолжать напрасно. Причины такого поведения могут быть разными: ребенок не голоден, еда ему не знакома на вкус или очень горячая, или вы нанесли малышу боль и много других причин. В следующий раз он более охотно съест предложенную еду.

Во время кормления движения ребенка должны быть свободными. Малышу нужно дать в правую руку “его” ложку, пусть он привыкнет к ней. Придет время и ребенок сам начнет есть этой ложкой.

При докармливании молочной смесью через соску нужно следить за тем, чтобы она отвечала по размеру полости рта ребенка и была достаточно упругой, с 4-5 маленькими отверстиями на конце. Чтобы проверить правильность размера отверстий, переверните бутылку с молочной смесью соской вниз: если молоко сначала вытекает тоненькой струей, а затем каплями — значит все в порядке, когда частота капель небольшая или их нет вообще, значит отверстия слишком маленькие, ребенок будет неудовлетворен, быстро устанет; если молоко льется непрерывной струей, то отверстия слишком большие, кормление через соску опасно, ребенок может поперхнуться или даже захлебнуться.

Хранение сцеженного молока

 

Чистое свежесцеженное молоко должно храниться в стерильной, плотно закрытой банке или в контейнере, обязательно в темном месте. Сроки хранения зависят от температуры, при которой храниться сцеженное молоко:

  1.  без холодильника при +18—+20 0 С не больше 12 часов;
  2.  в основной камере холодильника при -1-4—5 °С — до 48 часов;
  3.  в морозильной камере при минус 18—20 °С — до 4 месяцев.

Замораживать молоко для хранения нужно в небольшом количестве;

Для того, чтобы молоко растаяло, его нужно поставить в основную камеру холодильника или проводить размораживание при комнатной температуре. После этого его можно хранить в обычной камере холодильника еще 48 часов;

Подогревать холодное молоко для кормления лучше медленно в теплой воде и только до температуры тела. Категорически нельзя использовать для нагревания микроволновые печи.

Диета 1-16 по Певзнеру, показания для выбора диетического стола ребенку. Кормление тяжелобольных

Рациональное питание детей является важным фактором в деле сохранения здоровья подрастающего поколения. В комплексе лечебных мероприятий питание занимает основное и ведущее место. Задачей лечебного питания является возобновление нарушенного болезнью обмена веществ.

Готовится еда в больнице на пищеблоке. В состав пищеблока входят: кухня, моечная, заготовительная комната, амбары овощные и для сухих продуктов, холодильные установки. Применяют электрические и газовые плиты. Столы оббиваются алюминием, дюралюминием или оцинкованным железом. Обработка мяса, рыбы, овощей осуществляется на специальных досках, причем обработка сырых и вареных продуктов проводится тоже на разных досках. Весь инвентарь маркируется. Кухонная посуда храниться на полках и стеллажах.

Летом окна на пищеблоке завешаны металлической сеткой или марлей.

Кухонная посуда моется в горячей воде с помощью щеток и моечных средств. Металлический инвентарь после мойки прожаривается в сухожаровом шкафу. Мелкие деревянные предметы (лопатки, ложки) после мойки ошпариваются кипятком.

За качество приготовленной еды отвечает диет. врач, а при его отсутствии — дежурный врач и диетсестра. Они должны  присутствовать при закладке продуктов в казан и следить за правильным соблюдением технологических процессов при приготовлении еды. Диетврач или дежурный врач делают отметки в журнале проб готовой еды про качество приготовленной еды. Отмечается качество, учитывается вкус, запах, цвет, внешний вид, консистенция, оформление еды на завтрак, обед, полудник и ужин.

Диетсестра следит за тем, чтобы питание выдавалось в строго определенное время, столько раз, сколько назначено врачом. Не допускается питание всухомятку и между приемами еды.

Раздача еды детям проводится в отделениях, куда еда доставляется в эмалированной посуде (ведра с закрытыми крышками). В зависимости от того или другого заболевания ребенка, особенностей и тяжести его течения разработаны разные варианты диет или столов. Каждая диета отличается набором пищевых продуктов, калорийностью, усвояемостью, содержанием пищевых компонентов, особенностями кулинарной обработки, содержанием поваренной соли.

При осуществлении ухода нужно знать общие показания к назначению разных диетических столов.

  1.  Диета № 1 — применяется при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, при гастрите с повышенной кислотообразующей функцией.
  2.  Диета № 2 — при хронических воспалительных заболеваниях желудка с секреторной недостаточностью.
  3.  Диета № 3 — при запорах.
  4.  Диета № 4 — при воспалительных заболеваниях тонкой кишки.
  5.  Диета № 5 — при заболеваниях печени и желчевыводящих путей, хроническом панкреатите.
  6.  Диета № 6 — при нарушениях пуринового обмена (подагра, мочекислый диатез).
  7.  Диета № 7 — при заболеваниях почек.
  8.  Диета №. 8 — при ожирении.
  9.  Диета № 9 — при сахарном диабете.
  10.  Диета № 10 — при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
  11.  Диета № 11 — при туберкулезе, анемии, хронических инфекциях.
  12.  Диета № 12 — при заболеваниях нервной системы.
  13.  Диета № 13 — при острых инфекционных заболеваниях.
  14.  Диета № 14 — при нарушениях фосфорного обмена.
  15.  Диета № 15 — при всех заболеваниях в стадии выздоровления.

Выделяют также нулевую диету — в первые дни после операции на пищеварительном канале. В детской больнице выделяется и диета № 16 — так называемый младенческий стол. Он назначается детям во втором полугодии жизни после введения прикормов.

Детей в возрасте до 1,5 лет кормят в больнице 5 раз в сутки, после 1,5 лет — обычно 4 раза. До 1,5 лет у детей в норме протертый стол, после 1,5 лет — общий. Детей до года и тяжелых больных кормят в палатах, после года — в столовой. Во время еды должна быть спокойная обстановка, которая не вызывает негативные эмоции. Во время еды диетсестра и обслуживающий персонал должны интересоваться, как ребенок ест, если плохо, почему.

Сразу после приема еды  посуда из столовой должна быть вымыта губкой или щеткой в горячей воде с добавлением горчицы или соды для обезжиривания. После этого посуду полощут в проточной воде. Когда нужно специальное обеззараживание, посуду после мойки на 20-30 минут окунают в 0,2% раствор хлорантоина. Замачивание можно заменить кипячениям. В нынешнее время для обеззараживания посуды широко пользуются сухожаровыми шкафами.

Больных, которые находятся на строгом постельном режиме, кормят в удобном для них положении с помощью ложки, соски или специального поильника. Во время кормления следят за тем, чтобы голова была немного приподнята. Шею и грудь прикрывают пеленкой или салфеткой. Насильственно кормить нельзя, потому что еда может попасть в дыхательные пути ребенка. Со стороны медицинского персонала всегда должно быть внимательное, чуткое отношение к больному, особенно тяжелобольному ребенку.

Устройство молочной кухни

 Согласно санитарным правилам молочная кухня может размещаться в отдельных зданиях или в первых этажах жилых зданий, а также в комплексе с детской консультацией. Молочная кухня должна иметь два входа: один для поступающей в молочную кухню сырой продукции, другой для выдачи готовой продукции родителям.

Молочная кухня должна иметь следующие помещения: для приема и проверки молока; для горячей обработки молока и стерилизации смесей, для изготовления молочнокислых продуктов, для охлаждения готовой продукции (с окном, через которое выдается готовая продукция), моечную комнату (с подведенной горячей и холодной водой, ваннами и автоклавом для стерилизации посуды), кладовую (для хранения продуктов), гардеробную, душевую, туалеты.

При молочной кухне обычно оборудуют донорский пункт. Донорский пункт должен иметь отдельный вход и состоять не менее чем из двух комнат. Одна из них является приемной, где женщина-донор раздевается, надевает специальный халат и моет руки. Во второй комнате происходит сцеживание молока.

Все помещения молочной кухни и донорского пункта должны быть всегда исправными и содержаться в чистоте. Стены и потолки всех помещений оштукатурены и побелены. В производственных помещениях стены и пол красят масляной краской или выкладывают моющейся плиткой. В течение рабочего дня через каждые 2—3 ч пол необходимо протирать влажной тряпкой, смоченной раствором хлорамина.

Помещение необходимо регулярно проветривать. В летнее время окна, форточки и двери закрывают сетками от мух.

Санитарные требования и режим работы молочной кухни. В молочной кухне работают медицинские работники — врачи, медицинские и младшие медицинские сестры, которые перед оформлением на работу прошли специальное медицинское обследование на отсутствие хронических инфекционных заболеваний и бактерионосительства. Такие исследования регулярно проводятся в течение года среди тех, кто работает на молочной кухне.

Получить питание в молочной кухне можно только по рецепту врача, необходим также предварительный заказ на питание, т.е. питание можно получить на второй день после сдачи рецепта и его оплаты. В молочной кухне отпускают также питание бесплатно по документам, которые оформляются участковым врачом и участковой медицинской сестрой. Бесплатное, льготное питание получают многодетные семьи, одинокие матери и ряд других категорий.

Молоко на молочную кухню доставляется на специальном транспорте в запломбированных бидонах или цистернах. При приеме молока определяется его кислотность по Тернеру (принимается молоко, у которого кислотность не более 20 °Т). Жирность молока должна составлять 3—4 %. Обычно молоко на молочные кухни доставляется со специальных молочных ферм, на которых установлен усиленный ветеринарный и санитарный надзор. Таким образом, молоко является полноценным по своим питательным качеством и минимально загрязненным бактериальной флорой. Такое молоко называется гарантийным. Как правило, молоко доставляется рано утром и в тот же день перерабатывается. Сразу же после поступления на молочную кухню молоко должно быть профильтровано.

Приготовление молочных смесей, молочных каш, овощных и мясных блюд проводится в варочном цехе по определенной технологии. Приготовление кисломолочных блюд производится в отдельной комнате (где температура поддерживается в пределах 21—22 °С) — кефирном цехе. Это светлая теплая комната, выложенная кафелем и выкрашенная масляной краской. В этой комнате должна соблюдаться особенная чистота для того, чтобы не занести случайно в молоко вместе с кефирной закваской других микроорганизмов. В кефирный цех доставляется кипяченое молоко в больших емкостях и в мерных бутылочках.

Здесь к молоку добавляют кефирную закваску и оставляют его до утра следующего дня. Утром кефир в бутылочках отправляют в комнату для выдачи и хранят его в холодильнике. Из остального кефира готовят творог. Приготовление творога: кастрюлю с кефиром ставят на специальные печи, на которых она подогревается до 70—80 °С. Кефир створаживается. Затем при помощи центрифуги отделяют творог от сыворотки и при необходимости протирают творог сквозь сито или сразу непотертый творог развешивают по порциям. Таким же образом, как кефир и творог, из сухой закваски готовят ацидофильно-дрожжевое молоко и ацидофильно-дрожжевую пасту.

Правила мытья и стерилизации посуды: мытье посуды производят в специальной комнате, в этой комнате должно быть три ванны с подводом горячей и холодной воды; в первой ванне моют посуду щетками, т.е. очищают от остатков пищи, в данном случае молока, во второй ванне посуду обезжиривают, для этого в воду добавляют горчицу или соду; над третьей ванной посуду полощут в горячей проточной воде; затем бутылочки ставят в специальные сетки и стерилизуют паром под давлением в автоклавах.

Для полного исключения возможности возникновения у детей желудочно-кишечных заболеваний, вызванных приемом загрязненной пищи, все работники молочной кухни должны строго соблюдать правила личной гигиены.

Несоблюдение санитарного режима при приготовлении и хранении пищи, неопрятность работника — все это может привести к загрязнению пищевых смесей и заражению детей болезнетворными микроорганизмами или яйцами кишечных паразитов.

В каждой молочной кухне должны быть созданы условия для того, чтобы работник мог помыться и сменить домашнюю одежду на санитарную. Санитарная одежда шьется из легкой белой ткани, которая хорошо стирается. Смена санитарной одежды должна производиться 2—3 раза в неделю. В санитарной одежде запрещается посещение туалета и выход за пределы молочной кухни. Для мытья рук в молочной кухне должно быть установлено достаточное количество умывальников с наличием щеток, мыла и полотенец. После мытья руки обрабатывают 0,2 % осветленным раствором хлорной извести или хлорамина. В производственных помещениях молочной кухни нельзя курить и принимать пищу.

Все работники молочной кухни посещают курсы и сдают экзамены по санитарному минимуму. В целях охраны здоровья детей каждому работнику кухни следует проявлять сознательность и сообщать администрации молочной кухни обо всех случаях возникновения гнойничковых заболеваний кожи, а также острых инфекционных заболеваний как у себя, так и у членов своей семьи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8520. Психологические трудности детей-дошкольников из неполных семей 2.31 MB
  Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
8521. Основи Цивільного права. Урок 189 KB
  Тема 5. Основи Цивільного права Мета заняття.Ознайомити студентів із цивільним правом, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, субєктами та обєктами цивільно-правових відносин, суттю права власності та формами його захис...
8522. Разработка маркетинговой программы 300.5 KB
  Целью курсовой работы является разработка маркетинговой программы по развитию фирмы. При разработке маркетинговой программы рассмотрены проблемы связанные с выбором товара и изучением его основных характеристик с точки зрения маркетинга...
8523. Оценка уровня качества сложного технического объекта. «Видеокамера Sony hdr-cx250e» 261.5 KB
  Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Оценка уровня качества продукции представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции
8524. Основи сімейного та житлового права України 143 KB
  Тема 8. Основи сімейного та житлового права України Мета заняття.Ознайомити студентів із основами сімейного законодавства, порядком укладання та розірвання шлюбу, особистими та майновими правами подружжя, взаємними правами та обов’язками ...
8525. Політичний режим. Політичний устрій 34.5 KB
  Тема уроку. Політичний режим. Політичний устрій. Мета уроку. Мета: Навчити ліцеїстів основних поняттям теорії держави та влади розвивати вміння висловлювати власне ставлення до проблеми виховувати почуття правової свідомості. Обладнання: Дошка, пі...
8526. Україна у складі Росії та Австро-Угорщини. Економічне становище 28.54 KB
  Україна у складі Росії та Австро-Угорщини. Економічне становище. Мета уроку: Визначити особливості розвитку промисловості в Наддніпрянській та Західній Україні порівняти, як відбувався розвиток сільського господарства на українських землях у складі...
8527. Вступ. Зміст, завдання, структура курсу новітня історія України в 10 класі 49 KB
  Вступ. Зміст, завдання, структура курсу новітня історія України в 10 класі. Мета: Визначити, який період історії України вивчатиметься цього навчального року пояснити якою була територія і населення України на початку ХХ століття ознайомити учнів ...
8528. Цінності та перспективи християнської моралі 20.98 KB
  Тема уроку: Цінності та перспективи християнської моралі (11-кл.) Мета уроку: Н: Ознайомити учнів з основними поняттями мораль, християнська мораль, визначити їхню важливість та перспективи в сучасному світі Р: Сприяти розвитку пізнавального інтере...