9505

Пьер-Огюстен Карон (де) Бомарше (1732 – 1799)

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Пьер-Огюстен Карон (де) Бомарше (1732 - 1799) Всем известны замечательные комедии Бомарше Севильский цирюльник, Свадьба Фигаро, которые идут на драматической и оперной сцене (оперы Россини и Моцарта). Бомарше - создатель самых ос...

Русский

2013-03-11

27.01 KB

14 чел.

Пьер-Огюстен Карон (де) Бомарше  (1732 – 1799)

Всем известны замечательные комедии Бомарше «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро», которые идут на драматической и оперной сцене (оперы Россини и Моцарта).

Бомарше – создатель самых острых и боевых произведений эпохи. Бомарше воплотил дух революционной активности, который созрел в низах 3 сословия.

Главный герой комедий Фигаро стал олицетворением лучших национальных качеств французского народа.

Ловкий, находчивый, остроумный, смелый, талантливый часто плутоватый, - он во многом похож на своего автора.

Бомарше прожил жизнь, полную авантюр, взлётов. Падений, знал славу и гонения, прошёл все ступени сословной лестницы. (Бомарше: «Чья карьера полнее моей, и в плохом, и в хорошем? Если время измеряется событиями, его наполняющими я жил 200 лет»)

Бомарше родился в семье зажиточного ремесленника, мастера-часовщика. Бомарше сам поначалу тоже работал часовщиком. Он изобрёл важную деталь для механизма часов. Им заинтересовались при дворе. Связи среди аристократов. Бомарше вскоре разбогател, ворочал миллионами, даже получил дворянство. Но в результате происков и клеветы своих врагов он потерял всё своё достояние и попал под суд. Бомарше вступил в неслыханное единоборство с судом и вышел из него с победой (моральной). Бомарше написал и выпустил «Мемуары» - 4 памфлета, в которых остроумно и живо рассказал о своих злоключениях в суде. «Мемуары» приобрели широчайшую популярность. Процесс Бомарше получил небывалую огласку и вызвал общественное возбуждение.

Бомарше был окружен горячей симпатией и восхищением. Буржуазия и оппозиционная аристократия взяли Бомарше под свое покровительство.

«Мемуары» стали и первым подлинным проявлением особенностей литературного таланта Бомарше: *сатирическая яркость, *стремительность, энергичность действия, *афористичность речи (это то, что в большей мере развернётся в его комедиях.

В дальнейшем Бомарше сочетал писательскую деятельность с карьерой крупного дельца, политика международного масштаба.

Например, Бомарше содействовал тому, чтобы Франция выступила на стороне США в их борьбе за свою независимость (Бомарше взял на себя снабжение американцев оружием, вложив в это дело свои 3 млн.)

Как гражданин, патриот, просветитель Бомарше проявил себя в другом предприятии.

После смерти Вольтера (1778) его произведения оказались малодоступны во Франции, т.к. многие были изданы за границей, рукописи хранились в частных руках. Чтобы наследие великого Вольтера не затерялось, Бомарше взял на себя огромный и опасный труд по изданию полного собрания его сочинений. Печатать пришлось за границей. Бомарше приобрел 3 бумажные фабрики, арендовал под типографию старый замок, купил типографские шрифты и т.д. Одновременно осуществлялось два издания: дорогое, роскошное в 70 томах и массовое в 92 томах (каждое по 15 тыс.экз.) Как коммерсант Бомарше понёс огромные потери, но одержал крупную победу в деле распространения идей Просвещения.

Бомарше наиболее ярко воплощал в себе ту противоречивость, которая была свойственна идеологии Просвещения. Он выступал за глубокие общественные преобразования, но при этом оставался настоящим буржуа.

В канун революции Бомарше стал одним из богатейших людей Франции. Он купил в Париже большой земельный участок недалеко от бедного рабочего предместья и выстроил великолепный особняк, который своей роскошью поражал даже ко всякому привыкших парижан. Бомарше постепенно утрачивал горячую симпатию народа. Когда пришла революция (ВФР), он растерялся перед её размахом. Но Бомарше с присущей ему энергией старался быть полезным революции своим деловым опытом.

В 1792 году началась война с Австрией, французские войска остро нуждались в оружии и Бомарше взялся закупить его за границей. Это дело стоило ему много денег и нервов. Его обвинили в хищениях, ему пришлось доказывать свою невиновность. На несколько лет он оказался в вынужденной (невольной) эмиграции, но всё же вернулся на родину. Он умер, пережив свою славу и любовь народа. Но его произведения получили бессмертную славу. В них он сделал самый весомый и несомненный вклад в дело Просвещения как воспитания народа для революции.

Первое произведение Бомарше – драма «Евгения» (1767). В ней Бомарше выступил как ученик и последователь Дидро (Дидро за 10 лет до этого провозгласили новую III сословную драматургию. Драме «Евгения» было предпослано обширное предисловие – «Опыт о серьёзном драматическом жанре», которое вошло в историю как один из основных теоретических трактатов XVIII веке по вопросам драматургии. Бомарше, стремясь к правдивости, жизненности искусства последовательно защищает жанр драмы. Он противопоставляет её – и трагедии. – и комедии. Главная задача театра – воспитывать зрителя, а решить эту задачу способнее всего та пьеса, в которой зритель видит собственные проблемы, а не жизнь царей и героев, как в трагедии; с другой стороны, комедия не достигает нравоисправительной цели, т.к. действует шуткой, а это оружие Бомарше считает недостаточно действенным (сам же скоро опровергнет свои теоретические утверждения замечательными комедиями). Бомарше утверждает необходимость жанра, «правдивого, как сама, природа», выводящего на сцену обыкновенных людей в повседневных обстоятельствах их жизни и написанных обязательно прозой, т.к. это язык наиболее естественный.

В целом все теоретические установки этого предисловия останутся определяющими для Бомарше и в дальнейшем, кроме отрицательной оценки комедии.

Драма «Евгения» была встречена достаточно хорошо. В ней изображался весьма характерный для эпохи и наболевший конфликт между знатностью и естественными правами человека. Действие происходит в Англии (цензура запретила первый «французский» вариант пьесы). Девушка из средней дворянской семьи, Евгения, подло обманута распутным лордом (Клередоном), который, чтобы добиться её благосклонности, разыграл для неё со своими слугами сцену венчания и воспользовался правами «мужа». Евгения ждёт ребёнка, а лорд готовится к настоящей свадьбе с богатой наследницей. Но горе Евгении растрогало обманщика, он раскаился и предложил ей настоящий брак (Бомарше воспользовался одним из эпизодов «Хромого беса» Лесажа).

Бомарше ещё раз испытал свои силы в жанре мещанской драмы: «Два друга» (1770). Эта пьеса была встречена холодно. Бомарше сам осознал, что время требует более активного, действенного жанра. Столкновение Бомарше с французским правосудием, опыт написания «Мемуаров» привели его к созданию его лучших произведений, в жанре комедии.

1775 – «Севильский цирюльник»

Сначала пьеса по традиции была сделано 5 актной. Но чтобы избавиться от длиннот, усилить динамичность действия Бомарше убрал один акт. Историю создания комедии Бомарше изложил в предисловии.

Бомарше опирался на большой опыт французской и итальянской комедии (в том числе на Мольера). Но комедия Бомарше покорила зрителей прежде всего новизной. Мещанская драма в 60-е годы вытеснила смех с французской сцены. А тем временем наступала пора, когда искусство должно было стать острым, боевым. В предисловии к «Севильскому цирюльнику» Бомарше ещё резче, чем в предисловии к «Евгении» отрекается от традиционного сословного, аристократического искусства.

Бомарше создал пьесу, главный герой которой не высмеивается, как в традиционной комедии, и не воплощает абстрактные буржуазные добродетели, как в мещанской драме, а блещет жизненной силой и остроумием.

Бомарше создал жанр просветительской комедии, необходимость которой диктовалась всем ходом развития театральной культуры XVIII в.

Фигаро – положительный герой своего времени, герой из низов, плебей, выходящий на дорогу исторической деятельности. Фигаро унаследовал черты слуг в комедиях Мольера и Лесажа (стремится добиться любым способом состояния и положения в обществе). Бомарше устранил из образа Фигаро откровенную погоню за наживой, которая бы принижала его моральную значительность. Он очистил Фигаро от пороков его предшественников и интеллектуально возвысил его. Фигаро – поэт, музыкант. Острослов, философ. Он неунывающе весел, находчив, энергичен, и уже в этом большой политический заряд пьесы, написанной в годы предреволюционного подъёма. Фигаро рассказывает о своей пёстрой жизни, посмеиваясь над собственными злоключениями. «Кто тебя научил такой весёлой философии? – спрашивает граф. – «Привычка к несчастью. Я тороплюсь смеяться, т.к. боюсь, как бы мне не пришлось заплакать».

Здесь ещё нет горечи и сарказма, которые появятся во второй комедии.

Ситуация пьесы далека от социальной остроты Фигаро помогает графу Альмавиве в его любовных делах – помогает обмануть старого скупца Бартоло, опекуна юной Розины, на которой он сам хочет жениться. Но сама свобода, инициативность, энергия Фигаро давала зрителям ощущение нового, прогрессивного качества этого героя.

Кроме того, в пьесе много острых, афористичных реплик Фигаро, которые запоминались как пословицы и несли в себе явную критику современного общественного устройства:

«Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо»

«Если учесть все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, достойных быть слугами?»

Или же учитель музыки дон Базиль дает музыкальное оправдание взяточничества как сглаживания диссонансов в гармонии порядка с помощью стройного звучания золота.

Дон Базиль же произносит целую апологию клеветы (тема, очень близко коснувшаяся самого Бомарше), а Фигаро добавляет, что успех клеветы обеспечивается знатностью и связями клеветника.

Дон Бартоло, опекун Розины, является воплощением косности и реакционности, и он прямо выражает принципы господствующего класса: «Справедливость! Это вы, холопы, толкуете между собой о справедливости. А я вам хозяин, следовательно, я всегда прав».

Пьеса в целях маскировки изображает Испанию, однако содержание её чисто французское, и это прекрасно понимали зрители.

В «Севильском цирюльнике» ещё очень ощутима зависимость Бомарше от классицистических образцов: в рационалистической композиции. В условной традиционности некоторых персонажей. Бомарше активно использует и традиционные комические ситуации и приёмы.

Но Бомарше гораздо в большей степени выступает как новатор, и это новаторство проявляется в духе жизнерадостности, свободы, естественного веселья, который пронизывает пьесу и соответствует подъёму самосознания III сословия перед революцией.

Оптимизм, блестящее веселье пьесы привлекали многих композиторов, но самой удачной явилась опера Россини.

«Севильский цирюльник» явился первой частью трилогии о Фигаро, которая создавалась на протяжении двух десятилетий. Наибольшим успехом увенчалась вторая комедия «Безумный день. Или Женитьба Фигаро» (пост. 1784).

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1784)

Фигаро в этой пьесе стал старше и серьёзнее и это обусловлено большей глубиной и остротой её проблематики.

В «Севильском цирюльнике» конфликт в основном моральный – борьба за право на любовь и счастье между старым доном Бартоло и объединенными силами графа Альмавивы и Фигаро.

В «Женитьбе Фигаро» на первый план вышла социальная сатира.

В предисловии к комедии Бомарше отстаивает своё право на обличение общественных пороков и выступает с апологией Мольера и сатирической комедии. Бомарше: «Я полагаю, что без острых положений в драматическом действии, беспрестанно рождаемых социальной рознью, нельзя достичь на сцене ни высокой патетики, ни глубокой нравоучительности, ни истинного и благодетельного комизма»

При такой чёткости общественной позиции и воспитательной задачи пьесы, она явилась венцом развития французской просветительской драматургии.

В пьесе Бомарше сломал все комедийные каноны. Если обычный комический сюжет: господин женится, а слуга помогает ему, - то у Бомарше всё наоборот: женится слуга, а господин всеми силами пытается ему помешать, пуская в ход все средства: подкуп, авторитет и т.д. и ничего у него не получается.

В сфере любовных отношений проигрывался основной социальный конфликт эпохи и – у плебея победа.

Сюжет пьесы: граф Альмавива, женившийся на Розине, теперь уже скучает с любящей и верной женой. Фигаро – его слуга, и он собирается жениться на хорошенькой служанке графини – Сюзанне. Граф домогается любви Сюзанны, хочет воспользоваться феодальным правом первой ночи. Фигаро ведёт против графа ответную тайную войну, используя при этом в своих целях невинную симпатию графини к юному пажу Керубино и пылкую страсть Керубино к своей госпоже, и Фигаро одерживает полную победу.

Фигаро здесь уже не тот бесшабашный весельчак, каким был в первой комедии. В нём появились черты подлинно драматичные и высокие. У него есть четкая общественная позиция, сформировавшаяся как результат его бурной, нелёгкой жизни.

Фигаро выступает здесь как последовательный проводник авторской установки на социальное столкновение как основу драматического конфликта. Не случайно здесь образ Фигаро подкреплен ещё множеством народных персонажей – крестьян, слуг, пастухов, лесников. Они вмешиваются в действие, поддерживают Фигаро и создают атмосферу всеобщего подъёма и веселья. Особенно яркий персонаж – Сюзанна, достойная подруга Фигаро. Как комедийный персонаж она является возрождением традиции мольеровской субретки, которая в 18 веке была утрачена.

Бомарше сломал комедийный канон не только в построении интриги.

«Женитьба Фигаро» - не чисто комедийная пьеса, она объединяет в себе и комедию интриги и сатирическую комедию, и водевиль и чувствительную буржуазную драму (т.е. можно говорить о жанровом своеобразии пьесы). NB С сатирической сценой феодального суда в 3 акте соседствует сцена узнавания Фигаро его родителями.

Это обогащало пьесу и эмоционально, и идейно, т.к. обнаруживало в Фигаро новые черты, возвышающие его в глазах буржуазного зрителя (Фигаро оказывается ещё и нежным сыном).

Новаторской является и характерология в пьесе. Образы преодолевают одноплановость, строятся не на одной ведущей черте, а как сложные и достаточно противоречивые характеры.

Т.е. все новации Бомарше ведут к одному: к наиболее правдивому и жизненно достоверному отражению современной действительности, с целью более эффективного воздействия на зрителей.

Бомарше 4 года боролся за постановку своей пьесы. Её политическая острота вызывала противодействие властей. Но когда она наконец была поставлена, Бомарше испытал подлинный триумф.

В успехе комедии тесно переплелись художественное мастерство и злободневность. Бомарше показал свою неистощимость в изобретении комических ситуаций. Комедия насыщена переодеваниями, разоблачениями, каламбурами и т.д. и т.д. Действие движется с головокружительной быстротой, хитро закручивается, распутывается, снова запутывается, и всё это при непрерывном смехе. Граф Альмавива подвергается беспощадному осмеянию, попадает в нелепое положение. Смех выполняет в комедии ярко сатирическую социально-обличительную функцию. (Станиславский: «У Бомарше народ вооружен…очень сильно действующим оружием – смехом. Он уже не боится своих исконных врагов – аристократов. Он смеется над ними. А чтобы поскорее освободиться от них. Старается всемерно дискредитировать, посадить их в лужу, и в ту, которая поглубже, да погрязнее»). А речи самого Фигаро звучали как прямой вызов существующему порядку, основанному на социальном неравенстве.

Фигаро вынужден защищать от посягательств графа свое человеческое достоинство, свое право на счастье. Но он далеко не безоружен, он сознает свои силы. Он мысленно спорит с графом о Сюзанне: « Нет, ваше сиятельство! Вы её не получите!.. Думаете, что если вы из сильных мира сего, так уж, значит, и разумом тоже сильны?.. Знатное происхождение, состояние, положение в свете, видные должности – от всего этого немудрено возгордиться! А много ли вы приложили усилий, чтобы  достигнуть такого благополучия? Вы дали себе только труд родиться, только и всего…

Это не то, что я, черт побери! Я находился в толпе людей темного происхождения, и ради одного только пропитания мне пришлось проявить такую находчивость, какой за целый век не потребовалось бы для управления всеми Испаниями. А вы ещё хотите со мною тягаться!». Такие речи за несколько лет до революции воспринимались как боевые призывы.

В 1787 году вместе с итальянским композитором Сальери Бомарше написал оперу «Тарар» - настоящую просветительскую оперу, насыщенную революционной идейностью. В ней экзотический восточный сюжет раскрывает актуальные мысли, непосредственно касающиеся современной Франции. (противопоставление патриота и воина Тарара и деспота Атара).

В 1792 году Бомарше поставил третью часть трилогии о Фигаро – «Преступная мать». В пьесе очень силен элемент мелодрамы: острота, способная пощекотать нервы зрителя, который привык к острым зрелищам в жизни. На первый план здесь вышла графиня Альмавива, которая переживает свою невольную вину перед мужем. Здесь уже нет той глубины просветительской мысли, которая придавала значительность лучшим пьесам Бомарше. Драма «Преступная мать» не могла возродить славу писателя; но она всё же надолго вошла в репертуар французских театров. Сейчас трилогия о Фигаро известна в основном двумя первыми частями.

В России Бомарше активно ставился уже в XVIII веке. Правда, Екатерина II назвала комедию «Женитьба Фигаро» скучной, но едва ли была при этом искренней.

Очень любил Бомарше Пушкин. В «Моцарте и Сальери», он сравнивал действие его комедии с шампанским; в оде «К вельможе» проводил параллель между Фигаро и его автором, а в одной из статей подчеркивал революционный смысл его комедий. Бомарше вошел в историю литературы как выразитель духа буржуазной революции.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58694. Чергування голосних звуків о е і в коренях слів 56.5 KB
  Мета: вчити учнів правильно писати о е і в корені слова; формувати орфографічну навичку письма вміння визначати корінь в слові; розвивати навичку чіткого мовлення уваги мислення; сприяти виховуванню почуття поваги до старших.
58695. Леся Українки “Бояриня” 39.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів зі змістом твору, дослідити, як крізь призму особистого життя героїв розкрито трагедію рідного краю; розвивати творче мислення учнів, уміння аналізувати прочитане; виховувати любов до України, до її історичного минулого.
58696. Схоже і відмінне в кольорах. Порівняння предметів за кольором. Кольори. Вживання закінчень прикметників -й, -а, -е, -і 99 KB
  Мета: Продовжити засвоєння українських назв кольорів; збагачувати й активізувати словниковий запас учнів; удосконалювати орфоепічні вміння; формувати вміння вживати закінчення прикметників (-й, -а, -є, -і); порівнювати предмети за кольором; розвивати мовленнєві навички; виховувати любов до природи.
58697. Іменник. Загальне значення і граматичні ознаки іменника 8.41 MB
  Мета: розширювати і поглиблювати знання учнів про іменник як частину мови; познайомити з іменниками назвами істот та неістот їх характерними ознаками; з іменниками на позначення власних і загальних назв навчити розрізняти їх учити писати в великої літери власні іменники...
58700. Звязок іменників з прикметниками 444.5 KB
  Мета: розширити знання дітей про граматичний і смисловий зв’язок прикметників з іменниками; закріпити прийоми розпізнавання числа, роду, відмінка прикметників. Розвивати вміння будувати зв’язні розповіді га задану тему.
58701. Школьные правила 39 KB
  Цели Оборудование: проигрыватель, грамзапись с ритмической зарядкой; аудиозаписи: голоса птиц, школьных песен, “Урок поведения”, “Песня первоклашки”, Шадоус “Девушка в красном”; иллюстрация – “Зайчик”; игрушки – ёж, лесной медвежонок, зайчонок...
58702. Предмети, що мене оточують 20.96 KB
  Мета: ознайомити учнів з вживанням присвійного відмінка іменників; тренувати у вживанні структури thisis; повторити ЛО з теми «Шкільне приладдя»; розвивати в учнів фонематичний слух, мислення, память, увагу, комунікативні навички